Раздел 1. Теоретические основы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Раздел 1. Теоретические основы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте

2021-03-17 167
Раздел 1. Теоретические основы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Шифр Наименование дисциплины (модуля)
Б1.О.04.01 Коррекционно-предупредительная работа с детьми с отклонениями в овладении речью
Код направления подготовки 44.03.03
Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование
Наименование (я) ОПОП (направленность / профиль) Логопедия
Год начала реализации ОПОП  
Уровень образования бакалавриат
Форма обучения очная

Разработчики:

должность учёная степень, звание подпись ФИО
Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик кандидат педагогических наук, доцент   Елена Викторовна Шереметьева
       

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (структурного подразделения)

должность учёная степень, звание подпись ФИО
Зав. кафедрой кандидат педагогических наук, доцент   Лилия Александровна Дружинина

 

год обновления        
номер протокола        
дата заседания кафедры        

 

 

 

 

Руководитель ОПОП

Е.В. Шереметьева
    (подпись)   (инициалы, фамилия)

Одобрено представителем работодателя

 
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Дисциплина «Коррекционно-предупредительная работа с детьми с отклонениями в овладении речью» относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины/модули» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки/специальности 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень образования магистратура), направленность/профиль «Логопедия». Дисциплина является обязательной к изучению.

1.2 Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

1.3 Изучение дисциплины «Коррекционно-предупредительная работа с детьми с отклонениями в овладении речью» основано на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении обучающимися следующих дисциплин: «Медико-биологические основы воспитания детей с ОВЗ», «Медико-биологические и генетические основы дефектологии», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» при проведении следующих практик: учебная практика (ознакомительная).

1.4 Дисциплина «Коррекционно-предупредительная работа с детьми с отклонениями в овладении речью» формирует знания, умения и компетенции, необходимые для освоения следующих дисциплин: «Рання помощь и реабилитация детей с проблемами здоровья», «Онтогенез речевой деятельности», для проведения следующих практик: учебная практика (технологическая (проектно-технологическая)).

1.5 Цели, задачи дисциплины.

- Формирование у обучающихся необходимых представлений о теоретико-методологических и практических основах оказания ранней помощи детям с ОВЗ и группы риска по ОВЗ.

- Сформировать у студентов базовые категории, принципы, своеобразие методов и приемов коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте;

- сформировать умение определять закономерностях психоречевого развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития;

- сформировать у обучающихся системы умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

1.6 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Таблица 1

Код и наименование компетенции по ФГОС Код и наименование индикатора достижения компетенции

ПКО-2.Способен

характеризовать актуальные

проблемы

профессиональной

деятельности,

проектировать пути их

решения и анализировать

полученные результаты

ПКО-2.1. Анализирует проблемы методического характера в организации коррекционно-развивающей работы и владеет основами общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения научно-методических задач                                              
ПКО-2.2. Соотносит этапы научно-исследовательской и проектной работы с содержанием рабочей программы специалиста коррекционного профиля и обеспечивает ее выполнение
ПКО-2.3. Использует методы психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

ПКО-4. Способен

организовать коррекционно-

развивающую

образовательную среду,

отвечающую особым

образовательным

потребностям обучающихся

с ОВЗ, требованиям

безопасности и охраны

здоровья обучающихся

ПКО-4.1. Определяет задачи организации и условия функционирования специальной образовательной среды с учетом особых образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
ПКО-4.2. Обосновывает приоритетный выбор и реализацию жизне- и здоровьесберегающих технологий образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

