Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-01-31 | 140 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» трактует самодеятельный туризм как «путешествия с использованием активных способов передвижения, организованные туристами самостоятельно», и провозглашают приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности наряду с внутренним и выездным туризмом поддержку и развитие социального и самодеятельного туризма.
До 1990 г. самодеятельный туризм существовал как общественное движение и реализовывался через разнообразную систему туристских клубов Советов по туризму и экскурсиям Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, в структуре которого существовало Управление самодеятельного туризма, а также через клубы туристов и туристские секции, существовавшие на крупных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях.
В 1989 г. число клубов достигало в РСФСР более 700. При клубах функционировало более 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тыс. туристских секций и комиссий. В самодеятельный туризм было вовлечено около 7 млн человек, включая всех участников туристских походов: оздоровительных, выходного дня, спортивных и т.д., а также провести походы, слеты и соревнования для примерно 15 млн человек. При этом численность участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий по туризму составило около 140 тыс. человек. Все мероприятия самодеятельного туризма финансировались из средств советов профсоюзов.
В 1989 г. на нужды самодеятельного туризма было выделено около 6 млн руб.
|
В настоящее время все прежние структуры управления спортивного туризма прекратили свое существование. Количество туристских клубов уменьшилось до 200-250. На их базе продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Организационно спортивное туристское движение возглавляется Туристско-спортивным союзом России (ТССР), в который входит около 70 областных, краевых и республиканских союзов (федераций) спортивного туризма.
ТССР имеет информационные и методические связи с системой детско-юношеского туризма России, финансируемого Минобразованием России. По оценкам экспертов ТССР, объем финансирования самодеятельного туризма из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников составил около 3 млрд руб.
Движение самодеятельного туризма взаимодействует с альпинистским, скаутским, военно-патриотическим и другими общественными движениями.
Классификация самодеятельного туризма представлена на рис. 14.1 (с. 191).
На рисунке видно, почему самодеятельный туризм иногда называют и самодеятельным спортивно-оздоровительным туризмом. Если при занятиях организованным самодеятельным туризмом ставятся спортивные цели (получение спортивных разрядов и званий), а походы и путешествия проводятся по классифицированным спортивным маршрутам, то этот раздел самодеятельного туризма носит название спортивного туризма.
Классификация соревнований в спортивном туризме представлена на рис. 14.2.
Разряды и звания в спортивном туризме присваиваются в двух видах туристско-спортивных мероприятий:
· соревнования по спортивным походам,
· соревнования по туристскому многоборью.
При присвоении званий или разрядов руководствуются Единой Всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК), а также «Правилами проведения соревнований туристских спортивных походов» и другими нормативными документами по спортивному туризму, утвержденными Туристско-спортивным союзом России.
|
Кроме спортивных званий и разрядов самодеятельные туристы могут быть награждены:
· почетным знаком «Выдающийся путешественник России»;
· значком «Турист России»;
· значком «Юный турист».
Почетным знаком «Выдающийся путешественник России» награждаются отечественные и зарубежные туристы, внесшие значительный вклад в развитие самодеятельного и спортивно-оздоровительного туризма, с опытом работы не менее 20 лет. Награждение производится национальной туристской администрацией России по представлению ТССР.
Значком «Турист России» награждаются туристы, достигшие 12-летнего возраста и выполнившие установленные нормы путешествий, а также туристские и спортивные организации, учебные заведения и коллективы физической культуры предприятий, учреждений и организаций.
В зависимости от уровня подготовки (начального, базового, специализированного или высшего) аттестуются следующие категории работников:
· организатор спортивного туризма;
· гид-проводник спортивного туризма;
· инструктор спортивного туризма, а также гиды-проводники и инструкторы спортивного туризма международного класса.
Рис. 14.1. Классификация самодеятельного туризма
Источник. Сборник «Русский турист». - М., 1998.
Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг. приведены в сборнике Туристко-спортивного союза России «Русский турист».
