Домашнее воспитание и обучение — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Домашнее воспитание и обучение

2021-03-17 153
Домашнее воспитание и обучение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В жизни русского купечества рассматриваемого времени домашнее обучение грамоте (и воспитание) играло важнейшую роль. Вплоть до создания государственной системы народного образования, оно было наиболее распространенным явлением среди городского населения. Содержание этого образования зависело от благосостояния и культурного уровня купца. Сделав ставку на домашнее воспитание, купцы изначально создавали все условия для того, чтобы оно не уступало гимназическому.

Приверженность к домашнему образованию диктовалась не только подражанием дворянским культурным нормам. Одной из причин распространения этой формы образования в среде русского купечества было недоверие к общественным образовательным институтам и возможность контроля над процессом обучения. Русское купечество, равно, как и дворянство, опасалось, последствий гимназического влияния. Даже во второй половине XIX в. состоятельные купцы отдавали предпочтение домашним формам образования, особенно для девочек.

На всем же протяжении XIX в. купечество с большой опаской относилось ко всему тому, что проникало за высокие стены их усадеб извне. И уж, конечно, особо подозрительными были те, кто представлял ученое сословие. Купцы полагали, что даже приходящие учителя могут повредить нравственность детей, а потому они старались контролировать содержание учебного процесса. Сначала это были немец и немка. Затем их сменили русские воспитатели. Можно отметить, что уже в начале XIX в. русское купечество, осознавшее необходимость образования, отчасти следуя за дворянством, а отчасти из-за страха проникновения новых веяний, отдавало предпочтение домашним формам обучением.

Приобщение купечества к новым культурным формам имело самые разные направления. Русское купечество, стремясь к овладению дворянской культурой, вынуждено было, тем самым, приобщаться к французской культуре. Интерес к ней проявлялся, чаще всего, в виде овладения языком и некоторыми элементами этикета. В купеческой среде, в силу профессиональных интересов гораздо больше проявлялась заинтересованность к культурам других народов и, прежде всего, английской и немецкой. В конце XIX—начале XX века среди части русского купечества появилась мода на все американское.

Тяга к новым формам культуры происходила совсем не случайно, купцов привлекала, прежде всего, культура, соответствовавшая их внутреннему состоянию. Деловые люди, они и культуру воспринимали через призму практического интереса. Стремление к западной культуре было обозначено тем, что следовавшие ей купцы сами, отчасти, напоминали западноевропейского мещанина-предпринимателя. Следование нормам английской или немецкой культуры обуславливалось и тем, что приглашенные учителя и гувернеры из той или иной страны формировали в своих воспитанниках и те ценности, навыки, которые были характерны для национальной культуры их воспитателей.

При всем том, говоря об иностранном влиянии на культурное становление купечества, немаловажно отметить и сохранение в этой среде национальных корней. Не меньшее значение в воспитании купеческих детей играл кормилицы, няни и горничные — простые русские женщины. В мемуарах представителей русского купечества часты самые теплые, искренние строки о своих нянях, которые платили детям любовью.

Таким образом, в купеческой среде можно наблюдать переплетение новых культурных влияний с вековыми нормами. Ведь, несмотря на приглашение иностранных гувернеров, бонн, учителей, менявшиеся условия жизни, в домах купечества господствовали патриархальные нормы жизни. Этническая культура удачно сочеталась с культурами самых разных стран, культурой дворянства и интеллигенции. Это в полной мере относилось и к подходам в воспитании.

Среди русского купечества основная масса родителей ориентировалась только на минимальный уровень образования своих детей и не слишком много внимания уделяла систематическому воспитанию.

Однако в некоторых купеческих семьях ориентировались на дворянскую систему воспитания. Образованная часть купечества воспринимала не только внешнюю сторону дворянской культуры, не только умение тратить деньги, но и глубоко проникалась внутренним содержанием самого образа жизни дворянства, воспитания.

Материальный уровень богатейшего купечества позволял реализовывать дорогостоящую дворянскую систему воспитания, направленную на формирование гармоничной личности.

Большое воспитательное значение для детей имел сам образ жизни, домашняя обстановка, круг знакомых, посещавших купеческие дома. В богатых купеческих семьях частыми гостями были литераторы, художники, актеры, известные личности. Здесь, за столом происходило интеллектуальное общение: говорили о художниках, картинах, музыке.

В менее богатых купеческих семействах знаменитостей не было, но и здесь разговоры о театре, музыке, литературе.

Непременным атрибутом воспитания в купеческих семьях становятся требования формирования в детях честности, трудолюбия и справедливости. Именно эти качества купец хотел видеть в своих детях.

Русское купечество не случайно так настойчиво заботилось о воспитании трудолюбия у своих детей и, прежде всего, у мальчиков. Необходимость иметь наследников в деле, способных его продолжить заставляли купцов с ранних лет приучать детей к тяжелому предпринимательскому делу.

Купцы, выходившие из крестьянской среды, приносили с собой и народные представления о воспитании, отношении родителей и детей.

