Место ТГП в системе юридических и гуманитарных наук. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Место ТГП в системе юридических и гуманитарных наук.

2021-03-17 88
Место ТГП в системе юридических и гуманитарных наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет ТГП.

Предметом любой науки является определенный круг вопросов, изучаемый данной наукой.

Предметом ТГП являются основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Структура предмета – состоит из 2 элементов:

1. Теория государства.

2. Теория права.

Друг без друга существовать не могут.

ТГП: Изучает – государство и право в целом, а не отдельные его части. Исследует государство и право в единстве, в неразрывной взаимосвязи

В содержание предмета ТГП входят такие основные вопросы, как:

происхождение государства и права; сущность государства; типы государств; функции государства; формы государства; государство и политическая система общества; право в системе социальных норм; нормы права; источники права; система права; правоотношения; толкование права; применение права; механизм правового регулирования; правонарушение и юридическая ответственность; законность и правопорядок; иные вопросы, касающиеся государства и права и основных понятий

юриспруденции.

 

Методология ТГП.

Методология ТГП — это со­вокупность методов, которые используются для изучения ТГП.

При изучении ТГП используются следующие методы: общие (общенаучные); специальные; частнонаучные..

1. общие методы используются во всех науках.

Н/р: А) метод анализа - разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям.

Б) метод синтеза - изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого.

В) метод индукции – заключение общего утверждения.

Г) метод дедукции – заключение от общего, к частному.

2. специальные методы используются в нескольких науках..

Н/р. А) системный метод (теория системы). Рассмотрение изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе (система законодательства, система права).

Б) статистический метод – состоит в получении, обработке, анализе информации, характеризующей количественные закономерности.

В) конкретно- социологический. Наблюдение, опрос (тестирование, анкетирование) и моделирование, т.е. построение и изучение моделей реально существующих государственно-правовых явлений.

3. частнонаучные методы используются только в конкретной науке.

Н/р. А) формально – юридический. Изучаются основные понятия, даются определения понятиям иное их исследование (в не связи с другими сферами – экономической, социальной и т.д.).

Б) сравнительный метод. Происходит сопоставление законов, иных нормативно-правовых актов, правовых систем в целом.

В) метод правового прогнозирования – изучение перспектив развития государства и права.

Данные методы не являются исчерпывающими при исследовании ТГП.

 

Функции ТГП.

Функции ТГП – это основные направления в различных областях жизни, где применяются знания по ТГП.

Основными функциями ТГП явл-тся:

1. методологическая – выработка методов, с помощью которых изучаются государствено-правовые явления;

2. познавательная (гносеологическая) – с помощью ТГП познается окружающая действительность;

3. ценностно-ориентационная (аксеологическая) – с помощью ТГП формируются определенные правовые ценности;

4. прогностическая (прогноз) – с помощью ТГП можно строить прогнозы по развитию государственно-правовых идей;

5. Онтологическая – познание сущности государственно-правовых явлений;

6. Эвристическая - заключается в открытии новых явлений, закономерностей в сфере государства и права.

7. Идеологическая - реализуется путем обобщения и приведения в систему идей, касающихся государства и права.

8. О рганизаторская - вырабатывает практические рекомендации, которые используются в государственном строительстве и при разработке правовых норм.

9. педагогическая – ТГП можно преподавать как учебную дисциплину.

Государственно-политический режим: понятие и виды.

Демократия - как гос.-пол-кий режим: понятие, признаки и формы.

Социальная ценность права.

Право - это система общеоб-х, формально-определенных, гарантир-нных норм, которые обязательны для всех членов общества (определяют меру свободы лица в обществе)

Социальная ценность права – его способность удовлетворять социально справедливые потребности и интересы субъектов правовой жизни и выступать силой, противостоящей произволу. Социальная ценность права проявляется в том, что:

- право выступает в целом более эффективным регулятором, чем другие социальные инструменты регулирования общественных отношений;

- право, является, более надежным средством охраны интересов граждан;

- в праве люди видят масштаб меры свободы личности;

- с правом соотносят представления о добре и справедливости, сложившиеся в обществе;

- право стабилизирует общественные отношения

- право активно способствует включению нового в правовую сферу или выведению из нее неприемлемого, социально вредного;

- право, будучи тесно связанным с государством, в силу их общей социальной природы и назначения повышает результативность государственного управления, одновременно корректирует и смягчает его властное, политическое воздействие на общество;

- право есть источник необходимой и полезной людям информации;

- право сочетает в себе искусство добра и справедливости.

