Литература (основная и дополнительная)
- Угринович Н. Д. Информатика: Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Практикум по информатике и информационным технологиям / под ред. Н. Д. Угриновича. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Задачник-практикум по информатике в 2-х частях: Учебное пособие для средней школы / Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
Аппаратные средства
- мультимедийные компьютеры,
- локальная сеть;
- мультимедиа проектор;
- принтер;
- сканер;
- телекоммуникационный блок.
Программные средства:
- операционная система;
- файловый менеджер;
- геоинформационная система;
- почтовый клиент;
- браузер;
- программа интерактивного общения;
- редактор web-страниц;
- растровый графический редактор;
- векторный графический редактор;
- система автоматизированного проектирования;
- звуковой редактор;
- видеоредактор;
- текстовый процессор;
- программа создания публикаций;
- табличный процессор;
- ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
- материалы авторской мастерской Н. Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Календарно-тематическое планирование по предмету «Информатика и ИКТ» Класс: 10 класс
Количество часов за год: всего 34 часа (+ 1 час резерв), в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 4 практических работ 26.
Планирование составлено на основе программы: Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ, Базовый уровень: учебник для 10 класса, 11-е издание,
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -216 с.
П/п
Тема урока
(этап проектной или исследовательской
Деятельности)
|
Количество
Часов
|
Тип
Урока
|
Элементы
Содержания
|
Требования к уровню
подготовки
Обучающихся
|
Элементы
Дополни-
Тельного
Содержа-
Ния
|
Вид
Контроля
|
Д/з
|
Дата
Проведения
| план
| факт
|
Введение
|
1
| Вводный инструктаж по
ТБ в кабинете информатики
Инструктаж ТБ на
рабочем месте.
Информация и информационные процессы.
|
1
|
УОНМ
| Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации.
| Уметь рассчитывать количество информации.
Приводить примеры информационных процессов в живой, неживой природе и технике.
Определять информационный объем сообщения алфавитным и содержательным методом.
| Решение задач на определение количества информации
|
ФО,
беседа
|
Введение
стр. 7-11,
конт-
рольные вопросы.
|
1-5
сен-
тября
2020
|
10 кл.
______
|
Глава 1. Информационные технологии (14 часов)
|
2
| Кодирование текстовой информации
|
1
|
УОНМ
| Количество информации, двоичное кодирование информации в компьютере. Кодировки знаков, кодовые таблицы.
| Знать, как кодируется информация в компьютере, формулу определения количества информации, различные кодировки знаков.
|
|
ФО
|
п.1.1.1
стр. 7-11,
конт. вопросы
|
7-12
сен-
тября
2020
|
10 кл.
______
|
3
| Практическая работа №1.1: «Кодирование русских букв».
|
1
|
УПЗУ
| Кодировки знаков, кодовые таблицы.
| Уметь кодировать символы русского алфавита в различных кодировках (Windows, MS-DOS, ISO, Unicode, КОИ-8)
|
|
ПР – 1.1
|
повторить пр.р.№1.1 стр.15-17
|
14-19
сен-
тября
2020
|
10 кл.
______
|
4
| Создание документов в текстовых редакторах
|
1
|
УОНМ
| Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. Текст как информационный объект. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов.
| Знать интерфейс, основные инструменты и команды текстового редактора.
Уметь создавать, сохранять и печатать документы.
|
|
ФО
|
п.1.1.2
стр. 17-21,
конт. вопросы
|
21-26
сен-
тября
2020
|
10 кл.
______
|
5
| Форматирование документов в текстовых редакторах
|
1
|
КУ
| Параметры страницы. Структурные элементы текста. Форматирование параметров текста.
| Иметь представление о форматировании текста.
|
|
ФО
|
п.1.1.3
стр. 21-24,
конт. Вопросы
|
28-3
октяб
-ря
2020
|
10 кл.
______
|
6
| Практическая работа №1.2: «Создание и форматирование документа».
|
1
|
УПЗУ
| Форматирование текста
| Уметь форматировать текст по заданным параметрам и в различных текстовых процессорах.
|
|
ФО,
ПР – 1.2
|
повторить п.1.1.2,
п.1.1.3,
пр.р.№1.2
стр: 17-28
|
5-10
октяб
-ря
2020
|
10 кл.
