Диспансерное наблюдение и реабилитация детей с патологией. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Диспансерное наблюдение и реабилитация детей с патологией.

2021-03-18 70
Диспансерное наблюдение и реабилитация детей с патологией. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диспансеризация детей с заболеваниями системы кровообращения

При проведении диспансеризации детей, страдающих болезнями сердца, сосудов, а также диффузными заболеваниями соединительной ткани, основную функцию несет врач-кардиолог или кардиоревматолог поликлиники. При его отсутствии необходимые мероприятия выполняет участковый педиатр. В перечень заболеваний, подлежащих диспансерному учету и наблюдению, входят врожденные пороки сердца (ВПС) и сосудов, острая ревматическая лихорадка и хронические ревматические болезни, а также болезни сердца неревматического генеза (острый миокардит, острый и подострый инфекционный эндокардит, дилатационная игипертрофическая кардиомиопатии, эндокардиальный фиброэластоз). Наблюдению подлежат дети, страдающие гипертензией различного происхождения; с гиперлипидемией, с нарушением функции клапанов (митральная недостаточность: функциональная и с регургитацией, пролапс митрального клапана и синдром выбухающего митрального клапана), а также пациенты, у которых выявлены нарушения ритма и проводимости (предсердно-желудочковые блокады Ι - ΙΙΙ степени), блокады ножек пучка Гиса (передней и задней ветви).

Больные с диффузными заболеваниями соединительной ткани (болезнь Рейтера, серонегативный ревматоидный артрит, ревматоидный бурсит, ревматоидный узелок, воспалительная полиартропатия, юношеский артрит при псориазе, болезни Крона, узелковый полиартериит, лекарственная системная красная волчанка и системная красная волчанка с поражением других органов или систем). В контингент наблюдения входят дети с юношеским дерматомиозитом, полимиозитом, прогрессирующим системным склерозом, с синдромом CR(E)ST – (сочетание кальциноза, синдрома Рейно, дисфункции пищевода, склеродактилии и телеангиэктазии), системным склерозом, вызванным лекарственными средствами и химическими соединениями и системным склерозом с поражением легких и миопатией.

В ходе диспансерного наблюдения особенно важно выявить признаки, указывающие на нарушения функции органов и систем, вовлеченных в основной процесс. При необходимости, в зависимости от патологии, к осмотрам должны привлекаться врачи других специальностей. В одних случаях их участие обязательно, в других – по показаниям. Лабораторные и инструментальные исследования должны включать как основные параметры, так и вспомогательные, которые могут указывать на изменения, возникающие в ходе реабилитационной терапии. Примерная схема диспансерного наблюдения см. в приложении 1.

После выписки из стационара возможно проведение долечивания в условиях Республиканских детских кардиологических центрах реабилитации.

Медицинские противопоказания для направления детей в Республиканский детский кардиологический центр реабилитации:

- ревматическая болезнь сердца с активностью процесса II и III степени (для местных центров), любой степени активности (для курортов);

- недостаточность кровообращения IIБ и III стадии (для местных центров), любой стадии (для курортов);

- мерцательная аритмия, пароксизмальная тахикардия с частыми приступами;

- полная атриовентрикулярная блокада при частоте сердечных сокращений менее 50 ударов в 1 минуту;

- наличие приступов Морганьи-Эдемса-Стокса.