- в праве есть элементы духовного и божественного, ибо оно затрагивает внутренний мир человека, его свободную волю, идеалы;

- право является гарантом безопасности (личной, экономической, экологической и т.д.), основой социальной стабильности, порядка и дисциплины;

- право стимулирует социальное единение и сплоченность народов внутри страны и на международной арене;

- право отвергает войну, силовой диктат и насилие, служит воспитанию людей на гуманных началах сотрудничества и взаимопомощи;

- право защищает имущественные интересы граждан, их собственность, повышая в условиях рынка деловую активность, предпринимательскую деятельность людей;

- право пресекает антиобщественные проявления, устраняет угрозу причинения какого-либо ущерба интересам граждан.

Чем больше проявляются указанные свойства права, тем выше его социальная ценность.

34.Типология права.

Право - это система общеоб-х, формально-определенных, гарантир-нных норм, которые обязательны для всех членов общества (определяют меру свободы лица в обществе)

Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции нескольких подходов.

Формальный подход – выделяет типы права в соответствии с марксистским учением об общественно-экономических формациях. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования, в том числе и в праве. В итоге в соответствии с этой точкой зрения имели место азиатский (восточный), античный (рабовладельческий), феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

В соответствии с цивилизационной классификацией в рамках одной исторической эпохи соседствуют различные типы права. При этом в качестве классификатора могут выступать различные факторы.

В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют:

- правовые семьи – определенные совокупности правовых систем, выделяемые на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Различают следующие правовые семьи: общего права, Романо-германская. Славянская, мусульманская, индусская и другие.

Тип права определяется на основании того, какой экономический базис это право защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе право приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве орудия диктатуры экономически господствующего класса.

Публичное и частное право.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное право и публичное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если Ч.право призвано регулировать частные интересы, то П – общ-ные, гос-е)

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные, неимущественные отношения, то публичному – устройство и функционирование государства и его институтов);

3) метод правового регулирования: если в частном праве господствует метод координации (равенство сторон. Наличие взаимных прав и обязанностей. Право устанавливает только общие правила поведения за которые нельзя выходить, а внутри участники сами выбирают варианты поведения), то в П – субординации (отношение власти и подчинения. Вариант поведения строго задан и ни какие отклонения от него не допускаются).

4) субъектный состав (если Чправо регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами).

Публичное право- это область власти и подчинения, частное право – область свободы и частной инициативы. Между ними существует тесная взаимосвязь. Частное право не может существовать без публичного, так как оно опирается на публичное право, охраняется и защищается им.   

 

 

47.Материальное и процессуальное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное и процессуальное право соотносятся как содержание и форма.

Нормы мат-ного права - включает в себя нормы, которые регулируют определенную сферу обществ-х отнош-й, закрепляя исходные права и обязанности субъектов права в данной сфере, обеспечивают регулятивные и охранительные функции права (конституционное, уголовное, трудовое, гражданское, семейное).

Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т. д.

Процессуальные нормы – регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм всех отраслей права, определяют права и обязанности субъектов процессуально правовых отношений, закрепляют порядок и процедуры применения норм материального права (Уголовно-процессуальное право, Гражданское процессуальное право, исправительно-трудовое).

Процессуальное право неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования (условия и основания возникновения процессуального права).

 

Структура нормы права.

Нормы права – это общеобязательные, формально определённые правила поведения, которые устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой. направленное на урегулирование общественных отношений. Вопрос о структуре нормы права – это вопрос о ее строении. Структура нормы права- это такое строение нормы права, кот-е состоит из 3-х взаимосвязанных элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза содержит конкретные жизненные условия (обстоятельства), при наступлении которых начинает действовать правовая норма (предпологается слово «если»). Гипотеза может быть: простой - указывает, как правило, одно конкретное обстоятельство; сложной - указывает комплекс обстоятельств, при наступлении которых реализуется норма права; альтернативной - содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма начинает действовать.

Днспозицня (основная часть нормы) содержит само правило поведения (либо требование, запрет и т. д.), которым должны руководствоваться участники возникших правоотношений (пред-ся слово «то»). Диспозиция может быть: простой - содержит один, абсолютно определенный вариант поведения; альтернативной - указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношения; бланкетной - отсылать субъектов правоотношения к другим нормам.

Санкция указывает, какие неблагоприятные последствия могут наступить при невыполнении (нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы (пред-ся фраза «в противном случае»).К отдельным видам санкций относятся: абсолютно определенные - содержат конкретный вид наказания в случае нарушения требований правовой нормы;

относительно определенные - указывают пределы размера наказания -либо минимальный и максимальный, либо максимальный (лишение свободы от двух до пяти лет, лишение свободы сроком до десяти лет); альтернативные - указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимое (ограничение свободы до трех лет или штраф); часто санкции одновременно бывают альтернативными и относительно определенными.