Раннее приобщение к делу способствовало формированию более крепких навыков профессиональной деятельности. Купцы твердо держалось мнения о том, что хозяин обязательно должен уметь сам делать все то, что выполняют его рабочие.

Итак, купеческое воспитание, несмотря на его схожесть в некоторых семьях, все же было несколько отлично от дворянского. Последнее было направлено на идеал личности. Воспитание в купеческой среде, как и вообще народное, даже если оно было ориентировано на идеал, в конечном счете, имело в виду успех. Эта система определялась, во многом, тем социально-экономическим положением, в котором оказалось русское купечество: для того, чтобы добиться успеха в сословном обществе нужно было или покинуть податные сословия, или же стать обладателем больших богатств.

В 1860-е годы в среде молодого поколения купечества стало очевидным стремление к воспитанию в духе интеллигентской среды. Здесь упор делался, прежде всего, на независимость, свободу поведения. Воспитание самостоятельности в детях становилось велением времени в пореформенной России. В некоторых купеческих семьях старались следовать этому, несмотря на то, что это противоречило сложившейся традиции.

Во второй половине XIX—начале X X столетия таких семей становилось все больше. Появлялись семьи, где отношения детей и родителей строились на принципах равноправия.

Таким образом, можно говорить, что изменение социально-политического климата в стране в пореформенное время меняло отношение к воспитанию в купеческих семьях. Однако этот процесс развивался слишком медленно: коренного перелома за рассматриваемые годы так и не произошло. Большинство купцов, по традиции, жестко контролировало своих детей, лишая их самостоятельности, что порождало недоверие и отчуждение.

Однако у той части купеческих семей, которая активно приобщалась к высоким образцам культуры, уже самим образом жизни формировался совершенно иной культурный мир. В результате такого воспитания уже в начале 1860-х годов общественность вдруг обнаружила, что среди купечества есть молодежь, "представители новой эпохи и нового воспитания", — как писала газета "Новое время". И каково же было удивление, когда "новые" купцы не только с большим интересом, но и со знанием дела говорили о музыке и итальянской опере, то есть о тех вещах, которые считались принадлежностью дворянской культуры.

Молодое поколение купцов уже по-иному смотрело на свое будущее. Дети мечтали о другом. Им хотелось учиться, самим определять свое будущее. Они уже тяготились той опекой, которую над ними установила традиция. Несомненно, на волне общественных изменений поколение купеческих "детей" начало приобщаться к совершенно иной культуре, чем культура "отцов".

Разлад между "отцами" и "детьми" начал принимать довольно острые формы. Особенно резко обнажались эти противоречия по вопросам, касавшимся будущего молодого поколения. Молодежи хотелось самой выбирать свой жизненный путь. И первые конфликты возникали уже на стадии выбора профессии.

Вместе с тем необходимо учитывать и то, что и во второй половине XIX в. воспитание в духе дворянской/интеллигентской культуры было присуще только немногочисленному слою русского купечества. В основной массе господствовал привычный подход к воспитанию. В традиционной системе воспитания интересы ребенка мало учитывались; с ним мало считались.

Нужно заметить, что приобщение к взрослой жизни начиналось только с определенного возраста, когда маленьких детей начинали приглашать к общему столу. До этого дети и родители за столом не встречались. Традиция раздельного проживания родителей и детей была характерна для дворянской культуры, именно оттуда она пришла к купечеству. Это создавала определенную отчужденность родителей и детей.

Согласно традиционным представлениям ребенок довольно рано терял свои привилегии: баловать детей считалось вредным. Причем изменение отношения к детям по мере взросления становилось заметным не только для взрослых, но и для самих детей. Ценилась строгость, причем она возрастала по мере взросления детей. Нежное отношение часто понималось как баловство. В основе воспитания лежали христианские "страх и благочестие". Именно страх и благочестие являлись основными элементами воспитания.

Традиционное воспитание предъявляло большие требования к нравственному здоровью детей, которое выражалось, прежде всего, в соблюдении иерархии отношений детей и родителей, младших и старших. Это был основополагающий элемент воспитания в традиционном обществе и он был характерен как для крестьянской, так и для купеческой, и для дворянской среды. В купеческих семьях строго следили за нравственностью своих детей и не терпели даже малейшего отклонения от воли родителя.

Построенное на традиции, нравственное воснитание имело важное практическое значение для купеческих детей. Умение общаться, найти правильный тон отношений с окружающими, и считаться с интересами общества было характерно для традиционных норм воспитания. В тех немногочисленных свидетельствах, дошедших до нас, четко проглядывается стремление купцов сформировать в своих детях умение жить в обществе, быть полезным

людям.

В воспитании всегда важным элементом является ориентация на образец. И в каждой социальной группе он свой. Для купечества, чаще всего, в этой роли выступали традиционные образы: канонические святые, царь Петр и выдающиеся религиозные и исторические личности.

Как видим, стремление купцов привить своим детям трудолюбие, гордость за свое дело было распространенным явлением. Формирование именно таких черт личности во многом различало купеческое и дворянское воспитание.

