Принято выделять процедурные и функциональные стадии применения права. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Принято выделять процедурные и функциональные стадии применения права.

2021-03-17 82
Принято выделять процедурные и функциональные стадии применения права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процедурная стадия характеризуется как процесс применения права с внешней стороны,

5 стадий:

1. возбуждения юр. дела,

2. подготовки материалов юр. дела,

3. рассмотрение дела по существу и принятие по нему решения,

4. исполнение принятого решения,

5. контроль за исполнением решения.

Отдельные виды производства юр. дела может иметь больше стадий (в уг. или гр. процессе стадии обжалования приговора, рассмотрение в кассационном порядке надзорной инстанцией).

Функциональные стадии характеризуют процесс применения права с внутренней стороны, они рассматривают логику или механизм применения права. Можно выделить 3 основных функциональных стадии применения права:

На этой стадии имеют место:

1.Отыскание необходимых правовых норм.

 2.Проверка подлинности текста этих правовых норм (низшая критика).

3. Проверка юридической правильности правовых норм.

 4.Уяснение смысла правовых норм (т.е. толкование).

 5. Юр. квалификация, т.е. мысленно подведение фактов, обстоятельств дела под установленную правовую норму.

На стадии принятия решения по юр. делу происходит формулирование индивидуально конкретных правовых предписаний.

46) Акты применения права: понятие,структура,виды.

Акт применения права — правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Признаки

§ Они издаются компетентными органами или должностными лицами.

§ Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам.

§ Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм.

§ Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. Виды

п о форме:

§ указы, приговоры, приказы, решения и пр.

по субъектам, их издающим:

§ акты государственных и негосударственных органов

по функциям права:

§ регулятивные (приказ о повышении по службе)

§ охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юридической природе:

§ основные (выражают конечное решение по юридическому делу - приговор, решение суда)

§ вспомогательные (подготавливают издание основных - постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

по предмету правового регулирования:

§ акты гражданско-правовые, уголовно-правовые и пр.

по характеру: материальные процессуальные

 По своей структуре акты применения права содержат следующие части:

— вводная часть — эта купон должна содержать наименование акта, название органа, его принявшего, место и время издания акта и т.д

. — описательная доля — в этой части излагается фабула дела, описывается существо вопроса; здесь излагаются обстоятельства, установленные на первой стадии правоприменительного процесса;

— мотивировочная часть — в этой части дается анализ доказательств, их критика, обосновывается выбор юридических норм, излагаются выводы, сделанные при анализе юридических норм и фактических обстоятельств и т.д.;

— резолютивная часть — в этой части излагается само решение по делу, содержатся конечные выводы властные веления, адресованные конкретным лицам.

47)Применение права при пробелах в законодательстве.

Пробелы в законодательстве – полная или частичная неурегулированность правовыми нормами общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования.

Причины возникновения пробелов: - объективные (складываются независимо от правотворческих органов, сами по себе) – например, возникновение новых общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании, но не урегулированные правом.

 - субъективные (зависят от правотворческих органов) – могут возникать по вине законодателя или без вины (например, законодатель специально не регулирует какие – то отношения), например, пока не принят УК, УПК принимать не будут.

Виды пробелов:

1. В зависимости от степени неурегулированности общественных отношений: - полный пробел - частичный

2. В зависимости от причин возникновения: - объективные - субъективные

3. В зависимости от времени возникновения: - первоначальные (пробелы, которые возникают в момент издания нормативно – правовых актов) - последующие (возникают, в процессе действия нормативно – правового акта)

Пробелы должны устраняться только в процессе правотворческой деятельности, но т.к. с момента их обнаружения до его преодоления проходит много времени, поэтому существует такое понятие как аналогия. Условия применения аналогии: - необходимо, чтобы был действительный пробел в законодательстве - необходимо, чтобы рассматриваемый правоприменителем случай входил в сферу правового регулирования - необходимо, чтобы законодатель разрешал применение по аналогии.

Способами применения по аналогии являются: 1. аналогия закона – применение правовых норм, регулируемых сходные отношения 2. аналогия права – решение юридического дела на основе общих принципов и смысла законодательства. Может применяться лишь тогда, когда нельзя применить аналогию закона, т.е. правоприменитель не может выбирать аналогию права или аналогию закона. остальных пока нет.

48)Толкование права: понятие и способы, значение.

Толкование права – деятельность по установлению и объяснению подлинного смысла правовых норм с целью обеспечения их надлежащей реализации и дальнейшего совершенствования.

