Глава 1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в подростковой среде — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в подростковой среде

2021-03-17 1363
Глава 1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в подростковой среде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в подростковой среде.

1.1. Историческая справка…………………………………………………………...5

1.2. Понятие «манипуляция» в психологии………………………............................5

1.3. Виды манипуляции……………………………………………………………... 6

1.4. Уязвимости, используемые манипуляторами…………………………….…….7

Глава 2. Исследование степени подверженности манипулятивному воздействию у подростков

2.1. Организация и методы исследования………………………………...……….10

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….……….11

Заключение……………………………………………………………………………...............14

Список литературы………………………………………………………………..15 Приложения…………………………………………………………………..............................16

 

Введение

Актуальность

В настоящее время понятие манипуляции используется в различных сферах общественной жизни: в политике, медицине и искусстве, в рекламной деятельности, интернет-пространстве, социальных сетях. Манипулятивные воздействия представляют наибольшую опасность для подростков, так как, по их мнению, они уже достаточно независимы от родителей, хотя их собственная система ценностей и жизненная позиция пока не сложились окончательно.

Психологическая манипуляция – это такой тип воздействия, при котором кто-то стремится изменить восприятие или поведение подростков с помощью скрытой, обманной тактики.

Часто подростки не замечают манипуляции и поддаются внушению, что впоследствии приводит к нарушению их психического и физического здоровья. Именно поэтому, данная проблема особенно актуальна, так как уметь распознать манипуляцию, противостоять ей, сказать «нет» хотел бы каждый подросток.

Несмотря на то, что разработкой проблемы манипулирования как психологического феномена занимались такие ученые как Е.Л.Доценко, Р.Р.Гарифуллин, Г.В.Грачев, Г.А.Ковалев, мне бы хотелось в ходе своего исследования определить степень подверженности учащихся подросткового возраста нашего лицея манипулятивным воздействиям со стороны и разработать способы их преодоления

Цель исследовательского проекта: определить степень подверженности учащихся подросткового возраста нашего лицея манипулятивным воздействиям со стороны.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблем манипулирования и особенностей подросткового возраста.

2. Провести исследование степени подверженности подростков манипулятивным воздействиям.

3. Обработать полученные результаты и сделать выводы.

4. Разработать способы преодоления манипулятивных воздействий для учащихся и оформить материалы на стенде лицея (приложение 2).

Объект исследования: манипулятивные воздействия.

Предмет исследования: склонность учащихся к манипулированию.

Гипотеза исследования: большинство (более 50%) подростков будут подвержены манипулятивным воздействиям.

Практическая значимость: результаты моего исследовательского проекта будут актуальны для подростков, которые планируют по жизни следовать только своим целям, не менять планы ради посредственных целей других людей, стать увереннее в решениях и быть первым человеком в своей собственной жизни.

Теоретическим основанием для моей работы являются авторы Доценко Е.Л., Руськина Е.Н.

Методы и методики исследования: тестирование, количественный и качественный методы обработки данных, аналитические методы обработки данных.

Методики:   

 ● Тест «Определение степени внушаемости» (Елисеев О.П.)

 

 

Виды манипуляции

Как и многие другие психологические термины, манипуляция имеет большое количество классификаций по видам. Мы рассмотрим самые основные из них.

Манипулирование, осознаваемое субъектом, может быть желаемым социумом или, наоборот, не одобряемым. В первом случае речь идет о безвыходных ситуациях, когда положительного результата деятельности можно добиться лишь, манипулируя другими людьми. Примером такой манипуляции является мать, которая убеждает детей носить не слишком красивую, но зато теплую одежду в холодную погоду.

Во втором же случае манипулирование направлено исключительно на получение собственной выгоды и/или на достижение корыстных целей. Это явление было многократно описано в работах авторов, которые изучают технологии скрытого принуждения человека к чему-либо. Примером такого манипулирования можно считать поступок Тома Сойера, заглавного героя произведения Марка Твена, который, не желая красить забор, обманом заставил своих друзей сделать всю работу за него. {1, с 52}

 Манипуляция, которую субъект не осознаёт ("бессознательная"), может проявляться в различных ситуациях, например, когда один из собеседников лжет другому. Ложь часто оказывается внешним проявлением защитных механизмов человека. Её можно рассматривать как "защитную манипуляцию" другими людьми. Защитная манипуляция представляет собой комбинацию скрытых способов воздействия на собеседников, направленных на предотвращение тех самых возможных слов и действий, которые требуют от человека активизации его личных защитных механизмов.

Психологическое воздействие также можно классифицировать по чувству, задействованному при манипуляции:

1.Манипуляция чувством любви

Манипулятор намекает жертве, что если она не выполнит его требование, то их любовь не может считаться настоящей. Пример: девушки, которые просят подарки как символ любви мужчины.

