Закон спроса и теория потребительского — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Закон спроса и теория потребительского

2021-03-17 89
Закон спроса и теория потребительского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАКОН СПРОСА И ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

ПОВЕДЕНИЯ

 

Напомним, закон спроса гласит, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены блага ведет к возрастанию величины спроса на него. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к уменьшению величины спроса.

Одно из объяснений закона спроса основывается на здравом смысле потребителя. При совершении покупки цена блага оказывается своеобразным препятствием, затрудняющим реализацию сделки. Причем, чем выше эта цена, тем серьезнее препятствие и меньше вероятность приобретения блага. И наоборот. Нисходящую форму кривой спроса также можно объяснить, используя эффекты дохода и замещения или концепцию полезности.

Существует ряд ограничений, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят. Назовем самые важные из них.

Принципы поведения рационального потребителя:

1. Бюджетное сдерживание.

Поскольку денежный доход потребителя ограничен, то все потребители испытывают на себе его сдерживающее влияние.

2. Цены.

Все блага имеют определенную цену, т.к. на их производство требуются затраты редких ресурсов. Если потребитель обладает ограниченным бюджетом, то он может приобрести ограниченное число благ.

3. Потребительские предпочтения.

Каждый потребитель имеет свою систему предпочтений в отношении благ, предлагаемых на рынке. Он приобретает в первую очередь те блага, которые, по его мнению, обладают наибольшей полезностью.

4. Разумное поведение (рациональность).

Разумный потребитель стремится так распорядиться своим доходом, чтобы извлечь из него максимальную полезность. При данных ограничениях необходимо определить: какой набор товаров и услуг потребитель сможет приобрести.

 

Q

Рис. 1. – Кривая спроса на товары Гиффена

 

Концепция полезности

Напомним, что потребность – это нужда в чем-либо необходимом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность характеризуется как состояние неудовлетворенности, которое можно преодолеть путем использования определенных благ (товаров и услуг). Приобретая такие товары и услуги, потребитель может добиться удовлетворения данной потребности, получить пользу или полезность от их использования. Полезность – удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления и использования благ. Полезность является абстрактной категорией, используемой в экономической науке для определения удовольствия, которое получают люди от потребления благ. Полезность того или иного блага является главным фактором потребительского выбора. Полезность – понятие сугубо индивидуальное, субъективное. Каждый человек понимает полезность по-своему. Некоторые товары могут быть полезны для одного человека, но бесполезны или даже вредны для другого. Например, очки полезны близорукому человеку, но бесполезны тому, у кого стопроцентное зрение.

Функция полезности – это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потребителем. Математически функция полезности выглядит следующим образом: U= f(Qx, Qy), где f – символ функции, U – уровень полезности, Qx, Qy – количество товаров Х и У, потребленных за определенный период. В данную функцию можно включить любое количество переменных. Эта функция демонстрирует, что полезность, получаемая человеком, зависит только от количества потребляемых благ.

Различают предельную и совокупную полезность блага. Предельная полезность - дополнительная полезность, получаемая потребителем от потребления дополнительной единицы блага. Каждая последующая единица блага, использованная потребителем, вносит свой вклад в удовлетворение данной потребности. Поскольку по мере потребления дополнительных единиц блага потребность покупателя будет постепенно удовлетворяться, предельная полезность каждой последующей единицы блага будет убывать. Закон убывающей предельной полезности гласит, что по мере потребления дополнительных единиц блага предельная полезность каждой последующей единицы будет меньше, чем предыдущей (рис. 2.а). Закон убывающей предельной полезности еще называют первым законом Госсена. Герман Генрих Госсен (1810-1858) – немецкий экономист, предшественник маржинализма.

TU                                                 MU

                        TU                                      MU

                       

Q           0                               Q

              а                                                            б

Рис. 2. - Совокупная (а) и предельная (б) полезность

Общая полезность – общее удовлетворение, получаемое потребителем от потребления данного количества благ за определенный промежуток времени. Общая полезность обычно увеличивается по мере потребления все большего количества благ, но, как правило, со все меньшей скоростью. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (предельная полезность отрицательна), то общая полезность снижается (рис. 2.б).

Совокупная полезность определяется суммированием показателей предельной полезности и рассчитывается следующим образом: TU=MU1+MU2+···+MUn, где TU – совокупная полезность, MU – предельная полезность. Предельная полезность определяется как отношение изменения величины совокупной полезности к изменению количества потребленного блага: , где TU1 и TU2 – первоначальная и новая величина совокупной полезности, Q1 и Q2 – первоначальное и новое количество блага.

Приведенный выше закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса и объясняет, почему кривая спроса является нисходящей. Чем большим запасом блага обладает потребитель, тем меньшую ценность для него имеет каждая следующая дополнительная его единица. Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии падения их цены.

В теории полезности существуют два ее направления: кардиналистское и ординалистское. В рамках первого подхода предполагается возможным измерение полезности в каких-либо условно-субъективных единицах, в рамках второго – возможность ее ранжирования. Исторически и методологически Кардиналистская теория потребительского поведения предшествовала ординалистской.


 

Поведения

 

Кардиналистская или количественная теория потребительского поведения при решении поставленной задачи предполагает теоретическую возможность измеримости полезности блага. Иными словами, предполагается, что можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности предполагает как возможность сравнения различных благ по их полезности, так и возможность определения разницы между ними. Сторонники теории (К. Менгер, Л. Вальрас) полагали, что полезность измеряется в условных единицах - ютилях (от англ. utility – полезность).

Количественная измеримость полезности предполагает, что потребитель может измерить полезность любой дополнительной единицы блага (предельная полезность) и оценить величину общей полезности данной совокупности благ. В кардиналистской теории потребительского поведения полезность является субъективной величиной, поскольку отражает субъективное отношение конкретного человека к конкретному благу.

