Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-04-18 | 174 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Номер этапа | Вид об работки | Форма обрабатываемой поверхности |
1 | Обработка металлов резанием | Обработка по точке |
2 | Обработка протяжкой, прокатом | Обработка по линии |
3 | Обработка штампом | Обработка по поверхности |
4 | Обработка по объему | Процесс кристаллизации |
История техники вскрывает связь между техникой и наукой, показывает, как под влиянием практических потребностей формируются научные положения и как наука развивает технику. Технику можно рассматривать как совокупность вещей и процессов, объединенных человеком в искусственно созданные системы, которые обладают элементами и структурой, необходимыми для того, чтобы эти искусственно созданные системы могли функционировать, быть использованы в качестве материальных средств целесообразной деятельности людей (прежде всего трудовой и особенно производственной).
Наряду с биологическим отношением, общим у человека со всей живой природой, у него возникает специфический вид материального взаимодействия с природой — процесс труда. Уровень развития орудий и средств труда определяет характер этого отношения. Понятие «производство» отражает тот факт, что трудовая деятельность человека носит производительный характер — в процессе труда создаются вощи, способные удовлетворить ту или иную человеческую потребность. Но люди, производя необходимые для жизни материальные блага, вместе с тем производят и воспроизводят свои общественные производственные отношения, в которые они вступают в процессе труда. Характер этих отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и потребностями развития их производительных материальных сил. Поэтому понятие «производство» выражает и то, что трудовая деятельность носит социальный характер, осуществляется в рамках материальных общественных отношений.
|
Таблица 2
Периоды развития техники
Номер периода | Название периода и его содержание | Хронологические рамки периодов |
1 | Возникновение, развитие и распространение простых орудий труда в условиях первобытнообщинного способа производства | 700-600 тыс. лет до н.э. — IV — III тысячелетия до н.э. |
2 | Возникновение, развитие и распространение сложных орудий труда в условиях рабовладельческого способа производства, приводимых в действие человеком | 4-3 тыс. лет до н.э. — IV-Vвв.н.э. |
3 | Развитие и распространение сложных орудий труда в условиях феодального способа производства, приводимых в действие силами природы | IV — V вв. н.э. — XIV — XV вв. |
4 | Возникновение предпосылок для создания машинной техники в условиях мануфактурного производства | XIV — XV вв. - конец XVIII в. — начало XIX в |
5 | Распространение рабочих машин на базе парового двигателя в условиях капиталистического способа производства | Конец XVIII в. — начало XIX в. —70-е годы XIX в. |
6 | Распространение системы машин на базе электропривода в условиях монополистического способа производства | 70-е годы XIX в. — начало XX в. |
7 | Возникновение, развитие и распространение автоматов и автоматизированных машинных систем | Начало XX в. — 60-е годы XX вв. |
8 | Возникновение, развитие и распространение информационных технологий | 60-е годы XX в. — начало XXI в. |
Понятие «способ» производства характеризует исторически конкретное, качественное определение производства. В то же время следует отметить, что во все периоды развития техники шло накопление и прибавление технических средств, многие из которых приняли застывшую форму (лук, весло, парус, ветряная мельница, молоток и т.д.). В этом смысле некоторые способы производства существуют и в наше время: ручная работа на гончарном круге, перевозка грузов на телеге и т.п.
|
Способ производства —это исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений. Способ производства является основой любой общественно-экономической формации. Смена одного способа производства другим происходит революционным путем.
Способ производства — материальная основа общественно-экономической формации, определяющая ее особенности, а изменения в способе производства определяют развитие общественно-экономических формаций, переход отодной функции к другой. Развитие способа производства подчиняется всеобщему социологическому закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил.
Производительные силы — система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе общественного производства. Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства. Каждой ступени производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. В процессе своего развития производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.
Приведем определение понятия «труд». Труд — это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает сам труд, предметы и средства труда. В процессе труда люди вступают в производственные отношения.
Производственные отношения — совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребителя. Производственно-экономические отношения отличаются от производственно-технических тем, что они выражают отношения людей через их отношения к средствам производства, т.е. отношения собственности. Производственные отношения придают всем общественным явлениям и обществу в целом исторически определенное социальное качество.