2. Манипулирование чувством дружбы

В этом случае от жертвы требуют выполнить нечто желаемое манипулятором как доказательство дружбы. Пример: друг просит одолжить деньги на несрочные нужды, уверяя, что никто, кроме вас, помочь не поможет.

3. Вина

Здесь жертва винит себя в трудностях и неудачах манипулятора. Пример: коллега не может уйти домой из-за большого количества недоделанной работы под конец рабочего дня, и жалуется вам на это, намекая, что ему не помешала бы ваша помощь, когда вы уже отработали свой рабочий план в полном объёме и ничем ему не обязаны.

4. Чувство долга

Жертва считает, что она что-то должна манипулятору, а он активно это использует в своих целях, постоянно напоминая о долге, ссылаясь на не всегда весомые аргументы. Пример: родители говорят своим детям, что они должны выполнять их требования только из-за от того, что они их родили и воспитали.

5. Чувство страха

В этом случае манипулятор запугивает жертву возможными последствиями его действий. Пример: родители запрещают детям подолгу пользоваться телефонами, угрожая ухудшением зрения от ярких экранов.

6. Гордость

Неплохой на первый взгляд вид манипуляции, в процессе котором вас хвалят за ваши выдающиеся качества, а затем требуют сделать что-то подтверждающее ваш статус "гения". Пример: руководитель говорит подчиненному, давая ему новое задание: вы самый умный, самый опытный, самый внимательный, вы лучше всех в офисе сможете справиться с этой работой.

7. Жалость

Манипулятор играет на сочувствии другого человека и говорит, что его ситуация безнадежна и что он сам не справится. Пример: люди, просящие денег в переходах и на улицах, вызывающие жалость своим внешним видом или историями из жизни. {3}

База исследования.

Исследование проходило на базе МБОУ "Лицей №36" города Калуги. В исследовании приняли учащиеся шестых классов в возрасте 12-13 лет.

 

Общий план исследования:

1. Ознакомление учащихся с целью исследования, заполнение полученных бланков.

2. Проведение исследования по выявлению степени подверженности манипулятивному воздействию у подростков.

 3. Обработка полученных данных.

 4. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Методы и методики исследования. Для исследования использовалась следующая методика:

Тест «Определение степени внушаемости» (Елисеев О.П.). Тест включает в себя пять быстрых заданий, на выполнение которых подросткам давалось не более пяти секунд. Целью данных заданий было определить степень подверженности подростков чужому влиянию. Шестиклассников просили написать или нарисовать определённые вещи, проводящим тестирование озвучивался один конкретный пример. Школьники записывали или зарисовывали на отдельном бланке то, что первое приходило им в голову после команды: это был предмет, который использовал тестирующий в качестве примера или они подумали о чём-то другом?

 

Рис. 1. Процентное распределение уровня внушаемости среди учащихся 6-х классов

Как видно из рисунка 1, 26% учащихся шестых классов относятся к группе людей с пониженной внушаемость. Люди с пониженной ("лёгкой") степенью внушаемости обладают приемлемой или завышенной самооценкой. Склонны не прислушиваться к мнению посторонних и упрямы в отстаивании своей точки зрения. Такие люди часто спорят по любому поводу и им также бывает тяжело адаптироваться к новым ситуациям или обстоятельствам.

К категории людей со средней степенью внушаемости относятся 67% подростков. Это означает, что их гораздо тяжелее склонить на свою сторону, чем тех, у кого внушаемость понижена. Они не станут полагаться на первых встречных, но чтобы убедить их в своей правоте, достаточно приложить немного усилий. Такие люди неконфликтны, но в определённых обстоятельствах будут отстаивать свою точку зрения. Тем не менее, они могут вестись на громкие рекламные лозунги и выбирать точку зрения человека, которому доверяют.

Также из рисунка 1 можно заметить, что 7% шестиклассников относятся к людям с повышенной внушаемостью. Это означает, что они редко конфликтуют с окружающими, часто пренебрегают своим мнением в пользу мнения других. Имеют низкую самооценку и плохо переносят критику в свой адрес. Тем не менее, они также быстро усваивают информацию, хорошо обучаемы и легко приспосабливаются к обстоятельствам.

Рис.2. Процентное распределение уровня внушаемости среди учащихся 6 «А» класса

Как видно из рисунка 2, 71% учащихся 6 «А» класса обладает средней степенью внушаемости, 16,5% подростков обладает пониженной степенью внушаемости, 12,5% учащихся с повышенной степенью внушаемости.

Рис.3. Процентное распределение уровня внушаемости среди учащихся 6 «Б» класса

Как видно из рисунка 3, 53% учащихся 6-х классов обладают средним уровнем внушаемости. 44% учащихся обладают пониженным уровнем внушаемости. 3% учащихся с повышенным уровнем внушаемости.