Путешествия должны проводиться в соответствии с законодательством России и страны, по которой проходит маршрут, Гаагской декларацией по туризму, Хартией туризма, Кодексом путешественника и Правилами проведения туристских спортивных походов.
Рис 14.2. Классификация соревнований в спортивно-оздоровительном туризме Источник. Сборник «Русский турист». - М., 1998.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что входит в понятие «самодеятельный туризм»?
2. Дайте определение спортивному туризму.
3. Каковы задачи и цели туристско-спортивного союза России?
4. По каким направлениям классифицируется самодеятельный туризм?
5. Какими знаками отличия награждаются самодеятельные туристы?
ГЛАВА 15
Квалификационные требования к некоторым профессиям и должностям работников туристской индустрии
Из материалов ВТО следует, что одно из 15-17 рабочих мест в мире относится к сфере индустрии туризма. Для сравнения - расчеты экспертов показывают, что в России примерно 1 рабочее место из 300 может быть отнесено к сфере туризма, в Москве -1 из 130. Согласно экспертным оценкам ВТО в индустрии туризма занято около 130 млн человек, что составляет около 7% общей занятости.
|
В области национального и международного туризма российским турфирмам приходится конкурировать с четко организованным туризмом зарубежных фирм, опирающимся на устоявшиеся правовые нормы, признаваемые большинством крупнейших туроператоров, владельцев гостиниц и перевозчиков. В большей мере это может быть отнесено к странам Европейского союза, имеющим развитую правовую базу туристской деятельности и достаточно разветвленную систему профессиональной подготовки персонала, отвечающую международным стандартам. Анализ деятельности отечественных туристских фирм, гостиниц и ресторанов показывает, что уровень подготовки персонала, качество предоставляемых в них услуг уступают общепринятым на Западе мировым стандартам. Российские образовательные стандарты подготовки специалистов туристской индустрии также существенно отличаются от образовательных стандартов Америки и Европы. Есть отличия в методических аспектах образования, технической оснащенности учебных заведений, а также наименованиях профессий и должностей работников, занятых в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса.
Целью профессионального обучения является подготовка персонала для выполнения определенной работы. Традиционно профподготовка осуществлялась в школах, колледжах и институтах. Существует также и профподготовка работников, осуществляемая внутри туристского предприятия, гостиницы, ресторана. Анализ кадрового потенциала предприятий туризма таких крупных туристских центров России, как Москва и Санкт-Петербург, показывает, что, за редким исключением, работники либо вообще не имеют высшего специального туристского образования (как правило, это удостоверение о повышении квалификации), либо получили отрывочные знания на краткосрочных платных семинарах и курсах.
|
В последнее время положение несколько изменилось. В ряде вузов России при обучении по специальностям «экономика», «менеджмент», «организация и управление» (по отраслям) открыты специализации «экономика международного туризма», «менеджмент туризма и гостиничного хозяйства», «менеджмент социально-культурной сферы и туризма» и ряд других. Некоторые вузы страны обращают внимание на коммерческие курсы Американской ассоциации отелей и мотелей, которые, как правило, обучают за дополнительную плату на языке оригинала. Новейшим информационным технологиям в сфере туризма обучают также по отдельным специальным курсам.
Как правило, производительность труда в туристском секторе остается достаточно низкой. Это зависит от того, что большая часть рабочей силы индустрии туризма является временной и малоквалифицированной.
Для гостиничного и ресторанного секторов, а также для индустрии туризма в целом Международная организация труда (МОТ) выделяет серию общих характеристик, касающихся занятости.
· Высокий процент работников, занятых неполный рабочий день.
· Высокий процент временных работников.
· Значительное количество женского персонала имеют контракты на неполный рабочий день (более 50% в гостиничном и ресторанном секторах в Бельгии, Франции, Швейцарии, Австралии).
· Небольшое количество женщин, находящихся на ответственных должностях.
· Значительное присутствие (в развивающихся странах) иностранного персонала в основном на ответственных должностях.
· Большое количество малоквалифицированной молодежи и студентов, работающих по временным контрактам.
