Парменид : бытие и мышление. Апории Зенона. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Парменид : бытие и мышление. Апории Зенона.

2021-03-18 100
Парменид : бытие и мышление. Апории Зенона. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Парменид (540 – 515 гг до н.э) считается учеником Ксенофанта. Свои воззрения он изложил в поэме, состоящей из двух частей и мистического вступления, написанного от лица безымянного юноши. Впервой части поэмы повествуется учение об истинном умопостигаемом бытии; во второй части Парменид рисует более правдоподобную картину обманчивого мира явлений.

 

Для Парменида мыслимы два допущения: 1) "То, что есть — есть, то, чего нет, — нет”. Иногда это еще называют первой формулировкой закона тождества. 2) "Мыслить — то же, что быть”, или в другой формулировке, философской: "Мышление и бытие — одно и то же”.

Пример: помыслить можно что угодно, какую угодно химеру, кентавра, леших, но из этого не следует, что они на самом деле существуют. Но попробуйте представить себе кентавра, состоящего из несуществующих частей. Кентавра мы представляем себе как некое существо, состоящее из лошади и человека, т.е. из того, что существует. Все, что вы будете мыслить, будете мыслить только на основе существующего. Попробуйте помыслить несуществующее, т.е. небытие. Не несуществующую вещь, а небытие. Этого вы не сможете сделать.

Выводы, которые следуют из философии Парменида, настолько противоречат здравому смыслу, что тут же может появиться стремление обвинить его и сказать, что между доказанным и существующим в действительности нет ничего общего, разум — это не бытие, и его выводы не могут служить основой для бытия. Именно поэтому с самого начала Парменид указывает, что мыслить — это то же, что быть, что логические аргументы относятся не просто к области разума, но и к области бытия, и то, что мы с вами исследуем при помощи разума, непосредственно относится к бытию.

 

Из первого тезиса следуют такие выводы: поскольку существует лишь то, что существует, а то, что не существует, не существует, поэтому существует только бытие. Если существует только бытие, то оно неделимо. Бытие может быть разделено на части только в том случае, если между частями бытия есть небытие. Но небытия нет. Поэтому бытие одно и множества вещей нет. Даже если бы мы и представили, что существуют некоторые части этого бытия, то они не могут двигаться, поскольку движение бытия возможно только в небытии. Движение частей бытия возможно только тогда, когда между частями бытия существует некое небытие. Поэтому движения в мире также нет. То, что нам кажется существующей множественность вещей, и то, что мы верим в движение этих частей, — это лишь нам кажется. В действительности бытие не рождено и не подвержено гибели. Оно существовало всегда, вечно и будет существовать всегда. Оно однородно, бездрожно, т.е. в любой своей части оно не двигается, оно одно, не может быть двух бытии. Оно простое, ни из чего не возникло, неделимо, вездесуще, непрерывно.

Парменид выделяет основные признаки или свойства бытия:

1) бытие не возникло.

2) бытие не подвержено гибели;

3) бытие целостно, т.е. не состоит из многих частей;

4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;

5) бытие неподвижно;

6) бытие закончено или совершенно.

Вторая часть поэмы посвящена «мнениям смертных». Здесь Парменид излагает свою космологию. Мир «мнения» смешан из бытия и небытия, истины и лжи. Смертные различают две формы вещей. С одной стороны это – «свет» - светлый, тождественный самому себе(бытие), а с другой – это темная ночь – плотная и тяжёлая(небытие). Вместе с тем «ночь» - отсутствие света, и утверждение этой формы вещей в качестве самостоятельно существующей является ошибкой смертных. Традиционная мифология и религия с точки зрения Парменида, также является следствием ложного допущения существования небытия или «множества»: подлинно существует только одно бытие.

Учеником Парменида был Зенон Эллейский (500/490 г до н.э). Зенон был автором книги, включавшей в себя ряд задач или «апорий» (греч. затруднение), единственной целью которых была защита учения Парменида о бытии. Античные авторы утверждают,что книга Зенона включала в себя 45 апорий, самыми знаменитыми были 4: «дихотомия», «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Стадий».

С точки зрения элеатов, так как есть одно бытие, то оно тождественно самому себе и следовательно неделимо. Вера в реальную множественность вещейи реальность движения является результатом ошибочного допущения, что наряду с «тем, что есть», есть «то, чего нет», то есть различие в бытии, делающее его не одним, а многим, делимым. Именно на парадоксе делимости бытия строятся все 4 основных задачи Зенона.

1) «Дихотомия» (деление надвое): предмет, движущийся к цели, вначале должен пройти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти ее половину и т.д., до бесконечности. Стало быть, тело не достигнет цели, т.к. путь его бесконечен.

2) «Ахиллес и черепаха»: быстроногий Ахиллес никогда не может догнать чере­пахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед.

3) «Стрела»: летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

4) «Стадий»: Два тела движутся навстречу друг другу. В этом случае одно из них затратит на прохождение мимо другого столько же времени, сколько оно затратило бы на прохождение мимо покоящегося. Значит, половина равна целому.

Последняя апория основана на игнорировании сложения скоростей при встречном движении; первые три – логически безупречны и не могли быть разрешены средствами античной математики.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.