Применение метода кейс-менеджмент в работе с несовершеннолетними правонарушителями в г. Архангельск — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Применение метода кейс-менеджмент в работе с несовершеннолетними правонарушителями в г. Архангельск

2021-03-17 174
Применение метода кейс-менеджмент в работе с несовершеннолетними правонарушителями в г. Архангельск 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выступление начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи областной прокуратуры Архангельска Елены Дунаевой на итоговой международной конференции, посвященной завершению российско-немецкого проекта «Развитие в Архангельске инфраструктуры социальных служб по оказанию помощи преступившим закон лицам». 17 апреля 2007 г.

В области продолжается рост преступности несовершеннолетних. Каждый 4-й осужденный в 2006 г. подросток ранее уже привлекался к уголовной ответственности. Это свидетельствует о низкой эффективности профилактической работы, проводимой с осужденными уполномоченными органами.

Законопослушный образ жизни возможен только тогда, когда удается снова интегрировать в общество человека, преступившего закон. Интеграция происходит за счет улучшения жизненной ситуации. И лучше всего это удается специалистам в области социальной работы. Это как раз то, чего нам недоставало. Мы благодарны нашим немецким коллегам за те новые подходы и методы, которым они нас обучили.

Я представляю группу по разработке концепции метода кейс-менеджмент. Кейс- это случай, здесь лицо, совершившее преступление. Кейс-менеджмент - работа со случаем.

У нас есть:

1. Концепция метода кейс – менеджмент.

Цель кейс-менеджмента- организовать процесс непрерывного сопровождения несовершеннолетнего, совершившего преступление и находящегося в социально-опасном положении, с момента возбуждения уголовного дела, рассмотрения его в суде и в период исполнения наказания за счет улучшения жизненной ситуации подростка.

Критериями определения несовершеннолетних, которым необходим этот метод, названы конфликтные отношения с родителями, жестокое обращение в семье, зависимость от психоактивных веществ, незанятость учебой или трудом, неорганизованность досуга и др.

Концепция содержит описание метода. Подросток, совершивший преступление, попадает в поле зрения сотрудников ОВД. Инспектор по делам несовершеннолетних, получив информацию о возбуждении уголовного дела, собирает сведения о подростке, составляет обобщающую справку и передает ее специалисту по социальной работе, который и будет кейс-менеджером. Кейс-менеджер с привлечением специалистов других органов системы профилактики изучает ситуацию в семье, ближайшее окружение, анализирует имеющиеся ресурсы, составляет заключение, которое представляет органу следствия или дознания для приобщения к материалам уголовного дела. Специалист по социальной работе вызывается в суд и допрашивается в качестве свидетеля.

2. Инструментарий: дневник сопровождения несовершеннолетнего и буклет для подростка – правонарушителя.

Дневник состоит из нескольких разделов: данные о несовершеннолетнем, его семье, ближайшем окружении, психологическая характеристика, анализ ситуации, план мероприятий, анализ действенности принятых мер, протокол передачи случая.

Буклет под названием «Я выбираю…» поможет подростку, преступившему закон, сориентироваться в сфере оказания психологической, медицинской, социальной помощи, образовательных услуг, трудоустройства и досуга.

3. Кейс- менеджеры, применяющие концепцию и инструментарий: их 5.

Обязанности кейс-менеджеров на период эксперимента возложены на специалистов по социальной работе муниципальных центров охраны прав несовершеннолетних, т.е. дополнительно эти должности не финансируются.

 

4. Лица, содействующие кейс-менеджменту: сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделов социальной работы округов, государственных отделений социальной защиты населения, уголовно-исполнительных инспекций, специалисты муниципальных центров, следователи, прокуроры, судьи- более 30 чел.

5. Курс обучения методу кейс-менеджмента.

Мы не только приняли активное участие в проведении обучающего семинара для участников апробации метода, но и довели концепцию и ход эксперимента на областных семинарах заместителей председателей КДН и помощников прокуроров городов и районов, осуществляющих надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.

Работа в проекте заставила нас изучить российский опыт применения ювенальных технологий. Он был озвучен на областной конференции в г.Каргополе, опубликован в сборнике и направлен в муниципальные образования. Надо сказать, что при написании концепции мы тоже этот опыт учитывали. Такая работа позволяет знакомить с элементами ювенальной юстиции представителей различных органов и учреждений системы профилактики, после чего и кейс-менеджмент воспринимается правильно, не как чужеродный метод. Ювенальная юстиция - это особая система правосудия, при которой суд, специализирующийся по делам несовершеннолетних, тесно взаимодействует с органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальными службами.

