Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-03-17 | 65 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Понятие цивилизации.
Научные теории цивилизации.
Типы цивилизаций.
· Библер В.С. Цивилизация и культура: философские размышления в канун ХХI века. – М., 1993. – 48 с.
· Понятие цивилизации.
Слово «цивилизация» впервые появилось во Франции в середине Х I Х века. Оно произошло от латинского civilis – гражданский, государственный, и в Средневековь е носило юридический смысл, относящийся к судебной практике, но затем его значение расширилось.
«Цивильным» стали называть человека, умеющего себя хорошо вести, а «цивилизовать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низкие сословия, к примеру, крестьян.
Долгое время цивилизованность и культуру отождествляли. Первым их разграничил немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ в. другой философ О. Шпенглер вовсе их противопоставил.
Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека.
Второе значение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню civis – не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все «примитивные народы», не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.
История взаимоотношений понятий культура и цивилизация в философской мысли своеобразна. Имея античное происхождение, слово «цивилизация» получило широкое употребление лишь в эпоху Просвещения. Путевку этому термину дал П. Гольбах. В то время данное понятие ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народа на началах разума.
|
Впоследствии термин обретает многозначность. Вольтер цивилизацию отождествляет с хорошими манерами и навыками самоконтроля.
Х I Х век расширил значение данного термина: оно стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Это нашло отражение в названии книги Л. Моргана «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации».
Сформировался взгляд, согласно которому понятие «цивилизация» соотносилось только с европейской культурой, что послужило развитию идей европоцентризма в науке, философии, политике и экономике. Все остальные культурные регионы считались нецивилизованными или, в лучшем случае, малоцивилизованными.
Сегодня существуют 4 смысла цивилизации:
1. Синоним культуры;
2. Уровень общественного развития, материальный и духовной культуры (современная цивилизация и т.д.);
3. Ступень общественного развития (историческая эпоха), следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);
4. Эпоха деградации и упадка – в некоторых социальных теориях – в противовес целостности культуры (Н. Бердяев).
Общепринято более просветительское понимание цивилизации: это такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования (жить цивилизованно, вести дело цивилизованно).
Действительно, цивилизация – это крупномасштабная социокультурная общность, имеющая длительное пространство и протяженность во времени, основанная на всеобщей системе социокультурной регуляции. Как соотнести культуру и цивилизацию?
На рисунке, цивилизация появляется на определенном этапе культуры, которая выступает как ее матрица. Культура обладает относительной самостоятельностью и живет, даже если цивилизация погибает. Так, в современной культуре живут элементы древних цивилизаций – китайской, средневековой, русской петровских времен.
|
Так, цивилизация – это временное понятие, культура же – историческое, общечеловеческое. Тем не менее, понятие цивилизация сложнее, т.к. включает в себя единство всего мирового исторического процесса, его бесконечное многообразие.
Научные теории цивилизации.
Научная теория цивилизации, в основе которой лежит различение понятий «культура» и «цивилизация», сформировалась благодаря трудам Ж. Руссо, Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина и др.
Они исходили из представления цивилизации как особом этапе развития культуры, или культурно-историческом типе, имеющем определенные признаки, такие, как:
1. освоенное, достаточно автономное и замкнутое мировое пространство;
2. культурная общность людей, обладающая некоторым социальным генотипом и социальным стереотипом;
3. определенное место в системе других цивилизаций.
В труде Н. Данилевского «Россия и Европа» (1869) впервые: 1. оформилась мысль о множественности цивилизаций и о том, что не только Европа является носителем цивилизационного начала, 2. сформулирована идея существования обособленных, «локальных культурно-исторических типов», которые подобно живому организму находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. В силу своей замкнутости между типами практически не существует той общей системы ценностей, на фундаменте которой они могли бы консолидироваться.
