Периодизация истории эстетики. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Периодизация истории эстетики.

2021-04-18 173
Периодизация истории эстетики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет изучения эстетики.

Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки – мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье – цель медицины, а ее предмет – и географическая среда, и химические соединения, и физические процессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики – весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

(В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс выделение ее в самостоятельную науку. У досократиков эстетика – одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика – это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона – вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика – аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен ("Эстетика", 1750-1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола "айстаномай" (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики – чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике – эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание. Для Канта предмет эстетики – прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до "обширного царства прекрасного", строже говоря, до "искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства". А свое назначение эстетика видит в определении места искусства в общей системе мирового духа Эстетика обосновывает художественные направления: так Л.И. Тик и Новалис заботятся о теоретическом обосновании романтизма; В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов – критического реализма, А. Камю, Ж.П. Сартр – экзистенциализма. Н.Г. Чернышевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности. Ленин, Троцкий, Сталин, Жданов, Мао в своих эстетических высказываниях стремились мобилизовать искусство на выполнение политических задач, поставленных партией.)

Классика (платон и сократ)

V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники.

IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики.

Эллинистическая

IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников).

 

Эстетика досократиков

Эстетика – это учение о прекрасном. В чем сущность прекрасного, как его понимали древние греки?

 

Для них самым главным в жизни были «не личность и не общество, как мы думаем теперь, не история, не человек, и не природа, а именно тело», тело человека, живое и красивое. Именно оно – мерило всего, идеальный образец, по которому строится мироздание.

Но раз это так, то все должно согласовываться с этим телом, быть с ним в гармонии, естественном равновесии. Тело, согласно древним грекам, состоит из четырех стихий – огня, воздуха, воды и земли. Прекрасное существует там, где эти четыре стихии находятся в полном соответствии, т.е. в гармонии между собой. Всеобщая красота, понятая как живое человеческое тело, есть античный бог. И таких богов – множество. Так, например, Зевс есть красивое человеческое тело как прообраз неба; Посейдон (Нептун) – красивое человеческое тело как прообраз воды и моря, Венера – любви и т.д.

Боги (как идеальные человеческие тела) обладают всеми человеческими страстями, пороками, ошибками. Они творят и добро, и зло, являются и силой, и бессилием. Эти боги суть именно боги, т.е. совершенные, всесильные, абсолютно мудрые, идеальные существа. Но в то же время они телесны, а поэтому – страстны, порочны, непостоянны – как люди, и даже больше, чем люди. Вот что такое красота в представлении древних греков, как ее описывает А. Ф. Лосев

Пифагорейство

Основатель пифагорейства – древнегреческий мыслитель Пифагор. Отсюда – его название. Он учил, что душа есть число; все тела – это числа, а числа – телесны; человек, природа, весь мир есть совокупность чисел. А красота существует только там, где есть числовая гармония. Мы говорим с вами о пифагорейском дионисизме (культе бога Диониса). Дионис – это божество рождающейся природы, переживающей экстаз от собственного рождения. Это оргиазм, от слова «оргия», буйный и бурный восторг. Природа в таком понимании есть бесконечная мощь, творческое изобилие и полнота жизни. Все это и есть красота.

Число есть душа гармонии. А что такое гармония? Это одно из основных понятий эстетики пифагорейцев. Это наиболее прекрасное. Она возникает из противоположностей. Это –«согласие разногласного». Это очень широкий термин. Гармония – не только в прекрасном, это и добродетель, и здоровье, и всякое благо, и даже бог. Все возникло из гармонии. Понятие гармонии как числовой структуры применялось пифагорейцами везде, начиная от богов, небес и космоса в целом, минуя природу и человеческие души и кончая арифметикой, геометрией и музыкой.

Гераклит

Расцвет его творчества приходится на 504–501 гг. до нашей эры. Главная идея его учения о прекрасном – это совпадение противоположностей. Космос Гераклита есть вечный хаос (беспорядок в отличие от космоса – порядка, красоты, гармонии) бурлящих противоположностей. У него «дана вечно тревожная, все определяющая музыка бытия. Тут все сурово, гордо, красиво, неприступно». Повсюду царит прекрасная безысходность. Бытие и жизнь, как бы прекрасны они ни были, есть «случайная куча сору». И это понимается интимно и глубоко.

Но космос – не просто куча мусора. Это еще и красота. А что такое красота для Гераклита? Красота есть космический огонь («весь мир есть огонь, мерами возгорающий, мерами потухающий», – говорит философ). Красота есть мысль, мышление, мудрость. Красота – это море бытия. Это гармония противоположностей (жизнь есть смерть, мир есть война, юность есть старость и т.п.). Красота есть вечность, космический ритм, блеск души; это символ, рождающийся в душе. А также время, необходимость, боги и судьба. Есть несколько прямых афоризмов у Гераклита, иллюстрирующих его понимание прекрасного: «Расходящееся сходится, и из различных тонов образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу». «Расходящееся есть возвращающаяся к себе гармония» и т. п.

Поэтому для Гераклита мир – не куча сора, рассыпанного как попало. Философ говорит о «прекраснейшем строе мира», и для него во всех живых существах есть «нечто естественное и прекрасное».

Демокрит

V-IV в. до н. э. Согласно его учению весь мир состоит из атомов – микроскопических неделимых частиц, непохожих одна на другую. А. Ф. Лосев так описывает эстетику Гераклита: находясь в вечном и непрерывном движении, атомы то сходятся, то расходятся, превращая бытие в вечно подвижную узорчатую ткань. Это «вечный калейдоскоп жизни; здесь нет ничего устойчивого, ничего крепкого и неподвижного, кроме нерушимости самих атомов». Это есть, по терминологии Лосева, своеобразный «узорчатый геометризм». Каждый атом максимально свободен в своих действиях. Однако, вместе с тем, этот космический танец атомов направляется какой-то неведомой силой и необходимостью, т.е. судьбой. Это вечный танец направляемых неизвестно кем атомов. Это «космический балет совершенно свободных и независимых друг от друга пляшущих атомов, за которыми кроется некий таинственный постановщик. Но, оказывается, что этот постановщик – сами атомы и объемлющая их пустота, и больше – ничего».

