Результаты обучающего эксперимента — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Результаты обучающего эксперимента

2021-03-17 63
Результаты обучающего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эксперименты показали, что большинство испытуемых на­чинает отличать путем сравнения один цвет от другого со вто рого или третьего упражнения. 5 человек из 22 научились раз личать все десять цветов без сравнения, т.е. в виде абсолютного

 

 

                             104


 

узнавания. Многие испытуемые распознавали без сравнения от­дельные цвета, но другие определялись путем сравнения.

В основе дифференцировки восприятия рукой различных цветов лежат кожные ощущения. С помощью кожных рецепто­ров испытуемые ощущали осязательные и температурные свой­ства различных цветов. В отдельных случаях тактильные ощу­щения дополнялись эмоциональным тоном, который возникал под влиянием того или иного цвета. Кожно-оптическая диффе-ренцировка различных цветов достигается в результате взаимо­действия осязательных и температурных ощущений при веду­щей роли осязательных. Поверхность одного цвета ощущается шероховатой, мягкой и теплой, другого цвета - гладкой, твердой и холодной и т.д. Эти ощущения связываются с соответствую­щими видами цветов.

Упражнение на сравнение тактильных и температурных при­знаков различных цветов позволило установить цвета, которые легко дифференцируются (различаются) и смешиваются (гене­рализуются) в кожно-оптических ощущениях. Испытуемые лег­ко дифференцировали такие цвета, как красный и фиолетовый, белый и черный. Легкость различения этих цветов связана с на­личием у них выделяющихся отличительных признаков. Трудно дифференцировались цвета: желтый и голубой, оранжевый и фиолетовый.

Д.К.Гилев своими экспериментами подтвердил положение о том, что кожно-оптические ощущения цвета ухудшаются при слабой освещенности, низкой температуре и т.д. Так один из способных испытуемых за два дня дождливой (пасмурной) и хо­лодной погоды допустил много ошибок в распознавании цветов. Синий цвет называл фиолетовым, фиолетовый принимал за си-ний и оранжевый, а оранжевый называл зеленым, черный - жел-

105

 

 

I


тым. За серый цвет принимался голубой и зеленый и т.д. При солнечной погоде затруднения и ошибки в определении цветов исчезли.

В эксперименте выявились индивидуальные различия в кожно-оптических ощущениях. Эти различия состоят в неодинаковой полноте отражения тактильных и температурных признаков различных цветов. Кожно-оптические ощущения одних испытуемых всегда отличались единством осязательных и температурных признаков. Другие же испытуемые при определении цветов рукой ограничивались фиксацией либо осязательных либо температурных признаков.

При восприятии некоторых цветов имел место эмоциональ ный тон ощущений. Например, при восприятии голубого цвета испытуемая ощущала что-то нежное, светлое, пальцами чувст вовала какую-то бездну. Таким образом, кожно-оптическии ощущения, как и зрительные, вызывают определенные эмо­циональные состояния.

5. ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КОЖНО-ОПТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У НЕЗРЯЧИХ ЛЮДЕЙ

Обнаружение кожно-оптического чувства не только у от дельных феноменальных личностей, но и многих лиц, поставив на повестку дня практический вопрос о возможности развития этого чувства у слепых и слабовидящих людей.

Для изучения данной проблемы А.С.Новомейский весной 1963 г. проводил тренировки слепых в кружке, организованном при Нижне-Тагильском отделении Всесоюзного Общества сле пых. Как показали опыты, оптимальным условием для различе ния цвета слепыми было помещение цветной бумаги на органи ческое стекло, положенное на фарфоровые изоляторы. В эти

106


случаях цвет бумаги оказывал наибольшее действие на рецепто­ры кожи руки. Другим важным условием была тренировка на листках бумаги, одинаковых по фактуре и отличающихся друг от друга только по цвету. В подобных случаях различия в осяза­нии фактуры доводились до минимума и, напротив, максималь­но усиливались различия в кожно-оптических ощущениях цвета.

При этих условиях тренировки у слепых значительно быст­рее, чем у зрячих, стали развиваться кожно-оптические диффе-ренцировки цветов и способность их абсолютного узнавания.

Так, незрячий мужчина Василий Б. (ослепший в результате производственной травмы) в течение апреля и мая 1963 г. нау­чился различать признаки семи цветов спектра, ряда оттенков и смешанных цветов, а также черный, белый и серый цвета. Раз­личение цветов достигалось им независимо от фактуры бумаги: от глянцевой бумаги до искусственной бумажной замши. Струк­тура красящего вещества тоже не мешала распознавать цвет. У него выработалась следующая шкала контактных и дистантных признаков цвета:

1. голубой - гладкий и твердый, сплоченный, сжатый по структуре; на расстоянии, в воздухе холодит;

2. желтый - скользкий и гладкий; мягкий; чуть-чуть теп­лит в воздухе;

3. красный - вязкий, липкий, тормозящий; в воздухе го­рячий, жжет;

4. зеленый - твердый и немного тормозит; цепляется; в воздухе чуть-чуть холодит, в отличие от желтого, ко­торый чуть-чуть теплит; но вообще, этот цвет по сво­им признакам «нейтральный»-неопределенный;

5.     синий - тормозит сильнее голубого; в воздухе холодный;

107

 

 

6. оранжевый - шероховатый, но не липкий; теплый, но не такой, как красный;

7. фиолетовый - твердый цвет, тормозит очень сил по вязкости приближается к черному; на расстоянии морозит, но холод не чувствуется так отчетливо, как у синего цвета.