Он не считает современную европейскую цивилизацию и культуру вершиной развития. Данилевский отвергает эту европоцентристскую точку зрения, навязывающую всем странам также и чисто европейское деление истории на древнюю, среднюю и новую. Его аргументы достаточно убедительны. Так, европейские историки считают временем окончания древней истории 476 г. н.э. – падение Рима. Но ведь это событие, столь важное для европейской истории, прошло совершенно не замеченным в Индии и Китае.
Тем не менее, в традиционной исторической схеме падение Римской империи соединило в одну группу судьбы уже потерявших былое величие Древнего Египта и Греции с судьбами Китая и Индии, продолживших свое существование, как будто бы Рима на свете вовсе не было.
|
Также не согласен Данилевский с оценкой европейской цивилизации как прогрессивной, а азиатских цивилизаций как застойных. Опровержением этой точки зрения служит для него история таких высокоразвитых стран Азии, как Индия, Китай и Египет. Поэтому прогресс не представляет собой что-то свойственное только Европе, как и застой не является характерной чертой Востока.
Данилевский утверждал, что нужно рассматривать отдельно историю каждого народа как самостоятельного культурно-исторического типа, отличающегося от других культурно-исторических типов, живущего собственной жизнью, имеющего свое лицо и свою судьбу. Только по отношению к конкретному культурно-историческому типу можно говорить о древней, средней или новой истории. Говорить же о всемирной истории или о мировой цивилизации бессмысленно, так как за этими понятиями нет реального содержания.
Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые различаются религиозными, политическими и социально-экономическими признаками. Данилевский выделяет 1 3 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Это:
1. египетский; 2. китайский; 3.ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древнесемитический); 4. индийский; 5. иранский; 6. еврейский; 7. греческий; 8. римский; 9. новосемитический (аравийский); 10. германо-романский (европейский); 11. мексиканский (ацтеки); 12. перуанский (инки).
Эти типы погибли насильственной смертью в результате открытия европейцами Нового света, так и не успев совершить своего развития.
Качественно новым типом ученый считает 13. славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идея возрождения культуры.
Народы, создавшие цивилизации, Данилевский называет положительными народами. Лишь небольшая часть народов оказывается способной к культуротворчеству, выполняя свою роль в истории, способствуя многосторонности проявления человеческого духа.
|
Существуют также отрицательные народы, временно появляющиеся в истории (гунны, монголы, турки), роль которых заключается в разрушении остатков закончивших свой путь развития цивилизаций, после чего они исчезают.
Остальные народы составляют этнографический материал, который будет использоваться культурно-историческими типами, созданными положительными народами, увеличивая собой богатство и разнообразие (финские племена).
Итак, судьбой народа могут стать три пути: положительная деятельность самобытного культурно-исторического типа, разрушительная деятельность "бичей Божьих", предающих смерти дряхлые цивилизации, или служение чужим целям в качестве этнографического материала.
Каждый культурно-исторический тип рождается, живет, расцветает и умирает совершенно самостоятельно. Но при этом развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам.
Типы цивилизаций
- типы цивилизаций структурно-статусного характера:
1. метацивилизации – ряд близких территорий, значительных регионов, имеющих общие тенденции человеческого опыта (средиземноморские, австралийские);
2. локальные – подразделяются на стационарные (Египет, Китай, Индия); адаптивные (арабо-мусульманские); динамического типа (западные), метисные (латиноамериканские).
- типы содержательного характера:
1. циклозавершающие (еврейская);
2. традиционные (большинство современных цивилизаций)
3. инновационные (западноевропейская).
Таким образом, цивилизация – это ставшая, кристаллизованная деятельность, совокупность ее опредмеченных результатов, культура – вечно становящаяся деятельность, реализация всегда личностной способности творить мир.
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Понятие цивилизации.
Научные теории цивилизации.
Типы цивилизаций.
· Библер В.С. Цивилизация и культура: философские размышления в канун ХХI века. – М., 1993. – 48 с.
· Понятие цивилизации.
Слово «цивилизация» впервые появилось во Франции в середине Х I Х века. Оно произошло от латинского civilis – гражданский, государственный, и в Средневековь е носило юридический смысл, относящийся к судебной практике, но затем его значение расширилось.