6. Происходит апробация метода в 3-х округах г.Архангельска: Октябрьском, Северном и Майской горке- по 2 случая в каждом. Из них 2 подростка уже были осуждены к лишению свободы условно и 4 взяты на сопровождение со стадии расследования уголовного дела, в т.ч. 1 совершил преступления, будучи условно досрочно освобожденным из АВК.

Этот 17-летний подросток, несмотря на все усилия специалистов центра защиты прав несовершеннолетних, категорически отказывается устанавливать контакты, участвовать в предлагаемых мероприятиях, вообще от любой помощи. Тем не менее, заключение кейс-менеджером подготовлено. Уголовное дело находится на рассмотрении суда. С учетом непогашенной судимости несовершеннолетнего, видимо, ожидает наказание в виде лишения свободы, тогда дневник сопровождения будет передан за ним в АВК.

Это один случай из 6, по которому не удалось достичь положительного результата. По остальным 5, ввиду непродолжительного срока апробации (4 месяца), нельзя сделать однозначные выводы, что все, к чему стремились, получилось, но определенные плюсы от работы кейс-менеджеров видны.

В Октябрьском округе для работы с кейс-менеджером выбрана обвиняемая в причинении тяжкого вреда здоровью Наталья.

Кейс-менеджер представила суду письменное заключение, из которого следует, что, несмотря на тяжесть содеянного, подсудимая не нуждается в изоляции от общества, и предлагалось при вынесении приговора возложить обязанности, призванные обеспечить исправление осужденной: получить консультацию врача-нарколога (в связи с употреблением пива), пройти курс реабилитации в МУ «Центр охраны прав детства» в целях развития навыков самоконтроля и дальнейшей профориентационной работы.

Однако судья, огласив заключение, отказался заслушать социального работника в судебном заседании и не принял во внимание его рекомендации. Вынес стандартный приговор об условном осуждении, возложив обязанности являться на регистрацию в специализированный орган и не менять место жительства. Тем самым эксперимент не получил необходимого развития на стадии судебного рассмотрения уголовного дела.Это стало возможным потому, что на обучающем семинаре присутствовал один судья, а дело принял к рассмотрению другой. Таким образом, специализация судей по делам несовершеннолетних, предусмотренная п.11 Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» не обеспечивается.

Осужденная Наталья регулярно посещает специалистов Центра, но в свои 17 лет проявляет инфантильность, не задумывается над будущим, не понимает серьезности своего положения. На консилиуме был утвержден предложенный кейс-менеджером план мероприятий, в т.ч. предложено УИИ обратиться в суд с представлением о возложении на нее дополнительных обязанностей.

В Северном округе со стадии расследования уголовного дела организовано индивидуальное сопровождение Алексея, обвиняемого в совершении кражи. Проживает в малообеспеченной семье, воспитанием занимаются мать и бабушка. Подросток (в прошлом- токсикоман) регулярно посещает центр «Душа», его поведение улучшилось, появилось желание учиться в школе, определился с получением образования в профучилище. Мать отмечает позитивную динамику в поведении сына после работы специалистов центра, подросток сам осознал, что пребывание в центре идет ему на пользу и проявляет заинтересованность.

ПДН планировалось предложить суду освободить его от наказания с помещением в спецучилище закрытого типа. Но кейс-менеджер, изучив и оценив ресурсы самого несовершеннолетнего и его семьи, пришел к заключению о нецелесообразности такой меры. Заключение было приобщено к материалам уголовного дела.

Кейс-менеджер допрошен в судебном заседании. Приговором суда от 06.03.2007г. наказание подростку назначено в виде 80 часов обязательных работ, он приступил к их исполнению.

Наблюдение за ходом эксперимента показывает, что преступившие закон несовершеннолетние и их родители крайне нуждаются в помощи специалистов в области психологии и социальной работы. Многие родители просто не состоятельны в педагогическом отношении, не считают правонарушения ребенка своими проблемами. Но когда видят искреннее желание помочь в решении их жизненной ситуации, налаживании взаимоотношений с сыном или дочерью, то и они идут навстречу.

