Тема 4. Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе и мире. Свобода совести. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 4. Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе и мире. Свобода совести.

2021-03-17 91
Тема 4. Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе и мире. Свобода совести. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Необходимо обратить особое внимание на два тезиса — на положение о взаимного дополнения религиозной и светской культур, и на положение о том, что объединяющие начала в мировоззрении верующих и неверующих неизмеримо важнее тех, которые их разделяют. Использование данных тезисов позволит создать дискуссию по проблемам спасения культуры от глобальных катастроф. Обращение к философии способствует прояснению и закреплению мировоззренческой позиции студентов в отношении к религии. Приведенные источники и материалы оставляют за студентом свободу мировоззренческого выбора. Понимание определяющих принципов свободы совести и свободы убеждений необходимо формирующейся личности как для свободного выбора собственного отношения к религии, так и для усвоения этики гражданской и мировоззренческой толерантности. Следует разобраться в основных конституционных положениях свободы совести в Российской Федерации. Необходимо уделить внимание этическим аспектам мировоззренческого самоопределения студента в отношении религии и свободомыслия. Данная тема суммирует основные задачи курса: основные принципы института светской школы, этапы и организационные проблемы ее начального, весьма трудного становления в нашей стране, обозначены направления дальнейшего формирования светской школы и обрисованы определяющие методологические, методические и этические принципы преподавания религиоведческих дисциплин в средней и высшей школе.

Дополнительные вопросы для самостоятельной работы:

1. Расскажите о месте и роли религии в национальной культуре.

2. Чем вызвана, в чем выразилась и к чему привела секуляризация культуры, начавшаяся на Западе в эпоху Нового времени?

3. Чем, на ваш взгляд, взаимно дополняют друг друга религиозная и светская культуры?

4. В чем своеобразие философской науки и в чем ее отличие от частных, конкретных наук?

5. Укажите различия между материалистами, идеалистами и дуалистами.

6. В чем состоит различие между светской и религиозной философией?

7. Чем философия отличается от богословия?

8. Рассмотрите логические (онтологическое, космологическое, телеологическое) доказательства бытия Бога.

9. Что такое «свобода убеждений»? Что такое толерантность?

10. Определите понятия: «веротерпимость», «свобода вероисповеданий» и «свобода совести». В чем их различие?

11. Охарактеризуйте положение свободы совести на этапах истории Отечества.

12. Обеспечена ли свободы совести в современной России?        

13. Что вы понимаете под культурой отношения к религии?

14. Каковы основные черты религиозной школы?

15. Какие нарушения принципа свободы совести допускались в антирелигиозной школе?

16. В чем отличия школы светской от религиозной и антирелигиозной?

17. Кратко изложите основные принципы преподавания религиоведческих дисциплин в государственных и муниципальных учреждениях профессионального образования (школах и вузах).

Дополнительная литература, рекомендуемая для самостоятельной работы студентов:

1. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.

2. Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1. М., 2005.

3. Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005.

4. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. М., 2001.

5. Государственно-конфессиональные отношения/Под ред. Н.А. Трофимчука. М., 2003.

6. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

7. Малерб М. Религии человечества. М.: СПб., 1997.

8. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004..

7. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2000.

8. Одинцов М.И. Государство и церковь: (История взаимоотношений. 1917—1937 гг.). М., 1991.

9. Преодолевая государственно-конфессиональные отношения / Под ред. С.Н. Градировского. Н. Новгород, 2003.

10. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под ред. Ю.П. Зуева. М., 1996.

11. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания / Под ред. Н.А. Трофимчука. М., 2001.

12. Религии народов современной России: Словарь. М., 2002.

13. Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации: Документы и материалы / Сост. Э.И. Юрченко. М., 1998.

14. Свобода совести в России: Исторический и современный аспекты / Под ред. Е.Н. Мельниковой, М.И. Одинцова. М., 2004.  

15. Современная религиозная жизнь России. Т. 1. М., 2003; Т. 2. М., 2004; Т. 3. М., 2005.

16. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

Нормативные документы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Государственной Думой 12 июля 1995 г.).

2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».

 

Дополнительная литература,

позволяющая студентам ознакомиться с Библией как историко-культурным памятником.

  1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Разные издания Московской патриархии.
  2. Библейские мотивы: Рис. Г. Доре. Вып. 1 и 2. М., 1991—1992.
  3. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. М., 1993.
  4. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. М., 1995.
  5. Гече Г. Библейские истории. М., 1988.
  6. Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов: Пер. с польск. М., 1968.
  7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1985.
  8. Библейские имена: люди, мифы, история / И.Н. Лосева, Н.С. Капустин, О.Т. Кирсанова, В.Т. Тахтамышев. — Ростов н/Д, 1997.
  9. Павловский А. Популярный библейский словарь. М., 1994.

Дополнительные вопросы, позволяющие студенту ориентироваться в тексте Библии.

1. Какова структура Библии?

2. Назовите основные моменты формирования Ветхого и Нового Завета.

3. Каково значение Библии для иудаизма и христианства?

 

 

Тематика контрольных заданий (рефератов)

Итоговое контрольное задание выполняется в форме реферата.

Требования к выполнению реферата аналогичные требованиям к выполнению контрольной работы [1].

Контрольное задание сдается за две недели (14 дней до контрольного срока) до начала сессии.

Тема выбирается студентом произвольно.

1. Религия и атеизм.

2. Научные подходы изучения религии.

3. Роль религии в жизни человека и общества.

4. Религии Древнего востока и античности.

5. Ведические религии Индии. Брахманизм.

6. Индуизм как соединение религий и культов.

7. Кришна как общество сознания.

8. Религиозно-философские идеи Брахманизма.

9. Бог и устройство мира в буддизме.

10. Буддизм и его исповедание в России.

11. Восточные религии и религиозно-философские искания современности.

12. Культ и обычаи в зороастризме.

13. Надконфессиональные религиозно-философские учения как составная часть восточных религий.

14. Современный человек в религиозно-философских учениях Востока.

15. Учение «живой этики» Е. Рерих и современный человек.

16. Заратустра и его учение.

17. Мифология, учение и культ религии синто.

18. Духовная жизнь и религиозные искания древних евреев.

19. Талмудический период: иудеи и христиане.

20. Христианская церковь – ее возникновение.

21. Причины и условия становления христианства господствующей религией.

22. Особенности возникновения католического вероисповедания.

23. Догматические, обрядовые и организационные различия католической и православной церквей.

24. Христианская апологетика и идейные течения ортодоксального направления христианства.

25. Реформация в Европе и зарождение протестантизма.

26. Течения протестантизма и протестантские церкви.

27. Православное духовенство и монашество.

28. Особенности православного вероучения.

29. Православная церковь. Культ в православии.

30. Церковный раскол и появление старообрядчества.

31. Русская православная церковь в советский период.

32. Ветви, секты и течения в Исламе: содержание и основные характерные черты.

33. Основные нетрадиционные культы современности и свобода.

Контрольные тестовые задания (итоговый контроль)

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.