«Цивильным» стали называть человека, умеющего себя хорошо вести, а «цивилизовать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низкие сословия, к примеру, крестьян.
Долгое время цивилизованность и культуру отождествляли. Первым их разграничил немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ в. другой философ О. Шпенглер вовсе их противопоставил.
|
Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека.
Второе значение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню civis – не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все «примитивные народы», не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.
История взаимоотношений понятий культура и цивилизация в философской мысли своеобразна. Имея античное происхождение, слово «цивилизация» получило широкое употребление лишь в эпоху Просвещения. Путевку этому термину дал П. Гольбах. В то время данное понятие ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народа на началах разума.
Впоследствии термин обретает многозначность. Вольтер цивилизацию отождествляет с хорошими манерами и навыками самоконтроля.
Х I Х век расширил значение данного термина: оно стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Это нашло отражение в названии книги Л. Моргана «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации».
Сформировался взгляд, согласно которому понятие «цивилизация» соотносилось только с европейской культурой, что послужило развитию идей европоцентризма в науке, философии, политике и экономике. Все остальные культурные регионы считались нецивилизованными или, в лучшем случае, малоцивилизованными.
Сегодня существуют 4 смысла цивилизации:
1. Синоним культуры;
2. Уровень общественного развития, материальный и духовной культуры (современная цивилизация и т.д.);
3. Ступень общественного развития (историческая эпоха), следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);
4. Эпоха деградации и упадка – в некоторых социальных теориях – в противовес целостности культуры (Н. Бердяев).
Общепринято более просветительское понимание цивилизации: это такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования (жить цивилизованно, вести дело цивилизованно).
Действительно, цивилизация – это крупномасштабная социокультурная общность, имеющая длительное пространство и протяженность во времени, основанная на всеобщей системе социокультурной регуляции. Как соотнести культуру и цивилизацию?
На рисунке, цивилизация появляется на определенном этапе культуры, которая выступает как ее матрица. Культура обладает относительной самостоятельностью и живет, даже если цивилизация погибает. Так, в современной культуре живут элементы древних цивилизаций – китайской, средневековой, русской петровских времен.
Так, цивилизация – это временное понятие, культура же – историческое, общечеловеческое. Тем не менее, понятие цивилизация сложнее, т.к. включает в себя единство всего мирового исторического процесса, его бесконечное многообразие.
Научные теории цивилизации.
Научная теория цивилизации, в основе которой лежит различение понятий «культура» и «цивилизация», сформировалась благодаря трудам Ж. Руссо, Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина и др.
Они исходили из представления цивилизации как особом этапе развития культуры, или культурно-историческом типе, имеющем определенные признаки, такие, как:
1. освоенное, достаточно автономное и замкнутое мировое пространство;
2. культурная общность людей, обладающая некоторым социальным генотипом и социальным стереотипом;
3. определенное место в системе других цивилизаций.
В труде Н. Данилевского «Россия и Европа» (1869) впервые: 1. оформилась мысль о множественности цивилизаций и о том, что не только Европа является носителем цивилизационного начала, 2. сформулирована идея существования обособленных, «локальных культурно-исторических типов», которые подобно живому организму находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. В силу своей замкнутости между типами практически не существует той общей системы ценностей, на фундаменте которой они могли бы консолидироваться.
Он не считает современную европейскую цивилизацию и культуру вершиной развития. Данилевский отвергает эту европоцентристскую точку зрения, навязывающую всем странам также и чисто европейское деление истории на древнюю, среднюю и новую. Его аргументы достаточно убедительны. Так, европейские историки считают временем окончания древней истории 476 г. н.э. – падение Рима. Но ведь это событие, столь важное для европейской истории, прошло совершенно не замеченным в Индии и Китае.
Тем не менее, в традиционной исторической схеме падение Римской империи соединило в одну группу судьбы уже потерявших былое величие Древнего Египта и Греции с судьбами Китая и Индии, продолживших свое существование, как будто бы Рима на свете вовсе не было.
