Практическое занятие №14 и 15 — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Практическое занятие №14 и 15

2021-03-17 65
Практическое занятие №14 и 15 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие №14 и 15

Дата: 09.04.20г.

По дисциплине:      Риторика в ДОУ

Тема занятия: Влияние педагогического общения воспитателя дошкольного учреждения на развитие дошкольников.

Цель: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений.

Задачи: Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

Выполнила:

Студентка 4-го курса

Группы ДО-16

Алядинова Э.С

 

 

Симферополь, 2020

Содержание работы:

Культура общения воспитателя ДОО. Определение педагогического общения, его функции и стадии.

    Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися (А.А. Леонтьев).

    Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Л.Д. Столяренко).

    Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально важные качества педагогического общения:

1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2. способность к эмпатии и пониманию людей;

3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;

4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

 

Функции педагогического общения:

- познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;

- эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику;

- воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;

- регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

- функция самоактуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;

- коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.

- интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.

- перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.

Авторитарный стиль общения

    Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

    Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тема. Влияние педагогического общения воспитателя дошкольного учреждения на развитие дошкольников

 

1. Культура общения воспитателя ДОО. Определение педагогического общения, его функции и стадии.

2. Стили отношения воспитателя к воспитанникам и стили педагогического общения

3. Педагогический такт. Типы воспитателей

4. Условия эффективного педагогического общения 

 

Культура общения воспитателя дошкольного учебного заведения. Определение педагогического общения, его функции и стадии.

Педагогическое общение - это особый вид творчества, который проявляется в умении правильно передавать информацию, понимать состояние учащихся, в искусстве - влияние на партнера, в мастерстве - саморегуляции.

Воспитатель проектирует микросреду в группе и ДОО в целом, а значит, от его коммуникативных умений во многом зависит эффективность процесса общения и успешное психическое развитие воспитанников.

Разделяют влияния в педагогическом общении на осознанные и неосознанные.

1.Осознанного они считают вербальные и невербальные действия воспитателя, которые он строит и воспринимает сам именно как средства воспитательного воздействия, направленные на формирование личности ребенка, создание благоприятного педагогического климата.

2.Неосознанные воздействия воспитателя исследователи рассматривают как такие действия педагога, которые он не осознает как средства воздействия на ребенка или группу в целом.

Психологи акцентируют внимание на том, что в процессе общения реализуется достаточно важная социально-перцептивная функция. Они замечают, что оптимальность педагогического общения также зависит и в умение воспитателя использовать искусство, сказку, песенку, музыку как средство воздействия на ребенка.

Педагогическое общение как профессионально-этический феномен требует от воспитателя специальной подготовки не только для овладения технологией взаимодействия, но и для получения морального опыта педагогической мудрости в организации отношений с детьми, их родителями, коллегами в различных сферах учебно-воспитательного процесс.

Педагогическое общение по качественным признакам оно может быть профессиональным и непрофессиональным.

1.Профессиональное педагогическое общение на уровне мастерства взаимодействия обеспечивает через воспитателя трансляцию воспитанникам человеческой культуры, способствует усвоению знаний, формированию основ ценностных ориентаций мировоззрения, собственной ценности ребенка.

2.Непрофессионально педагогическое общение, наоборот, порождает страх, неуверенность, вызывает снижение трудоспособности, общей активности, формирование необъективной оценки у воспитанников. Наконец, у детей возникает устойчивое негативное отношение к воспитателю и к дошкольному учреждению в целом.

Итак, общение в работе воспитателя является средством:

1) самопрезентации воспитателя;

2) выполнение учебно-воспитательных задач;

3) социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;

4) организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающее

успешность самореализации воспитанников;

5) организации сотрудничества воспитателя с коллегами и родителями воспитанников.

Педагогическое общение - процесс сложный, многослойный непрерывный, многофункциональный.