Производственные отношения являются социальной формой производительных сил. Производительные силы и производственные отношения вместе составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
|
Развиваясь, производительные силы перерастают рамки существующих производственных отношений и начинают тормозить дальнейшее развитие производства. Нарастает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, переходящее в конфликт. Он разрешается в социальной революции, уничтожающей устаревшие и утверждающей новые производственные отношения, соответствующие развивающимся производительным силам. Возникает новый способ производства.
§ 4 Развитие инженерного дела в России
История развития инженерного дела в России в целом отчетливо разделяется на пять периодов, каждый из которых характеризуется своими, четко очерченными временными границами и особенностями решаемых задач.
Первый период — зарождение инженерного дела. Его начало мо-жет быть отнесено к концу XVIII в., когда в Петербурге было открыто Горное училище. Примечательно, что среди изучаемых в этом учили-ще предметов, таких, как алгебра, механика, химия, гидравлика и т.д., встречается и «маркшейдерское искусство». Если учесть, что для дан-ного учебного заведения курс «Горное дело» является основным, на который ориентирована вся система предыдущего обучения, то стано-вится ясно, что профессиональная подготовка специалистов в XVIII — XIX вв. оценивалась как своего рода техническое искусство. В 1809 г. в Петербурге было открыто высшее техническое учебное заведение, в названии которого впервые появляется слово инженер, — Институт инженеров путей сообщения. Собственно же развитие высших техни-ческих учебных заведений как образовательной системы можно отнес-ти лишь ко второй половине XIX в. В 60-с годы в Риге открывается политехнический институт, а Московское ремесленное учебное заве-дение и Петербургский практический технологический институт полу-чают статус высших учебных заведений. Таким образом, первым приз-наком зарождения инженерной деятельности в России можно считать появление высших технических учебных заведений.
|
Вторым и наиболее важным признаком зарождения инженерной деятельности в России является то, что именно в эти годы к процессу технического обучения привлекаются широкие слои общественности страны. Создается Вольное экономическое общество с Техническим отделением, а затем, в 1866 г., в Петербурге Русское техническое об-щество. С 1867 г. в этом обществе начала работу постоянная Комис-сия по техническому образованию. Тогда же стали регулярно изда-ваться журналы «Техническое образование» и «Труды Комиссии по техническому образованию».
К этому времени сформировался пока еще немногочисленный, но уже прочно вставший на самостоятельный путь развития инженерный корпус России, выделяющийся своей интеллектуальной спецификой, эрудицией, фантазией и вместе с тем математической логикой мыш-ления. Эта социальная группа составила особую, как бы сословную часть российского социума.
Для нас важным является то обстоятельство, что в первой четвер-ти XIX в. слово «инженер» широко употреблялось в обыденной речи жителей Петербурга, что свидетельствует о начале процесса форми-рования в XIX в. на территории России нового и особого социального слоя — инженеры (период зарождения).
Второй период, который можно назвать становлением инженерной деятельности, приходится на начало 90-х годов прошлого — конец 20-х годов нашего столетия.
Какие признаки характеризуют период становления инженерной де-ятельности? Прежде всего бурное развитие самой техники, связанное с изобретением и внедрением в производство принципиально новых технологических процессов. Источником этого развития явились раз-работки отечественных и зарубежных ученых. Следствием же было интенсивное развитие системы высшего технического образования в России.
Самым важным признаком действительного становления инже-нерной деятельности было проведение съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Их первый съезд состоялся в декабре 1889 — январе 1890 г.г. Характерно, что на съездах обсуждались те узловые вопросы подготовки специалистов, которые связаны с обучением инженерной деятельности. Фактически впервые в мире, а не только в России, возникла тенденция к. научно-му подходу в формировании инженерных дисциплин, пришло осозна-ние специфики и особой роли высшей технической школы в развитии общества.
Еще одним признаком периода становления инженерной дея-тельности можно считать переход от привилегированного, во многом уникального, положения инженера в обществе к инженерной дея-тельности как массовому явлению. К 30-м годам в СССР насчиты-валось уже около ста высших технических учебных заведений. Инженерная деятельность, сохраняя свою престижность, становится доступной широким слоям населения.
|
Таким образом, развитие промышленности, в первую очередь тяжелой индустрии, участие передовых ученых страны в становлении высшей школы и организация широкой системы высших технических учебных заведений определили отчетливо выраженные особенности периода становления инженерной деятельности в России как периода неуклонного подъема престижа инженера и инженерного труда.