ПКО-6 Способен проводить

психолого-педагогическое

изучение особенностей

психофизического развития,

образовательных

возможностей, потребностей

и достижений детей с ОВЗ

ПКО-6.1. Анализирует документацию детей дошкольного возраста с ОВЗ, предоставленную организациями здравоохранения, образования, ПМПК
ПКО-6.2. Выбирает методики для диагностики и психолого-педагогического изучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возраста, индивидуальных особенностей, вида нарушения
ПКО-6.3. Проводит диагностику нарушений развития, психолого-педагогическое изучение с учетом возраста, индивидуальных особенностей, вида нарушения дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
ПКО-6.4. Осуществляет анализ и оценку результатов диагностики нарушений в развитии, психолого- педагогического изучения
ПКО-6.5. Готовит заключение по результатам диагностики, психолого-педагогического изучения
ПКО-6.6. На основе результатов диагностики выявляет особые образовательные потребности, индивидуальные особенности, социально-коммуникативные ограничения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Таблица 2

Код и наименование индикатора достижения компетенции Образовательные результаты по дисциплине
ПКО-2.1. Анализирует проблемы методического характера в организации коррекционно-развивающей работы и владеет основами общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения научно-методических задач З.1 Знаем методические основы, принципы, положения и структуру коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
ПКО-2.2. Соотносит этапы научно-исследовательской и проектной работы с содержанием рабочей программы специалиста коррекционного профиля и обеспечивает ее выполнение У.1. Умеет проектировать коррекционно-развивающую работу с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью по результатам изучения состояния коммуникативно-речевого профиля
ПКО-2.3. Использует методы психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения В.1 Владеет технологиями определения путей коррекции и мониторинга промежуточных и итоговых результатов с учетом индивидуального и дифференцированного подходов
ПКО-4.1. Определяет задачи организации и условия функционирования специальной образовательной среды с учетом особых образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья З.2 Знает методологические теоретические и методические основы организации и условия функционирования специальной образовательной среды с целью коррекции отклонений в овладении речью в раннем возрасте

ПКО-4.2. Обосновывает приоритетный выбор и реализацию жизне- и здоровьесберегающих технологий образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

У.2 Умеет выбирать способы, методы и приемы проектирования и реализации жизне и здоровьесберегающих технологий в процессе коррекции отклонений в овладении речью в раннем возрасте
В.2 Владеет навыками реализации жизне и здоровьесберегающих технологий в процессе коррекции отклонений в овладении речью в раннем возрасте
ПКО-6.1. Анализирует документацию детей дошкольного возраста с ОВЗ, предоставленную организациями здравоохранения, образования, ПМПК

З.3.Знает теоретические, методические основы и существующие методики, диагностики отклонений в овладении речью в раннем возрасте

ПКО-6.2. Выбирает методики для диагностики и психолого-педагогического изучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возраста, индивидуальных особенностей, вида нарушения
ПКО-6.3. Проводит диагностику нарушений развития, психолого-педагогическое изучение с учетом возраста, индивидуальных особенностей, вида нарушения дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

У.3. Умеет выявлять особые образовательные потребности детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и проектировать индивидуальный коммуникативно-речевой профиль

 

ПКО-6.4. Осуществляет анализ и оценку результатов диагностики нарушений в развитии, психолого- педагогического изучения
ПКО-6.5. Готовит заключение по результатам диагностики, психолого-педагогического изучения

В.3. Владеет технологией дифференциации отклонений в овладении речью и сходных по проявлениям состояний речевого развития у неговорящих детей раннего возраста

ПКО-6.6. На основе результатов диагностики выявляет особые образовательные потребности, индивидуальные особенности, социально-коммуникативные ограничения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

3

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Таблица 3

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

    Л ЛЗ ПЗ СРС Контроль

Кол-во часов 2.

План:

1. Коммуникативно-речевое развитие ребёнка раннего возраста в лингвистическом аспекте.

2. Коммуникативно-речевое развитие ребёнка раннего возраста в нейрофизиологическом аспекте.

3.  Коммуникативно-речевое развитие ребенка раннего возраста в психолого-педагогическом аспкте.

4. Понятие речевого развития в раннем возрасте.

5. Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте.

Практическое занятие 2.

Кол-во часов 2.

План:

1. Пять этапов развития речи от первого крика до первой фразы.

2. Коммуникативные условия развития речи в младенческом и раннем возрасте.

3. Психофизиологические предпосылка развития речи в раннем возрасте.