______
|
7
| Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов
Практическая работа №1.3: «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Интерфейс, основные инструменты компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов.
Онлрйновый компьютерный словарь.
| Знать интерфейс, основные инструменты и команды компьютерных словарей.
Уметь использовать онлайновые компьютерные словари для перевода текстов, использовать различных направлений перевода.
|
|
ФО,
ПР – 1.3
|
п.1.1.4
пр.р.№1.3
стр: 28-31,
конт. Вопросы
|
12-17
октяб
-ря
2020
|
10 кл.
______
|
8
| Системы оптического распознавания документов.
Практическая работа №1.4: «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Системы оптического распознавания документов, форм.
Сканирование и распознавание документа.
| Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате. Уметь сохранить документ и вывести на печать.
Уметь отсканировать «бумажный» документ и преобразовывать его в электронный, использовать различные параметры сканирования.
|
|
ФО,
ПР – 1.4
|
п.1.1.5,
пр.р.№1.4
стр: 32-36,
конт. вопросы
|
19-24
октяб
-ря
2020
|
10 кл.
______
|
9
| Контрольная работа №1 «Кодирование и обработка текстовой информации»
|
1
|
КЗУ
| Основные приемы обработки текстовой информации.
| Уметь создавать структурированный текст, используя базовые возможности текстового процессора.
|
|
КР
|
повторить
п.1.1,
стр: 14-36
|
5-7
ноября
2020
|
10 кл.
______
|
10
| Кодирование графической информации
Практическая работа №1.5: «Кодирование графической информации».
|
1
|
УОНМ
УПЗУ
| Пиксель, растр, разрешающая способность, глубина цвета, графически режимы монитора, видеопамять, графические редакторы, форматы графических файлов.
Разрешение экрана в dpi.
| Находить информационный объем графического изображения, находить соответствие между глубиной цвета и количеством отображаемых цветов.
Области применения компьютерной графики.
Уметь устанавливать различное разрешение экрана монитора.
|
|
ФО,
ПР – 1.5
|
п.1.2.1,
пр.р.№1.5
стр: 36-39,
конт. вопросы.
|
9-14
ноября
2020
|
10 кл.
______
|
11
| Растровая графика
Практическая работа №1.6: «Растровая графика».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Основные понятия растровой графики, форматы файлов, применение растровой графики.
Графические редакторы, форматы графических файлов.
| Знать основные характеристики растровой графики.
Осуществлять геометрические преобразования в растровом графическом редакторе, сохранять графические изображения в различных форматах.
|
|
ФО,
ПР – 1.6
|
п.1.2.2
пр.р.№1.6
стр: 39-52,
конт. вопросы.
|
16-21
ноября
2020
|
10 кл.
______
|
12
| Векторная графика
Практическая работа №1.7: «Трехмерная векторная графика».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Основные понятия векторной графики, форматы файлов, применение векторной графики.
Создание трехмерной графики в различных графических редакторах.
| Знать основные характеристики векторной графики.
Создавать трехмерные тела, устанавливать различные параметры трехмерных изображений
|
|
ФО,
ПР – 1.7
|
п.1.2.3,
пр.р.№1.7
стр: 52-59,
конт. вопросы.
|
23-28
ноября
2020
|
10 кл.
______
|
13
| Практическая работа №1.8: «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».
|
1
|
УПЗУ
| Системы компьютерного черчения, основные чертежные объекты
| Уметь строить основные чертежные объекты
|
|
ПР – 1.8
|
повторить
пр.р.№1.8
стр: 59-69
|
30-5
декаб
-ря
2020
|
10 кл.
______
|
14
| Практическая работа №1.9: «Создание флэш-анимации».
|
1
|
УПЗУ
| Флэш-анимация, параметры, алгоритм создания.
| Уметь создавать флэш-анимацию.
|
|
ПР – 1.9
|
повторить
пр.р.№1.9
стр: 69-72
|
7-12
декаб
-ря
2020
|
10 кл.