Диспансеризация больных с заболеваниями

Мочеполовой системы

Проведение динамического наблюдения в полном объеме в поликлинических условиях сопряжено с определенными трудностями. Во-первых, наблюдение связано с большим количеством лабораторных исследований мочи, крови, во-вторых, основная масса пациентов нуждается в постоянном контроле врача-нефролога. Участковый врач обязан строго выполнять все предписания и рекомендации нефролога и активно участвовать в наблюдении за ребенком. Контингент больных, наблюдаемых как диспансерная группа с патологией мочеполовой системы, включает в себя: реконвалесцентов острого гломерулонефрита (нефритический синдром) и пациентов с хроническим нефритическим синдромом, с рецидивирующей и устойчивой гематурией, с нефротическим синдромом: врожденным и липоидным нефрозом. Диспансерному наблюдению подлежат дети с изолированной протеинурией (ортостатической) и стойкой с уточненным морфологическим поражением, а также реконвалесценты острого тубуло-интерстициального нефрита и острого пиелонефрита, страдающие хроническим пиелонефритом (связанным с рефлюксом, обструкцией и нефро- уролитиазом, с аномалией лоханочно-мочеточникового соединения и тазового сегмента мочеточника). Необходимо наблюдать детей с исходом острой почечной недостаточности (при тубулярном, кортикальном или медуллярном некрозах). Особую группу составляют пациенты с остеодистрофиями почечного генеза (азотемической, фосфат-диабетом), а также сдругими нарушениями, обусловленными дисфункцией почечных канальцев (синдром Лайтвуда – Олбрайта, почечно-канальцевый ацидоз, вторичный гиперпаратиреоз почечного генеза, нефрогенный несахарный диабет). Диспансерное наблюдение должно охватывать детей с врожденной аномалией органа (почки): маленькая, и с неуточненной инфекцией мочевыводящих путей, неуточненной стойкой изолированной и ортостатической протеинурией. Предлагаемая схема диспансеризации детей, страдающих болезнями мочеполовой системы см. приложение 2.

Медицинские противопоказания для направления детей Республиканский детский нефрологический центр реабилитации:

- высокая активность патологического процесса в органах мочевой системы;

- хроническая почечная недостаточность в стадии декомпенсации;

- нарушения уродинамики, требующие хирургической коррекции;

- неконтролируемая артериальная гипертензия.

            

Детская инвалидность.

 В ходе диспансеризации больных возникает необходимость определять у пациента показания к инвалидности.

Определение инвалидности детям до 18 лет осуществляется на основании утверждённой ”Инструкции по определению инвалидности” № 97 от 25.10. 2007 г.

 Ребенок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие врожденных, наследственных, приобретенных заболеваний, дефектов или травм, нуждается в социальной помощи и защите.

Для целей медико-социальной экспертизы применяются следующие термины:

анатомический дефект – необратимый морфологически обусловленный изъян, стойкое необратимое последствие травм, оперативных вмешательств или пороков развития (уродств), ограничивающих жизнедеятельность в одной из категорий;

жизнедеятельность – совокупность всех видов деятельности в рамках целостного организма, достигаемая за счет взаимодействия функций различных органов и систем в рамках целостного организма, способствующая формированию сложных биосоциальных функций индивидуума (категорий жизнедеятельности), обеспечивающих независимое существование в окружающей среде.

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять:

· самообслуживание;

· обучение;

· передвижение;

· ориентацию;

· общение;

· контроль за своим поведением;

· занятие трудовой деятельностью, - что приводит к невозможности выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека.

Ограничение жизнедеятельности способствует развитию социальной недостаточности и является медицинским показанием, позволяющим рассматривать данное лицо, как, имеющее основание для установления у него категории «ребенок-инвалид», и право на получение социальной пенсии на детей инвалидов в возрасте до 18 лет.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение, ориентировку, общение, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ.

(лекция)

    ПЛАН.

1. Современная концепция последствий болезни. Уровни проявлений болезней: органный, организм, социальный.

2. Критерии жизнедеятельности. Понятие о ФК. Инвалидность. Закон РБ о социальной защите детей-инвалидов.

3. Реабилитационный процесс: определение, цели, виды, этапы, факторы, оценка эффективности.

4. Принципы диспансерного наблюдения и реабилитации детей  с заболеваниями органов дыхания, ССС, мочевыделительной системы, ЖКТ, крови.

5. Диспансеризация и реабилитация  детей-инвалидов.

 

В современной медицине последствия болезни рассматривается на 3-х уровнях:

· Органном;

· Организменном;

· Социальном.

Органный уровень – это морфологические изменения, приводящие к нарушению функции органа или системы.