В табл. 15.1 представлены данные по занятости в туристском секторе по отношению к общей занятости в некоторых странах мира.
Т а б л и ц а 15.1
Страна | Процент занятости |
Колумбия | 25,1 |
Италия | 21,1 |
Испания | 20,2 |
Греция | 17,6 |
Франция | 17,1 |
Турция | 8,7 |
В большинстве стран мира применяются три основные системы оплаты труда, основанные на:
· долевом участии в продажах;
· фиксированной заработной плате независимо от прибыли организации;
· установлении минимальной заработной платы, помимо которой выплачивается процент от прибыли организации, зависящий от доли участия (или фиксированный минимум).
Последняя из перечисленных систем оплаты труда используется в Германии, Швеции, Испании, Турции, Швейцарии.
Следует выделить основные проблемы, стоящие на пути к развитой образовательной системе в сфере туризма:
· стихийный рост туристской деятельности в большинстве стран и его несогласованность с другими видами деятельности;
· большое количество средних, малых и семейных предприятий:
· сезонность туристской деятельности, разнообразие предоставляемых услуг и ряд других проблем.
|
По данным РАТА средняя численность работников турфирм составляла в Москве 12 человек, Санкт-Петербурге - 17, в Приморское крае - 6 человек. Распределение турфирм по интервалам численности занятых составляет: до 3 человек - 12%, 3 - 5 человек - 51; 6 -10 человек - 24; 11 - 30 человек - 9; более 31 человека - 4%.
Требования к курсам общего и профессионального обучения, их продолжительность, объем специальных теоретических и практических знаний зависят от уровней подготовки: элементарного, среднего и продвинутого (высшего). Гармонизация подготовки специалистов сферы туризма и гостиниц является одной из целей Европейского союза.
Из известных учебных заведений Европы, готовящих специалистов для туризма, большая часть приходится на средние профессиональные школы, лицеи и колледжи ресторанного хозяйства Англии, Франции, Бельгии и Голландии. Основной акцент при обучении в средних специальных учебных заведениях делается на приобретение практического опыта работы в гостиницах и ресторанах на базе основного общего образования (продолжительность обучения составляет 10-12 лет). Получение специального профессионального туристского образования с получением сертификата о присвоении квалификации требует дополнительного (от 4 до 8 лет) обучения. Общие специальные знания включают такие дисциплины, как экономика, иностранный язык, бизнес, бухучет, юриспруденция, социально-психологические знания, специфические технологии менеджмента и ряд других, с тремя уровнями подготовки. При этом уровень необходимых специальных знаний зависит от занимаемой должности или выбранной профессии. В России, как правило, специальная профессиональная подготовка не востребована. В ряде нормативных документов она заменяется опытом работы на туристском предприятии (в том числе такие требования выдвигаются при проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, а также при лицензировании туристских предприятий и гостиниц).
В международной практике используется Международная стандартная классификация профессий (МСКП-88), иногда называемая Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ). МСКП-88 используется для сопоставимости данных в экономической статистике, статистике отрасли, а также для создания национальных классификаций профессий, занятий и должностей. Классификационной единицей при этом является профессия, которая определяется как совокупность задач и обязанностей, выполняемых одним лицом. При классификации профессий в группы применяются два параметра: уровень квалификации и профессиональная специализация. Уровень квалификации определяется масштабом и сложностью выполняемых функций, а профессиональная специализация приобретается в системе общего образования и профессиональной подготовки.
Матрица профессионального образования в России применительно к сфере туризма и гостиничного хозяйства представлена в табл. 15.2.
В Перечне направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденном приказом Минобразования России от 8 ноября 2000 г. № 3200, непосредственно к сфере индустрии туризма могут быть отнесены следующие специальности и специализации:
· экономика и управление народным хозяйством (сфера услуг) со специализациями туризма, гостиничное хозяйство, транспорт и др.
· «менеджмент» со специализацией «гостиничный и туристский бизнес»;
· «социально-культурный сервис и туризм» со специализациями: «туризм и гостиничное хозяйство»; «ресторанный и гостиничный сервис»; «музейно-выставочные услуги».