Переходя к анализу третьего периода истории развития инженер-ного дела в России — периода социализации, следует сразу же ого-вориться, что период этот чрезвычайно сложный и противоречивый для осознания. Поэтому он будет рассмотрен не столько для выявле-ния его общих характерных признаков, сколько для ответа на вопрос: когда и как началось падение престижа инженерной профессии в России?
Подлинное понимание процессов, произошедших в этот период, невозможно только лишь на основе информационно-статистических отчетов. Началась новая, небывалая в истории человечества эпоха уничтожения, и не в переносном, а в прямом смысле этого слова, всего культурного слоя страны.
Сталинская же эпоха уничтожения инженеров достаточно четко может быть разделена на три этапа. Первый этап — саботаж— нача-ло Советской власти (1917— 1926 гг.); второй этап — вредительство, начиная с Шахтинского дела (1927 г.), и, наконец, третий этап—«раскрытие» организаций типа Промпартии.
Зарождаются и развиваются два параллельных процесса: 1) насаж-дение недоверия к научно-технической интеллигенции с целью ее полной ликвидации или подчинения властям; 2) переход к тех но-кратизму (придание особой значимости производственным практикам, фактически полная ликвидация гуманитарного начала в системе подготовки инженеров).
Основное социальное противоречие данного периода с полным основанием может быть обозначено как исторический нонсенс. Ликвидация высококультурных, действительно интеллигентных «ста-рых» инженерных кадров с одновременной подготовкой «новых» ин-женеров из среды рабочих и крестьян, т.е. инженеров первого поко-ления, которые в силу объективных обстоятельств не могли иметь ни высокого уровня общей культуры (обстоятельства жизни), ни условий для ее приобретения (советская система обучения), ни возможностей для саморазвития (преследование властей за любое инакомыслие), — этот процесс является основным признаком периода социализации.
Четвертый период — это период своего рода экстенсификации инженерной деятельности. Он относится к концу 50-х — началу б0-х годов. Основной признак данного периода — увеличение количества выпускаемых втузами инженеров. Во всех втузах вводятся вечерние формы обучения, расширяется сеть заочных факультетов. Второй признак — развитие узких инженерных специальностей.
Возвращаясь к третьему периоду развития инженерного дела, обратим внимание на одну присущую этому периоду особенность. Характерный для современного инженерного дела признак развития появляется к концу 30-х годов, начинает свой рост в 40-е годы и получает достаточно бурное развитие к концу экстенсификационного периода, т.е. в 70-е годы. Специально для раскрытия этого признака дадим следующее определение.
Под социализацией инженерной деятельности следовало бы пони-мать не политизацию и не идеологизацию ее в духе устава КПСС, но своеобразный дискретный переход, скачок, от преимущественно чисто технократической ее детерминации к общесоциальной ее обуслов-ленности; т.е. переход от инженерной деятельности, формирующейся под влиянием в основном изобретений новых образцов техники, к ин-женерной деятельности, обусловленной общеэкономическими, обще-культурными и другими социальными факторами. И здесь мы неиз-бежно выходим на проблему количества и качества подготовки.
К концу 30-х годов потребность в отечественных инженерных кад-рах была в основном удовлетворена. Вопрос количества был решен. Однако «машина воспроизводства инженеров» продолжала работать с прежней интенсивностью. В 1985 г. в народном хозяйстве СССР работало в 3,2 раза больше инженеров, чем в США. При этом выпуск инженеров не снижался. Наоборот, в том же 1985 г. втузы страны выпустили инженеров в 2 раза больше, чем США, Япония, ФРГ и Франция вместе взятые. Производительность труда в СССР, по официальным источникам, составляла около 60% от производи-тельности труда в США. В действительности же эта цифра завышена, и особенно в части интеллектуального труда. По некоторым данным, производительность труда инженерно-технических работников (ИТР) была ниже в 20 — 30 раз. И этому ость косвенное подтверждение. В то время в отечественной промышленности работало инженеров в 5 раз больше, чем техников.
