Установление контакта, ритуалы приветствия — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Установление контакта, ритуалы приветствия

2021-03-17 61
Установление контакта, ритуалы приветствия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Установление контакта, ритуалы приветствия

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия, враждебности со стороны окружающих. На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с тревожным ребенком. Для этого необходимо завоевать его доверие, восстановить и укрепить потребность в общении. Проще всего это можно сделать в игровой форме.

Вначале желательно включать в работу те игры, которые позволяют детям свободно выразить экспрессию, снять статическое напряжение. Мы включаем подвижные игры в ритуал приветствия (например, упражнение «Как здороваются олени»). Еще одно упражнение, которое можно отнести к ритуалам, — «Нить — настроение». Ритуалы благотворно влияют на самочувствие тревожных детей. Детская тревожность часто повышается в условиях неизвестности. Ритуал начала занятия позволяет безболезненно включить детей в работу.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

Очень важное место в программе занимают упражнения на релаксацию и дыхание. Эти упражнения не только позволяют тревожному ребенку изучить, понять свое состояние в тот или иной момент, но и учат его овладевать этим состоянием и изменять его по своему желанию.

Любое наше состояние каким-либо образом проявляется на телесном уровне. Тревожные дети напряжены и зажаты. Ребенку крайне трудно управлять напряженными мышцами. Чрезмерное напряжение всегда ищет разрядки и часто разряжается не самым красивым способом. Приучая мышцы расслабляться, успокаиваться, мы помогаем организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное и эмоциональное, можно научить их выполнять релаксационные и дыхательные упражнения.

Релаксационное состояние, достигаемое в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы, способствует снятию мышечного напряжения, приносит удовольствие ребенку.

Индивидуальная работа
(оригами)

Исследования показали, что благодаря занятиям оригами стабилизируются на высоком уровне психическое и эмоциональное состояния, снижается тревожность и психическая травмируемость.

Оригами позволяет реализовать себя, использовать скрытые задатки и способности. Приобретается опыт творчества, который дает основу для более успешного приспособления к постоянно меняющимися задачам и условиям, которые ставит перед детьми жизнь.

Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными детьми тем, что лист бумаги практически невозможно испортить. Индивидуальная работа с бумажными фигурками позволяет развить у детей позитивную самооценку, получить навык самовыражения, лучше узнать себя, поверить в свои возможности, развить творческие способности.

Групповая работа

Во время групповой работы происходит осознание своего места в окружающем мире и выработка навыков группового взаимодействия. Психолог имеет возможность наблюдать за групповыми ролями и их динамикой. Групповую работу можно проводить в виде сценок, пантомим, сочинения сказок, театрализованного проигрывания их, ролевого моделирования и пр.

Критерии эффективности

Проблема эффективности психокоррекции очень сложна. Снятие симптоматики (в нашем случае — высокой тревожности) может быть кратковременным, тем более что наиболее яркие, заметные сдвиги, изменения отмечаются обычно через 6–7 месяцев после завершения психокоррекционой работы. Поэтому вопросы о том, каковы критерии эффективности при проведении психокоррекции, какова степень надежности произошедших сдвигов, до настоящего времени остаются открытыми.

Учитывая вышесказанное, можно рекомендовать оценку результативности программы через анализ следующих показателей:

— представления ребенка о том, чему он научился во время работы группы;

— оценка изменений в поведении и деятельности ребенка, его эмоциональном самочувствии, даваемая педагогами и родителями;

— сравнение положения ребенка среди сверстников до и после коррекционной работы.

Программа коррекционных занятий
с использованием методики оригами

Программа включает в себя индивидуальную и групповую работу.

Индивидуальная работа: две консультации с каждым участником группы индивидуально до начала занятий и одна консультация после групповых занятий.

1-я консультация — установление контакта и выяснение ситуации с ребенком и родителями.

2-я консультация — диагностика.

Последняя консультация — повторная диагностика.

Групповая работа: семь занятий с группой детей.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: знакомство.

Упражнение «Ромашка»

Каждый участник получает кружок из цветной бумаги. предлагается написать на нем свое имя, день рождения и то, что любит делать. Затем все кружки вывешиваются на ватман. Ведущий спрашивает, на что похожи эти кружки, много ли информации на них о человеке? Ведущий объясняет, что таким образом у всех перед глазами будет информация о каждом человеке (вторая половина инструкции дается на следующем занятии).

Упражнение-энергизатор «Дотронься до...»

Ведущий. Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, а теперь посмотрите внимательно, кто во что одет и какого цвета эта одежда. Я буду предлагать вам дотронуться до чего-либо, и вы должны будете дотронуться до этого на соседе или другом любом участнике. Например: «Дотроньтесь до синего!» Начали!

Упражнение «Мяч знакомства»

На ватмане пишется список вопросов:

• Сколько тебе лет?
• Где ты живешь?
• Твой любимый фильм, мультик?
• Любимая еда?
• Любимая игрушка?
• Что тебе не нравится делать?
• Что тебе нравится делать?

Ведущий начинает — кидает кому-либо из участников мяч и задает один из вопросов, написанных на доске. Тот отвечает, в свою очередь кидает мяч следующему участнику и задает следующий вопрос. Ведущий следит, чтобы мяч побывал у всех участников и каждому было задано по нескольку вопросов (3–4 достаточно).

Ритуал окончания

«Какой я внутри сейчас». Пушистики

Участникам раздаются рисунки с фигурками Пушистиков с разными настроениями (радостный, грустный, злой и пр.) и предлагается выбрать и раскрасить фигурку того Пушистика, чье настроение максимально похоже на свое собственное.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: сплочение группы.

