Наркомания – социальное бедствие. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наркомания – социальное бедствие.

2021-03-17 228
Наркомания – социальное бедствие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                                                           

Наркомания (от греч. «narke» – оцепенение и мания) - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон.

Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. «narkotikos» - усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, т.к. среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами и т.д. В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.[4]

Образно говоря, наркотик – это отрава для мозга. Яды, отравляющие мозг не вызывают у человека болевых ощущений и отрицательных эмоций, т.к. в мозге человека отсутствуют болевые рецепторы. В этом эффекте и таится основная притягательная (и разрушительная) для физиологии человека сила, стремление к «безнаказанному» состоянию эйфории, галлюцинации.

Почему для людей, не реализовавших свои мечты, не устроившихся в жизни, привлекательны наркотики? Да потому что наркотическое опьянение помогает им поддерживать иллюзию своего высокого потенциала. Человек убежден: он многого сумел бы достичь, если бы не зелье... Но расстаться с пагубной привычкой не спешит: тогда все неудачи и неприятности придется объяснять собственным несовершенством. Наркотик выступает в роли эффективного психологического щита.

Современные ученые достаточно подробно разрабатывают объяснения возникновения наркотической зависимости и выделяют 3 основных направления, 3 группы факторов наркотизации; социологические, биологические, психологические.[3]

 

 

 

 


1. Социальные факторы

Общественные неурядицы, распространенность наркомании в регионе, профессии, связанные с легким доступом к наркотикам, — все это социальные факторы. В первую очередь остановимся на проблемах, связанных с семьей, с особенностями психики подростков. Большое значение имеет место жительства человека. Сейчас мы сталкиваемся с таким фактом, что наркомании наиболее широко распространены в относительно крупных городах, а в сельскую местность, где распространена алкогольная зависимость, они только начинают проникать, причем в основном в тех местах, по которым проходят пути транспортировки наркотиков.

· Семья

Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви. Существуют понятия «семейный дефицит» и «социальный голод», когда ребенок растет без внимания и заботы, без необходимого общения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления.[12]

Отсутствие гармонии в полной семье также является фактором риска. Не стоит строго оценивать непослушание, плохую успеваемость, отчуждение ребенка в семье, где у родителей постоянные «секреты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями. У таких детей возникает чувство одиночества, скуки, легко рождаются зависть к ровесникам, беспокойство, депрессии, страхи или же агрессивность, лживость, связанные с переживанием одиночества, пустоты, ненужности. У избиваемых детей отмечают склонность к разрушению и протесту, низкий самоконтроль, слабость познавательных интересов, нежелание трудиться. Все это, в случае встречи с наркотиком, делает их неспособными противостоять втягиванию, в то время как дети, не переносившие стресс, получившие в семье позитивный заряд, уверенность в своих силах, даже попробовав наркотик, могут отказаться от его дальнейшего употребления, удовлетворив свое любопытство.

Гиперопека - другая крайность воспитания, заставляет ребенка «спасаться» от родителей «на улице». Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый «асоциальный» облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья.

Еще один из плодов гиперопеки — инфантилизм растущего человека, его затянувшаяся «детскость», неготовность к жизненным трудностям, неспособность самостоятельно решать вопросы. Такой ребенок легко попадает под влияние более опытных приятелей, его легко уговорить попробовать наркотик или подбить на любую хулиганскую выходку. Нередко — это любимые детки богатых столичных родителей, и их «карманные» деньги дразнят аппетит искушенных приятелей.

Существует и такой вариант опекаемого чада, как «кумир семьи», объект всеобщего восхищения и поклонения, единственный ребенок многочисленной родни. Для него привычны вседозволенность, неограниченная власть над родственниками, которые не накажут, и в конечном итоге — презрение к ним, а заодно и к учителям, сверстникам. Кумиры, привыкшие быть объектом всеобщего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая эксцентрическая выходка и любой шокирующий поступок, какими и кажутся им в их юные годы употребление алкоголя и наркотиков. Такие подростки могут действительно стать жертвой наркотизации.[3]

Но даже если семья самая гармоничная, ребенок окружен заботой и вниманием, хорошо учится, занимается спортом, это вовсе не значит, что он не будет пробовать наркотики. Все вышесказанное не означает, что употребление наркотиков — результат депрессивных состояний, свойственных подросткам со сложностями развития и творческим натурам. Мотивы употребления наркотиков часто не зависят от личности и ее психической предрасположенности. Встреча с наркотиками может быть случайной, в определенной ситуации, вызванной временными потребностями, например, «опробование» в компании сверстников с познавательными целями.

