Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-03-17 | 52 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Отрицание, конечно, может принимать различные формы [337]. Оно
может проявляться в виде отрицания существования, наличия заболе-
вания как такового, отрицания поставленного диагноза. В противополож-
ность такому полному отрицанию можно встретиться и с частичным от-
рицанием, с отрицанием важнейших сторон и симптомов заболевания.
Больной может с пренебрежением относиться к серьезным симптомам,
выдвигая на передний план незначительные признаки заболевания. Много
поучительного о формах отрицания можно прочесть в специальной лите-
ратуре в связи с возникновением подобной реакции при различных
заболеваниях мозга, его опухолях и кровотечениях [318, 337]. Можно
встретиться с такими случаями, когда больные любой симптом заболева-
ния считают доброкачественным. Так, например, больной, страдающий
параличом левой руки, заявляет: <Левая рука у всех менее ловка, слабее
правой... > Известна и такая форма проявления отрицания, как смеще-
ние фактов во времени: <Раньше был больным, но теперь уже поправ-
ляюсь...>
Причиной возникновения реакции отрицания в большинстве случаев
является невыносимость действительного положения вещей, особенно,
если у больного ярко выражены и проявления немотивированного страха
и тревоги. У близких больного эта реакция часто возникает под воздей-
ствием большой любви и опасений за судьбу больного. Большой пробле-
мой эта реакция служит при собирании анамнеза, ибо в таких случаях
причины часто подменяются следствиями, скрываются различные факты,
касающиеся травм и различных других, важных в данном случае состоя-
ний. Дочь привозит в больницу отца, страдающего тяжелым церебраль-
|
ным атеросклерозом, со свежим размягчением мозга и жалуется: <Отец
никогда не болел, сейчас все произошло совсем неожиданно, он прекрасно
чувствовал себя...> Это, естественно, невозможно; как выяснилось, в
течение долгих лет у больного прогрессировал склероз. Часто можно
встретиться с родителями, которые в течение многих лет ходят к врачам,
в больницы со своими душевнобольными детьми. И все-таки, несмотря на
это, спрашивают: <Но ведь, правда, он нормальный ребенок?> Подобен
пример и той матери больного, которая после годового пребывания ее
ребенка в больнице по поводу эпилепсии, когда большие припадки исчезли,
спрашивает врача: <Не хотите же вы сказать, что мой сын эпилептик?>
Так многие родители ходят со своими больными детьми от врача к врачу,
поскольку <Не могут установить, что у ребенка за заболевание> или,
как они говорят, <Не могут полностью выяснить картину заболевания>
и пр. Ярким примером такого поведения служит и тот родитель, который,
несмотря на советы всех врачей, вместо того, чтобы обучить свою дочь,
страдающую тяжелым слабоумием, простой рабочей специальности, в тече-
ние многих лет настойчиво готовил ее к экзаменам на аттестат зрелости.
Больной может проецировать свои чувства и впечатления на окружаю-
щих его лиц. Так, часто больной просит врача или сестру о бережном
отношении к его жене, поскольку он очень озабочен тем <Выдержит ли
жена операцию (его операцию!)?>
Отрицание и проецирование чувств могут встречаться одновременно.
Примером служит тот случай, когда больной с тяжелым заболеванием
мозга, страдающий расстройством зрения, идет с сестрой к врачу, чтобы
тот обследовал ее, ибо и <у нее те же самые жалобы> [337], или же наблю-
давшийся нами случай престарелой больной и ночной сестры (см. стр. 228).
У хронически больных наблюдаются более глубокие психические из-
менения. Сама продолжительность болезни оказывает неблагоприятное
воздействие на подверженного страданиям человека. Перспективы вы-
|
здоровления, его возможности сужаются. Больные замыкаются в себе и
занимаются, интересуются лишь собой. Не раз приходится встречаться
и с возникновением тяжелой депрессии. Возможно, в больном живет на-
дежда на медицинскую науку, которая располагает такими эффективными
средствами помощи, более того, больной может рассчитывать и на неожи-
данное, спонтанное выздоровление. Он постоянно колеблется между на-
деждой и безнадежностью, настроение его может быть подавленным.