Ритуал приветствия

См. занятие 1.

Упражнение «Ромашка»

Участникам предлагается сказать, как их ласково называют близкие люди и какое уменьшительное имя им наиболее приятно. Затем надо вспомнить, какое имя кому из участников нравится, написать на лепестке то имя, которое приятно соседу слева/справа, и приклеить к его ромашке.

Упражнение-энергизатор
на снятие мышечного напряжения «Черепашка»

Ведущий. Давайте представим, что мы все с вами — черепашки. Кто такие черепашки? Правильно, это такие животные с панцирем — защитным домиком на спине, в который они прячутся, когда чувствуют опасность. Но сейчас все хорошо, ярко светит солнышко, и все черепашки вылезли из-под камней погреться на солнце, они потягивают свои ручки, ножки широко, во все стороны, вертят головой и жмурятся от удовольствия. Но вдруг они чуют опасность и начинают прятать свои лапки и голову — они втягивают их в свой «домик», под панцирь, а еще пытаются свернуться клубочком, стараются стать меньше и незаметнее. Но вот опасность миновала, все вокруг снова спокойно, и черепашки выползают из своих домиков, потягиваются, крутят головой, растопыривают лапки и нежатся на солнышке. Все хорошо!

Ритуал окончания

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: коррекция психоэмоционального состояния. Введение понятий.

Ритуал приветствия

Ритуал окончания.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: коррекция психоэмоционального состояния.

Ритуал приветствия

Упражнение — энергизатор «Ветер дует на...»

Ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...» Чтобы участники побольше узнали друг о друге, заканчивать эту фразу необходимо словами «...на светловолосых», «...на тех, кто в красном», «у кого есть брат, сестра», «кто любит сладкое» и т.д. Все светловолосые (имеющие братьев и т.д.) собираются в группу, поднимают руки вверх и раскачиваются из стороны в сторону, подражая деревьям, на которые дует ветер.

Ритуал окончания.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: снижение самооценочной тревожности, развитие адекватного уровня притязаний.

Ритуал приветствия

Упражнение-энергизатор «А у соседа тоже!»

Каждый из участников по очереди хвалит что-то, что у него (на нем) есть (ушки, носик, юбку и пр.). Затем участники дотрагиваются до того, что назвал сосед справа и слева, и хором кричат: «А у соседа тоже!»

Упражнение «Горячий стул»

Всем по очереди предлагается сесть на стул посреди комнаты, и каждый из участников по очереди говорит сидящему на стуле что-то приятное, какой-то комплимент. По окончании процедуры ведущий задает участникам вопрос, как они себя чувствовали, когда им говорили комплименты. Рефлексивная беседа.

Упражнение «Когда нам хорошо...»

В продолжение предыдущего упражнения всем предлагается вспомнить и изобразить мимикой и пантомимой (ведущий помогает, показывает), что с нами происходит, когда:

— нас ругают,

— нас хвалят,

— нам страшно,

— нам весело,

— отвечаем у доски,

— получаем пятерки и т.д.

Групповая работа «Небо»

Участникам предлагается подумать и создать на ватмане общий мир под названием «Небо» для своих птиц и придумать небольшой рассказ про свою птицу. Можно использовать фломастеры, краски, природные материалы. Затем все обсуждают, что получилось и как это делалось.

Ритуал окончания.

ЗАНЯТИЕ 6

Цель: снижение тревожности, развитие адекватного уровня притязаний.

Ритуал приветствия

Упражнение-энергизатор

«Как здороваются олени»

Ведущий. Давайте поздороваемся сегодня не совсем обычным способом. Поздороваемся так, как здороваются олени. Вы знаете, как здороваются олени? Они здороваются так: кивают головой, трутся ушками — вот так, здороваются плечами, боками и спинками — вот так трутся друг от друга. Они здороваются коленками — вот так! А теперь давайте поздороваемся так, как здороваются люди: давайте пожмем друг другу руки.

Арт-упражнение «Я боюсь»

Участникам предлагается нарисовать то, чего они больше всего боятся. Используются краски, бумага, фломастеры.

Ритуал окончания.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель: завершение работы, закрепление результатов.

Ритуал приветствия.Клубок «Я мечтаю...»

Ритуал окончания.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Оклендер В. Окна в мир ребенка. — М.: Класс, 2000.

Опаричева С.В. Оригами: игра, головоломка или нечто большее? Оригами в жизни великих людей // Наука и жизнь, 1999, № 12.

Опаричева С.В. Оригами как образовательный процесс // Вестник образования и развития науки, 2001, № 2.

Практикум по арт-терапии / Под ред. Копытина А.И. — СПб.: Питер, 2000.

Соколова С. Сказка Оригами. Игрушки из бумаги. — М.: ЭКСМО, 2003.

Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М.: Класс, 1999

 

Установление контакта, ритуалы приветствия

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия, враждебности со стороны окружающих. На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с тревожным ребенком. Для этого необходимо завоевать его доверие, восстановить и укрепить потребность в общении. Проще всего это можно сделать в игровой форме.

Вначале желательно включать в работу те игры, которые позволяют детям свободно выразить экспрессию, снять статическое напряжение. Мы включаем подвижные игры в ритуал приветствия (например, упражнение «Как здороваются олени»). Еще одно упражнение, которое можно отнести к ритуалам, — «Нить — настроение». Ритуалы благотворно влияют на самочувствие тревожных детей. Детская тревожность часто повышается в условиях неизвестности. Ритуал начала занятия позволяет безболезненно включить детей в работу.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.