Для определения примерного перечня основных профессий и должностей работников индустрии туризма были использованы действующие российские и зарубежные нормативные и методические материалы, перечисленные ниже.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94. Классификатор состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих. Он содержит примерно 5000 профессий рабочих и 2500 должностей служащих без описания их функциональных обязанностей. В табл. 15.3 приведен перечень основных профессий рабочих и должностей служащих применительно к сфере туристского и гостиничного бизнеса в соответствии с указанным выше классификатором.
Справочник тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на предприятиях потребительского рынка и услуг, разработанный в 1996 г. Департаментом потребительского рынка и услуг правительства Москвы и Горкомом профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации.
Сборник материалов Европейского центра профессионального образования (CEDEFOP—European Centre for the Development of Vocation Training) «Профессии в туристском секторе» («Occupations in the tourist sector»), выпущенный в Берлине в 1994 г. Он содержит сравнительный анализ профессий персонала, применяемых в сфере туризма, гостиничного и ресторанного хозяйства в девяти государствах Европейского союза: Бельгии, Германии, Дании, Испании, Франции, Греции, Италии, Португалии и Великобритании. Структура и функции индустрии туризма представлены на рис. 15.1. В работе «Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса», опубликованной в 1997 г. на основе анализа приведенных выше методических материалов и экспертных оценок практических работников отечественного туризма приводятся также служебные обязанности 27 наиболее распространенных в туризме, гостиничном и ресторанном бизнесе руководителей и работников, а также рассмотрены требования к курсам общего и профессионального образования, продолжительности обучения применительно к трем уровням: элементарному, среднему и продвинутому (высшему).
Т а б л и ц а 15.2
Матрица профессионального образования
Учебное заведе-ние | Учреж-дения дошко-льного образо-вания, началь-ная школа
| Основная общая школа, полная средняя школа (гимназия, лицей)
| Профес-сиональ-ные учи-лища и другие образо-ватель-ные учреж-дения | Учреждения среднего профессио-нального образования (техникум, колледж)
| Институт, академия, университет
| Послевузов-ское образование
| Допол- нитель- ное образо- вание | |||||||||
Уровень образо-вания
| Профес-сиона-льная ориен-тация
| Профес-сиональная подготовка | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | Аспи-ран- тура
| Докто-ран-тура
| Пере- подго- товка, повы- шение квали- фикации
| ||||||||||
осно-вное обра-зова-ние
| сред-нее полное общее обра- зова- ние | нача-льное
| сред- нее (сред-нее спе-циаль-ное), I сту- пень
| про-дви-нутое, II сту- пень
| Высшее | |||||||||||
I уро- вня
| II уро- вня (базо-вое)
| III уро-вня
| ||||||||||||||
Сроки обуче-ния (норма-тив)
| 2 го-да
| 3 го-да
| 5-6 лет
| 2-3 года
| 1-3 года
| 3,5 года1 (1 год 10 мес., 10 мес.)2
| 4,5 года (2 года 10 мес. на основе осно-вного обще-го об-разо-вания) | не менее 2 лет
| не менее 4 лет
| не ме-нее 6 лет
| 3-4 года
| 1-3 года
| 1-2 года7 | |||
Продолжение
Документ об обра- зовании | 1. АТТЕСТАТ об окончании ШКОЛЫ, ЛИЦЕЯ, ГИМНАЗИИ 2. УДОСТО- ВЕРЕНИЕ о получении профессии (профориентация, начальная профессиональ-ная подготовка) | СЕРТИ- ФИКАТ | ДИПЛОМ | 1. Свиде- тельство о непол- ном выс- шем образо-вании3 2. Диплом о непол- ном выс- шем обра- зовании4 | Диплом о выс- шем образо- вании с присво-ением степени БАКА-ЛАВРА | 1. Ди-плом о выс-шем обра-зова- нии5 2. Ди-плом о выс-шем обра-зова-нии6 | Ди-плом о при- свое-нии степе-ни КАН-ДИ-ДА-ТА НАУК | Ди-плом о при- свое-нии степе-ни ДОК-ТОРА НАУК | 1. Диплом о втором высшем образова- нии5 2.Удосто-верение о повы-шении квалифи- кации 3. СПРА-ВКА |
______________________
1 На основе среднего полного общего образования.