______
|
15
| Контрольная работа №2 «Кодирование графической информации»
|
1
|
КЗУ
| Основные приемы обработки графической информации.
| Уметь создавать изображения, используя базовые возможности растрового и векторного редакторов.
|
|
КР
|
повторить
п.1.2,
стр: 36-72
|
14-19
декаб
-ря
2020
|
10 кл.
______
|
16
| Кодирование звуковой информации.
Практическая работа №1.10: «Создание и редактирование оцифрованного звука».
|
1
|
УОНМ
УПЗУ
| Аналоговая, дискретная форма, дискретизация, пространственная дискретизация. Временная дискретизация звука.
Интенсивность, частота, громкость звука; частота дискретизации, глубина кодирования звука.
| Понимать принцип представления звуковой информации в памяти компьютера. Понимать зависимость объема памяти от глубины кодирования и частоты дискретизации.
Знать характеристики, влияющие на качество оцифрованного звука.
|
|
ФО,
ПР – 1.10
|
п.1.3,
пр.р.
№1.10
стр: 72-76,
конт. вопросы
|
21-26
декаб
-ря
2020
|
10 кл.
______
|
17
| Компьютерные презентации
Практическая работа №1.11: «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Презентация, слайд, запуск презентации
| Понимать назначение программ подготовки презентаций. Называть основные информационные объекты, которые можно поместить на слайд. Знать порядок создания гиперссылок.
Создавать интерактивную мультимедийную презентацию.
|
|
ФО,
ПР – 1.11
|
п.1.4,
пр.р.
№1.11
стр: 76-85,
конт. вопросы
|
11-16
января
2021
|
10 кл.
______
|
18
| Практическая работа №1.12: «Разработка презентации «История развития ВТ».
|
1
|
УПЗУ
| Презентация, слайд, запуск презентации
| Создавать интерактивную мультимедийную презентацию.
|
|
ФО,
ПР – 1.12
|
повторить
пр.р.
№1.12
стр: 85-91
|
18-23
января
2021
|
10 кл.
______
|
19
| Представление числовой информации с помощью систем счисления
Практическая работа №1.13: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Представление числовой информации в различных системах счисления.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
| Знать способы представления числовой информации в различных системах счисления. Знать особенности позиционных и непозиционных систем счисления.
Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую; выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления.
|
|
ФО,
ПР – 1.13
|
п.1.5.1,
пр.р.
№1.13
стр: 91-96,
конт. вопросы
|
25-30
января
2021
|
10 кл.
______
|
20
| Электронные таблицы
Практическая работа №1.14: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
| Знать назначение и функции электронных таблиц. Иметь представление об элементах электронных таблиц.
Уметь вводить данные и изменять данные в готовой таблице.
Уметь, используя адресацию в таблице, задавать абсолютные и относительные ссылки
|
|
ФО,
ПР – 1.14
|
п.1.5.2,
пр.р.
№1.14
с. 96-102,
конт. вопросы
|
1-6
февра
-ля
2021
|
10 кл.
______
|
21
| Построение диаграмм и графиков
Практическая работа №1.15: «Построение диаграмм различных типов».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Диаграмма, типы диаграмм. Ряды данных и категории.
| Знать основные типы и параметры диаграмм.
Строить диаграммы различных типов, уметь изменять параметры диаграмм.
Уметь табулировать функцию и строить ее график
|
|
ФО,
ПР – 1.15
|
п.1.5.3,
пр.р.
№1.15
с. 102-113,
конт. вопросы
|
8-13
февра
-ля
2021
|
10 кл.
______
|
22
| Контрольная работа №3 «Кодирование числовой информации»
|
1
|
КЗУ
| Основные приемы обработки числовой информации.
| Применять навыки обработки числовых данных, форматирования таблиц и построения диаграмм в среде табличного процессора.
|
|
КР
|
повторить
п.1.5,
с. 91-113
|
15-20
февра
-ля
2021
|
10 кл.
______
|
Коммуникационные технологии
|
23
| Локальные компьютерные сети
Практическая работа №2.1: «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
|
1
|
УОНМ
УПЗУ
| Передача информации, источник, приемник, информационный канал, пропускная способность канала, локальная сеть, топология сети.
