ТГП  как наука. Методология и методы ТГП — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

ТГП  как наука. Методология и методы ТГП

2021-03-17 102
ТГП  как наука. Методология и методы ТГП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТГП  как наука. Методология и методы ТГП

ТГП – система знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.

Цель: ТГП стремится к производству, обновлению, обобщению достоверных знаний о государстве и праве.

Признаки (дают ответ на вопрос какие? черты присущи ТГП и позволяют ей выступать в качестве целостной и самостоятельной научной дисциплины):

1) фундаментальная на­ука:

a. изучает госу­дарство и право, без нормального функционирования которых немыслимо существование современного человеческого сооб­щества;

b. является непременным атрибутом ком­плекса знаний о человеке, его поведении и активно способ­ствует правомерному общению людей друг с другом, а в конечном счете их воспроизводству;

c. в ней аккумулируются в концентрированном виде основные по­стулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции. Она находится в одном ряду с другими фундамен­тальными науками – как с естественными (физикой, химией, биологией), так и с науками общественными (психологией, педагогикой, философией) и т.д. и взаимо­действует с ними.

2) социально-гумани­тарная наука – исследует и освещает в обобщенном виде наиболее крупные и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации.

3) универсальная наука – сочетает необходимые обобщенные государственно-правовые знания, способствует выработке основополагающих идей и принципов, которые дол­жны лежать в основе жизни социума. ТГП по отношению к другим государствоведческим и правовым дисциплинам является обобщающей наукой.

4) прогностическая на­ука – от­крывает новые явления в государственно-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функциониро­вания и развития, выдвигает гипотезы о дальнейшем развитии государства и права, разрабатывает теоретические модели право­вых экспериментов, конструирует механизмы реализации юри­дических средств.

Объект ТГП – общие закономерности, реальность которых сложилась.

Предмет ТГП – научные знания, явления, категории и факты о Г и П. Отвечает на вопрос что? Специфические черты предмета ТГП:

1) ТГП изучает свойства государственно-правовой системы общества в целом, т.е. изучает не отдельные части правоведения, а рассматривает наиболее общие вопросы, по данному признаку предмет ТГП отличается от предметов отраслевых наук (например, ТГП будет рассматривать вопросы гос. управления в целом),

2) ТГП изучает основные закономерности Г и П, т.е. закономерности, которые имеют общий и относительный характер. Эти закономерности дают возможность изучать гос.-прав системы вне к-либо страны (отличие ТГП от исторических наук – ТГП изучает общие закономерности, история – изучает закономерности возникновения гос. и права конкретного народа, социума, ТГП опирается на доктрины, ИППУ – история ТГП, изучающая процесс формирования правовой мысли.

Предмет ТГП:

1) государство и право как явления цивилизации и культуры;

2) основные понятия государства и основные понятия права

a) «формы государства»,

b) «функции государства»,

c) «нормы права»,

d) «источники права» и др.;

3) основные правовые принципы

a) разделение властей,

b) ответствен­ность за вину,

c) презумпция невиновности и др.;

4) основные ценности государства и права

a) демократическая организация государственной власти,

b) безопасность общества,

c) народовластие,

d) верховенство права,

e) права человека и гражда­нина,

f) законность (правозаконность) и др.;

5) основные закономерности развития государства и права

a) повышение роли права;

b) возрастание государственно-правового влияния и т.д.

 

ТГП носит фундаментальный характер:

· на положениях ТГП базируются все другие отраслевые и спец-юридические науки:

· ТГП вырабатывает системы основных юр. понятий, на которых базируются другие юридические науки

· ТГП обеспечивает взаимосвязь всех юр наук внутри правоведения.

 

Соответственно, структурно ТГП м. подразделить на:

- теорию государства (государствоведение)

- теорию права (правоведение)

 

Вопрос – почему мы выделяем эти 2 раздела, как они взаимосвязаны – государство и право являются явлениями, тесно связанными между собой, в реальной жизни они функционируют взаимосвязано; природа и государства и права является единой, т.е. они входят в юр сферу жизнедеятельности общества; государство как организация управления процессами, а специфика права – нормативно-регулятивное начало, которое придает отношениям упорядоченность. 