 Одна из ведущих исследователей наркомании И. Н. Пятницкая делает вывод о том, что шаг подростка к наркотикам — это проявление исследовательской реакции, свойственной их возрасту. Подростков интересуют возможности их сознания, получение нового, неизведанного чувственного опыта, небывалых впечатлений, сексуального опыта, они стремятся познать мир, «все в жизни попробовать», ощутить свою полноценность в компании ровесников, самостоятельность в принятии решений, солидарность со сверстниками.

· Общество

Для приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет пример сверстников. В литературе стало общим местом описание т. н. «асоциальных», «уличных» детей, которым нечем заняться, и они собираются в группы (гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и там, пробуют наркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными взрослому миру[12].

Необходимо затронуть проблему женщин-наркоманок, так как женщина неотделима от ее ребенка, если он у нее есть сейчас или родится в будущем. В отличие от мужчин, у них очень быстро происходит привыкание к наркотикам, что приводит к деградации женщины. Она становится агрессивной, безразличной к детям, совершает преступления. Приобщение девушек к наркотикам способствует физическая и психическая незрелость (инфантилизм) и различные психопатические черты характера. Будущие наркоманки, не имеют собственного мнения, их интересы и привязанности непостоянны. Они внушаемы и легко поддаются отрицательному влиянию. Примитивные сиюминутные интересы преобладают над духовными.

Ради постоянного вынужденного приема наркотиков женщины идут на аморальные поступки и преступления. Последствиями наркомании являются истощение нервной системы, интеллектуальное вырождение, слабоумие, психозы, судорожные припадки, нравственная и социальная деградация. Женщины-наркоманки забывают своих детей. Если ребенок остается жить с матерью-наркоманкой, то постепенно перенимает ее поведение, становясь в подростковом возрасте наркоманом.

Способствует наркотизации несовершеннолетних и реакция группирования. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников; в основе такого поведения - подражание правилам группы, к которой подросток принадлежит.

Реакция формирования сексуального влечения также обуславливает наркоманию в подростковой среде. Некоторые подростки реализуют сексуальные впечатления путем галлюцинаций сексуального плана. Курение гашиша, по мнению несовершеннолетних, повышает сексуальную потенцию.

Кроме того, к мотивам употребления наркотиков подростками необходимо отнести также такие, как желание расслабиться, повеселиться, стремление выглядеть «крутым». Иногда наркотики принимают «для смелости» либо чтобы подтвердить статус «гадкого утенка» в среде сверстников. Встречаются случаи насильственного приема наркотиков, когда специально подростков «садят на иглу» в среде сверстников, чтобы потом заставить совершать преступления.

Психологические факторы

Благоприятным поводом попробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять настроение. Способность седативных (успокоительных) наркотиков снимать тревогу, подавленность, напряжение, раздражительность побуждает их использовать как средство от депрессии. Если сначала наркотик «работает» средством от депрессии, то спустя очень короткий срок сам становится ее источникам. Частота депрессий резко увеличивается, особенно в подростковом возрасте.

Подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью — наиболее удобное время приобщения к наркотикам. Подростки также склонны воспринимать общество как враждебную силу. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой и подорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением.

Существует психическая предрасположенность одних детей и большая устойчивость других к наркологическим заболеваниям. Высокая восприимчивость к наркотикам кроется в индивидуальных особенностях психики ребенка. Наркомании подвержены подростки с врожденной или приобретенной в результате тяжелых болезней особой чувствительностью к наркотику, а также подростки, у которых отдельные черты характера чрезвычайно усилены. Это — так называемые акцентуации характера. Их около полутора десятков и для каждого из них есть свой критический возраст, в котором заостряются черты характера. Наиболее угрожающими в отношении наркомании считаются неустойчивый, эпилептоидный, гипо- и гипертимный, конформный типы.[5]