Общий доступ в локальной компьютерной сети.
| Знать основную характеристику передачи информации — пропускную способность.
Понимать назначение локальной сети. Знать различные топологии сети и их отличия.
Уметь предоставить общий доступ к принтеру в локальной сети компьютерного класса.
|
|
ФО,
ПР – 2.1
|
п.2.1,
пр.р.
№2.1
с. 115-122,
конт. вопросы
|
22-27
февра
-ля
2021
|
10 кл.
______
|
24
| Глобальная компьютерная сеть Интернет
Практическая работа №2.2: «Создание подключения к Интернету».
|
1
|
УОНМ
УПЗУ
| Глобальная Сеть. Сервер. Провайдер. Сайт.
Типы подключения к Интернету.
| История «Интернет».
Знать аппаратную и программную организацию глобальной сети. Иметь представление о способах подключения к Интернет, достоинства и недостатки. Основных интернет-провайдеров города.
Уметь настраивать соединение и подключение к Интернет.
|
|
ФО,
ПР – 2.2
|
п.2.2,
пр.р.
№2.2
с. 122-126,
с. 132-138,
конт. вопросы
|
29-5
марта
2021
|
10 кл.
______
|
25
| Подключение к Интернету
Практическая работа №2.3: «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Аппаратное и программное обеспечение интернет-подключения, способы подключения.
IP-адрес, доменная система имен, маршрутизация.
| Уметь определять оптимальный тип подключения в зависимости от аппаратного подключения и точек доступа.
Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя).
Знать некоторые имена доменов верхнего уровня. Понимать назначение протокола передачи данных.
|
|
ФО,
ПР – 2.3
|
п.2.3,
пр.р.
№2.3
с. 126-131,
с. 138-139,
конт. вопросы
|
7-12
марта
2021
|
10 кл.
______
|
26
| Всемирная паутина
Практическая работа №2.4: «Настройка браузера».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Всемирная паутина, адрес Web-страницы, браузеры.
Параметры настройки браузера.
| Иметь представление об информационных ресурсах, предоставляемых сетью Интернет.
Понимать назначение WWW и способы доступа к web-ресурсам сети Интернет.
Производить настройку браузера.
|
|
ФО,
ПР – 2.4
|
п.2.4,
пр.р.
№2.4
с. 140-146,
конт. вопросы
|
14-19
марта
2021
|
10 кл.
______
|
27
| Электронная почта
Практическая работа №2.5: «Работа с электронной почтой».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Электронная почта, почтовый сервер.
Учетная запись, создание, отправки и получение сообщения.
| Знать правила переписки по электронной почте.
Уметь создавать почтовый ящик, создавать и отправлять сообщение, делать приложения к письмам.
|
|
ФО,
ПР – 2.5
|
п.2.5,
пр.р.
№2.5
с. 146-155,
конт. вопросы
|
28-2
апреля
2021
|
10 кл.
______
|
28
| Общение в Интернете в реальном времени
Практическая работа №2.6: «Общение в реальном времени в глобальной и локальной компьютерных сетях».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Интерактивное общение, мобильная связь.
Обмен текстовыми сообщениями, аудио и видеообщение, интернет-телефония.
| Знать какие формы общения существуют в реальном вреени.
Уметь организовать коммуникацию с помощью форумов, чатов, телеконференций.
|
|
ФО,
ПР – 2.6
|
п.2.6,
пр.р.
№2.6
с. 156-167,
конт. вопросы
|
4-9
апреля
2021
|
10 кл.
______
|
29
| Файловые архивы
Практическая работа №2.7: «Работа с файловыми архивами».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Сервер файлового архива, менеджеры загрузки, FTP-клиент.
| Уметь сохранять для индивидуального использования информационные объекты из Интернет и ссылки на них.
Уметь создавать и распаковывать архив.
Производить загрузку файла и передачу их с локального компьютера на удаленный сервер.
|
|
ФО,
ПР – 2.7
|
п.2.7,
пр.р.
№2.7
с. 168-176,
конт. вопросы
|
11-16
апреля
2021
|
10 кл.