 

Функции ТГП – направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфичес­кое значение данной науки.

1) Онтологическая – зачем нужно, откуда произошло, объясняет, констатирует;

2) Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция нацелена на выявление природы государства и права, прираще­ние научных знаний о них.

3) Методологическая функция – разрабатывает общие положения, теории, категории, концепции, которые будут положены в основу деятельности.

4) Идеологическая функция - формирует юри­дическое мировоззрение субъекта.

5) Прогностическая функция позволяет предвидеть развитие Г и П.

6) Эвристическая – ТГП позволяет определять перспективы, тенденции развития государственно-правовых явлений

7) Политико-управленческая функция отражает одновремен­но единство и взаимосвязь, противоречия и динамизм полити­ческих и правовых явлений.

8) Практически-организаторская функция - ТГП служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Основные постулаты

1) Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.

2) Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, являются слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.

3) Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Диктатура пролетариата - особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся.

4) В своем становлении и развитии социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, проходят несколько этапов эволюционного изменения. После совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии:

а) Этап существования государства диктатуры пролетариата,

б) этап функционирования собственно социалистического государства

в) этап развития общенародного государства.

Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. Этап развития общенародного государства соотносился с этапами существования и функционирования развитого социалистического общества.

5) Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Что же касается формы государственного устройства, то предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма.

6) В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право. Оно является средством решения стоящих перед государством задач. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества - интересы всего народа.

7) Государство и право не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также прекращают существование. Процесс их отмирания - естественный процесс, обусловленный развитием экономики, общества, а вместе с ними - государства и права.

Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной.

Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть действовала совершенно поиному. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической государственно-правовой теории и практики.

Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически

находились в руках правящих кругов, государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным, и др.

Теория марксизма-ленинизма – в целом была последовательна и объективна в своем изложении, но жили исследователи в эпоху революций, переворотов, когда разница между сверх богатыми и очень бедными была колоссальной, поэтому появилась необходимость теории нужной массам и этот социальный заказ воздействует на исследователя таким образом, что он ради удовлетворения потребностей, этого «заказа» он поступается научными принципами, методами и начинает отходить от истины.

Г и П является продуктом массовых противоречий, которые появляются в связи с появлением частной собственности, этот продукт классовых противоречий социально не справедлив, государство машина для подавления одного класса другим, право возведенное в закон более господствующим классом. Далее формационный подход и как венец всего при переходе к социализму уничтожается классовое неравенство, у нас наступает коммунизм, а Г и П – орудие классовой борьбы, следовательно они становятся не нужны и поэтому они отомрут как чуждые обществу элементы, другими словами общество вернется к родовому обществу. Т.е. получается не поступательное развитие, а возврат к прошлому. Развитие не может идти таким путем. Не может общество существовать без государства и права. Если его лишить этого, то неизменно общество начинает их формировать заново.

 

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

- Симметричные- субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки)

- Aсимметричные- конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

 

По особенностям формирования федерации выделяют:

- Территориальные - используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия)

- национальные— по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия).

смешанные (комбинированные)- формирование идёт по обоим признакам (например, Россия).

 

 Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

 

По способу образования федерации делятся на:

- договорные - образуются путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.

- конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

 

степень централизации:

централизованные (Аргентина, Германия, Россия)

децентрализованные (Швейцария)

Виды органов государства.

1) По принципу разделения властей:

а) Законодательные,

б) Исполнительные,

в) Судебные,

2) По способу возникновения

а) Пер­вичные - ника­кими другими органами не создаются, возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо изби­раются на основе избирательного права по установленной про­цедуре (представительные органы) и получают властные пол­номочия от избирателей (народа).

б) Производные - созда­ются первичными органами и от них получают властные полномочия. К ним относятся исполнительно-распорядитель­ные органы, военные и военизированные ведомства, органы прокуратуры и т. д.