Психологи и врачи могут в общих чертах нарисовать психологический портрет наиболее распространенного типа личности наркомана, это люди чувствительные, эмоционально трудно приспосабливаются и чувствуют себя неуютно в обществе, трудно справляются с трудностями в жизни. Они не имеют устойчивых и определенных социальных интересов, планов на будущее и уверенности в завтрашнем дне. Это могут быть «тонкие натуры», остро чувствующие дисгармоничность и враждебность окружающего мира, критически относящиеся к всеобщим авторитетам, противопоставляющие себя обществу, оцениваемому ими как «толпа», склонные к уединению и уходу в собственный мир. У них может быть выражено чувство застенчивости, сознания своей недостаточности, несостоятельности в обществе. Такие люди ищут в наркотике более полноценное существование. Поиск особых чувственных впечатлений особенно характерен для людей искусства. Они хотят расширения своих чувственных возможностей, открытия новых значений, изменения мира, в котором существуют, создания мира «для себя», для удовлетворения потребностей созерцания. Люди из артистической и художественной среды особенно остро чувствуют свою незащищенность в обществе, нестабильность своего социального положения. Нередко употребление наркотиков становится причиной ранней смертности артистов, художников и музыкантов. Помимо такого образа наркомана существует и другой тип: люди с низким уровнем культуры, обитатели социальных низов. Однако у всех больных наркоманией психиатры отмечают черты «социальной незрелости»: слабый самоконтроль, неумение прогнозировать ситуацию, отсутствие критической оценки своего поведения, ощущение вседозволенности, презрение к традиционным нравственным нормам, враждебность к «благополучной» части общества, стремление получать удовольствия «по полной программе»[6].

 Биологические факторы

Различные люди по-разному реагируют на токсические и биологические воздействия. Наркотическая зависимость развивается далеко не у всех. Пробуют наркотики гораздо больше людей, чем заболевают наркоманией. Однако особо предрасположенные к тому или иному веществу заболевают наркоманией с первого раза.

Как показали наблюдения, наркоман выбирает то вещество, которое сходно с его типом личности. На этот вывод натолкнули наблюдаемые закономерности выбора наркотика той или иной группой душевнобольных. Эпилептоидные психопаты с подавленной, угнетенной психикой выбирают не стимуляторы, оживляющие психические функции, а снотворные и транквилизаторы, вызывающие успокаивающее действие, подавление психической активности. Шизофреники выбирают не успокаивающие и подавляющие, а психоделики. Больные инстинктивно стараются принять вещество, действие которого соответствует его расстройству. Таким образом, существует особая, биологическая предрасположенность к наркомании.

Наркомания - это тотальное (т.е. затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования) поражение личности, к тому же в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества; становится психически не вполне нормальным; теряет друзей, потом семью; не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел; остается без работы; вовлекается в преступную среду; приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает свое тело[2].

Все случаи употребления наркотиков можно объединить одной общей целью — стремлением к удовольствию. Качество этого удовольствия варьируется в зависимости от уровня развития и степени «подсадки». Именно поиск удовольствия заставляет увеличивать дозу по мере привыкания организма для достижения все более сомнительной эйфории, приводя к необратимой зависимости от употребляемого яда. Эйфория гаснет с каждым разом, заставляя применять «ударные дозы», приводящие к невозможности существования без вещества, ставшего необходимым компонентом жизнедеятельности по-новому устроенного организма. Самоконтроль выступает единственным средством избежать гибели, если человек уже употребляет наркотик, но еще не впал в физическую зависимость.

В ряде социологических работ, затрагивающих «карьеру» наркомана, в качестве одной из основных причин, способствующих к злоупотреблению наркотиками, называется «отсутствие досуга». Ф. Шереги и А. Арефьев также считают, что этому наиболее подвержены социально-отчужденные подростки и молодые люди. В то же время исследователи отмечают, что в условиях коммерционализации данной сферы общественной жизни, отдельные виды досуговой деятельности современной молодежи располагают к наркопотреблению. Авторы выделяют дисфункциональность теле- и кинопередач, компьютерных игр и Интернета. «Благодаря» этим источникам, дети, подростки и молодежь получают «необходимую» всеобъемлющую информацию.

 

 

Профилактика наркомании.

 

Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании[20]. Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 -3 процентов заболевших.

На государственном уровне проблема наркомании разрабатывается в основном в контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организации просвещения населения с точки зрения юридической ответственности и медицинского аспекта заболеваний; направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ[20].

Огромную роль могут сыграть и средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. К сожалению, социальная реклама у нас, в отличие от западных стран, до сих пор в диковинку. Только в последнее время власть и средства массовой информации стали использовать ролики, посвященные антинаркотической пропаганде.

Антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.[20] Существующая система наркотической помощи ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания.[22]

Профилактика наркомании в общем виде представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Это нестрогое определение приводит к тому, что профилактическая работа может иметь различные цели, например, сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо наркосодержащих средств.[23] Профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, интегрирующий следующие области знаний: медицину, педагогику, психологию, социологию, информационные технологии. В исследовании проблемы профилактики наркомании в России можно выделить ряд этапов.

На первом (конец XIX 30-е гг. XX в.) изучались социальные причины наркомании и алкоголизма, бытовые и социально-гигиенические аспекты проблемы, выявлялась связь отклонений с другими формами девиантного поведения. Были разработаны методики обследования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований и разрабатывал проекты профилактической работы, основными направлениями которой были санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий.