Действие правовой нормы происходят от гипотезы к диспозиции, от диспозиции к санкции. Трехчленная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) называется идеальной. Реальная структура правовой нормы может не содержать гипотезы или санкции (в зависимости от размещения нормы в правовом акте). Однако фактически и гипотеза, и санкция имеют место - они содержатся в других нормах.

Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

Юридическая техника.

Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств и способов подготовки, составления и упорядочения правовых актов и иных юрид-х документов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности. Главной задачей юридической техники является рационализация юридической деятельности, достижения простоты и ясности в написанных документах, единообразия, совершенствования языка правовых норм. Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1. законодательная правотворческая техника – это совокупность средств, приемов и прав составления и оформления нормативных актов. Имеет 2 цели: регулировать общ-е отно-я, сделать НПА понятными для лиц, которым они адресованы.

2. техника систематизации НПА. НПА систематизированы по следующим признакам: 1) по форме предложения, в котором выражена норма; 2) по степени обобщенности: а) абстрактный способ изложения; б) казуистический способ изложения; 3) по степени полноты изложения нормы (прямой, ссылочный, бланкетный).

3. техника учета НПА. В настоящее время применяются 3 способа учета: журнальный учет, карточный учет, учет с помощью ЭВМ.

4. техника индивидуальных правовых актов.   

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Все это достигается с помощью технических средств. К техническим средствам относятся юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, предусматривающее определенное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, наказаний и т.д.).

При составлении документа необходимо придерживаться установленных технических правил. К техническим правилам относят: ясность, четкость и простоту языка правовых актов; последовательность в изложении юридической информации; взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Использование технических правил осуществляется техническими приемами. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть – преамбула, общая часть и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.п.).   

 

Закон: понятие и виды.

Закон - нормативный акт высший юридической силы (по отношению к иным НПА), принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Является (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

Признаки: 1. принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или не­посредственно народом в порядке референдума.

2. Особый процес-ный порядок принятия з-на (включ-щий ряд последовательных стадий) установленной конст-цией и регламентах органов, в комп-ю кот-х входит принятие з-нов.

3. Регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения (вопросы конституционного характера; права, свободы и обязанности человека и гражданина и т.д.);

4. Общеобязательность закона подразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т. д.) всеми без исключения.

5. Стабильность з-на обеспечивается особым порядком принятия з-на (изменения, отмены)

никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.

6. Обладает высшей юридической силой - содержание всех иных НПА не должно противоречить законам. Виды законов: По юридической силе. Законы бывают конституционные и обыкновенные.

К конституционным законам относятся конституции и конституционные законы.

Конституция - основной закон государства, является основным источником права и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и нормативным актам. Конституционные законы (определены конституцией: законы о порядке деятельности ПравительстваРФ, судебной системе, Конститу­ционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного по­ложения и т.д. (всего их 14), следующие после конституции по своей юридической силе, определяют основные начала государственной и общественной жизни. На основе конституции и конституционных законов строится всё остальное законодательство государства.

Обыкновенные (текущие) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее за­конодательство и регулируют различные стороны экономичес­кой, политической, культурной жизни страны.

К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

 - по их юридической силе (Конституция, федер-ный констит-ный закон, фед-ный закон, закон субъектов Федерации);

- по субъ-там законотворчества(принятые в результате референдума или закон-ным орг-м)

- по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

- по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

- по внешней форме выражения: Конституция, Кодекс, Устав, Закон, другие.

 

60.Понятие и виды подзаконных нормативных актов.

Подзаконный нормативный акт - разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления.

Все подзаконные акты по юридической силе ниже законов, но их юридическая сила не однородна. Подзаконные нормативные акты обычно подразделяются на 4-ре вида:

Наибольшей силой обладают общие акты. Эти акты действуют на всей территории государства и распространяются на всех граждан. В РФ к ним относятся: 1) Указы и распоряжения президента. 2) Постановления и распоряжения правительства. 3) нормативные постановления Государственной Думы и Федерального Собрания. Следующие по юридической силе ведомственные акты. Они действуют в пределах определенных министерств и ведомств: МВД, органы налоговой службы, Минобороны, они могут издавать общие подзаконные акты. В РФ к ведомственным нормативным актам относятся: инструкции, положения, приказы министерств и центральных ведомств. Местные - нормативные акты, которые ниже по юридической силе ведомственных нормативных актов. Действуют на территории соответствующей административно-территориальной единицы и распространяются на жителей этих территорий (региона, области, города, района). К ним относятся нормативные акты (уставы, приказы, распоряжения) органов местного самоуправления. Локальные - нормативные акты, обладающие самой низкой юридической силой. Это нормативные акты различных предприятий, учреждений и организаций. Они действуют в пределах этих организаций и распространяются на их работников (правила внутреннего трудового распорядка).