3) По широте компетенции

а) органы общей компетенции - правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

б) органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятель­ности (министерства финансов).

4) По способу формирования

а) выборные

б) назначаемые.

5) По особенностям деятельности и порядку принятия реше­ний органы

а) коллегиальные

б) единоличные.

6) По объему властных полномочий

а) высшие,

б) местные,

7) По административно-территориальному делению

а) Центральные (федеральные)

б) Региональные (штаты, республики),

в) Местные (графства, округа, про­винция и др) – ОМСУ к гос. органам не относятся!!!

 

Государственные органы в РФ

Судебный

  Высший арбитражный суд      

                  Президент не относится ни к одной ветви власти

                  Прокуратура тоже

         
  Конституционный суд      
         
  Верховный суд      
           

Исполнительный

 

Правительство

  Министры  
     
  Заместитель председателя  
     
  Председатель  
           

Законодательный

 

Федеральное собрание

  Совет Федерации Валентина Матвиенко
     
  Гос. Дума Сергей Нарышкин

 

 

Формы демократии.

1) Прямая (непосредственная) демократия - форма осуществления народовластия путем прямого участия граждан в решении важнейших государственных и местных вопросов (референдумы, сходы и т.п.). Прямая демократия существовала в античные времена в Афи­нах, Древнем Риме, средневековом Новгороде и ряде других горо­дов-республик. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования. Разновидностью является:

а) Плебисцитарная демократия - возможности политического влияния граждан в отличие от прямой демократии сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится правительством, партией или инициативной группой..

2) Представительная демократия - народ избирает своих пред­ставителей, и они от его имени управляют государством или ка­ким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой наро­довластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

 

Любая демократия имеет свои ограничения, и нередко свобода одних социальных групп существенно ограничивает жизненное про­странство других. Поэтому существуют различные концепции демо­кратии,

Концепция элитарной демократии. В соответствии с ней власть в стране осуществляют конкурирующие между собой элиты, а участие народа в управлении государством ограничивается правом отдать предпочтение той или иной претендующей на власть или находя­щейся у власти элите.

Концепция либеральной демократии. Пред­полагает: признание народа субъектом власти; приоритет свободы личности перед обществом и государством; свободу частной собст­венности и предпринимательства; невмешательство государства в личную жизнь граждан; парламентаризм и разделение властей; эф­фективный контроль со стороны представительных органов над правительством.

Концепция коллективистской демократии. Противопоставляет либеральному индивидуализму коллективистские формы жизнедеятельности и пони­мания прав и свобод; приоритет государства и общества над лич­ностью; всеобщую политическую мобилизацию и участие всех граж­дан в политическом процессе, даже если они этого не желают; декларативный характер прав и свобод; ограничение индивидуаль­ной жизнедеятельности. Разновидностью коллективистской демократии является социа­листическая демократия, имевшая место, например, в СССР.

Концепция плюралистической демократии. Эта концепция унас­ледовала от либеральной такие основополагающие ценности, как разделение властей, соблюдение прав человека, свободу личности. Вместе с тем плюралистическая демократия в значительной степе­ни корректирует некоторые принципы либеральной и коллективи­стской концепций. Например, в плюралистической концепции уже не личность и не народ, а группа является центральным элементом политического процесса; общая политическая воля является ре­зультатом конфликтного взаимодействия различных групп и нахождением компромисса; либеральный «эгоизм» частично ограничива­ется групповыми и общественными интересами; государство берет на себя часть функций по защите интересов личности и социаль­ных меньшинств; власть рассредоточивается по различным инсти­тутам и тем самым создается система сдержек и противовесов, предотвращающая ее монополизацию.

Плюралистической демократии отдают предпочтение большин­ство наиболее развитых стран мира.