Больной может стать пессимистом, может стать обидчивым, чувствитель-
ным, завистливым, даже ненавистником. Один наш хронический больной
это выразил так: <...все равно придет конец миру...> И наоборот: боль-
ные могут быть равнодушными, бесчувственными ко всему, холодными.
Обстановку в больнице они знают <как свои пять пальцев>, им всегда все
известно лучше всех. Они здесь <старики>, у них на все здесь больше
прав, чем у <новичков>. То они безмолвны, замкнуты, то требовательны,
воинственно настроены, строчат жалобы. Один больной в результате по-
перечного поражения спинного мозга и тяжелой тетраплегии потерял
способность двигаться. И хотя в институте для тяжелых хронически
больных уход за ним был очень тщательным, к нему проявлялась большая
забота, он писал массу жалоб в самые различные инстанции, прося пере-
вести его отсюда, ибо здесь <о нем не заботятся>. Внешне же больной
оставался приветливым и спокойным. Недовольные больные обычно
капризны, все критикуют. Однако за всеми их требованиями скрывается
их страстное желание во что бы то ни стало выздороветь.
У хронически больных наряду с ярко выраженными острыми психи-
ческими нагрузками (например, мучительное беспокойство, страх, тре-
вога, см. главу V) чаще всего приходится встречаться с явлениями рег-
рессивно-инфантильного поведения. Личность регрессирует в своем разви-
тии до более низкого, более примитивного уровня. (Лежащая больная с многолетним полиартритом. Эйфория у женщины, страдающей тяжелым заболеванием суставов с деформациями и контрактурами.) Взрослые ведут себя
словно дети, дети же - соответственно уровню более раннего возраста.
Подобное регрессивно-инфантильное поведение у хронически больных
|
может проявляться в стремлении к тому, чтобы окружающие прояв-
ляли к ним максимум внимания, баловали их, а потому, если пре-
доставляется такая возможность, они заставляют полностью обслуживать
их, ждут даже, чтобы их кормили, умывали и пр. Плачут и переживают
из-за мелочей, но и успокоить таких больных также можно с помощью
совсем незначительных мелочей, детских радостей, игр (см. рис. 1).
Известный венгерский писатель Фридьеш Каринти (Frigyes Karinthy) в одном из
своих произведений, рассказывая историю опухоли мозжечка у него и ее успешной
операции, прекрасно иллюстрирует все вышесказанное [170]. Жалобы начинаются со
звона в ушах (<словно поезда отправляются>), головокружений, а затем появляются и
головные боли. Эти головные боли вначале объясняют заболеванием ушей, усталостью,
чрезмерным потреблением никотина. До некоторого времени удовлетворяются таким
объяснением, но в ассоциациях больного уже живут подозрения относительно настоя-
щей причины болей: он думает об умершем от опухоли мозга молодом коллеге-поэте,
вспоминает о фильме на тему нейрохирургии. Однако, несмотря на эти подозрения, забо-
левание свое больной отрицает, это прекрасно описано писателем в главе <Страус
защищается>: <Я не заметил, что давно с головой ушел в "диссимиляцию"; и отме-
чает, что больные такие <... не жалуются, а скорее скрывают симптомы заболева-
ния>. (Конечно, скорее только от себя самих.) Согласно описанию, больной до конца
очень дисциплинирован, хотя ему приходится бороться с переживаниями страха. Часто
всплывает в памяти образ умершего от опухоли мозга друга, вспоминает он и о своем
старом произведении, где писалось об удалении <центра страха смерти> около мозжечка
и пр. Иногда он с горьким юмором успокаивает себя: <... обратно уже понесут в
урне.., а это уже не подлежит таможенной пошлине...>. Как только полностью фор-
мируется сознание заболевания, поставлен точный диагноз, появляется чувство вины:
<Незаметно для себя я стал сознавать себя виноватым за что-то, за какой-то забытый
грех, который никак не приходил мне на память, но от этого мне было не легче...>.
|
В соответствии с этим больной упоминает о профессоре-нейрохирурге не. иначе как о
<председателе военного трибунала>, а себя как <приговоренного в тюрьме Синг-Синг>.