Основополагающим положением этой теории является постулат об убывании предельной полезности благ. Опираясь на этот постулат можно сформулировать правило равновесия потребителя. Потребительское равновесие - это ситуация, когда потребитель, ограниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного блага и больше – на приобретение другого. Как уже отмечалось, каждый потребитель использует множество разнообразных благ и для каждого из них действует закон убывающей предельной полезности. Рациональный потребитель будет приобретать в первую очередь блага, приносящие наибольшую полезность. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока предельные полезности этих благ не сравняются. Действительно, если предельная полезность какого-либо блага будет выше, чем предельная полезность других благ, то потребитель предпочтет приобрести именно его. В свое время это правило поведения потребителя было сформулировано Г. Госсеном и получило название второго закона Госсена. Современным языком это правило звучит следующим образом: чтобы получить максимум полезности, потребитель, обладающий ограниченными ресурсами, должен потреблять каждого блага столько, сколько необходимо для выравнивания предельных полезностей по каждому благу. Математически правило потребительского равновесия выражается равенством: MU1= MU2=···= MUn.

В данном правиле под ограниченными ресурсами потребителя в первую очередь понимают его ограниченный доход. Иными словами, потребитель должен так распорядиться своим доходом, чтобы приобретенный им набор благ приносил бы максимальную полезность. В ситуации потребительского равновесия полезности денежных единиц, затраченных на приобщение различных благ, должны быть равны. Правило максимизации полезности в соответствии со всем сказанным заключается в том, что денежный доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида блага, приносила бы одинаковую предельную полезность. Математически это выглядит следующим образом: , где P — цена блага; λ – величина, характеризующая предельную полезность денег. Иными словами, потребитель будет предъявлять спрос на данное благо до тех пор, пока предельная полезность этого блага в расчете на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности на одну денежную единицу, потраченную на приобретение другого блага. Используя это правило, потребитель, не выходя за пределы своего бюджета, приобретает набор товаров и услуг, приносящий ему наибольшую сумму полезности.

Если равенство не выполняется, то произойдёт некоторое перераспределение потребительских расходов между благами в пользу блага с более высоким уровнем предельной полезности в расчёте на денежные единицы, что приведет к увеличению совокупной полезности для потребителя. Действительно, если цена на втрое благо понизилась, то равновесие нарушается: , т.е. последняя денежная единица, затраченная на второе благо, стала приносить большую полезность, чем последняя денежная единица, затраченная на первое благо. Для восстановления равновесия, исходя из закона убывающей предельной полезности, существуют два пути. В первом случае необходимо увеличить предельную полезность первого блага, для чего следует сократить потребление этого относительно дорогого товара. Во втором случае следует уменьшить предельную полезность второго блага, увеличив потребление этого относительно дешевого блага. Поступая, таким образом, покупатель будет действовать в точном соответствии с законом спроса и вновь достигнет состояния потребительского равновесия и сможет максимизировать получаемую полезность.

 


Поведения

 

Ординалистская или порядковая теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Принимая этот тезис необходимо принять ряд положений, характеризующих отношения предпочтения и безразличия потребителя. Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах:

1. Ненасыщенность.

Потребности в благах не имеют насыщения. Люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Более высокую оценку потребителя и его предпочтения получит тот набор, в который входит большее количество благ. Под это положение не подходят некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают или даже избегают - антиблага (загрязнение окружающей среды, шум, сигаретный дым и пр.). Потребление антиблаг снижает благосостояние индивида. Однако следует иметь в виду, что для некоторых категорий потребителей и антиблага могут обладать положительной полезностью (например, сигаретный дым для курящего человека).

2. Сравнимость предпочтений.

Принимая решение о приобретении блага или отказываясь от его покупки потребитель в обоих случаях должен предварительно сформировать свое отношение к рассматриваемому благу. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из сравниваемых благ лучше другого, или отметить их равноценность. Иными словами, потребитель может указать, что благо Х лучше блага Y, или благо Y лучше Х, или оба блага равноценны.

3. Транзитивность предпочтений.

При принятии решении о покупке потребитель должен последовательно переносить свои предпочтения с одних благ на другие. Если человек предпочитают благо Х благу Y, а последнее благу Z, то он должен предпочитать благо Х благу Z. Действительно, если благо Х приносит потребителю большее удовлетворение, чем благо Y, а благо Y приносит большее удовлетворение, чем благо Z, то благо Х приносит больше пользы, чем благо Z. Если же индивид полагает, что полезность блага Х равна полезности блага Y, а полезность Y равна полезности блага Z, то он не должен видеть разницы между потреблением Х и Z.

Потребности человека очень разнообразны и многочисленны. Для их удовлетворения используется широкий круг материальных и нематериальных благ. Каждый потребитель желает приобрести множество различных благ и в реально потребляемых наборах число видов благ достаточно велико. Однако, для изучения закономерностей процессов потребления можно ограничиться всего двумя благами.

Рассмотрим графическую интерпретацию ординалистской теории потребительского поведения, которая опирается на построение кривых безразличия характеризующих систему предпочтений и безразличия потребителя.

ЗАКОН СПРОСА И ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

ПОВЕДЕНИЯ

 

Напомним, закон спроса гласит, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены блага ведет к возрастанию величины спроса на него. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к уменьшению величины спроса.

Одно из объяснений закона спроса основывается на здравом смысле потребителя. При совершении покупки цена блага оказывается своеобразным препятствием, затрудняющим реализацию сделки. Причем, чем выше эта цена, тем серьезнее препятствие и меньше вероятность приобретения блага. И наоборот. Нисходящую форму кривой спроса также можно объяснить, используя эффекты дохода и замещения или концепцию полезности.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.