К функции педагогического общения относятся;

1. Информационная. В непосредственном межличностном общении воспитатель получает разнообразную информацию о своих воспитанниках - их возможностях, желаниях, потребностях, сильные и слабые стороны, страхи и мечты, о группе детей в целом, о внутренних процессах, происходящие в ней, об особенностях отношений в семьях воспитанников т.д..

В свою очередь, педагог в процессе общения передает информацию своим воспитанникам как целенаправленную, так и спонтанную в виде подтекста, в его обращении к детям. Эта информация касается содержания программы обучения и воспитания в ДОО, а также особенностей самого воспитателя - его вкусов, привязанностей, интересов, увлечений. Передача информации происходит с помощью вербальных и невербальных средств общения.

2. Познавательная. Рассматривая то, какую информацию получает педагог через канал общения, особенно следует обратить внимание на информацию о личности ребенка. Непосредственное общение позволяет изучать, познавать личность в самых разнообразных условиях и проявлениях. Непосредственное общение с детьми важно и тогда, когда воспитателю необходимо изучить какой-либо явление в коллективе или в отдельных детей, понять причинно-следственные связи явлений и процессов, происходящих попытаться проследить их зарождение, возникновение, развитие и прогнозировать дальнейший рост. Значительную роль в общении играет личность воспитателя. Каждый педагог одно и то же явление видит по-разному, в зависимости от собственного опыта (жизненного, педагогического, опыта общения с конкретными воспитанниками). Опыт педагогического общения, его богатство детерминирует адекватность и качество восприятия информации воспитателем.

3. Организация деятельности. Любую деятельность, дети овладевают в дошкольном возрасте, трудно представить вне общения. То игра или работа, или учебная деятельность - к ней дети побуждаются и поощряются с помощью различных приемов, соответствующих возрасту воспитанников. В работе с детьми воспитатель предпочитает игровым приемам, сюрпризных моментам. Чтобы организовать старших дошкольников, педагог использует загадки, небольшие произведения художественной литературы, проблемные вопросы, описание ситуации, свидетелем которой стал воспитатель и т.д.. Воспитателю принадлежит руководящая роль в учебно-воспитательном процессе ДОО, и она ярко проявляется в функциях педагогического общения, в частности в организации деятельности.

4. Обмен ролями. Содержание этой функции состоит в том, что воспитанник выполняет роль педагога. Это способствует разнообразным проявлениям личности - «сброса масок», возможность войти в роль другого способствуют процессу адекватного восприятия и понимания друг друга. В дошкольном учреждении воспитатели применяют ее частично в работе с детьми пятого, шестого года жизни, когда просят одного из воспитанников показать комплекс общеразвивающих упражнений для других детей группы или назначают ответственного за уборку в игрушечной зоне т.д.. Эта функция имеет большое воспитательное значение, поскольку дисциплинирует ребенка, учит его быть ответственным, целеустремленным.

5. Сопереживание. Эта функция обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования эмпатии. Чтобы понять, что в этот момент чувствует воспитанник, воспитатель должен обладать социальной перцепцией. А на основе анализа информации, полученной благодаря умению считывать невербальные сигналы своих воспитанников и ставить себя на место другого, педагог может подобрать адекватные методы и приемы взаимодействия на детей: кого успокоить, кого рассмешить, кого отвлечь от грустных мыслей, привлекая к содержательной и увлекательной деятельности. Выбор способа сочувствие ребенку зависит от его возраста и индивидуальных особенностей.

6. Самоутверждение. Реализация этой функции требует от воспитателя решения такой задачи: как способствовать осознанию ребенком своего «Я», ощущению значимости его личности, формированию адекватной самооценки и перспектив развития личности. Эта функция прежде должна быть реализована в общении с неуверенными в себе воспитанниками с заниженной самооценкой.

