Парламент: понятие, структура, полномочия — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Парламент: понятие, структура, полномочия

2021-03-17 50
Парламент: понятие, структура, полномочия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.

 

В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления. Оценка того или иного законодательного органа производится по нескольким параметрам: порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами. Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:

 

формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса;

его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;

обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);

реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;

парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе.

Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат.

При однопалатной системе депутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия).

 

Две палаты создаются для представительства:

 

интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная);

политико-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония).

В федерациях, как правило (США, ФРГ, Германия и др.), двухпалатные парламенты.

 

Более двух палат формируется обычно для реализации какой-либо политической концепции конкретного государства (т. е. она не является общераспространенной, а прямо продиктована ситуацией и может быть понята только в определенном историческом контексте) (в Югославии для реализации концепции социалистического самоуправляющегося общества, в котором каждый индивид выступал в нескольких «ипостасях» (как член политической организации, как работник, как член местного сообщества), каждая из них должна была реализовываться в представительстве, был создан шестипалатный парламент).

 

Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах (Бахрейне, Катаре и др.). Иногда они принимают законы одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законов.

 

Парламент имеет свои внутренние органы. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в КНР). Председатель однопалатного парламента, имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии или бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. В Швеции председатели и вице-председатели палат избираются только на одно заседание. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).

 

Полномочия – Конституция

 

 26. Правительство: понятие, полномочия

Правительство – высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления[1].

 

Правительство — высший исполнительный орган государства.

Наличие широких полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти не означает, что Правительство РФ обезличено. В пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами, оно также осуществляет руководство системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесенные к его ведению вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Статья 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г 4. определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст.ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Монархия.

Монархия – форма государственного правления, при котором власть принадлежит монарху, получающему власть в порядке престолонаследия. Абсолютная – власть монарха ничем не ограничена (Саудовская Аравия, ОМАН); теократическая - религиозная власть становится государственной (Ватикан). Сословно-представительная – власть монарха может быть частично ограничена органом, выражающим интересы сословий. Дуалистическая – власть монарха ограничивается двухпалатным парламентом (нижняя выбирается населением, верхняя – императором), но правительство подчиняется монарху. Парламентарная – король царствует, но не правит; монарх утверждает правительство, однако оно не отвечает перед монархом.

 

 28. Республика: понятие, юридические признаки, виды

Республика – форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, на ряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Парламентская (Германия, Австрия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Индия, Израиль – главой является президент, однако его функции наименьшие (он избирается парламентом, является представителем страны, его функции усиливаются при политическом кризисе, выступает арбитром при внутри кризисных ситуациях). Верховенство – парламент (всеобщее голосование, лидер на выборах – глава). Члены правительства ответственны перед парламентом, парламент может выразить вотум недоверия и отправить правительство в отставку. Президентская (США, Мексика, Бразилия) – высшее должностное лицо – президент, он является и главой государства, и главой правительства (всеобщее голосование). Президент назначает правительство, которое несет перед ним ответственность, участие парламента вторично, у президента есть право вета с отклоняющим характером. Президент – верховный главнокомандующий военных сил страны. Существует принцип деления властей). Суперпрезиденсткая – полномочия президента выходят за границы демократии (Белоруссия, Венесуэла). Смешанная – элементы парламентско-президентской, одинаковые права и у парламента, и у президента, правительство отвечает перед обоими (Франция). Россия – президентско-парламентская.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.