 

 

Вопросы Теории права

Основные теории права

1) В зависимости от ис­точника правообразования:

а) Естественно-правовая теория права (Де­мокрит, Сократ, Платон) и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Закон стре­мится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их соб­ственной добродетели.

i) Позитивное значение естественно-правовой теории:

(1) она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

(2) благодаря этой тео­рии стали различать право и закон, естественное и позитивное право;

(3) концептуально соединяет право и нрав­ственность.

ii) Критическое замечание - не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

б) Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. В. Шершеневич) вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делеги­рует субъективные права и устанавливает юридические обязан­ности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

i) Положительная сторона - возможность уста­новления стабильного правопорядка, детального изучения дог­мы права — структуры правовой нормы, оснований юридичес­кой ответственности, классификации норм и нормативных ак­тов, видов интерпретации.

ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фак­тических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследова­ний содержания права, его целей.

2) В зависимости от основы права.

а) Нормативистская теория (Кельзен) основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Юридичес­кая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоя­щей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.

i) Позитивное значение - такой подход

(1) позволяет создавать и совершенствовать систему закон одатс л ьства;

(2) обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;

(3) содействует формированию «нормативного» пред­ставления о праве как формально-логической основе правосоз­нания граждан;

(4) обеспечивает формальную определенность пра­ва, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъек­тов, фиксировать меры и средства государственного принужде­ния;

(5) позволяет абстрагироваться от классово-политичес­ких характеристик права, что особенно важно при правоприме­нении.

ii) Негативная сторона отрицание обусловленности права потребностями обществен­ного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

б) Психологическая теория ( Л. И. Петражицкий) - право – конкретная пси­хическая реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государ­ством; переживание интуитивного, личного права. Интуитив­ное право и выступает регулятором поведения человека и пото­му рассматривается как реальное, действительное право.

i) Положительная сторона - обращает вни­мание на одну из важнейших сторон правовой системы — пси­хологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особеннос­ти индивида.

ii) Негативная сторона - односторон­ний характер, отрыв от объективной реальности, невозмож­ность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

в) Социологическая теория права (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд). Право как эмпиричес­кое явление, его следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, за­щищенное государством. Нормы закона, правосознание не от­рицаются, но и не признаются правом. Они являются призна­ками права, а само право — это порядок в общественных отно­шениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призва­ны судебные или административные органы.

i) Положительная сторона:

(1) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;

(2) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отно­шений;

(3) учение подчеркивает роль права как средства социаль­ного контроля и достижения социального равновесия, возвы­шает роль судебной власти.

ii) Негативная сторона отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права - интереса - с самим правом.

Содержание права

Непосредственное содержание права (т.е. его субстанция, плоть, "вещество", из которого оно состоит) складывается из норм – правил поведения общего характера.

 

Если же конкретизировать это общее положение и исходить из особенностей права как институционного образования, из "двойной" его надстроечной природы, то освещение его содержания должно быть дополнено указанием на наличие в нем интеллектуальной и волевой сторон[1].

 

Интеллектуальное в содержании права выражает его принадлежность к общественному сознанию. Образующие право нормы представляют собой нормативные обобщения, деонтические суждения, идеально-ценностное отражение общественных отношений в виде общих программ, моделей, образцов этих отношений[2]. Волевая же сторона содержания права, прямо отражая его статус как особой части надстройки, отличной от общественного сознания, характеризует активно-государственное, повелительное (авторитарное) начало в юридических нормах, заложенную в них заданность на практическое, реальное воплощение в жизнь нормативных программ, моделей, образцов поведения участников общественных отношений.

 

Именно эта, волевая сторона – определяющая в содержании права как особого институционного образования.

 

Еще более емкий, рельефный, предметный характер приобретает содержание права, если, не ограничиваясь особенностями его надстроечной природы, исходить из главного в содержании – сущности права. Именно тогда содержание права раскрывается как объективированная в государственно-властных нормативных предписаниях государственная воля[3]; именно тогда в содержании права можно разграничить несколько уровней и, прежде всего, выделить в нем социально-политическое и специально-юридическое содержание.