Поэтому уже в середине 70-х годов в печати все активнее стали звучать высказывания представителей научно-технической общест-венности о необходимости изменения системы подготовки инженеров.
Однако истоки «качественно-количественной» проблемы подготов-ки специалистов с высшим техническим образованием следует искать в более раннем периоде. Промышленное производство передовых в техническом отношении стран к 40-м годам XX в. достигло такого уровня мощностей, который фактически исчерпывал возможности используемых в то время технологий. От экстенсивного развития необходимо было переходить к интенсивному. А такой путь уже невозможен за счет «лобового» увеличения технических параметров.
На первое место выдвинулась инновационная деятельность принципиально нового типа. Возникла острая необходимость в таких новшествах, которые отвечают требованию разработки прин-ципиально новых способов производства, новых конструкций машин и механизмов. На первый план вышло изобретательство как массовый общественный феномен. Именно к этому периоду относится повсеместное развитие патентных ведомств, вплоть до создания в каждой фирме (предприятии, институте) своих собственных патентных подразделений. Вторая мировая война явилась мощным катали-затором этого процесса. Причем начал активно расти промышленный шпионаж (неизбежный спутник научно-технического прогресса), направленный в первую очередь на заимствование наиболее значимых изобретений, вернее их ноу-хау. Соединенные Штаты Америки оказались в этом смысле дальновиднее всех своих и союзников и врагов. Они превратили в «импортный товар» самих разработчиков новой технологии и техники.
В краткой форме указанные процессы могут быть определены с помощью следующего тезиса. Социальный заказ определил требо-вания к промышленному производству. В свою очередь промыш-ленность, вынужденная перестраиваться, предъявила новые требова-ния к уровню инженерных разработок, что потребовало изменений характера инженерной деятельности. Именно этот процесс мы связываем с «социализацией инженерной деятельности».
С учетом сказанного и для четкой фиксации рассмотренных поня-тий введем соответствующее определение. Инженерная деятель-ность — это иеятельность по интеллектуальному обеспечению процессов создания искусственных систем в соответствии с со циотехническими потребностями общества.
Следующим признаком четвертого периода является возникнове-ние новых и интенсивное развитие уже известных методов научно-технического творчества (НТТ). Несмотря на достаточно длительную историю возникновения самих методов, до этого периода они никогда не были «рабочим инструментом» собственно инженера. В 40-х же и 50-х годах методы НТТ не только получаютвсебольшее распро-странение, но и оформляются в действенную методологию научной и технической деятельности. Соединение понятий «научный» и «техни-ческий» также имеет свое основание. И ключом к пониманию этого ос-нования является раскрытие содержания одного из этапов социа-лизации инженерной деятельности-
Социотехнические запросы общества, придавшие особую значи-мость инновационной, творческой, в конечном итоге изобретательской деятельности инженера, потребовали от инженерного корпуса не столько самих научных знаний, важность которых для инженера никто не отрицал, но и умения использовать эти знания. Воспитание такого умения, в свою очередь, потребовало систематизации и клас-сификации многовекового опыта человечества в области научно-технических исследований. Простых исторических примеров гени-альных деятелей, таких, как Архимед и Микеланджело, сочетавших в своей работе выполнение функций ученого, художника, инженера, исполнителя, и все на уровне высокого искусства, было уже недо-статочно, нужен был четкий и хорош о разработанный аппарат для оперативного решения многочисленных производственно-технических задач. Это было реальное и весьма сильное социально-историческое требование того времени. И такой аппарат был создан. В современ-ном варианте его принято обозначать как методологию научно-технического творчества.
Методы НТТ начали проявляться одновременно в самых различ-ных странах и отраслях науки и техники. Однако воспользоваться этими методами оказалось не так-то просто. Выяснилось, что практи-чески все они требуют знаний и умений, носящих междисциплинарный характер, а как раз такого типа знаний и умений высшая школа не давала. Естественным образом возникло особое направление обу-чения, имевшее в различных странах разные формы, смысл которых можно раскрыть с помощью понятия «школы изобретательства». Все они относились к постдипломному варианту образования, т.е. фак-тически занимались тем, что пытались уже сложившийся во втузе тип мышления узкого специалиста, «инженера по специализации», пере-делать в подлинно инженерное мышление, с характерным для него универсально-прагматическим подходом к решению задач.