Указывает писатель и на появляющееся вследствие заболевания регрессивно-инфан-
тильное поведение: <Больные чаще всего лежат на спине, очень тихо, хотя не спят:
это настоящая детская, родители ушли в театр или приглашены на ужин, и малыши,
лежа с открытыми глазами, мечтают наяву>.
Некоторые больные настолько охвачены своими болезненными пере-
живаниями, что даже отсчет времени начинают вести с момента начала
заболевания [295].
Естественно, наряду с вышеперечисленными реакциями нельзя - и
очень вредно - забывать о том, что часто у очень тяжелых, хронически
больных можно наблюдать проявления настоящего геройства. Они слу-
жат примерами не снижения, а дальнейшего развития личности даже
в период такого тяжелого состояния. Даже в таком состоянии они
оказывают душевную поддержку, помощь окружающим.
Тяжелые хронически больные - большая нагрузка как для врачей,
так и для сестер. Незначительность результатов лечения, неизлечимость
переносить тяжело. Такие больные причиняют множество проблем, за-
бот и близким. Социально они оказываются изолированными, находятся
в <роли больных>. Именно для предотвращения окончательного оформ-
ления этой <роли> и служат поддержание психической активности боль-
ного, обеспечение его занятости, которые являются важнейшими зада-
чами психологии работы с больным, его терапии [49]./
С точки зрения повседневной практики весьма важно заняться проб-
лемой агрессивных больных (см. еще стр. II 5). Агрессивность у боль-
ных может быть явной и скрытой [74]. Явная форма ее проявления
может быть словесной (например, ругает все и всех) и может выра-
жаться в агрессивных поступках (например, бросает вещи). Скрытая
же агрессивность может выражаться в упрямстве, в придирчивости,
завистливости, ревности, недовольстве, требовательности или даже зади-
ристости. Нередко такое поведение непонятно и самому больному, он
сам не понимает, что с ним происходит. Часто он настолько яро вы-
ступает против <несправедливостей>, причем в такой форме, что к нему
с правом можно применить венгерскую пословицу: <Кто так обижается,
тот неправ.> Может случиться, что больные слишком формальны в своем
поведении, слишком манерны, чрезмерно вежливы, часто это является
свидетельством отчаянной внутренней борьбы против агрессивности.
Что же скрывается за такой агрессивностью больных? Вот вопрос,
на который нужно ответить прежде всего. В возникновении агрессивности
могут играть роль различные факторы [74]. Может случиться, что обид-
|
чивость и злоба больных во многом оправданы: неумение понять их,
непроявление к ним должного внимания, безнадежная болезнь, море
страданий и пр. - все это может служить оправданием. У тяжелых
хронически больных, например при неоперабильных случаях карциномы,
можно наблюдать такие словесные проявления их чувств: <...никто
ничего не делает..>, <...жизнь идет дальше...>, <дядя тоже умер от
этого>.
Любая болезнь поражает всего человека в целом. С правом можно пред-
полагать, что личность, психические факторы играют роль не только в
выздоровлении, но и в ухудшении.состояния больных, более того, даже
в становлении хронического характера заболевания fl73j. Болезнь и свя-
занное с нею поведение могут быть по-настоящему поняты лишь с учетом
всей истории жизни человека, его прошлого и настоящего. Это поло-
жение может быть использовано и в повседневной лечебной деятельности,
в результате чего врач будет лечить не только желудок, ухо или конеч-
ности больного, а терпящего, страдающего человека, <homo patiens>
(Frank)), который во всей сложности своей личности страдает от забо-
левания.
Как возникает контакт между врачом, сестрой и больным? Больной
может прийти к врачу в поликлинику, в диспансер, в больницу. Естест-
венно, условия лечения, психология работы с больными в больнице иные,
чем в приемной амбулаторного врача. Следовательно, целесообразно опре-
делить рамки лечебной деятельности и с психологической точки зрения.