Однако, отмечая черты, присущие буржуазному этосу, не следует забывать, что для русского купечества была характерна традиционная нравственность. Ей в купеческих семьях придавалось важнейшее значение. Нравственное воспитание купеческих детей зиждилось на религиозном начале так сильно, что говорить о них раздельно не приходится.

Религиозность сопровождала русского человека с самого рождения. Детское воспитание по своей сути и было религиозно-нравственным.

Итак, домашнее воспитание и образование в купеческой среде сочетали характерные черты, присущие и дворянской, и народной культуре. Причем купеческое воспитание, даже в весьма культурных семьях, имея внешние формы дворянской культуры, все же несло глубоко народные, традиционные черты. Собственной системы воспитания купечество так и не смогло выработать. Оно выступило своеобразным котлом, где "варились" совершенно различные культурные формы: традиционные, дворянские, интеллигентские и западные. Причем, наибольшее значение для воспитания будуших поколений предпринимателей имели именно последние. Русское купечество начинало строить свою жизнь на манер не только дворянства, но и западного "мещанства". Однако следует отметить, что основная масса русского купечества продолжала жить в лоне традиционной народной культуры. Купечество долго не могло освободиться от глубинных корней, связывавших их с крестьянством, что и определяло неопределенность типа личности, рождавшегося в купеческой среде.

 

Образование в купеческой среде

Вместе с тем, в культурно ориентированных семьях купечества значительно выросло стремление к получению гимназического образования, позволявшего продолжать обучение в университете.

Тратя средства на образование, русские купцы, как люди практичные, вменяли своим детям учение в обязанность, которую они должны были неукоснительно выполнять.

Важным сдерживающим условием развития гимназического образования в купеческой среде являлось и традиционное опасение за нравственное здоровье своих детей. Непросто было родителям отправлять своих детей в неведомое и опасное для традиционной нравственности гимназическое сообщество. Дети, выросшие в замкнутом мирке купеческой усадьбы, в гимназии открывали для себя новый мир, который они не имели возможности наблюдать в пределах своего двора. За пределами родного дома купеческие дети сталкивались с иными жизненными ценностями, иным стилем поведения, который был иногда более притягательным, чем тот, который формировался мамками, няньками и гувернерами. Купеческая молодежь погружалась в гимназическую атмосферу, игравшую важную воспитательную роль. На волне реформ молодежь привыкала к общественной жизни, широко практикуя молодежные собрания. И на это сразу же обратила внимание полиция; в агентурные сведения попадали фамилии участников таких обществ'°^. Беззаветно преданному царю и отечеству купцу было тяжело и небезразлично, что его чадо попадет в атмосферу, где эти ценности, по меньшей мере, подвергались сомнению.

Перемены в обществе, общение учеников между собой, несмотря, на рутину преподавания, создавали ту интеллектуальную атмосферу, в которой воспитывалось целое поколение купеческих детей пореформенного времени. Особенно распространенным увлечением среди гимназистов были литература и литературное творчество.

Главное предназначение гимназического образования — это подготовка для поступления в университет. И часть купцов прилагала большие усилия для того, чтобы их дети учились в гимназиях. Однако для того, чтобы оказаться в гимназическом сообществе купеческим детям нужно было доказать основательность своих притязаний. Уровень требований при поступлении в гимназию был весьма высоким и родителям приходилось серьезно относиться к тому, чтобы подготовить ребенка к этим испытаниям. Чаще всего в купеческих семьях прибегали к помощи репетиторов.

Наряду с государственной системой образования, в России существовала сеть частных учебных заведений, чаще всего, в виде пансионов, гимназий. Однако путь частного образования был не гладок: правительство косо смотрело на частное обучение.

Воспитание и обучение в частных пансионах шло по обычной, накатанной колее. Как в лучших, так и средних на первом месте стояло обучение французскому языку, выправке и манерам. Как правило, в учебе не напрягались, особенно в женских пансионах, где было много различных способов сократить рабочую неделю. Но все знали свои уроки и блестяще отвечали на экзаменах.

Однако пансионное воспитание было доступно ограниченному числу русских купцов и не только в силу того, что обучение стоило больших денег, для многих из них была непонятна сама необходимость такого воспитания. Им было жалко выбрасывать деньги на обучение своих детей. Но для другой части купцов стало престижно определять своих отпрысков в пансион, так как они поступали "как благородные". Именно в пансионах прививали определенные навыки светского этикета.

Значительно сложнее обстояло дело с женским образованием. Купечество, если и допускало возможность обучения своих дочерей, то только с целью обучения этикету, музыке, танцам и т.п., т.е. тому, что помогало составить выгодную партию дочери. Более всего этому отвечали частные заведения.

Таким образом, можно заключить, что на волне общественных изменений во второй половине XIX столетия в купеческой среде стало меняться отношение к образованию. Теперь в "культурных" купеческих семьях даже девушки посещали не только гимназии, но и публичные высшие курсы. Несомненно, все это свидетельствовало о демократических тенденциях в определенной части русского купечества.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.