Приведем несколько характерных для Демокрита эстетических высказываний: «Прекрасное есть во всем равномерное, избыток и недостаток мне не нравится». «Красота тела звероподобна, если под ней нет ума». «Великие наслаждения получаются от созерцания прекрасных произведений».«Имеет право на существование та любовь, которая стремится к красоте бескорыстно». «Постоянно размышлять о прекрасном свойственно божественному уму». Цель жизни – это наслаждение прекрасным.

Софи́сты

(от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.  В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом.

 

Вывод. Для досократиков объектом искусства была именно природа и космос в целом, тогда как для Сократа интересна уже не природа, взятая сама по себе, но ее венец, завершение и высшее творение – сам человек. Если для досократиков космос был главным сосредоточием красоты и искусства, то для более поздних греков это положение несколько меняется. Досократики говорили о красоте, как о качестве мира.

 

Д. Писарев об эстетике.

Дми́трий Ива́нович Пи́сарев (2 [15] октября 1840, село Знаменское, Елецкий уезд, Орловская губерния [ныне Липецкая область], Российская империя — 4 [17] июля 1868, Дуббельн), Лифляндская губерния, Российская империя) — русский публицист и литературный критик, революционный демократ. По праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником

Своеобразным последователем Чернышевского в эстетике был и Писарев. Солидаризируясь со своим учителем, он утверждал, что «жизнь выше искусства» и «искусство не должно быть целью самому себе» (выступал ярым противником «чистого искусства»). От искусства он требовал «последовательного реализма», который видел в конкретной пользе искусства (особенно литературы) для решения социально-политических задач, например, в «осуществлении идеи общечеловеческой солидарности» или в работе на «благо народных масс». При этом он высоко ценил мастеров, ориентирующихся на высокую мечту («титанов воображения»), имея в виду, прежде всего, «мечту» о справедливом устройстве общества. Под влиянием позитивистских и материалистических идей он противопоставлял пользу красоте, полагая, что, «чем дальше человечество живет на свете и чем умнее оно становится, тем равнодушнее оно относится к чистой красоте тем сильнее дорожит теми атрибутами человеческой личности, которые сами по себе составляют деятельную силу и реальное благо»3. Опираясь на определения прекрасного Чернышевским, он делает акцент на их субъективной стороне («как мы ее (жизнь. — В.Б.) понимаем») и приходит к выводу, что красота лишена объективности, основывается на субъективных вкусах и пристрастиях, а поэтому неинтересна современному человеку — научно образованному материалисту и реалисту. Свою работу «Разрушение эстетики» (1865) он посвятил развенчанию эстетики как устаревшей и бесполезной дисциплине.

Предмет изучения эстетики.

Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки – мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье – цель медицины, а ее предмет – и географическая среда, и химические соединения, и физические процессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики – весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

(В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс выделение ее в самостоятельную науку. У досократиков эстетика – одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика – это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона – вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика – аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен ("Эстетика", 1750-1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола "айстаномай" (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики – чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике – эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание. Для Канта предмет эстетики – прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до "обширного царства прекрасного", строже говоря, до "искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства". А свое назначение эстетика видит в определении места искусства в общей системе мирового духа Эстетика обосновывает художественные направления: так Л.И. Тик и Новалис заботятся о теоретическом обосновании романтизма; В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов – критического реализма, А. Камю, Ж.П. Сартр – экзистенциализма. Н.Г. Чернышевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности. Ленин, Троцкий, Сталин, Жданов, Мао в своих эстетических высказываниях стремились мобилизовать искусство на выполнение политических задач, поставленных партией.)

Периодизация истории эстетики.

Первый этап развития теоретической эстетики начался в Древней Греции в 6 в. до н. э. и завершился в Новое время, в начале 18 столетия. Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства, о границах искусств носили теоретический характер. Этот этап распадается на несколько подпериодов:

античность (6 в. до н. э. – 5 в. н. э.);

средневековье (6 – 13 вв.);

Возрождение (14 – 16 вв.);

 начало Нового времени (частично Просвещение) (17 – 18 вв.).

 Своеобразие каждого под периода составляет влияние определённого фактора. В подпериод античности эстетика складывалась под влиянием философии, религиозная идеология, богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья, художественная практика – на эстетику Возрождения, политика, искусствоведение оказали мощное влияние на эстетику Просвещения. Своеобразие каждого из перечисленных подпериодов не ограничивается лишь влиянием конкретного внешнего фактора. Каждый из этих подэтапов имеет собственную внутреннюю историю – время становления данного типа эстетического сознания, время его расцвета, кризиса и подготовки нового периода.

2Второй этап истории эстетики (с 18 по середину 19 в.) – период по сравнению с первым этапом небольшой, но очень насыщенный, ёмкий. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии. На этом этапе преобладает влияние фактора внутренней логики развития науки.

3Третий этап истории эстетики начался в середине 19 в. и продолжается до сих пор. На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм, социология. Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии, превратить её в экспериментальную науку. С другой стороны, антропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику (не последнюю роль здесь играло реалистическое искусство). Её же подвергал критике марксизм, претендуя на построение подлинно научной эстетической теории.

Всё это расширяло эстетическую проблематику и создавало разные виды эстетики: физиологическую, социологическую, семиотическую, кибернетическую и др. И всё же именно философская эстетика является базовой для всех других её разновидностей.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.