Организменный уровень – это ограничение жизнедеятельности.

Социальный уровень – это неспособность человека выполнять обычную для него роль в жизни в соответствии с возрастом.

По определению ВОЗ критериями жизнедеятельности являются:

1. ориентация;

2. общение;

3. самообслуживание;

4. передвижение;

5. занятие трудовой деятельностью;

6. контроль за своим поведением;

7. обучение.

Ориентация – это способность человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, воспринимать и анализировать её (у детей определяется с учётом возраста).

Общение – способность контактировать с людьми, поддерживать привычные взаимоотношения с родственниками, соседями, незнакомыми и малознакомыми людьми.

Самообслуживание – это самостоятельное удовлетворение повседневных человеческих потребностей (приём пищи, физиологические отправления, личная гигиена) и осуществление более широкого круга повседневных бытовых умений (пользование краном, утюгом, телефоном и т.д.).

Передвижение – это способность эффективно передвигаться в своём окружении, обеспечивающая мобильность человека.

Контроль поведения или способность адекватно себя вести касается умственных и психологических функций.

Участие в трудовой деятельности – способность занимать своё время в соответствии с возрастом, посещать ДОУ или школу.

Способность к обучению – способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формулировать опыт, умения и навыки.

    В детском возрасте из всех примеров жизнедеятельности наибольшую социальную значимость имеет нарушение способности к обучению.

    Ограничение жизнедеятельности определяется по нарушению функций и подразделяется на 3 степени:

· резкое;

· значительное;

· выраженное.

Состояние функций характеризуется по функциональному классу (ФК):

· ФК- 0 – нет нарушения функций;

· ФК- 1 – имеются легкие нарушения функций (не > 25%), компенсируемые полностью;

· ФК- 2 – умеренные нарушения функций (25-50%), частично компенсируемые до умеренной степени.

· ФК–3 – значительное нарушение функций (50-75%) слабо компенсируемое;

· ФК – 4 – резко выраженные и полные (свыше 75%) нарушения функций, не компенсируемые.

Инвалидность у ребенка – это состояние стойкой социальной дезадаптации, вызванное ограничением жизнедеятельности вследствие нарушения функций органов и систем.

«Инвалидность с детства» устанавливается в тех случаях, когда инвалидность вследствие заболевания (увечья) наступила в возрасте до 16 лет (у учащихся – до 18 лет).

Соответствующий документ выдается специальной комиссией (МРЭК).

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.

Реабилитация в педиатрии – это полная ликвидация патологических изменений в организме ребенка, вызвавших болезнь, и обеспечение его дальнейшего гармонического развития.

Цели реабилитации:

· Восстановление функций;

· Социально-бытовая активность;

· Профессиональная деятельность (способность к обучению).

Виды реабилитации:

· Медицинская;

· Социальная;

· Трудовая;

МР – предусматривает этапное лечение от возникновения заболевания до полного восстановления здоровья.

СР – обеспечивает организацию соответствующего возрасту и образу жизни ребенка режима дня, правил ухода (выхаживания) близкими членами семьи или персоналом детских учреждений.

ТР – заключается в подготовке ребенка к обучению, усвоению программы дошкольного учреждения и школы, в предоставлении средств для обучения, профориентации, профобучения.

Этапы реабилитации:

· Стационарный;

· Санаторный;

· Поликлинический.

Факторы:

· Щадяще-тренировочный режим;

· Питание;

· ЛФК;

· Лечебная педагогика;

· Минеральные воды;

· Физиотерапия;

· Санация хронических очагов инфекции;

· Медикаменты и др.

Оценка эффективности МР.

 Эффект реабилитации характеризует разность ФК до и после реабилитации (оценивается в баллах до 5).

    Таким образом, основным центром диспансеризации и реабилитации больных и здоровых детей является детская поликлиника, где созданы реальные условия для осуществления квалифицированной помощи, обеспечения полного выздоровления, предупреждения хронической патологии и инвалидности детей.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.