Толкование права позволяет пробелы в законодательстве, неточность содержащихся в нормах права формулировок, расплывчивость тех или иных закреплённых в них терминов, неадекватность текста правовых норма заложенному в них смыслу, а также играет немаловажную роль при систематизации законодательства, научных исследованиях, в процессе преподавания права, при правовой пропаганде.

Толкование права выполняет следующие функции:

1. Правообеспечительная (обеспечение реализации права);

2. сигнализационная (сообщает правотворческим органам о недостатках);

3. регламентирующая (акты толкования права реглам-ют поведение суб-в п.);

4. конкретизационная;

5. познавательная.

Способы толкования права.

1.Грамматически способ связан с использованием правил грамматики при анализе текста ПН. Выясняется смысловое значение слов, встречающихся в тексте ПН, определяется смысл содержащихся в нём предложений.

2. Специально-юридический способ основывается на знании юр. наук и использовании их положений о правилах правотворческой техники, о технико-юр-х средствах, о юр. фактах, субъективных правах и обязанностях и т.д.

3.Логический способ основывается на правилах формальной логики. Используется логический анализ понятий, выводы по аналогии, доведение до абсурда, преобразование предложения, доказательство от противного и др.

4. Систематический способ состоит в выявлении системных связей толкуемой НП с другими правовыми нормами.

5. Исторический способ связан с использованием данных, относящихся к социально-политической обстановке в стране, проводимому государством экономическому и социально-политическому курсу которые имели место во время принятия толкуемых норм права.

6. Телеологический способ. Толкование права используется для выявления целей, ради которых принималась толкуемая норма права, что способствует уяснения нормы права.

7. Функциональный способ основывается на выяснении факторов и условий, в которых действует и применяется толкуемая нома права.

49)Виды толкования права по субъектам и по объёму.

1.Официальное толкование - разъяснения которые дают в официальном порядке гос. органы и должностные лица в рамках их компетенции, оно м/б нормативным и казуальным (индивидуальным).

Нормативное - официальное разъяснение, обладает общим действием. Подвиды: аутентичное (разъяснение органа, который издал норму) и легальное (разъяснение акта изданного др. органом).

Казуальное - разъяснение обязательное только для конкретного случая.

2.Неофициальное – это разъяснение не имеющие юр. силы. Подвиды:

1.Доктринальное (даваемые ученными, преподавателями, в результате теоретического анализа права, доктрин)

2.Профессиональное (разъяснения основаны на профессиональных знаниях в области политики и права, юр.-практиками.)

3.Обыденное результаты толкования м/б различными в зависимости от соотношения буквы закона и духа закона.

Исходя из соотношения различаются 3 вида толкования по объему: буквальное (адекватное), распространительное и ограничительное.

Буквальное - толкование, в котором есть соответствие тексту и смыслу.

Распространительное - толкование в соответствии с которым действительно содержание юр. норм раскрытых в результате толкования шире чем буквальных.

Ограничительное - это такое толкование в соответствии с которым действительное содержание юр. норм раскрытое в результате толкования уже чем буквальный текст. Распространительное - и ограничительное толкование осуществляется строго в пределах толкующей норны.

50) Акты толкования права.

Акты - вынесенные в процессе толкования права официальные документы, содержащие предписания, разъясняющие действующие правовые нормы.

Признаки: это официальные док., выносятся управомоченными субъектами, выносятся в процессе толков права, содержат предписания разъясняют правовые нормы, эти документы носят гос. властный характер, обладают определенной юр. силой. АТП не устанавливают новых правил поведения, не изменяют и не отменяют действующие нормы права, они не источники права, они м/б нормативными и индивидуальными.

Виды: по форме внешнего выражения: устные и письменные, по юр. значимости: акты нормативного и акты казуального характер а. по субъекту аутентические и легальные, по юр. силе и сфере действия: акты законодательных органов, исполнительных органов, органов прокуратуры.

51)Понятие, структура и виды правосознании.

Правосознание - совокупность идей, взглядов чувств и эмоций, выражающих субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности.

Признаки: одна из форм человеческого сознания, отношение людей к праву, субъективное отношении к праву, это источник права в идеологическом смысле, внутренний регулятор поведения людей. Структура: правовая психология (чувства, эмоции, переживания, настроения по поводу действующего права) правовая идеология (правовые идеи, теории, взгляды; ассоциируется с общественным правосознанием) информационный, оценочный и волевой элемент.

Функции: познавательная, оценочная, регулятивная.

Виды: По субъектам (индивидуальное, групповое, общественное). По степени восприятия права (обыденное, профессиональное и научное).

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.