4. Модель коммуникативно-речевого развития ребёнка раннего возраста.

Содержание раздела

Тема 3. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте. Основные методы обследования ребенка раннего возраста. Этапы обследования детей: сбор анамнестических данных, изучение коммуникативных условий; логопедическое обследование; изучение когнитивного, языкового и психофизиологического компонентов речевого развития.

Комплексность выявления отклонений речевого развития в раннем возрасте. Коммуникативно-речевой профиль ребёнка раннего возраста.

Тема 4. Дифференциация ООР и сходных по проявлениям состояний. Логопедическое заключение в раннем возрасте.Типы отклонений в овладении речью. Дифференциация отклонений в овладении речью и задержки речевого развития в раннем возрасте. Дифференциация задержки речевого развития и нормального речевого развития.

Тема 5. Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте. Понятие коррекционно-предупредительное воздействия. Методологическая база превентивной логопедической коррекции. Принципы раннего логопедического вмешательства.

Индивидуальные и групповые формы работы с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью Структура музыкально-логопедического занятия.

Команда специалистов-участников коррекционно-предупредительного воздействия. Этапы и основные организационные формы реализации раннего вмешательства в клинико-логопедическом, музыкально-логопедическом, социально-педагогическом блоках. Организация активного участия семьи в раннем логопедическом воздействии

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 3. Тема 2.3. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов 2. План: 1. Основные методы обследования ребенка раннего возраста. 2. Этапы обследования детей. 3.  Комплексность выявления отклонений речевого развития в раннем возрасте. 4. Коммуникативно-речевой профиль ребёнка раннего возраста. Толмачева Вероника проводит) 27.04 Список литературы: []. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по теме лекции

Практическое занятие 3.

Кол-во часов 6.

План:

1. Основные методы обследования ребенка раннего возраста.

2. Этапы обследования детей.

3.  Комплексность выявления отклонений речевого развития в раннем возрасте.

4. Коммуникативно-речевой профиль ребёнка раннего возраста.

Практическое занятие 4

Кол-во часов: 6.

План:

1. Логопедическое заключение в раннем возрасте.

2. Типы отклонений в овладении речью.

3.  Дифференциация отклонений в овладении речью и задержки речевого развития в раннем возрасте.

4.  Дифференциация задержки речевого развития и нормального речевого развития. Логопедическое заключение в раннем возрасте.

Список литературы: [].

Информационное обеспечение: мультимедийная презентация к вопросам практического занятия

Лекция 5 Тема 2.5. Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте Кол-во часов 2. План: 1. Понятие коррекционно-предупредительное воздействия. 2.  Методологическая база превентивной логопедической коррекции. 3. Принципы раннего логопедического вмешательства. 4. Индивидуальные и групповые формы работы с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 5.  Структура музыкально-логопедического занятия. (Сидоренко Оксана 25.05) Список литературы: []. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по теме лекции

Практическое занятие 5

Кол-во часов 6.

План:

1. Понятие коррекционно-предупредительное воздействия.

2.  Методологическая база превентивной логопедической коррекции.

3. Принципы раннего логопедического вмешательства.

4. Индивидуальные и групповые формы работы с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

5.  Структура музыкально-логопедического занятия.

Список литературы: [].

Информационное обеспечение: мультимедийная презентация к вопросам практического занятия

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПКО-4: З.2, У.2, В.2

Протоколы «Диагностика коммуникативно-речевого развития ребёнка раннего возраста»

Собеседование

ПКО-6: У.3, В.3

Коммуникативно-речевой профиль ребёнка раннего возраста

Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с ООР.

Конспект фронтального занятия с ребёнком раннего возраста с ООР.

Собеседование

     

Таблица 5

Самостоятельная работа

Наименование раздела дисциплины (модуля) Тема для самостоятельного изучения Задание для самостоятельного выполнения студентом Трудоемкость (Кол-во часов) Контроль выполнения работы (опрос, тест, дом. задание и т.д.)