Белый цвет Василий Б. относил к группе «гладких», но счи тал его менее гладким, чем желтый. Черный цвет определял самый грубый и шероховатый, даже более «тормозной», чем фиолетовый. Шкала тактильных и температурных признак) цвета у Василия Б. оказалась такая же, как у зрячих людей.

На подобные признаки ориентировался слабовидящий, инва лид первой группы Геннадий Г. Третий из испытуемых - слабо видящий подросток Леонид С. тоже овладел дифференцировкой цветовых тонов спектра.

Во время опытов слепому на глаза надевались очки из черно го стекла. Слабовидящим на глаза накладывались плотные, светонепроницаемые повязки.

ТРИ СПОСОБА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА ПРИ КОЖНО-ОПТИЧЕСКОМ ОЩУЩЕНИИ

В процессе тренировок выявилось три способа определен слепыми и слабовидящими цвета при помощи кожно оптического ощущения:

а) контактный;

б) дистантный;

в) смешанный (контактно-дистантный).
Контактный способ заключается в анализе тактильно

кинестезических признаков цвета. Испытуемые в этом случае научились определять цвета на основе потирания пальцев

108


цветную поверхность бумаги. Причем, работающими органами у Василия Б. были третий и четвертый пальцы правой руки, а у Геннадия - боковая поверхность большого пальца.

Однако пользование только этим способом вызывало затруд­нения, когда применялась неровная бумага: ребристая, бархат­ная и гофрированная. Так, например, в одном из опытов Васи­лию Б. предъявили 18 листов бумаги, окрашенных в разные то­на. Среди листков были два синих и один зеленый из рельефной, ребристой бумаги. Испытуемый, определив все цвета на гладкой бумаге, не смог точно определить цвет на ребристой бумаге: си­ние цвета назвал зелеными, а зеленые - синими. Когда же ему позволили приподнять руку в воздух, он сразу же осознал свою ошибку.

Дистантный способ определения цвета заключался в распо­знавании характерных признаков цветовых тонов на расстоянии. Высота подъема кисти руки над поверхностью бумаги была обусловлена спецификой цвета. Так, Василий Б. в одном из опытов определил цветовые тона на высоте: красный - 35 см, оранжевый - 26 см, желтый -18 см, зеленый - 12 см, голубой -19 см, синий -32 см.

Было замечено, что высота цветовых барьеров у незрячих людей, так же как и у зрячих, изменялась в соответствии с рас­положением цветов на цветовом круге. Высота цветовых барье­ров понижалась от красного цвета к оранжевому, желтому и зе­леному, а затем повышалась от зеленого цвета к голубому, си­нему и фиолетовому. Дистантный способ при наличии листков достаточного размера оказывался не менее эффективным, чем контактный. Так, в одном из опытов Василию Б. предложили

определить цветовые тона, не прикасаясь к бумаге, держа ла-

донь в воздухе. Было предъявлено 25 цветных листков, окра-

109

 

 

шенных как в хроматические (семь цветов), так и ахроматиче ские (белый, черный и серый) тона. Испытуемый безошибочно определил на расстоянии цвет каждого листка. Ему удалось дифференцировать на расстоянии даже такие цвета, как белый и светлосерый, розовый и пурпурный, темно-синий и светло синий. Аналогичные результаты показали испытуемые Генна дий Г. и Леонид С.

При распознавании оттенков дистантным способом испытуе мые ориентировались в основном на температурные признаки.

Самым эффективным оказался смешанный (контактно дистантный) способ определения цвета. Достаточно было в о щей сложности 25-30 часов распределенной во времени трени ровки, чтобы все трое испытуемых научились хорошо опреде лять этим способом цвета спектра на бумажных листках среди го формата. В процессе формирования контактно-дистантного способа определения цвета, дистантные ощущения выполнял обычно контролирующую функцию. Сначала испытуемый по тирал поверхность листка подушечками пальцев, а затем под нимал ладонь и уточнял правильность определения дистантно. Во время завершающих тренировок предъявлялись на занятии различной последовательности от 60 до 75 листков разноокра шенной цветной бумаги. Бумажные листки в одних случаях б" ли одинаковыми по фактуре, в других случаях фактура была не. одинаковой (глянцевая бумага, ватманская, писчая, рельефная бархатная). Красители были тоже как одинаковые. Так и раз личные по своему виду и качеству (фабричная типографская краска, разноцветная тушь, анилиновые красители, лак, аква рельные краски, гуашь, цветные чернила и пр.). Цветная бума в ряде случаев различалась по светлоте (применялись, например

110


четыре различных по светлоте оранжевых листа, пять красных, три голубых, три фиолетовых).

Основные хроматические цвета через два месяца после нача­ла тренировок указанным способом определялись испытуемыми безошибочно. Однако при закреплении навыка определения си­него и фиолетового тонов пришлось преодолеть известные трудности. Синий цвет при определении иногда назывался тем­но-голубым или светло-фиолетовым. Это случалось тогда, когда дистантно, по температуре, испытуемые путали его со смежны­ми холодными цветами. Фиолетовый же цвет иногда назывался черным, так как на основе контактных признаков, по вязкости, он очень сходен с последним. Ахроматические цвета - черный, белый и серый - испытуемые после двухмесячной тренировки научились определять безошибочно.

В результате тренировок испытуемые научились точно рас­познавать цвет и по светлоте. Для проверки перед испытуемыми клали несколько совершенно одинаковых по фактуре листков одного и того же цвета, имеющих разную светлоту, и испытуе­мые правильно располагали эти листы в ряд по светлоте: от са­мого темного к самому светлому.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.