Рис. 4. Процентное распределение уровня внушаемости среди учащихся 6 «В» класса

Как видно из рисунка 4, 80% учащихся 6 «В» класса обладают средним уровнем внушаемости, 15% обладают пониженным уровнем и 5% повышенным уровнем.

Таким образом, более 50% шестиклассников нашего лицея обладают средним уровнем внушаемости. Перед манипулированием уязвим любой человек и тем более подросток в независимости от пола, возраста, образования и т.д. Для того, чтобы избежать попытки манипулирования над собой, необходимо работать над своими качествами.

 Никто не является абсолютно невнушаемым, не существует никого, кто мог бы быть не подвержен манипулятивному воздействию со стороны. Из этого можно сделать вывод, что, не считая большинства учащихся, даже если 26% шестиклассников имеют лёгкую степень внушаемости, им всё равно стоит опасаться попыток посторонних манипулировать ими.

Гипотеза нашего исследования не подтвердилась.

 

Заключение

Дети подросткового возраста часто сталкиваются с манипулированием. Это происходит в школе, где подобное может использоваться учителями и сверстниками, на улице незнакомцами, в магазине маркетинговыми компаниями, дома родителями или в интернете, где попытаться внушить что-либо подростку может буквально каждый. В мире, где школьникам пытаются скрыто или открыто навязать свои цели и мировоззрение, бывает достаточно сложно выработать свою собственную точку зрения, сохранить индивидуальность.

На базе МБОУ «Лицей №36» города Калуги было проведено исследование по изучению степени подверженности манипулятивному воздействию у подростков. Было выявлено, что у учащихся шестых классов можно наблюдать все степени внушаемости: пониженная внушаемость, средняя внушаемость и высокая внушаемость.

Мы выяснили, что проблема подверженности манипулятивному воздействию среди школьников-подростков актуальна, поскольку:

● обусловлена отсутствием необходимого жизненного опыта у подростков может привести к непоправимым последствиям;

● в это период происходит формирование комплекса личностных качеств человека, появляется индивидуальность, которую в этом возрасте можно подавить посторонним вмешательством в мысли подростка.

С целью развития навыков преодоления манипулятивного воздействия, для учеников МБОУ «Лицей №36» города Калуги был разработан и публично представлен информационный стенд, под названием «Как на попасть на крючок».

Полученные в ходе исследования результаты могут представлять интерес для педагогического коллектива (педагоги, психологи) лицея, а также родителей подростков с целью развития навыков преодоления манипуляции, формирования чувства собственного достоинства.

 

Список литературы

1. Доценко Е.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. /М., Издательство МГУ, 1996. - 344 с.

2. Руськина Е.Н. Формирование у подростков навыков защиты от манипулятивных воздействий. – Журнал «Интеграция образования»/М., Издательство ВВМ, 2008, №2. – 129 с.

3. Статья Википедии «Психологическая манипуляция»

Режим доступа к статье: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологическая_манипуляция

4.    Статья Википедии «Манипуляция массовым сознанием»

Режим доступа к статье: https://ru.wikipedia.org/wiki/Манипуляция_массовым_сознанием

5.    Как не попасть на крючок обвинителя или учимся избегать манипуляций

Режим доступа к статье: https://freelancehunt.com/blog/kak-nie-popast-na-kriuchok-ili-uchimsia-izbieghat-manipuliatsii/

6. Рисунок 5 (приложение 2)

Режим доступа к изображению: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1590748/pub_5d8ee383c31e4900b16adab5_5d8ee47d35c8d800b2deaf79/scale_1200

7. Рисунок 6 (приложение 2)

Режим доступа к изображению: https://freelancehunt.com/blog/content/images/size/w2000/2019/01/------------2.jpg

8. Рисунок 7 (приложение 2)

Режим доступа к изображению: https://freelancehunt.com/blog/content/images/2019/01/--------1.jpg

9. Рисунок 8 (приложение 2)

Режим доступа к изображению: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1863556/pub_5dbac19a5d636200b15749ca_5dbac26c32335400af56f147/scale_1200

Приложение

Приложение 1.

Приложение 2.

 

 

Рис 5.

Манипуляция – это скрытое психологическое влияние одних людей на других, с целью получения выгоды для автора манипуляции.

 Рис. 6

Мы можем не сразу распознать манипулятора, потому что он далеко не во всех случаях может использовать прямые просьбы или открытое давление. Он действует гораздо хитрее: давит на жалость, эмоции и ваше состояние в данный момент.

Если манипулятор не может получить желаемое честным способом, он идет на различные уловки, пытаясь привлечь ваше внимание к себе, вызывая у другого чувство вины или заставляя вести себя так, как ему хочется. А это, в свою очередь, понижает самооценку жертвы до нуля.