На втором этапе (30 50- е гг. XX в.) исследования были прекращены, поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных. На третьем (конец 50-х 80-е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты психиатры, наркологи, юристы. Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиации как социального феномена.

Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества.[1]

Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, университет, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной общеобразовательных учреждений профилактические программы включаются в учебный план.[22]

Учителя, психологи, социальные педагоги могут играть в профилактической работе решающую роль. Главная педагогическая цель сформировать психологический иммунитет, т.е. вызвать у подростка отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте на уровне хорошо плохо, а в старшем объяснить губительные механизмы действия наркотиков. [23] Педагогическая профилактика предотвращает начало употребления наркотиков, повторяющееся употребление на начальной стадии (аддиктивное поведение, т. е зависимость), отрицательное влияние наркотических веществ на развитие личности и на сам процесс жизнедеятельности ученического коллектива.

Целью педагогической профилактики является создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому. [23] Согласно классификации ВОЗ, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезни. В подростковой наркологии она включает меры борьбы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами по сути дела, борьбу с аддиктивным поведением у подростковНаиболее целесообразно проводить первичную антинаркотическую профилактику в общеобразовательных учреждениях в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги.

Задачи первичной профилактики:

· создание школ, свободных от психоактивных веществ;

· выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);

· работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов);

· работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить занятия по позитивной профилактики и по выявлению группы риска. [12]  

Вторичная профилактика подразумевает меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни, сюда относят не столько раннюю диагностику и своевременное лечение, сколько совокупность мер для предотвращения рецидивов после лечения раннего алкоголизма, наркомании, токсикомании, включая противорецидивное лечение. [7]

Вторичная профилактика имеет дело уже с начавшимся злоупотреблением. Основной принцип на этом этапе раннее выявление данной группы риска, оказание адекватной психолого-педагогической помощи, направление к специалистам. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ (ПАВ). Цель вторичной профилактики раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленное, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов врачей, психологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики не опоздать с принятием оздоровительных мер, то есть предупредить формирование устойчивой зависимости от принимаемого интоксиканта.

Задачи вторичной профилактики:

· работа с людьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними);

· создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения и т.д.);

· работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье. [12]

    Третичная форма профилактики заключается в лечении людей, полностью зависимых от наркотиков (зависимость на социальном, психическом и физическом уровнях). Это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Её цель предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного побороть свой недуг.

Задачи третичной профилактики:

· формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики);

· создание групп взаимопомощи;

· Основными направлениями профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности являются:

· - своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании и наркопреступности, организация и реализация мер по их устранению или минимизации;

· - формирование в обществе негативного отношения к наркомании и связанным с ней правонарушениям;

· - антинаркотическая пропаганда и реклама, противодействие фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков;

· -психолого-педагогическая и медицинская диагностика наркотического поведения и своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;

· - повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;

· - изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;

· - создание условий и формирование мотивации на лечение у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности и доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, развитие сети реабилитационных учреждений; снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании;

· - организация мониторинга наркоситуации и осуществление постоянного контроля масштабов распространения незаконного оборота и потребления наркотиков в Российской Федерации;

· - укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических служб;

· - популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спорт м;

· - формирование волонтёрского молодёжного антинаркотического движения;

· - проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности;

· - совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности (19).

Таким образом, решение проблемы профилактики наркомании среди молодежи имеет большое социальное, экономическое и нравственное значение. Мы выделяем следующие направления профилактики: педагогическая, социальная, медицинская, правовая, антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика.

 

 

Вывод по второй главе.

 

Что же мы можем сказать о наркомании?

Наркомания (от греч. «narke» – оцепенение и мания) - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон.

Большинство ученных выделяю три основных фактора, которые могут привести к наркомании. Это социологические, включающие влияние общества и семьи, биологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью, психологические, рассматривающие особенности и отклонения в психике.

Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании[20]. Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 -3 процентов заболевших.

Профилактика наркомании в общем виде представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Это нестрогое определение приводит к тому, что профилактическая работа может иметь различные цели, например, сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо наркосодержащих средств.[23] Профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, интегрирующий следующие области знаний: медицину, педагогику, психологию, социологию, информационные технологии. В исследовании проблемы профилактики наркомании в России можно выделить ряд этапов.

Таким образом, решение проблемы профилактики наркомании среди молодежи имеет большое социальное, экономическое и нравственное значение. Мы выделяем следующие направления профилактики: педагогическая, социальная, медицинская, правовая, антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика.