61.Источники современного российского права.

Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт. Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже. Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:

1. Конституция РФ является источником права высшей юрид-кой силы. Она закрепляет основы экономического и политического строя; основополагающие права и свободы человека и т.д. Все иные правовые нормы не должны противоречить конституционным.

2. Фед-ные конст-ные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конст-ции.

3. Федеральные законы Распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важнее сферы общественных отношений. 4. Нормативные указы Президента РФ могут быть: нормативными (содержать нормы права общего характера); ненормативными (регулировать вопросы назначения конкретных лиц на гос.должности). 5. Актами Правительства РФ являются: постановления (содержат нормы права); распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).. 6. Нормативно-правовые акты федеральных министерств в ведомств принимаются в форме приказов, инструкций, положений и т.п. Регулируют общ-ные отн-ния в сферах экономики; науки; образования; обороны и безопасности и т.п. Обязательны для организаций, учреждений, долж-тных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан. 7. Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы: исключительно ведения субъектов РФ; совместного ведения РФ и субъектов РФ. Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ 8. Подзаконные акты органов власти субъектов РФ. 9. Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственности.

Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор. Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ. К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно. Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражд-ким кодексом РФ.

62.Действие нормат-ных актов времени. Обратная сила нормат-го акта.

НПА - изданный в установленном порядке гос.органами юрид-кий документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой гос-ва. Время действия НПА – это промежуток времени, когда он обладает юридической силой. Временной период действия нормативно-правового акта ограничивается моментами:

вступления его в силу; прекращения его действия.

Можно выделить не­сколько вариантов вступления НПАв действие (с момента их принятия, со времени указанного в самом НПА, по истечении определенного срока после опубликования). Наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его офиц-го опубликования. Так, фед.законы, фед. конст-ные законы, акты палат Фед.Собрания РФ вступают в силу одновременно на территорииРФ по истечении 10 дней после дня их опубликования, а акты Президента и Правительства РФ, — по истечении 7 дней после их офиц.опубликования. С иной даты, специально указанной в НПА. Официальные источники: Российская газета. Ус­та­нов­ле­ние точ­но­го сро­ка всту­п­ле­ния, в си­лу НА важ­но по­то­му, что имен­но с это­го мо­мен­та их пред­пи­са­ния под­ле­жат ис­пол­не­нию.

По общему правилу но­вый НПА рас­про­стра­ня­ет свое дей­ст­вие толь­ко на те от­но­ше­ния, ко­то­рые име­ют ме­сто по­сле его всту­п­ле­ния в си­лу. Об­рат­ной си­лы он не име­ет. Дан­ный прин­цип оз­на­ча­ет, что пред­пи­са­ния нор­ма­тив­но­го ак­та не рас­про­стра­ня­ют­ся на те отноше­ния, ко­то­рые воз­ник­ли и су­ще­ст­во­ва­ли до его из­да­ния.

Ис­клю­че­ния из ука­зан­но­го прин­ци­па до­пус­ка­ют­ся толь­ко в двух слу­ча­ях:

если нормы правового акта улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают, устраняют ответ-ность); если возможность обратного действия предусмотрена самимНПА

“Переживание” нормативного правового акта – это продолжение его действия (или действия его отдельных положений) после утраты им юридической силы по специальному указанию но­вого правового акта.

Нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты ут­ра­чи­ва­ют свою си­лу (пре­кра­ща­ют дей­ст­вие) на сле­дую­щих ос­но­ва­ни­ях: 1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; 2) в связи с прямой отменой нормативного акта уполномочен­ным на то органом; 3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Содержание правоотношения.

Правоотношение - это общ-е отн-я урегулированные нормами права.

Содержание – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей его участников.

Субъективное право - это предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения. В каждом конкретном правоотношении его участники имеют возможность выбрать вариант своего поведения в пределах установленных правовыми нормами границ.

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения. Юридическая обязанность требует от участника правоотношения: либо воздержания от совершения запрещенных законом действий (не посягать на чужую собственность), либо, напротив совершения активных действий (оплатить стоимость проезда при пользовании общественным транспортом).

Правоотношение имеет: юридическое содержание и фактическое содержание.

