Признаки авторитарного политического режима: — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Признаки авторитарного политического режима:

2021-03-17 44
Признаки авторитарного политического режима: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законода­тельную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных органов власти ограничена вла­стным субъектом, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности гос. органов и должностных лиц, под­отчетности и подконтрольности их населению;

6) в качестве методов гос.управления доми­нируют командные, административные, в то же время отсутст­вует террор, практически не применяются массовые репрес­сии, жесткие насильственные приемы осуществления полити­ческой власти;

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода "полугласность";

8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталита­ризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к вы­соким целям);

9) нет полного тотального контроля над всеми сферами об­щественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном поли­тическом режиме;

10) существует частичный плюрализм, оппозиция не до­пускается, может существовать лишь имитация многопартий­ности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются;

11) права и свободы человека и гражданина главным обра­зом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обес­печиваются (прежде всего в политической сфере). Ради государственных интересов нарушаются права и свободы граждан;

12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоот­ношениях с властью;

13) "силовые" структуры обществу практически неподкон­трольны и используются подчас в сугубо политических целях;

14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический.

В настоящее время авторитарный режим существует в Северной Корее, Куба, Вьетнам.

40. Политическая система общества: понятие и структура.

Политика – это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями, между государством с одной стороны и народом с другой (Искусство захвата и удержания власти).

Политическая система общества - это совокупность гос. органов, должн. лиц, общ-х организаций осуществляющих и участвующих в политической жизни страны.

 Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Структура - это способ упорядочения элементов, характеризующиеся устойчивостью.

Выделяют следующие компоненты политической системы (широкий подход):

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, лоббистские общества - узкий подход; +

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) с оциально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

6) Политика – искусство захвата и удержания власти.

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

К числу поли­тических организаций относят: государство, все политические партии, отдельные общественные организации.

К неполитическим организациям относятся та­кие, которые возникают и развиваются в силу экономических и других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные орга­низации, которые свою деятельность осуществляют в произ­водственной, социально-бытовой, культурной и иных сферах жизни общества.

Отдельную группу составляют организации, которые воз­никают и функционируют на основе индивидуальных склонно­стей и интересов того или иного слоя людей (общества филате­листов, нумизматов, автолюбителей и т. п.). Не являются носителями политической власти и со­ответствующих отношений.

41. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества - это совокупность гос. органов, должн. лиц, общ-х организаций осуществляющих и участвующих в политической жизни страны. Гос-во важная составная часть полит. системы общества, входящее как целостный политический институт.

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;

регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

42. Правовое государство: понятие и принципы.

Правовое государство – это гос-во, в котором провозглашены и реализуются естественные и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина.

Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права госвласти в целях недопущения злоупотреблений.

Возникло как противоядие против произвола, реакция на тиранию, деспотизм.

Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

1) наиболееполноеобеспечениеправ и свобод человека игражданина (этот принцип закреплен в Конст. РФ ст. 2 «человек, его права и свободы являются высшей ценностью…т.е на первом месте человек, а затем осуществление функций гос власти);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения – этот принцип возникает с помощью таких принципов как:

-разделениевластей на законодательную, исполнительную и судебную (Монтескье) (с целью исключить злоупотребления ею);

-федерализм (горизонтальное разделение власти дополняется еще и делением по вертикали);

-верховенствоправа (закон не может быть изменен, остановлен актами исполнительной власти – т.е. приоритет правовых норм над социальными);

-взаимная ответственность государства и личности (Кант);

-высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

-наличие гражданскогообщества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

Система сдержек и противовесов:

  Законодательная Исполнительная Судебная
Законодат.  ------------------------------------ Роспуск Парламента Мера ответственности у депутатов; деятельность Конституционного суда – не соответствие К РФ принятых законов (ст. 125);
Исполнит. Отчет перед Президентом Правительства; Президент дает согласие на назначение высших должностных лиц (ст. 83); законодатели вотум недоверия правительству (ст. 103), распускает гос думу (ст. 84, 109) ----------------------------------------- Ответственность должностных лиц; признание не соот. К. РФ изданных законов исполнительной властью.
Судебная Законодательная власть согласовывает деятельность судей (ВАС, ВС РФ); принимает законы (ст. 105), регламентирует деятельность судов, объявление амнистии (СТ.103) Президент представляет судей на должность (ст. 83); Помилование (ст. 89) ---------------------------------------

43. Гражданское общество как предпосылка формирования правового государства.

Правовое государство – это гос-во, в котором провозглашены и реализуются естественные и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина.

Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества. Понятие "гражданское общество" формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими. Феномен гражданского общества волнует человечество достаточно давно. Еще Аристотель, основатель политической науки, определял государство «как совокупность граждан, как гражданское общество». Теоретическая мысль и после Аристотеля долгое время не разделяла понятия «государство» и «общество», считая их тождественными. Многие ученые внесли свой посильный вклад в эту важную теоретическую категорию, но все-таки решающая заслуга принадлежит здесь Гегелю.  По Гегелю, гражданское общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Из естественного, "некультурного" состояния, писал Гегель, "люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью". При этом он подчеркивал, что подобное общество возможно лишь "в современном мире". Иными словами, гражданское общество противополагалось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумевалось, конечно, классическое буржуазное общество.

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-эконо­мических, семейных отношений и институтов, с помощью кото­рых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Гражданское общество – совокупность индивидов и их объединений, независимых от государства ни в экономическом, ни в политическом отношении.

Государство – «ночной сторож» не помогает и не мешает.

Структура гражданского общества: негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); совокупность независимых от государства производите­лей (частные фирмы); общественные объединения и организации; политические партии и движения; сфера воспитания и негосударственного образования; система негосударственных СМИ; семья; церковь и т. п.

Признаки гражданского общества совпадают с признаками правового государства:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюра­лизм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осу­ществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от гос.аппарата, который построен по принципу субординации);

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика государства, обеспечиваю­щая достойный уровень жизни людей, и другие.

Если не будет гражданского общества, не сформируется и правовое государство.

Институт гражданского общества:

- общественная палата (в гос учреждениях);

- профсоюзные организации;

- муниципальные образования;

- третейский суд;

- общество прав потребителей;

- суды присяжных;

– уполномоченный по правам человека.

44. Понятие и признаки права.

Право в объективном смысле — это система общеобяза­тельных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интере­сы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечивае­мых государством и направленных на урегулирование общест­венных отношений. Объективное право — это законодательст­во, юридические обычаи, юридические прецеденты и норма­тивные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выра­женные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Право – это совокупность нормативных установок, основанных на идеях человеческой справедливости и свободы, призванная регулировать общественные отношения, и выраженная в большей части в зак-ве.

Норма – это правило поведения.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.