Участники эксперимента отмечают, что уже на стадии предварительного следствия у несовершеннолетнего повышается чувство ответственности, он более осмысленно воспринимает судебное заседание, вынесенный приговор, назначенное наказание.

На мой взгляд, заслуживает внимания возможность на консилиуме со всеми специалистами подробно обсудить и проанализировать жизненную ситуацию подростков, преступивших закон, выслушать предложения разных органов по ее улучшению. И пусть не все еще у нас получилось, но я убеждена, что именно так надо работать с несовершеннолетними правонарушителями, чтобы реально адаптировать их в общество.

Во время апробации метода в концепцию были внесены дополнения, в том числе определены критерии оценки.

2 подростка, с которыми работали кейс-менеджеры, осуждены и оба- без лишения свободы.

Из 2-х заключений кейс-менеджера суд прислушался к рекомендациям одного (Северный округ), не направил его в спецучреждение закрытого типа.

За период работы кейс-менеджеров никто из 5 несовершеннолетних повторных преступлений не совершил.

 

Мы хотим добиться следующего:

 

1. Изменить методы работы с подростком, преступившим закон, путем организации непрерывного сопровождения и улучшения его жизненной ситуации.

Цель- за 2 года в г.Архангельске ввести кейс-менеджмент в качестве стандартного метода работы с несовершеннолетними, преступившими закон, независимо от их количества.

2. Обучить методу кейс-менеджмент социальных работников государственных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних.

В настоящее время в области действуют 10 таких учреждений, но в работу с лицами, преступившими закон, они никак не вовлечены. И кадровый потенциал в них невелик.

3. Распространить метод в муниципальные образования, на территории которых имеются учреждения социальной реабилитации несовершеннолетних и прошедшие обучение специалисты.

 

Для этого нам необходимо:

1. Провести курс повышения квалификации социальных работников государственных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних.

В настоящее время деятельность этих учреждений направлена, в основном, на профилактику детской безнадзорности. Хотя закон (ст.13 п.1 №120-ФЗ) возлагает на них и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к числу которых относятся дети с отклонениями в поведении.

2. Ввести в штаты государственных и муниципальных учреждений дополнительные единицы социальных работников, возложив на них обязанности кейс-менеджеров.

Такое предложение целесообразно включить в областную целевую социально-экономическую программу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая подлежит принятию областным Собранием депутатов.

3. Специализация судей по делам несовершеннолетних:

Предусмотрена п.11 Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» и предполагает профессиональную компетентность путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. К сожалению, на практике специализация судей не обеспечивается.

4. Обучить представителей всех органов и учреждений, которые будут содействовать широкому внедрению метода кейс- менеджмента: сотрудники ПДН, УИИ, отделов социальной работы, отделений социальной защиты населения, следователи, прокуроры, судьи.

В заключение, хочется сказать, что кейс-менеджмент относится к ювенальным технологиям, которые уже давно применяются во многих субъектах РФ. Это перспективный, а главное, эффективный инновационный метод. Учитывая неблагополучное состояние подростковой преступности в области, нам необходимо принять меры к активному и широкому применению ювенальных технологий в работе с несовершеннолетними, преступившими закон.

 

Начальник отдела по надзору за

исполнением законов о

несовершеннолетних и молодежи

прокуратуры области

Е.А. Дунаева

 

Исследовательская стратегия кейс-стади в социальной работе

Исследовательская стратегия кейс-стади – исследования случая (case study), – любимая специалистами самых разных социальных дисциплин, издавна связана и с социальной работой. Причина – в «совпадении интересов». Суть кейс-стади состоит в том, чтобы как можно подробнее, всесторонне и контекстно изучить определенный случай; те же цели преследует и социальный работник, стремясь составить наиболее полное представление о своем конкретном клиенте, либо обобщенном объекте социальной работы. Один из ранних классических примеров кейс-стади (на который также любят ссылаться сторонники другой исследовательской традиции – биографического метода) — книга Клиффорда Шоу «Джек-Роллер». В 1920-х гг. К.Шоу, изучая подростковую делинквентность, просил мальчишек, отпущенных под честное слово из коррекционных заведений, написать свою историю. Потом он дополнял эти рассказы данными полицейских отчетов, материалами суда, заключениями медиков, психиатров, психологов и другими материалами. Все это вместе образовало то, что он назвал историей случая (case history).