2 На основе среднего специального или высшего образования.
3Свидетельство о неполном высшем образовании, академическая справка установленного образца.
4Диплом о неполном высшем образовании с объемом и содержанием полученного образования.
5 Диплом о высшем образовании с указанием квалификации специалиста типа «инженер», «менеджер», «учитель», «экономист» и т. д.
6 Диплом о высшем образовании с присвоением квалификации «магистр».
7 Конкретные нормативные сроки обучения устанавливает федеральный государственный орган управления, при этом они могут быть сокращены с учетом предшествующего образования учащегося.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ
И ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ СФЕРЫ ТУРИСТСКОГО
И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
Т а б л и ц а 15.3
Профессии рабочих
Код | Контрольное число | Наименование профессии | Код выпуска ЕТКС | Код поОКЗ |
11176 | 9 | Бармен | 55 | 5123 |
11301 | 6 | Буфетчик | 55 | 5123 |
11695 | 5 | Горничная | 01 | 9132 |
12901 | 4 | Кондитер | 55 | 7412 |
16399 | 4 | Официант | 55 | 5123 |
19599 | 5 | Швейцар | 01 | 9152 |
Должности служащих
Код | Контрольное число | Наименование профессии | Код категории | Код поОКЗ |
20019 | 7 | Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок | 3 | 4221 |
20025 | 2 | Агент по приему заказов на билеты | 3 | 4221 |
20028 | 6 | Агент по розыску грузов и багажа | 3 | 4133 |
20031 | 8 | Агент по снабжению | 3 | 3416 |
20032 | 2 | Агент рекламный | 3 | 3415 |
20063 | 8 | Администратор гостиницы (дома отдыха) | 2 | 3431 |
20065 | 7 | Администратор дежурный | 2 | 3431 |
20560 | 8 | Генеральный директор предприятия | 1 | 1210 |
20606 | 6 | Гид-переводчик | 2 | 2444 |
21269 | 2 | Дежурный по этажу (гостиницы, кемпинга, пансионата) | 3 | 4224 |
21353 | 4 | Директор (заведующий) гостиницы (кемпинга, пансионата) | 1 | 1210 |
21410 2149 21593 | 9 4 4 | Директор комплекса (оздоровительного, спортивного, туристского) Директор (заведующий) предприятия общественного питания Директор фирмы | 1 1 1 | 1210 1210 1210 |
Продолжение
Код | Контрольное число | Наименование профессии | Код категории | Код поОКЗ |
21605 | 3 | Директор центра (инженерного, музейно-выставочного, научно-методического, научно-технического творчества, по оценке качества сельскохозяй- ственных культур, стандартизации, метрологии, сертифика- ции и др.) | ||
1 | 1225 | |||
22194 | 2 | Заведующий этажом гостиницы | 1 | 1225 |
22896 | 8 | Инспектор | 2 | 3449 |
22998 | 4 | Инспектор по туризму | 2 | 3414 |
23116 | 1 | Инструктор-методист по туризму | ||
2 | 2359 | |||
23539 | 3 | Консультант по экономическим вопросам | ||
2 | 2441 | |||
24053 | 1 | Менеджер (в обществен-ном питании и гостинич- ном обслуживании) | ||
1 | 1225 | |||
24054 | 6 | Менеджер (на транспорте, в связи, материально- техническом снабжении и сбыте) | ||
1 | 1226 | |||
24062 | 0 | Менеджер в финансово- экономических и административных подразделениях (службах) | ||
1 | 1231 | |||
24063 | 5 | Менеджер (в подраз- делениях (службах) управления кадрами и трудовыми отношениями) | ||
1 | 1232 | |||
24071 | 5 | Менеджер (в рекламно- информационных подразделениях (службах)) | ||
1 | 1234 | |||
24107 | 4 | Метрдотель (администратор торгового зала) | ||
2 | 3429 |
Продолжение
Код | Контрольное число | Наименование профессии | Код категории | Код по ОКЗ |
24412 | 3 | Начальник агентства (рекламно-информационного, транс- портно-экспедиционного и др.) | 1 | 1226 |
24505 | 6 | Начальник дирекции международных и туристских перевозок | 1 | 1226 |