Рамки лечебной деятельности нам хотелось бы показать на протя-
жении четырех ее этапов (деление на этапы произведено на основе вре-
мени лечения):
1. Премедицинская стадия. Медленно подкрадываются или с траги-
ческой внезапностью появляются в жизни здорового человека симптомы.
мешающие продолжению его повседневной жизни. У человека появля-
ются мысли и чувства, связанные с этими симптомами: Что же случилось?
Болен я или здоров? Что делать? Идти к врачу или нет? Больной фанта-
зирует, размышляет, обеспокоен, окружен советами соседей, родствен-
ников. Картина болезни еще не.развернулась, повседневным явлением
в этот период является безразличие, отказ от мыслей о болезни, оттяги-
вание времени посещения врача. Основой такого поведения и является
реакция отрицания. На этом этапе больной борется со своим заболева-
нием один или при поддержке не много понимающего в этом ближайшего
его окружения. Продолжительность премедицинского этапа зависит от
заболевания, от его прогрессирования, от личности больного, от уровня
его культуры, от интенсивности реакции отрицания и т. п. Как можно
более раннему распознаванию заболевания, возможности постановки ран-
него диагноза способствует санитарно-просветительная работа и различ-
ные профилактические мероприятия (например, контрольные рентгенов-
ские обследования населения и пр.). Если вопрос о наличии заболевания
решен, то наступает в его развитии следующий период.
2. Амбулаторная стадия. Больной обращается за помощью к врачу.
В зависимости от заболевания больного лечит участковый врач или врач
12
другой специальности (в поликлинике). Больной проходит амбулаторное
лечение, на этом этапе лечебной деятельности действуют основные законо-
мерности непосредственных отношений между врачом и больным. Клас-
сическое психотерапевтическое описание отношений между больным и
врачом дано во многих работах, эти отношения и должны быть примером
на данном этапе, примером может служить также деятельность венгер-
ского врача Balint-a [16, 17, 18] и применение опыта его школы в деятель-
ности врачей различных специальностей [101]. Гораздо более сложен,
чем даже комплексное амбулаторное лечение, третий этап лечебной
деятельности, который вызывает наибольшее число проблем.
3. Стационарный этап. Как и в поликлиниках, в больницах есть
все возможности для проведения дифференцированных исследований на
высоком уровне, но уже при постельном режиме больных и постоянным
контролем над ними. Критическое освещение проблемы таких разносто-
ронних исследований дано многими исследователями [16, 33, 70]. Часто
больного попросту <теряют> в лабиринте исследований. Технически ис-
следования проводятся на очень высоком уровне. Но в результате мно-
жества этих обследований у больного часто нет <хозяина>, он никуда не
относится. Где дошли до произнания этого неблагоприятного факта и где
до сих пор живы ценные гуманистические традиции лечебной практики,
там больной, в результате создания тесного контакта с врачом, получает
такого <хозяина>. Опыт медицинской психологии прежде всего накоплен
в результате наблюдений на этом этапе лечебной деятельности. (Источ-
никами служат чаще всего наблюдения в психиатрических отделениях.
Исследования, посвященные психологии поведения с больными, обра-
щения с ними, также в основном черпают данные из этой области меди-
цины, и действительны эти данные прежде всего для больничной стадии
лечения, когда проводится наиболее интенсивный уход за больным. Од-
новременно это и ограничивает действенность этих данных, их практи-
ческое использование.)
4. Стадия лечения после пребывания в больнице, стадия закрепляющего
лечения. На этом этапе больной уже выздоровел, покинул больницу. По-
жалуй, у него даже нет больше необходимости во враче. Если же процесс
заболевания не завершен, то следует контроль участкового или другого
врача поликлиники, возможно, продолжается и лечение. Больной вновь
становится амбулаторным, посещает поликлинику или диспансер.
2-4 этапы органически дополняют друг друга, они никак не подчинены
друг другу.
Современный медицинский подход стремится к углублению единства
последних трех этапов с той целью, чтобы больной имел хозяина в лице
участкового врача или другого врача поликлиники. Только таким обра-
зом может врач проследить за всеми стадиями протекания заболевания
и в случае рецидивов своевременной постановкой диагноза быстро ока-
зать необходимую помощь.
