Особенности сложных педагогических ситуаций — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Особенности сложных педагогических ситуаций

2021-04-18 154
Особенности сложных педагогических ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- профессиональная ответственность взрослого за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

 

- участники имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

 

- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

 

- различное понимание событий и их причин «глазами педагога» и «глазами ребенка», поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а обучающемуся – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

 

- педагогу следует помнить, что присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а данная ситуация приобретает воспитательный смысл;

 

- профессиональная позиция педагога обязывает взять на себя инициативу в разрешении острой ситуации и на первое место суметь поставить интересы ребенка как формирующейся личности;

 

- всякая ошибка педагога при разрешении ситуации порождает новые ситуации, в которые включаются другие ученики.

 

 

 

Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

 

1.Обнаружение наличия педагогической ситуации.

2.Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

3.Определение характера ее содержания.

4.Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

6.Дополнительная теоретическая и практическая подготовка педагога к решению возникших педагогических задач.

7. Выбор способов решения педагогических задач.

8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

 

Формы и методы преодоления сложной педагогической ситуации в ходе образовательного процесса

Очень большую роль играет умение педагога находить быстрый выход в сложных педагогических ситуациях. Решить сложную педагогическую ситуацию - это значит снять напряжение или конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.

Действия педагога

     
 


        Диагностические                          Исполнительные

Диагностические действия ориентированы на определение причины, которая является предметом острой педагогической ситуации. Выяснение причин организуется посредством системы интеллектуальных действий, в которую входят:

1. «Зондирование» - обращение к говорящему за уточнениями. Педагог с помощью уточняющих вопросов, наблюдения и других доступных ему диагностических процедур стремится получить информацию, нужную для успешного разрешения возникшего затруднения. Задавая вопрос: что вы хотите этим сказать? - он фокусирует говорящего на самом процессе говорения, а не на его личности.

2. «Пошатывание» и «раскачивание» - педагог делает пробные шаги по определению причины и степени прочности позиции, занятой учащимся в конкретной ситуации: «Покажите, объясните мне, почему это справедливо?». Одним из средств проверки на прочность позиции ребенка является пересказ педагогом услышанного. Ребенок, слушая как бы со стороны свой рассказ, может усомниться в правомерности занятой им позиции и причина возникшей проблемной ситуации решается.

3. «Эмоциональное отзеркаливание» происходит по формуле: ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ ГОВОРЯЩЕГО + ОТОБРАЖЕНИЕ СВОИХ ЧУВСТВ. Отражение чувств - это описание эмоциональных переживаний говорящего, которое помогает ему полнее осознать свое состояние. А отображение педагогом своих чувств способствует выражению своего отношения к собеседнику: «Мне кажется, что вы чувствуете... и мне близки ваши чувства». Освобождение от бремени невыраженных чувств способствует увеличению конструктивных усилий по решению проблемы.

4. Структурирование педагогом собственных знаний о ситуации, мысленное соотнесение новой ситуации с ранее встречавшейся. Суммирование знаний с последующим использованием их для решения проблемной ситуации. Структурирование знаний, а значит, мыслей, как своих, так и ребенка, позволяет предотвращать беспредметность, расплывчатость последующего разговора.

5. «Взвешивание» возможных способов воздействия на ребенка и определение среди них наиболее эффективного.

6. «Компенсация» - замещение недостаточного распознавания личности учащегося посредством установления причинно-следственных связей в его поведении. Педагог старается найти основную причину возникновения проблемы, выделить ее и иметь дело именно с ней, а не с личностью. Важно избегать оценочных отношений к ребенку.

Приведенный перечень действий, входящих в диагностическую систему, не является законченным и не реализуется именно в отмеченном порядке. Адекватность применения диагностических действий обеспечивает правильность анализа причин, по которым может возникнуть сложная педагогическая ситуация.

Исполнительные действия педагога направленны на решение сложных педагогических ситуаций и характеризуются разнообразием педагогических приемов. Неоднородность приемов выражается как в самом их содержании, так и в эффекте, достигаемом вследствие их реализации. Связь процесса и результата в ходе применения конкретного приема в существенной мере является неразрывной.

Решать педагогические ситуации административными мерами, такими как вызов родителей, приглашение на педсовет, обсуждение на комиссии, постановка на учет, применение репрессивных мер нужно очень осторожно и в крайних случаях.

Следовательно, педагогической задачей в разрешении ситуации выступает организация оптимального взаимодействия, а педагогической целью - формирование социально значимых качеств личности ребенка.

Выход из педагогической ситуации - проявление профессионализма педагога. Решая педагогическую ситуацию, он переводит ребенка из одного состояния в другое, устанавливает необходимый порядок и дисциплину, изменяет методику проведения занятия, формирует личность обучающегося. ««Решение педагогических ситуаций», - считает Л.Ф. Спирин, - позволяет по-новому структурировать педагогические знания, даёт возможность управлять педагогической деятельностью».

 

Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

1.Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.

2.Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.

 

 

3.Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.

4.Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.

 

5.Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.

6.Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства. Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!» Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели. На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец. После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1.Кто главный участник этого события и диалога?

2.В чем заключается причина конфликта?

3.Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения. Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

1.помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;

2.донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;         3.провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.