Понимание необходимости формирования нового научно-техни-ческого мышления привело к активному развитию системного подхода и системного анализа, о чем свидетельствуют многочисленные пуб-ликации и создание специальных научных подразделений, занимав-шихся системными исследованиями. Процесс этот приходится на 50 б0-е годы и характеризует второй этап периода экстенсификации инженерной деятельности. К 70-м годам наступает третий этап, свя-занный с практическими попытками изменения системы подготовки инженеров.
Таким образом, потребность оперативного решения большого количества научно-технических задач, необходимость качественного изменения системы подготовки инженеров, развитие методологии НТТ также определяют признаки периода, обозначенного в соответствии с общегосударственной политикой СССР как период экстенсификации и иже мерного дела.
Процесс преобразования инженерной деятельности продолжается и в настоящее время. С середины 80-х годов 20 века мы стали свидетелями начала нового периода в истории инженерного дела в России — периода все возрастающей гуманизации инженерной деятельности. Под гуманизации инженерной деятельности следует понимать выход на первый план среди всех социальных факторов человеческого фактора, в том числе и главным образом — экологи-ческого фактора в самом широком смысле этого слова. При всей важности таких общесоциальных факторов, как экономические, юридические, политические и т.д., они не только не устраняют господ-ства технократии в жизни индустриально развитого общества, но даже создают эйфорию техники. Выход же на первый планчеловеческого фактора в принципе должен устранить всего, чтопрепятствуетчело-веку стать полным хозяином в своем общественномдоме, в своем «эко».
В заключение дадим четкое разделение периодов развития инже-нерной деятельности с помощью их классификационных признаков. Приведенная ниже краткая характеристика каждого периода включает основные и дополнительные признаки периодов, а также временной диапазон их действия.
Для первого периода «Зарождение инженерного дела» (1820— 1860-е гг.) в качестве основного признака выделяются появление и развитие на территории России промышленного производства. Допол-нительными признаками этого периода служат появление первых выс-ших технических учебных заведений, привлечение к учебному процес-су в качестве преподавателей ведущих отечественныхученых, начало формирования нового социального слоя — инженеры.
Второй период «Становление инженерного дела» (1880— 1920-е гг.) характеризуется прежде всего организацией системы высших технических учебных заведений. Особенность данного периода — изобретение и внедрение в промышленность принципиально новых технологических процессов, что обусловило бурный рост промыш-ленного производства на территории России. В аграрной стране складываются предпосылки для интенсивного роста производства. К разряду наиболее существенных признаков этого периода можно отнести также широкое общественное движение ученых по объединению научно-технических сил России.
Третий период «Социализация инженерной деятельности» (1925 — 1950-е гг.) связан прежде всего с трансформацией инженерного дела из класса привилегированных профессий в профессию если не мас-совую, то широко распространенную, обычную и доступную. Уникаль-ной особенностью этого времени становится ликвидация или отстра-нение от работы старых «буржуазных» инженерных кадров и замена их на новые — пролетарские (инициатива сверху) с одновременной «идеологизацией» инженерного дела. Еще более уникальной особенностью периода является зарождение отечественных методов научно-технического творчества (инициатива снизу).
Четвертый период «Экстенсификация инженерной деятельности» (1960 — 1980-е гг.), или иначе— погоня за количеством в ущерб качеству, связан прежде всего с резким увеличением числа высших технических учебных заведений и количества как сам их студентов, так и специальностей, по которым их готовят. Продолжается процесс технократизации обучения, его дегуманизации. В обществе начина-ется и к концу периода принимает широкие масштабы явление падения престижа инженерной профессии. Положительными призна-ками периода можно считать организацию на территории-СССР системы патентных служб и ведомств (государственная политика) и разработку методологии научно-технического творчестве; (силами энтузиастов — ученых и изобретателей).
Пятый период «Гуманизация инженерной деятельности» (ориентиро-вочно с 1990 г.) в качестве основного признака имеет новые условия инженерной деятельности, а именно выдвижение на первый план технологических, экологических и социальных задач. Особенностями периода являются: процесс гуманитаризации высшего технического образования, введение в обучение методологии научно-технического творчества, появление и развитие «социальных технологий.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!