Хотя указанные выше границы во многом определяют характер самой
лечебной деятельности и характер отношений между больными и лечащим
их персоналом, все-таки в основе всего лежат отношения между врачом
и больным, и с этой точки зрения ими и следует заниматься. Отношения,
возникшие между врачом и больным, являются наиболее эффективным и
наиболее важным психологическим фактором лечебной деятельности.
Проследим за этим прежде всего на основе процесса деятельности врача.
Участковый врач, можно сказать, живет вместе с больными, будучи
врачом всей семьи больного, он участвует и в жизни самого больного.
Подобным путем он имеет возможность получить такие данные о больном
и его жизни, которыми не располагает, например, врач какой-либо дру-
гой специальности, приглашенный на консилиум, ибо он видит больного
лишь в течение короткого времени. Участковый врач имеет полное пред-
ставление о возникновении и развитии заболевания. (В определенной
степени это относится и к врачам больничных отделении.) Приглашенный
же для консилиума специалист может оказать помощь только в том
случае, если ему будут сообщены и данные конкретных наблюдений над
больным. Исходным правилом здесь является: хорошо поставленный
вопрос - хороший ответ. При хорошем консилиуме, при правильной
постановке вопроса консультирующий врач может получить представ-
ление об опыте, приобретенном лечащим врачом в ходе работы с больным,
и уже к этому может добавить свои богатые знания и опыт. Это особенно
важно с психологической и психиатрической точки зрения. Иными сло-
вами: важнейшим условием в данном случае является хорошее взаимо-
понимание между спрашивающим и тем, кто отвечает на поставленный
вопрос. Консультация является не только совещанием, но и обменом
впечатлениями, опытом. Это и есть секрет хорошего консилиума.
Работа врача проходит три основных этапа:
1. выслушивание жалоб больного,
2. обследование и постановка диагноза,
3. предложения относительно лечения и сам процесс лечения.
Больной попадает к врачу в психическом состоянии, соответствующем
начальному, премедицинскому периоду заболевания. Его мучают тысячи
вопросов и сомнений: <Чем он болен?> <Что с ним будет?> <Официальным>
методом в данном случае является то, что врач в соответствии со своими
знаниями и своей совестью проводит опрос больного. У ясно мыслящего
врача диагноз формируется уже при собирании анамнеза. Логический
в целенаправленный опрос, естественно, правилен и необходим, но не-
достаточен, однако очень важно выслушать и несвязанный вопросами
рассказ больного {16, 17,18,122]. Умение выслушать больного играет
огромную роль в формировании контакта между ним и врачом. В практике
врачебной деятельности привыкли к тому, чтобы задавать больному вопро-
сы относительно важнейших жалоб, с помощью этого можно поставить
правильный диагноз органического заболевания. В выяснении характера
заболевания оказывают помощь вопросы относительно начала, развития
заболевания, важнейших жалоб, воздействий окружающей среды, вре-
менной связи между различными событиями в жизни больного и его
жалобами и пр. Кроме таких обязательных вопросов целесообразно дать
больному возможность свободно изложить все, что он хочет сказать
врачу. Здесь-то и выходят на поверхность все фантазии, опасения, страхи,
связанные с болезнью, получает выход напряженность, больному уже
после этого становится легче. Умение выслушать больного, следовательно,
не только помогает определить заболевание, которому он подвержен, но
и сам по себе этот процесс выслушивания больного оказывает благо-
приятное воздействие на формирование соответствующих отношений
между больным и врачом.
Больного следует выслушать со вниманием, постараться как можно
глубже понять его, понять и пережить все то, чем живет больной, понять
протекающие в нем процессы. Одним словом, реакция врача должна быть
резонансом на сказанное больным, врач должен откликнуться на рассказ
больного всем своим разумом, во всей полноте своей личности.
В повседневной жизни даже выражения, которые используются боль-
ными, свидетельствуют о потребности того, чтобы их выслушали. Если
этого не происходит, они обычно жалуются: <Даже не выслушал>. Как
правило, об этом больные говорят, если им только задавались вопросы.