1.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Учебно-методическая литература*

№ п/п Библиографическое описание (автор, заглавие, вид издания, место, издательство, год издания, количество страниц) Количество экземпляров в библиотеке

1. Основная литература

1. Шереметьева, Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению [Текст]: монография / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. 282 с.   http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/6992
2.    

2. Дополнительная литература

2.1. Учебные и научные издания

3.      
     

2.2. Нормативно-технические издания

     
     

3. Методические указания для студентов по освоению дисциплины

     
     

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - 2-е изд. – М.: Медицина, 1977.  
3. Аркин А.Е. Ребенок в дошкольные годы / А.Е. Аркин; под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. – М.: «Просвещение», 1967.  
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987.  
5. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1983.  
6. Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста /С.В. Гречаный, А.Г. Кощавцев, Б.Е. Микиртумов. – СПб., 2002.  
7. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях. (Автономная детская речь) / Р.Е. Левина. - М., 1936.  
8. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986.  
9. Лямина Г.М. Развитие речи детей раннего возраста / Г.М. Лямина. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.  
10. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 1974.  
11. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. – М., 1979.  
12. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгард-Пупко. – М.: АПН РСФСР, 1963.  
13. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.  
14. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г.В. Чиркина // Проблемы младенче­ства. — М.: ИКП РАО, 1999. — С. 148-150.  
15. Чиркина Г.В. Основные этапы нормального речевого развития ребенка / Г.В. Чиркина //Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – С.18 – 24.  
16. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // «Известия АПН РСФСР». Вып. 13. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды института психологии. – М.- Л., 1948.  

4.2 Электронная учебно-методическая литература**

№ п/п Наименование Ссылка на информационный ресурс
1. Инновационные подходы к организации логопедической помощи детям с нарушением речи [Электронный ресурс]: сборник аналитических и научно-методических материалов/ Л.Ф. Холоднова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 90 c : http://www.iprbookshop.ru/26484.html.
2. Шереметьева Е.В. Формирование естественной речевой среды ребёнка раннего возраста / Е.В. Шереметьева, С.С. Петрова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2015. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/723.  
3. Шереметьева, Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста [Текст]: учебно-прак- тическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Юж.- Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 106 с.. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
4. Шереметьева, Е.В. Понимание грамматики обращённой речи детьми раннего возраста с отклонениями в овладении ре- чью [Текст]: лекция. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2017. - 48 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1937

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Таблица 6

Код компетенции по ФГОС

Код образовательного результата дисциплины

Форма оценивания

Обеспеченность оценивания образовательного результата

Текущий контроль*

Промежуточная аттестация**

Реферат (кол-во баллов) Тестирование (кол-во баллов) Отчет по практической работе (кол-во баллов) Устный опрос (кол-во баллов) …… Курсовая работа Зачет /Экзамен

ПКО-2

З.1 +           + + У.1     +       + + В.1       +     + +

ПКО-4

З.2 +           + + У.2     +       + + В.2       +     + +

ПКО-6

З.3   +         + + У.3     +       + + В.3       +     + +

 

Вопросы к зачету:

 

17. Речевое развитие ребёнка раннего возраста в лингвистической парадигме

18. Речевое развитие ребёнка раннего возраста в психологической парадигме.

19. Речевое развитие ребёнка раннего возраста в педагогической парадигме.

20. Морфогенез речевых процессов в младенчестве и раннем возрасте

21. Онтогенез просодических компонентов речи

22. Фонематическое развитие в раннем возрасте

23. Онтогенез двигательных основ артикуляции

24. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста

25. Основные методы обследования ребенка раннего возраста.

26. Этапы обследования ребёнка раннего возраста.

27. Логопедическое обследование ребёнка раннего возраста.

28. Обследование двигательной сферы ребёнка раннего возраста.

29. Диагностические средства для логопедического обследования ребёнка раннего возраста.

30. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в когнитивной составляющей психоречевого развития.

31. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в языковой составляющей психоречевого развития.

32. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в психофизиологической составляющей психоречевого развития.