Следует различать юридическое и фактическое содержание правоотношений.

Юридическое содержание – это совокупность предусмотренных всех законом прав и обязанностей. Юридическим содержанием правоотношения являются субъективные права и юридические обязанности.

Фактическое содержание – это совокупность конкретных прав и обязанностей участников конкретного правоотношения. Фактическим содержанием правоотношения являются сами общественные отношения.

Содержание правоотношения может определяться:

Законом – заключив трудовой договор стороны становятся обладателями прав и обязанностей. Договором – договор купли продажи – стороны могут оговорить в нем предоставление покупателю дополнительных услуг, не предусмотренных законом.

Субъективные права и обязанности неразрывно связаны между собой. Не может быть прав без обязанностей. За любым правом всегда должна следовать чья-то обязанность.

Предмет ТГП.

Предметом любой науки является определенный круг вопросов, изучаемый данной наукой.

Предметом ТГП являются основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Структура предмета – состоит из 2 элементов:

1. Теория государства.

2. Теория права.

Друг без друга существовать не могут.

ТГП: Изучает – государство и право в целом, а не отдельные его части. Исследует государство и право в единстве, в неразрывной взаимосвязи

В содержание предмета ТГП входят такие основные вопросы, как:

происхождение государства и права; сущность государства; типы государств; функции государства; формы государства; государство и политическая система общества; право в системе социальных норм; нормы права; источники права; система права; правоотношения; толкование права; применение права; механизм правового регулирования; правонарушение и юридическая ответственность; законность и правопорядок; иные вопросы, касающиеся государства и права и основных понятий

юриспруденции.

 

Методология ТГП.

Методология ТГП — это со­вокупность методов, которые используются для изучения ТГП.

При изучении ТГП используются следующие методы: общие (общенаучные); специальные; частнонаучные..

1. общие методы используются во всех науках.

Н/р: А) метод анализа - разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям.

Б) метод синтеза - изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого.

В) метод индукции – заключение общего утверждения.

Г) метод дедукции – заключение от общего, к частному.

2. специальные методы используются в нескольких науках..

Н/р. А) системный метод (теория системы). Рассмотрение изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе (система законодательства, система права).

Б) статистический метод – состоит в получении, обработке, анализе информации, характеризующей количественные закономерности.

В) конкретно- социологический. Наблюдение, опрос (тестирование, анкетирование) и моделирование, т.е. построение и изучение моделей реально существующих государственно-правовых явлений.

3. частнонаучные методы используются только в конкретной науке.

Н/р. А) формально – юридический. Изучаются основные понятия, даются определения понятиям иное их исследование (в не связи с другими сферами – экономической, социальной и т.д.).

Б) сравнительный метод. Происходит сопоставление законов, иных нормативно-правовых актов, правовых систем в целом.

В) метод правового прогнозирования – изучение перспектив развития государства и права.

Данные методы не являются исчерпывающими при исследовании ТГП.

 

Функции ТГП.

Функции ТГП – это основные направления в различных областях жизни, где применяются знания по ТГП.

Основными функциями ТГП явл-тся:

1. методологическая – выработка методов, с помощью которых изучаются государствено-правовые явления;

2. познавательная (гносеологическая) – с помощью ТГП познается окружающая действительность;

3. ценностно-ориентационная (аксеологическая) – с помощью ТГП формируются определенные правовые ценности;

4. прогностическая (прогноз) – с помощью ТГП можно строить прогнозы по развитию государственно-правовых идей;

5. Онтологическая – познание сущности государственно-правовых явлений;

6. Эвристическая - заключается в открытии новых явлений, закономерностей в сфере государства и права.

7. Идеологическая - реализуется путем обобщения и приведения в систему идей, касающихся государства и права.

8. О рганизаторская - вырабатывает практические рекомендации, которые используются в государственном строительстве и при разработке правовых норм.

9. педагогическая – ТГП можно преподавать как учебную дисциплину.

Место ТГП в системе юридических и гуманитарных наук.

ТГП - наука гуманитарная. Поэтому она определенным образом взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана. Наиболее тесным образом ТГП связана с теми гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами государства и права. К таким наукам относятся философия, политология, социология, экономика, история.

Теория государства и права имеет много общего с каждой из них:

- с историей - теория государства и права изучает исторические аспекты возникновения государства и права;

- с философией (некоторые философские категории – бытия, сознания) и социологией (наука об обществе) - теория государства и права условно подразделяется на философию государства и права и социологию государства и права, которые исследуют философскую и социологическую сторону функционирования государства и права.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.