В других случаях обвинение еще более тяжелое: <Даже не обследовал>.
Такие больные имеют обычно ввиду то, что им не предложили раздеться,
или же что не было проведено различных лабораторных исследований,
но настоящей причиной жалоб, как правило, служит недостаточное вни-
мание к их личности. Об этом свидетельствует и один из наших примеров.
Нужно было провести обследование по жалобе одного больного. В ре-
зультате создания хорошего контакта с ним нам стали вскоре ясны его
проблемы и сама личность больного. В конце беседы больной заявил:
<Большое спасибо за обследование, так добросовестно меня еще ни разу
не обследовали>.
И в ходе выслушивания больного ведется наблюдение за ним, его
обследование. В результате работы врача вырисовывается картина забо-
левания. Свои понятия врач черпает из современной медицинской науки,
поэтому сформированное им представление о болезни мы называем ятро-
генным представлением о заболевании Объективному представлению,
создавшемуся у врача, противостоит субъективное представление боль-
ного, то, как он сам представляет свои жалобы и заболевание, его ход.
Эти представления больного "и называют аутогенным представлением о
заболевании [16, 17]. Наряду с врачом и сам больной исследует себя, на
основе испытываемых им чувств, его впечатлений и опыта, у него со-
здается представление о собственном заболевании. В соответствии с этим
сложившимся у него представлением он и излагает свои жалобы. Боль-
шинство столкновений, наибольшее непонимание между врачом и боль-
ным возникает как раз потому, что странные представления больного,
его рассказ не соответствует ятрогенной картине заболевания. Врач,
получивший нужную подготовку в области психологии, распознав это,
может далеко продвинуться вперед в деле лечения больного, который,
предъявляя свои жалобы, <невольно предлагает> врачу симптомы своего
заболевания. Если врач сумеет понять больного, то может возникнуть
должная связь между ними, необходимое <согласие> [16]. В истинном
диагнозе находит отражение как ятрогенное, так и аутогенное представ-
Из греческого слова iatros, что значит врач. Хотя в настоящее время мы встреча-
емся и с другим толкованием понятия <ятрогенная картина заболевания> в медицин-
ской науке, мы считаем очень ценными введенные Mihaly-ом Blint понятия о ят-
рогенном и аутогенном представлении о картине заболевания.
ление о болезни. Исследуя истинный смысл самого слова диагноз, мы
увидим, что оно (dia-gnosis) означает глубокое и полное познание, в дан-
ном случае познание, глубокий охват как заболевания человека, так и
всей его личности, а также включает в себя представление о болезни,
созданное врачом и больным. Следовательно, познать все то, от чего
страдает больной, в чем он просит и ждет помощи, -это и есть истинный
диагноз.
При установлении заболевания большое значение имеет и сообщение
диагноза. Иногда это легко, в других случаях совсем не просто, даже,
возможно, следует подождать с этим сообщением. В благоприятных слу-
чаях, при сформированном хорошем контакте, имеются и соответствую-
щие условия для такого сообщения. Однако сообщение диагноза больному
всегда требует большого такта и умения разбираться в людях. В истории
медицинской науки можно найти множество примеров такого такта,
искусства разбираться в людях, глубокой интуиции. Сообщение о забо-
левании может вызвать страх, панику, даже самоубийство. По возмож-
ности следует разговаривать с больным на его языке, избегая употреб-
ления специальных терминов, просто. Как врачу необходимо понять,
что значат употребляемые больным слова, так необходимо ему следить
и за тем, какое воздействие оказывают его слова на больного. Как поняты
больным его слова? Насколько он искажает их смысл? Как влияют на
восприятие сказанного опасения и чувства больного? Здесь-то и можно
встретиться с реакцией в форме отрицания, часто возникает необходи-
мость сломить это отрицание. Случается, что врачу необходимо беседо-
вать с родными больного, в других случаях истинное положение должно
познаваться самим больным, но постепенно, <правда должна дозироваться
небольшими порциями>. Может случиться и так, что придется взять свои
слова обратно. Мйогое зависит от выносливости больного и от его кон-
такта, сотрудничества с врачом.