______
|
30
| Радио, телевидение и
Web-камеры в Интернете.
Геоинформационные системы в Интернете.
Практическая работа №2.8: «Геоинформационные системы в Интернете
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Технологии
Интернет-вещания.
Типы и назначение геоинформационных
систем в Интернете.
Интерактивные карты.
| Способы передачи данных.
Знать основные отличия и приемущества различных типов ГИС.
Использовать ГИС для поиска объекта.
|
|
ФО,
ПР – 2.8
|
п.2.8,
п.2.9,
пр.р.
№2.8
с. 176-184,
конт. вопросы
|
18-23
апреля
2021
|
10 кл.
______
|
31
| Поиск информации в Интернете
Практическая работа №2.9: «Поиск в Интернете».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Поиск по ключевым словам, поиск в каталогах, поиск с использованием специализированной системы поиска файлов.
| Уметь делать простые и составные запросы, использовать специализированные системы поиска файлов.
|
|
ФО,
ПР – 2.9
|
п.2.10,
пр.р.
№2.9
с. 184-194,
конт. вопросы
|
25-30
апреля
2021
|
10 кл.
______
|
32
| Электронная коммерция в Интернете
Практическая работа №2.10: «Заказ в Интернет-магазине».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Формы электронной коммерции.
Интернет-магазин.
| Знать основные характеристики форм электронной коммерции.
Делать заказ в интернет-магазине.
|
|
ФО,
ПР – 2.10
|
п.2.11,
пр.р.
№2.10
с. 194-199,
конт. вопросы
|
5-14
мая
2021
|
10 кл.
______
|
33
| Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
Основы языка разметки гипертекста.
Практическая работа №2.11: «Разработка сайта с использованием web-редактора».
|
1
|
КУ
УПЗУ
| Электронные библиотеки, энциклопедии, переводчики, словари.
Html-код, web-сраница, тэги языка.
Таблица тэгов.
| Уметь использовать онлайновые библиотеки, словари, переводчики и энциклопедии.
Назначение тэгов.
Создавай простой html-код web-страницы.
|
|
ФО,
ПР – 2.11
|
п.2.12,
п.2.13,
пр.р.
№2.11
с. 199-208,
конт. вопросы
|
16-21
мая
2021
|
10 кл.
______
|
34
| Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»
|
1
|
КЗУ
| Основные понятия по теме
| Знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети, осуществлять поиск информации в Интернете.
|
|
КР
|
повторить
гл.2,
с. 114-208
|
23-28
мая
2021
|
10 кл.
______
|
Повторение
|
35
| Информация и ее кодирование.
Технология обработки графической, текстовой и звуковой информации.
Обработка числовой информации.
Системы счисления.
Принципы
организации и функционинирования компьютерных
сетей, адресации в сети.
Поиск информации в Интернете
|
1
|
УОСЗ
| Количество информации. Двоичное кодирование.
Основные приемы обработки текстовой информации. Основные приемы обработки графической информации.
Основные приемы обработки числовой информации.
Система счисления, основание, алгоритм перевода чисел, двоичная арифметика.
Аппаратные и программные средства организации и функционирования сети.
Поиск по ключевым словам, поиск в каталогах, поиск с использованием специализированной системы поиска файлов.
| Определять информационный объем сообщения алфавитным и содержательным методом.
Понимать принцип двоичного кодирования различных видов информации.
Применять навыки обработки числовых данных в среде табличного процессора.
Применять навыки обработки графической данных в среде растровых и векторных графических редакторов. Использование мультимедийных приложений.
Применять навыки обработки числовых данных в среде табличного процессора.
Иметь представление о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера, уметь выполнять арифметические действия в позиционных системах счисления.
Знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети, осуществлять поиск информации в Интернете.
Уметь делать простые и составные запросы, использовать специализированные системы поиска файлов.
|
|
|
|
май
2021
|
10 кл.
______
|
Всего за год: 34 - 35 часов.
|
|
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПЗУ – урок применения знаний и умений
КЗУ – контроль умений и знаний
КУ – комбинированный урок
ФО – фронтальный опрос
КР – контрольная работа
ПР – практическая работа