24684 | 3 | Начальник отдела (на предприятиях общественного питания, в гостиницах) | 1 | 1225 |
24693 | 2 | Начальник специализированного отдела в прочих отраслях | 1 | 1229 |
24698 | 5 | Начальник отдела по маркетингу и сбыту продукции | 1 | 1233 |
25327 | 9 | Оператор механизированного расчета в гостинице | 3 | 4211 |
25379 | 6 | Организатор путешествий (экскурсий) | 2 | 3414 |
25531 | 0 | Переводчик | 2 | 2444 |
25584 | 3 | Специалист по кадрам | 2 | 2412 |
25627 | 7 | Портье | 3 | 4224 |
25790 | 3 | Президент | 1 | 1110 |
26088 | 3 | Референт | 2 | 3431 |
26165 | 0 | Руководитель (туристской группы) | 2 | 2359 |
26617 | 5 | Спортсмен-инструктор | 2 | 3475 |
27610 | 5 | Шеф-повар | 1 | 1225 |
27728 | 8 | Экономист | 2 | 2441 |
27765 | 9 | Экскурсовод | 2 | 3414 |
Примечания:
1. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94. Издание официальное Минтруда России, Госстандарта России. - М: Издательство стандартов, 1995 г. Принят и введен в действие с 1 января 1996 г. постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367.
2. Код категории:
1 - руководители;
2 - специалисты;
3 - служащие.
3. ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
4. ОКЗ - Общероссийский классификатор занятости.
Рис. 15.1. Структура и функции индустрии туризма
(по CEDEFOP-указателю)
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 1999 г. были утверждены «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии», срок действия которых был до 31 декабря 2001 г. Квалификационные требования были разработаны в рамках деятельности проекта ЕС/ТАСИС «Укрепление учебной базы для индустрии туризма». В общих положениях данного документа сказано, что «с введением настоящих квалификацилнных требований не отменяются действующие в туристской индустрии на соответствующие виды работ тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих и квалификационные характеристики должностей специалистов и служащих, включенные в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (КС)». К сожалению, основные знания и навыки, необходимые для
В табл. 15.4 приведено соотношение основных профессий и должностей по Общероссийскому классификатору ОК 016-94 и указателю CEDEFOP.
Т а б л и ц а 15.4
№ п/п | Наименование должности по CEDEFOP-указателю | Код по CEDEFOP | Российское наименование должности по ОК 016-94 | Код |
Сектор 1. Гостиница/Ресторан | ||||
1 | Генеральный менеджер | RG-1 | Директор (заведующий) гостиницы | 21353 |
2 | Менеджер по приему гостей | RF-1 | Начальник отдела в гостиницах (начальник отдела приема и размещения) | 24684 |
3 | Сотрудник службы приема и размещения | RF-2 | Инспектор (инспектор по размещению) | 22866 |
4 | Заведующий хозяйством | RH-1 | Начальник отдела в гостиницах (начальник хозяйственного отдела) | 24684 |
5 | Горничная | RH-2 | Горничная | 11695 |
6 | Менеджер по питанию и напиткам | RR-1 | Директор (заведующий) предприятия общественного питания (директор ресторана) | 21498 |
7 | Главный шеф-повар | RC-1 | Главный шеф-повар | |
8 | Шеф-повар | RC-2 | Шеф-повар | 27610 |
9 | Метрдотель | RS-1 | Метрдотель | 24107 |
10 | Официант | RS-2 | Официант | 16399 |
11 | Старший официант по винам | RS-3 | Официант (старший официант по винам) | 16399 |
12 | Менеджер бара | RB-1 | Менеджер в общественном питании (менеджер бара) | 24053 |
13 | Бармен | RB-2 | Бармен | 11176 |
Продолжение
№ п/п | Наименование должности по CEDEFOP-указателю | Код по CEDEFOP | Российское наименование должности по ОК 016-94 | Код | |
Сектор 2. Фирма-туроператор | |||||