3. Исследование взаимодействия психологической культуры студента в профилактики наркомании.

Методы исследования.

 

Исследование по взаимодействию психологической культуры личности студента в профилактики наркомании проводилось на базе Калужского государственного университета им. Циолковского на факультете психологии. Исследуемыми являются студенты с 1 по 4 курс. Количество студентов 20, из них 10 девушек, 10 молодых людей.

Для решения поставленных задач нами использовалась анкета, в которую входят вопросы из анкеты, взятой из интернета, из авторской анкеты, составленной Краснощеченко И.П. и Романенко В.А. (см. Приложение 1).

Так же для рассылки анкеты мы воспользовались сетью Интернет и инструментами создания анкеты в поисковой системе Google. Анкета  имеет следующее содержание (см.: Приложение 1).

 

Рисунок  1.

 

 

Результаты.

 

По полученным данным выяснилось, что на вопрос «выбрать выражение (не более трех), наиболее близкое вашим взглядам» 20% испытуемых выбрали выражение «Как аукнется, так и откликнется», что свидетельствует о том, что у молодежи сформировано понимание того, чтобы ты ни делал хорошего или плохого человек, все к нему вернется. 18 % опрашиваемых склонились к фразе «Век живи-век учись», что по своему обозначается: сколько бы мы не жили, столько мы будем узнавать и учиться чему то новому, что отражает современное понимание значимости обучения на протяжении всей жизни и готовность молодежи следовать данной тенеденции. (Приложение 2)

 

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос: Выберите выражение (не более трех), наиболее близкое вашим взглядам:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 7 14%
Кто не рискует, тот не пьет шампанское; 8 16%
Без труда не вынешь рыбку из пруда; 6 12%
Не родись красивым, а родись счастливым; 4 8%
Береги честь смолоду; 4 8%
Работ не волк – в лес не убежит; 3 6%
Век живи – век учись; 9 18%
Как аукнется – так и откликнется. 10 20%

 

 

По ответам на вопрос «У каждого человека есть своя цель в жизни. Чего хотели бы достичь Вы?»  (см.: Таблица 2) можно отметить, что большинство испытуемых желают достичь хорошего достатка и вырастить и обеспечить детей, что говорит о сформированности ценностей семьи, ориентированности на  будущее молодежи – участников опроса. (Приложение 3)

 

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: У каждого человека есть своя цель в жизни. Чего хотели бы достичь Вы? (Не более 3-х выборов)

Иметь материальный достаток. 10 21%
Сделать профессиональную карьеру. 3 6%
Иметь свой бизнес. 6 13%
Создать семью. 9 19%
Выиграть много денег. 2 4%
Воспитать детей и обеспечить их будущее.

 

10 21%
Иметь домашний уют. 5 10%
Реализовать свои таланты и способности. 2 4%
Пока не знаю. 1 2%
Другое

 

0 0%

 

Среди знакомы опрошенных есть  люди, которые когда-то употребляли наркотические вещества, но в настоящее время  не употребляют. Вместе с тем,  большинство из испытуемых не уверены в том, что таковые есть (может и есть, но они этого точно не знают). Фактически только у 30% опрошенных нет и не было знакомых, которые когда-либо употребляли наркотики. (См.: Рис.2).

 

 

Рисунок  2.

 

Отвечая на вопрос: Почему, по-Вашему, человек решается первый раз попробовать наркотики?, участники опроса утверждают следующее. Н аркотики начинают употреблять из любопытства, а так же в компании, где есть наркоманы (Приложение 4). Главная причина употребления наркотиков, по мнению опрошенных,   является «плохая компания». Так же есть такие, которые считают, одной из причин являются личностные и жизненные  проблемы (употребляют наркотики, чтобы «убежать» от проблем) (Приложение 5).

Оценивая свой уровень психологической культуры, испытуемые считают, что их уровень культуры средний и выше среднего. А так же есть те, кто считает, их уровень психологической культуры ниже среднего. Возможно,  это связано с незнанием сущности психологической культуры (Приложение 6).

 

Больше половины (около 60%) опрошенных считают, что если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это не нормально.

Рисунок 3.

Полученные в ходе Интернет-опроса результаты дают основание утверждать, что наркотики стали явлением, достаточно известным в современной молодежной среде. Среди опрошенных значительная часть тех, кто имел или имеет знакомых, хотя бы раз употреблявших наркотики. Кроме того, определенная группа молодежи (хотя и меньшая) допускает возможность употребления наркотических веществ.

Данные материалы дают основание для дальнейшего исследования пос


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.