Рис. 7

Как выйти из игры?

У абсолютно каждого человека есть такие уязвимые места, которыми манипулятор не применёт воспользоваться. Своими действиями он диктует правила игры, поскольку успевает первым нанести удар, и вам сразу оказывается неловко отказать в какой - то пустяковой просьбе. А между тем вы даже не замечаете, как начинаете действовать против своей воли.

Рис. 8

Приложение 3

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в подростковой среде.

1.1. Историческая справка…………………………………………………………...5

1.2. Понятие «манипуляция» в психологии………………………............................5

1.3. Виды манипуляции……………………………………………………………... 6

1.4. Уязвимости, используемые манипуляторами…………………………….…….7

Глава 2. Исследование степени подверженности манипулятивному воздействию у подростков

2.1. Организация и методы исследования………………………………...……….10

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….……….11

Заключение……………………………………………………………………………...............14

Список литературы………………………………………………………………..15 Приложения…………………………………………………………………..............................16

 

Введение

Актуальность

В настоящее время понятие манипуляции используется в различных сферах общественной жизни: в политике, медицине и искусстве, в рекламной деятельности, интернет-пространстве, социальных сетях. Манипулятивные воздействия представляют наибольшую опасность для подростков, так как, по их мнению, они уже достаточно независимы от родителей, хотя их собственная система ценностей и жизненная позиция пока не сложились окончательно.

Психологическая манипуляция – это такой тип воздействия, при котором кто-то стремится изменить восприятие или поведение подростков с помощью скрытой, обманной тактики.

Часто подростки не замечают манипуляции и поддаются внушению, что впоследствии приводит к нарушению их психического и физического здоровья. Именно поэтому, данная проблема особенно актуальна, так как уметь распознать манипуляцию, противостоять ей, сказать «нет» хотел бы каждый подросток.

Несмотря на то, что разработкой проблемы манипулирования как психологического феномена занимались такие ученые как Е.Л.Доценко, Р.Р.Гарифуллин, Г.В.Грачев, Г.А.Ковалев, мне бы хотелось в ходе своего исследования определить степень подверженности учащихся подросткового возраста нашего лицея манипулятивным воздействиям со стороны и разработать способы их преодоления

Цель исследовательского проекта: определить степень подверженности учащихся подросткового возраста нашего лицея манипулятивным воздействиям со стороны.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблем манипулирования и особенностей подросткового возраста.

2. Провести исследование степени подверженности подростков манипулятивным воздействиям.

3. Обработать полученные результаты и сделать выводы.

4. Разработать способы преодоления манипулятивных воздействий для учащихся и оформить материалы на стенде лицея (приложение 2).

Объект исследования: манипулятивные воздействия.

Предмет исследования: склонность учащихся к манипулированию.

Гипотеза исследования: большинство (более 50%) подростков будут подвержены манипулятивным воздействиям.

Практическая значимость: результаты моего исследовательского проекта будут актуальны для подростков, которые планируют по жизни следовать только своим целям, не менять планы ради посредственных целей других людей, стать увереннее в решениях и быть первым человеком в своей собственной жизни.

Теоретическим основанием для моей работы являются авторы Доценко Е.Л., Руськина Е.Н.

Методы и методики исследования: тестирование, количественный и качественный методы обработки данных, аналитические методы обработки данных.

Методики:   

 ● Тест «Определение степени внушаемости» (Елисеев О.П.)

 

 

Глава 1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в подростковой среде

1.1 Историческая справка

Давайте обратимся к истории вопроса. В XX веке явлений, обозначаемых термином "манипуляция", стало больше, и в конечном счёте, кроме своего первоначального значения (в техн.- медиц.: "обращение с предметами с особым намерением, особой целью"), оно начало применяться по отношению к средствам массовой информации и политическим событиям, конечной целью которых являлись контроль над населением, и его управляемость.

В то же время поменялось понимание "манипуляции" в профессиональной психологической литературе. Психологи стали употреблять его в другом значении, из контекста работ с политической ориентацией, а в политике в 1950-е и 70-е годы понятие "манипуляция" активно использовалось одновременно обеими сторонами в "холодной войне". Социалистическая литература сосредоточилась на "развенчании манипулятивного характера буржуазных СМИ", в то время как те обвиняли СССР и Китай в "промывании мозгов" американцам, попавшим в плен во время Корейской и Вьетнамской войн.

Но было бы неверно предполагать, что манипуляции с информацией и психологическое воздействие на людей появились в наше время. Становление информационного общества лишь позволило "манипуляции" приобрести почти универсальный (для большого количества сфер жизнедеятельности людей) характер. {4}

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.