В этом помогает и хороший контакт между врачом и больным. Извест-
ный венгерский врач Balint на основе большого личного опыта с правом
сказал: <врач и COAI лекарство>. Именно поэтому большого внимания за-
служивает личность самого врача, служащая основой его <лечебных
свойств>. Гармоничность личности врача, приветливость, высокая куль-
тура, особенности его характера - все это факторы лечебного воздей-
ствия на больного.\Личный подход его к различным вопросам, чувства,
желания, реакции на различные явления и пр. все это играет роль, все
это тесно связано с лечебной деятельностью. Есть больные, которые
не выполняют назначений врача, причиняют этим много неприятностей.
Больные - особенно некоторые психопаты, алкоголики, олигофрены -
могут вызывать у врачей досаду, злобу, и одновременно чувство вины в
связи с этим [16]. Врач должен хорошо знать, какое влияние оказывает
его личность, каковы его личные реакции, чувства, возникающие при
различных обстоятельствах.
При хорошем контакте с врачом больной любит своего <исцелителя>,
верит в него, принимает его советы, выполняет назначения. Наряду с
простотой и искренностью своего поведения больные часто выражают
свои чувства, свое отношение к врачу уже в том, как называют его при
обращении к нему. Больные по-разному титулуют врачей, здесь и <глав-
ный врач> и <профессор>, часто и ассистента называют <профессором>,
тем самым выражая свое уважение к нему. Поступки, слова врача на-
долго остаются в памяти больного, часто непроизвольно настолько усваи-
ваются им, что становятся органической чертой его личности. При хоро-
шем контакте с врачом больной скорее выздоравливает, применяемый
вид терапии оказывает лучший эффект.
Отношение больного к врачу может быть даже <воинственным>,
более жестким, такие больные более настойчивы, более вспыльчивы.
Но не всегда те больные, Которые проявляют себя подобным образом,
настроены враждебно по отношению к врачу. Это свидетельствует лишь
о том, что различные виды напряженности, различные аффекты таким
путем получают разрешение, <выход>. Обращение с такими агрессивными
больными требует высокой подготовленности, умения понять их (см. стр.
116). Часто такое <плохое отношение> к врачу ничем не хуже, чем выше-
описанное <хорошее>.
Однако существует и действительно плохое отношение к врачу, плохой
контакт между ним и больным. Обычно это наблюдается в случае админи-
стративно-холодного, официального метода работы с больными, меха-
нического подхода к своим обязанностям, причиной чего нередко служит
недостаток времени. Коренным образом противостоит такому методу
работы тот, который отвечает стремлениям учета особенностей человека
как личности, восприятию не только отдельных его проявлений, связан-
ных с болезнью, но и как сложного единства.
Есть и патологические варианты отношений между больным и врачом.
Частая смена врача больными [33] - признак недоверия. Неисполнимые
требования таких больных часто ведут их от одного врача к другому, но
успокоение не приходит. <Уже все испробовали, но ничто не помогло>, -
вот типичная жалоба в таких случаях. Такими <кочевниками> обычно
являются невротики.
Известна и противоположная этой форма отношения между больным
и врачом: чрезмерная, необъяснимая привязанность к одному врачу.
Случается, например, что больные безо всякой на то причины без конца
ходят на гипнотические сеансы к одному и тому же врачу.
Однако судить об отношениях между врачом и больным на основе лишь
актуальных проявлений недостаточно. Установившиеся между ними от-
ношения нередко кореняется в прошлом как больного, так и врача. В
эмоциональных проявлениях больного, в способности его вступать в
контакт с людьми находят отражение, проявляются и ранее приобре-
тенный опыт, впечатления, чувства. Так, например, больной, всю жизнь
страдавший от недостатка любви и заботы, возможно, ждет от врача
именно этих чувств. Больной восторгается врачом, а его ожидания не
оправдываются, может по-настоящему его возненавидеть. Чувства, испы-
тывавшиеся когда-то к иным лицам (лицу) - любовь, ненависть, - могут
проецироваться на врача, которого начинают любить или ненавидеть,
собственно, безо всяких на то оснований. Распознавание таких чувств и
впечатлений, живущих в больном, помогает врачу лучше понять боль-
ного, увереннее вести себя.