33. Комплексное выявление отклонений речевого развития в раннем возрасте

34. Комплекс диагностически значимых признаков отклонений речевого развития в раннем возрасте

35. Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте.

36. Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет.

37. Основные типы отклонений психоречевого развития детей раннего возраста.

38. Коррекционно-предупредительное воздействие при отклонениях психоречевого развития в раннем возрасте.

39. Комплексность оказания коррекционно-предупредительной помощи.

40. Содержание коррекционно-предупредительной помощи в разных блоках воздействия.

41. Организационные формы коррекционно-предупредительного воздействия.

42. Роль семьи в коррекционно-предупредительном воздействии.

43. Принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.

44. Структура музыкально-логопедического занятия.

45. Организация коррекционно-предупредительного воздействия.

5.3  Примерные критерии оценивания ответа студентов на экзамене (зачете)

 

5 «отлично» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
4 «хорошо» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
3 «удовлетворительно» (зачтено) -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов.
2 «неудовлетворительно» - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 7

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат/курсовая работа Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. Курсовая работа: изучение  научной, учебной, нормативной и другой литературы. Отбор необходимого материала; формирование выводов и разработка конкретных рекомендаций по решению поставленной цели и задачи; проведение практических исследований по данной теме. Инструкция по выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах по дисциплине.
Практикум / лабораторная работа Методические указания по выполнению лабораторных работ (можно указать название брошюры и где находится) и др.
Коллоквиум Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
и др.  
   
Подготовка к экзамену (зачету) При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

перечень применяемых образовательных технологий*

*Примерный перечень современных образовательных технологий приведен в приложении 3.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

перечень применяемых образовательных технологий*

*Примерный перечень современных образовательных технологий приведен в приложении 3.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Шифр Наименование дисциплины (модуля)
Б1.О.04.01 Коррекционно-предупредительная работа с детьми с отклонениями в овладении речью
Код направления подготовки 44.03.03
Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование
Наименование (я) ОПОП (направленность / профиль) Логопедия
Год начала реализации ОПОП  
Уровень образования бакалавриат
Форма обучения очная

Разработчики:

должность учёная степень, звание подпись ФИО
Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик кандидат педагогических наук, доцент   Елена Викторовна Шереметьева
       

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (структурного подразделения)

должность учёная степень, звание подпись ФИО
Зав. кафедрой кандидат педагогических наук, доцент   Лилия Александровна Дружинина

 

год обновления        
номер протокола        
дата заседания кафедры        

 

 

 

 

Руководитель ОПОП

Е.В. Шереметьева
    (подпись)   (инициалы, фамилия)

Одобрено представителем работодателя

 
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Дисциплина «Коррекционно-предупредительная работа с детьми с отклонениями в овладении речью» относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины/модули» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки/специальности 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень образования магистратура), направленность/профиль «Логопедия». Дисциплина является обязательной к изучению.

1.2 Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

1.3 Изучение дисциплины «Коррекционно-предупредительная работа с детьми с отклонениями в овладении речью» основано на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении обучающимися следующих дисциплин: «Медико-биологические основы воспитания детей с ОВЗ», «Медико-биологические и генетические основы дефектологии», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» при проведении следующих практик: учебная практика (ознакомительная).

1.4 Дисциплина «Коррекционно-предупредительная работа с детьми с отклонениями в овладении речью» формирует знания, умения и компетенции, необходимые для освоения следующих дисциплин: «Рання помощь и реабилитация детей с проблемами здоровья», «Онтогенез речевой деятельности», для проведения следующих практик: учебная практика (технологическая (проектно-технологическая)).

1.5 Цели, задачи дисциплины.

- Формирование у обучающихся необходимых представлений о теоретико-методологических и практических основах оказания ранней помощи детям с ОВЗ и группы риска по ОВЗ.

- Сформировать у студентов базовые категории, принципы, своеобразие методов и приемов коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте;

- сформировать умение определять закономерностях психоречевого развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития;

- сформировать у обучающихся системы умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоро


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.