7. Интегративно-компенсаторная. Ребенок дошкольного возраста является одновременно членом многих коллективов: семейного, дворового, коллектива спортивной секции, школы искусств, ДОУ. Все они одновременно и по-разному, то есть и положительно, и отрицательно влияют на ребенка. В этих условиях роль общения педагога с детьми как канала управления воспитанием проявляется в том, что он интегрирует эти влияния, компенсирует недостатки, корректирует противоречивые влияния, минимизирует негативные, усиливает положительные.

Оптимальная реализация всех названных функций общения позволяет определить его как педагогическое общение, как высший уровень общения, осуществляется во время учебно-воспитательного процесса. Организуя общения, педагог должен обеспечить условия для реализации наибольшего количества функций общения.

Это профессиональное умение педагога найти и правильно применить наиболее эффективное средство воспитательного воздействия на воспитанников, который способствовал бы формированию их человеческому достоинству.

Педагогический такт предполагает наличие у воспитателя чувство меры, т.е. умение дозировать свои средства воздействия, не допуская крайностей в общении с детьми. Дозировка влияния проявляется в умеренном, адекватном использовании воспитательных средств. Воспитательные воздействия педагога требуют четкого дозирования, как и лекарства. Избыточность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность - к непослушанию, чрезмерная снисходительность - к грубости.

Педагогический такт проявляется в уравновешенном поведении воспитателя - выдержка, самообладание в сочетании с непосредственностью в общении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Содержание беседы

Воспитатель загадывает детям загадку о часах:

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять…

(Часы)

 Просит их обо­сновать свои ответы, наводящими вопросами подводит к отгадке.

Вопросы для беседы.

· Для чего нужны часы?

· Какие бывают часы?

· Чем похожи и чем отличаются часы?

· Можно ли узнать время без часов?

Воспитатель. Часы бывают разные. Те часы, которые утром будят нас звонком, называются... будильник. (Ставит на наборное полотно картинку.) А у нас в группе висят часы на стене. Как они называются?

Дети. Настенные.

Воспитатель. А часы на руке?

Дети. Наручные.

Воспитатель. Часы на полу?

Дети. Напольные. Воспитатель. Часы с песком? Дети. Песочные.

По мере ответов на вопросы воспитатель выставляет на панно картинки.

Воспитатель. Часы бывают с маятником. Обычно это настенные или напольные часы. Наручные могут быть механическими, их заводят каждый день, или электронными – они работают на батарейках.

- Расскажите, а какие часы есть у вас дома?

Дети отвечают.

- Где еще можно встретить часы? Зачем они нужны? Что могло бы произойти, если бы все часы остановились?

Дети отвечают.

- Если у вас нет часов или они остановились, как еще можно узнать время?

Дети отвечают.

- Время приблизительно можно узнать по солнцу. Когда утро солнышко еще только встает; в полдень — оно над головой; вечером закатывается, заходит.

Далее проводится игра "Ходят стрелочки по кругу".

 

На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре. Все вместе произносят стихотворение.

Мы - часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Дети идут по кругу.)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки напротив ближайшей карточки).

- Пять часов! (Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12.). Игра повторяется несколько раз.

 

Посмотрите пример занятия. По такому примеру Вы можете снять свое занятие. Можно во дворе своего дома снять цветы, насекомых, домашних животных и не только (швейную машинку или другую интересную технику или инструмент (рубанок – и рассказать о профессии столяр)) познавательный рассказ о них.

 

https://www.facebook.com/338287149838003/posts/111188..

Віршик «Смачний пиріг» з елементами пальчикової гімнастики ✌ ️ www.facebook.com

 

Практическое занятие №14 и 15

Дата: 09.04.20г.

По дисциплине:      Риторика в ДОУ

Тема занятия: Влияние педагогического общения воспитателя дошкольного учреждения на развитие дошкольников.

Цель: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений.

Задачи: Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

Выполнила:

Студентка 4-го курса

Группы ДО-16

Алядинова Э.С

 

 

Симферополь, 2020

Содержание работы:


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.