Отношения между врачом и больным, естественно, не раз и навсегда
даны, они могут изменяться под воздействием различных факторов: более
тщательных занятий с больным, более глубокого внимания к нему. При
хороших же отношениях, естественно, и терапия эффективнее. А хорошая
терапия, благоприятные результаты лечения, в свою очередь, улучшают
отношения между больным и врачом.
Все вышеизложенное имеет очень большое значение в психологии ра-
боты с больными. Отношения между больным и врачом, контакт между
ними служат основой любой лечебной деятельности. С другой стороны,
врач является примером, образцом для сестры, руководит ее деятель-
ностью. Метод обращения врача с больными, его отношение к ним соот-
ветственно воздействуют и на сестер. Врач и сестра, сознавая всю значи-
мость этого, тем самым располагают важнейшим средством психологи-
ческого воздействия. Сестра, наряду с тем, что она ведет и свою само-
стоятельную работу, является и участницей связи между врачом и боль-
ным, в благоприятных случаях она способствует формированию этих
отношений в нужном направлении [4, 331, 334]. Однако тем, как сестра
это осуществляет, мы займемся в следующей главе.
ГЛАВА III
СЕСТРА И БОЛЬНОЙ
<Любовь и забота - лучшее лекарство.>
(Парацельс)
Трудности в работе по уходу за больными. - Механическая деятельность сестры:
уход за больным без внимания к нему. - О контакте между сестрой и больным. -
О важности основных навыков ухода за больными. - О стиле работы медсестры. - От-
даленность, доверие и вопрос обращения к больному. - Как можно понять больных? -
О способах создания контакта между сестрой и больным. - Искусство выслушивать
больных. Сообщения больных. - Личность медсестры. - Важнейшие вехи связи между
больным и сестрой. - Сестра как воспитатель.
Часто можно слышать от возвращающихся с работы в больнице или по-
ликлинике медсестер жалобы на усталость: <Я очень устала>, <Так много
сегодня было работы>. Действительно, трудная работа, подчас чрезмерная
нагрузка вызывают усталость. Множество статей сообщают результаты
исследований, проведенных в этой области. Не раз проводились различ-
ные исследования деятельности сестер, их административной нагрузки,
даже километры того пути, который им приходится совершать за день,
количество проделанных шагов. Если попристальнее присмотреться к
такому <тяжелому дню> работы сестры, то можно установить, что, как
правило, такие дни приходятся на периоды, когда в больнице или поли-
клинике особенно много <тяжелых больных>, работа с которыми, естест-
венно, совсем непроста. Не раз можно наблюдать, что усталость, раздра-
жительность вызывается не количеством выполненной работы, а той
эмоциональной нагрузкой, теми стычками, столкновениями, спорами или
необходимостью сдерживаться (<сколько раз приходится смолчать, про-
глотить обиду> и пр.), которыми работа сопровождается.
После такого тяжелого рабочего дня нередко сестра еще и получает
выговор, поскольку больные жаловались на нее. А ведь она считает, что
<сделала все возможное... >, и внешне это и в самом деле так.
Старательная, прилежная сестра действительно <делает все возможное>.
И все-таки в ходе ее работы в отделении часто могут возникнуть обиды,
споры, напряженность. В амбулаторных учреждениях большой пробле-
мой для врача и сестры может явиться нетерпеливость, беспокойство
больных во время ожидания приема. Что же является причиной всех
этих затруднений?
Здесь можно думать о влиянии самых различных факторов. Прежде
всего остановимся на роли контакта между сестрой и больным.
С развитием медицинской науки постоянно развивается, растет и роль
сестры, значение ее деятельности. Теперь для ухода за больным она
должна обладать все более сложными медицинскими, естественнонауч-
ными, а также техническими познаниями и навыками. В то же время
задачи, возложенные на сестру, ее деятельность чрезвычайно много-
сторонни. Это в
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!