В рамках предметного понимания при социологическом анализе культуру принято рассматривать как систему ценностей, норм и значений, господствующих в данном обществе или группе. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

В рамках предметного понимания при социологическом анализе культуру принято рассматривать как систему ценностей, норм и значений, господствующих в данном обществе или группе.

2021-03-17 65
В рамках предметного понимания при социологическом анализе культуру принято рассматривать как систему ценностей, норм и значений, господствующих в данном обществе или группе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из первых разработчиков предметного подхода в социологии можно считать П.А. Сорокина. Рассматривая структуру социокультурного взаимодействия, он выделяет культуру – «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».

Функциональный и институциональный анализ в социологии разрабатываются взаимосвязанно. На эту особенность антрополого-социологического познания культуры впервые обратил внимание Б. Малиновский.

Функциональный анализ – это такой анализ, «в котором мы пытаемся определить отношение между культурным отправлением и человеческой потребностью – базовой или производной… Ибо функция не может быть определена иначе, как удовлетворение потребности посредством деятельности, в которой человеческие существа сотрудничают, используют артефакты и потребляют продукты» - писал Б. Малиновский.

Второй, институциональный подход берет за основу понятие организации. Институт предполагает в свою очередь «соглашение по поводу некоторого множества традиционных ценностей, ради которых человеческие существа соединяются вместе».

Использование специфики обоих подходов (функционального и институционального) в исследовании культуры особенно ярко видно в определениях, предложенных Б. Малиновским.

Культура у него определяется в одном случае как «интегральное целое, состоящее из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев».

В другом же случае она понимается не иначе как «интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов».

Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры – консервации, трансляции и социализации.

Культура – тип социальной памяти общности – народа или этноса (функция консервации). Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения.

Она есть особый социальный механизм, который позволяет воспроизводить эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям.

Культура – форма трансляции социального опыта (функция трансляции).

К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия «социальное наследование», «научаемое поведение», «социальная адаптация», «комплекс образцов поведения» и др.

Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Примеры: культура есть совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У. Самнер, А. Келлер); культура охватывает формы привычного поведения, общие для данной группы или общества (К. Янг); культура является программой социального наследования (Н. Дубинин).

Культура – способ социализации людей. Данный элемент воздействия культуры на человека представлен во многих социологических работах. Достаточно лишь привести имя Т. Парсонса, чтобы показать, насколько эта программа теоретически разработана.

В заключение следует отметить, что в социологии выделяются и рассматриваются другие социальные функции культуры (инновация, аккумуляция, контроль и пр.).

Недостатки или ограничения социологического подхода к изучению культуры заключаются в следующем: культура есть то, что она делает с людьми, объединяя их в группы на основе общих ценностей и идеалов, регулируя их отношения друг с другом посредством норм и опосредуя их коммуникации при помощи символов и значений.

Итак, социологи, исследующие культуру, связывают данное понятие с процессами социального взаимодействия людей, особо подчеркивают при этом роль социальных условий и недооценивают «внутреннее» содержание этого сложного феномена.

 

4. Функции культуры

  • Гносеологическая (познавательная) функция. Культура стремится дать целостную картину мира, показать место и роль личности в этом мире. Она яв­ ляется средством познания и самопознания общества, социальной группы, са­ мого человека. Культура определяет систему знаний, обобщает социальный опыт общностей, на основе чего и создается конкретная модель социального мира и места человека в нем.
  • Интегрирующая функция. Культура интегрирует знания, выработан­ные предшествующими поколениями, обеспечивает формирование определен­ ного подхода к явлениям социокультурной практики общества, транслируя со­ циальный опыт поколений, она обеспечивает связь времен (прошлого, настоя­ щего, будущего).
  • Ценностно-ориентационная функция. Культура создает определенную систему координат (совокупность жизненных ценностей), в которых существу­ ет и на которые ориентируется человек.
  • Нормативно-регулирующая функция. Культура выступает средством социального контроля за индивидами.
  • Оценочная функция. Культура определяет содержание человеческой деятельности, поведение личности в социальной жизни и дает конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм по­ ведения (социальных, экономических, политических, правовых, нравственных).
  • Социально-организационная функция. Определяет принципы организа­ ции и управления жизнью общества. Культура является организующей формой общественной жизни, она побуждает, стимулирует и направляет человеческое поведение.
  • Коммуникативная функция социального общения, обеспечивающая взаи­ модействие и адекватность взаимопонимания между социальными общностями.
  • Программно-целевая функция. Культура показывает цели, способству­ет разработке субъектами программ их достижения, в целом определяет преобразование, функционирование и развитие общества в истории человечества.

Прогнозирующая (футурологическая) функция. Культура моделирует будущее развитие общества. Дает представления об оптимальном его устройст­ве, к которому необходимо стремиться.

Несмотря на многообразие культур, созданных человечеством, все они имеют нечто общее. Все культуры, как древние, так и современные, имеют пра­вила и обычаи, регулирующие отношения между полами и представителями разных поколений, все культуры располагают религиозными верованиями и т.д.

Сходство между культурами обусловлено как сходством базовых человеческих потребностей, так и сходством задач, стоящих перед человеческим сообщест­вом в его стремлении к выживанию, - например, каждое сообщество должно иметь какие-то механизмы контроля поведения своих членов. Американский антрополог Джордж Мёрдок выделил несколько «фун­даментальных характеристик», присущих всем человеческим культурам. Пере­числим их.

Характеристики культуры (Дж.П. Мердок):

1) Любая культура передаётся посредством научения, т.е. не является чем-то врождённым.

2) Культура всегда прививается воспитанием. Воспитание включает не только передачу технических навыков, но и дисциплинирование животных импульсов ребёнка с целью приспособления его к социальной жизни.

3) Культура социальна, т.е. она разделяется людьми, живущими в организованных коллективах, и сохраняет своё единообразие под воздействием социальных факторов.

4) Культура по преимуществу идеационна, т.е. групповые привычки в значительной степени вербализированы как идеальные нормы.

5) Культура всегда обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе.

6) Культура адаптивна, т.е. она приспосабливается к природной среде, к биопсихологическим потребностям человеческого организма, к социальной среде соседних народов.

7) Культура интегративна, т.е. она образует согласованное, интегрированное целое.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.