Также не согласен Данилевский с оценкой европейской цивилизации как прогрессивной, а азиатских цивилизаций как застойных. Опровержением этой точки зрения служит для него история таких высокоразвитых стран Азии, как Индия, Китай и Египет. Поэтому прогресс не представляет собой что-то свойственное только Европе, как и застой не является характерной чертой Востока.
Данилевский утверждал, что нужно рассматривать отдельно историю каждого народа как самостоятельного культурно-исторического типа, отличающегося от других культурно-исторических типов, живущего собственной жизнью, имеющего свое лицо и свою судьбу. Только по отношению к конкретному культурно-историческому типу можно говорить о древней, средней или новой истории. Говорить же о всемирной истории или о мировой цивилизации бессмысленно, так как за этими понятиями нет реального содержания.
Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые различаются религиозными, политическими и социально-экономическими признаками. Данилевский выделяет 1 3 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Это:
1. египетский; 2. китайский; 3.ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древнесемитический); 4. индийский; 5. иранский; 6. еврейский; 7. греческий; 8. римский; 9. новосемитический (аравийский); 10. германо-романский (европейский); 11. мексиканский (ацтеки); 12. перуанский (инки).
Эти типы погибли насильственной смертью в результате открытия европейцами Нового света, так и не успев совершить своего развития.
Качественно новым типом ученый считает 13. славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идея возрождения культуры.
Народы, создавшие цивилизации, Данилевский называет положительными народами. Лишь небольшая часть народов оказывается способной к культуротворчеству, выполняя свою роль в истории, способствуя многосторонности проявления человеческого духа.
Существуют также отрицательные народы, временно появляющиеся в истории (гунны, монголы, турки), роль которых заключается в разрушении остатков закончивших свой путь развития цивилизаций, после чего они исчезают.
Остальные народы составляют этнографический материал, который будет использоваться культурно-историческими типами, созданными положительными народами, увеличивая собой богатство и разнообразие (финские племена).
Итак, судьбой народа могут стать три пути: положительная деятельность самобытного культурно-исторического типа, разрушительная деятельность "бичей Божьих", предающих смерти дряхлые цивилизации, или служение чужим целям в качестве этнографического материала.
Каждый культурно-исторический тип рождается, живет, расцветает и умирает совершенно самостоятельно. Но при этом развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам.
Первый закон требует наличия языка, объединяющего народ.
Второй закон подчеркивает обязательность политической независимости, наличия собственного государства у данного народа.
Третий закон фиксирует самобытность культурно-исторических типов, невозможность передачи достижений одной цивилизации другой. Любые попытки навязать свою цивилизацию другим народам, считает Данилевский, не имели успеха.
Четвертый закон говорит, что культурно-исторический тип достигает вершины своего развития, когда все народы, его составляющие, пользуются наибольшей самостоятельностью. Таковы греческий и европейский культурно-исторические типы, подразделения которых развивались самостоятельно. Поэтому эти народы достигли таких впечатляющих успехов по сравнению с прочими цивилизациями.
Пятый закон определяет время и периоды жизни культурно-исторического типа. Жизнь любого культурно-исторического типа напоминает процесс развития однолетнего растения, цветущего лишь один раз за все время его существования. Для культурно-исторического типа срок жизни равен полутора тысячам лет, он делится на четыре периода:
1. этнографический– бессознательный период древней истории, начинающийся с выделения культурно-исторического типа из других племен;
2. государственный – он очень краток и служит переходным этапом, подготовкой к выполнению своей миссии в истории, для чего и появляется государство;
3. цивилизационный, или культурный – это период проявления духовной деятельности, выполнения народом его роли в истории, создания духовных ценностей, период подлинного культурного творчества.
4. дряхление, упадок– народы или успокаиваются на достигнутом, дряхлеют в апатии самодовольства, как Китай, или сметаются с лица Земли отрицательными народами.
Таким образом, культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!