14 | Генеральный менеджер фирмы- туроператора | AG-1 | Генеральный директор предприятия (генеральный директор фирмы-туроператора) | 20560 | |
15 | Менеджер по производству туристских услуг | АР-1 | Директор фирмы (директор фирмы-туроператора) | 21593 | |
16 | Референт по производству туристских услуг | АР-2 | Референт (референт фирмы- туроператора) | 26088 | |
17 | Менеджер по продажам, перевозкам и бронированию | AV-1 | Менеджер на транспорте, в связи, материально- техническом снабжении и сбыте (менеджер по продажам, перевозкам и бронированию) | 24054 | |
18 | Референт по продажам, перевозкам и бронированию | AV-2 | Референт (референт по продажам, перевозкам и бронированию) | 26088 | |
Сектор 3. Турагентство (сектор по связя с общественностью/ отдел продвижения турпродукта) | |||||
19 | Генеральный менеджер турагентства | PG-1 | Начальник агентства (генеральный директор турагентства) | 24412 | |
20 | Руководитель отдела маркетинга | PS-1 | Начальник отдела по маркетингу и сбыту продукции (руководитель отдела маркетинга) | 24698 | |
21 | Консультант по объединению компаний и франшизе | PS-2 | Консультант по экономическим вопросам (консультант по объединению компаний и франшизе) | 23539 | |
Продолжение
№ п/п | Наименование должности по CEDEFOP-указателю | Код по CEDEFOP | Российское наименование должности по ОК 016-94 | Код |
22 | Исполнительный директор по вопросам развития туризма | PS-3 | Начальник специализированного отдела в прочих отраслях (руководитель отдела по вопросам развития туризма) | 24693 |
23 | Специалист по организации конференций | PS-4 | Специалист по организации конференций | |
24 | Турлидер, сопровождающий группы, турменеджер | РА-1 | Руководитель туристской группы (турменеджер, турлидер) | 26165 |
25 | Организатор поездки / представитель турфирмы | РА-2 | Организатор путешествий (экскурсий) (специалист по планированию деятельности турагентства) | 25379 |
26 | Организатор во время поездки/ сопровождающий | РА-3 | Организатор путешествий (экскурсий) (специалист по организации деятельности турагентства) | 25379 |
27 | Гид | РА | Гид-переводчик, экскурсовод | 20606, 27765 |
выполнения должностных обязанностей, приведенных в так называемых профессиональных стандартах почти не корреспондируются с требованиями Государственных образовательных стандартов Минобразования России, используемых для подготовки специалистов гостиничного и туристского бизнеса.
Таким образом, впервые в практике обучения работников индустрии туризма появляется возможность оценить направленность и уровень российского и международного образования, сопоставить знания и умения, необходимые для занятия той или иной должности в индустрии туризма, гостиничного и ресторанного хозяйства.
Структура российских предприятий туристской индустрии и перечень должностей в ней несколько отличаются от структуры перечня, положенного в основу классификации CEDEFOP.
Должностные обязанности российского персонала, как правило, разрабатываются предприятием самостоятельно на основе опыта и квалификации руководителя. Современные отечественные нормативные документы лишь затрагивают некоторые аспекты кадровой деятельности турфирм, гостиниц и ресторанов. Одним из документов в этой области является Распоряжение заместителя премьера правительства Москвы от 20 марта 1998 г. № 224-РЗП, которым в Москве введена единая система аккредитации гидов-переводчиков (экскурсоводов) с выдачей аккредитационной карты, подтверждающей квалификацию гида-переводчика и даю
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!