 

Социально-политическое содержание – это наиболее глубокий слой, прямо выражающий экономическую основу и классовую сущность права – орудия классового, политического господства (в классово-антагонистических обществах), инструмента общесоциального регулирования.

 

Необходимо обратить внимание на то, что единое социально-политическое содержание свойственно не только собственно праву, но и всей правовой системе; оно в зависимости от конкретных социально-классовых условий может в различной степени проявляться через те или иные ее компоненты, но всегда так, что в конечном итоге осуществляется выраженная в праве классово-господствующая воля, содержание которой детерминировано материальными условиями жизни господствующего класса.

Специально-юридическое содержание характеризует субстанцию права как специфического институционного образования.

В нем тоже могут быть выделены две основные стороны: во-первых, собственно специально-юридическое содержание и, во-вторых, технико-юридическое содержание.

 

Первое – это, так сказать, глубинно правовое, то, что имел в виду К. Маркс, когда писал, что в борьбе с необузданными, алчными интересами отдельных индивидов нужно "уделять... главное внимание правовому содержанию, чтобы у нас, в конце концов, не осталась одна только пустая маска"[4]. Здесь раскрывается важная грань марксистской формулы о том, что право есть классово-господствующая государственная воля, возведенная в закон. Иными словами, такая воля, которая выражена в виде институционного нормативного образования и которая притом именно возведена, приподнята, перемещена в специфическую плоскость закона в его глубоком, философском смысле. Такая воля, которая оснащена свойствами, характерными для закона, воплощена в субъективных правах, существующих и функционирующих в единстве с юридическими обязанностями, и с данной стороны призвана конституировать и обеспечивать юридическую свободу поведения участников общественных отношений, соответствующую потребностям конкретного, определенного классового общества.

 

Весьма существенна и та сторона специально-юридического содержания права, которая относится к его технико-юридическому, конструктивному построению. Эта сторона выражает институционность права, юридическое оформление государственной воли, использование здесь особого юридического инструментария, в частности самое нормативное построение государственной воли, воплощение ее в специфических правовых конструкциях, в тех или иных видах юридических установлений и правовых связей и т.д. – во всем том, что охватывается условным выражением "догма права".

Теория естественного права.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем зако-нодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о

божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Значение принципов

1) выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования право­вых норм.

2) властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивиду­альных юридических решений.

3) в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве.

4) принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Виды принципов:

1) свойственные праву в целом (общеправовые)

а) Принцип справедливости - выражает общесоциальную сущность пра­ва, стремление к поиску компромисса между участниками пра­вовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть со­размерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмеще­ние, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность.

б) Принцип приоритета прав человека - естественные, прирожденные, неотчуждаемые права чело­века составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью.

в) Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.

г) Принцип законности - разра­ботка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, норматив­ные акты должны соответствовать К РФ и действующему законодательству.

д) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебном порядке.

е) За многовековую историю развития права постепенно сло­жились правовые аксиомы:

i) закон обратной силы не имеет;

ii) все, что законом не запрещено, дозволено;

iii) никто не может быть судьей в собственном деле;

iv) нельзя осуждать дваж­ды за одно и то же правонарушение.

2) свойственные его отдельным отраслям (отраслевые)

3) группе смежных отраслей, а также круп­ным правовым институтам (межотраслевые).

 

 

Виды норм права.

1) По субъектам правотворчества

а) исхо­дящие от государства - это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной вла­сти и судебной государственной власти (в тех странах, где име­ет место прецедент)

б) исхо­дящие непосредственно от гражданского об­щества - нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей стра­ны (всенародный референдум).

2) По социальному назначению и роли в правовой системе

а) учредительные (нормы-принци­пы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового поло­жения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политическо­го строя, права, свободы и обязанности граждан, основополага­ющие идеи и параметры строительства правовой системы об­щества.

б) регулятивные (нормы — правила поведения) непосредственно направлены на регу­лирование фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, путем предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей

i) управомочивающие (предоставляющие сво­


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.