Исследования случая оказались весьма эффективным способом изучения проблем городских низов, на которых в 1920–1930-е гг. было сосредоточено внимание американских социологов, группировавшихся вокруг Чикагского университета. Один из основателей Чикагской школы Эрнст Берджесс причислял кейс-стади к основным стратегиям эмпирического исследования. Особое внимание Э.Берджесс уделял социальному картографированию, которое, по его мнению, следует использовать в кейс-стади наряду с наблюдением, интервью, изучением документов. Именно социальное картографирование стало основным методом осуществления глобальной исследовательской программы в Чикаго – «Город как социальная лаборатория». Результат этой работы состоит не только в разработке оригинальной концепции городского развития, но и в практическом структурировании Чикаго на 75 «существенно различающихся «естественных районов», более трехсот соседских общин», причем «телефонная книга Чикаго по сей день сохраняет классификацию районов и их названия, предложенные Берджессом».

Не трудно заметить, что «специализация» исследований Чикагской школы не только по методу, но и по объекту и предмету своих изысканий совпадает с «интересом» социальной работы. Чикагское «движение социальных обследований» сыграло важную роль в формировании общественного мнения и развитии социальной политики в США – благодаря «описанию и доведению до сведения городской общественности бедствий и переживаний обитателей трущоб, которые не имеют ничего общего с теми стереотипами, которые им приписывают». Возможно, ту же славу приобретет и создаваемый в Екатеринбурге в 2001 г. по инициативе Администрации города и Уральского государственного университета им. А.М.Горького Институт города, в цели которого так же входит стратегическое планирование и работа с общественным мнением.

Стратегия исследования случая часто встречается и в самых последних зарубежных изданиях по социальной работе. Так, например, издательство Macmillan в 2000 г. выпустило книгу о социальной защите пожилых людей. Книга построена на материалах сравнительного исследования в шести европейских странах: Дании, Норвегии, Великобритании, Ирландии, Италии и Греции. Детальные кейсы дают возможность наглядно проиллюстрировать ключевые черты социальной политики каждой страны. Роль кейс-стади не сводится, однако, к поставке деталей для красочных примеров; материалы кейсов привели авторов книги к аналитическому выводу о взаимосвязи понимания социальной эксклюзии и развития социального обслуживания.

Другое зарубежное издательство, Harcourt Publishers Limited, уже в третий раз переиздает книгу о наркомании, которая представляет междисциплинарный подход к этой проблеме, объединяя историческую, культурологическую, социальную, психологическую и медицинскую точки зрения. Ценным дополнением служат личные оценки и свидетельства лиц, употребляющих наркотики, и врачей, полученные методом исследования случая.

Благодаря достоинству соединения описательности и аналитизма в кейс-стади этот метод приобрел широкую популярность не только в различных науках, но и применительно к различным предметным спецификам, включая наиболее сложные и труднодоступные для изучения сферы. Это качество кейс-стади делает его чрезвычайно привлекательным для социальной работы, где исследования имеют дело с особой, можно сказать, девиантной, социальной реальностью. Будучи объектом изучения, эта реальность обнаруживает недостаточность исследовательского инструмента, построенного на «чистой» аналитике. Подробное описание происходящего с точки зрения самих действующих лиц – со всеми их предрассудками, эмоциями и своеобразием – оказывается не менее важным, чем беспристрастный анализ с точки зрения стороннего наблюдателя. Кроме того, в ряде случаев «девиантная реальность» просто не поддается изучению с помощью стандартного анкетирования или тестирования. Каждый человек несчастен по-своему, поэтому болезненный, травматичный опыт очень трудно втиснуть в формализованные бланки, не говоря уже о качестве общения исследователя и исследуемого в подобной ситуации.

Описательность как методологический акцент – повествование с точки зрения актора и словами актора (нарратив) – принципиально важны и при историческом подходе к «большим» событиям–травмам. По мнению Хейдена Уайта, автора фундаментальных трудов по методологии истории, такие события, как: Холокост, мировые войны, рабство, геноцид, массовый голод, техногенные болезни, загрязнение экосферы – «испытывают потребность не только в объяснении, но и в высокой силе исторического изображения».

Внимание к нарративу и историчности в своем пересечении дает исследовательскую стратегию, получившую в отечественной литературе название биографический метод. Это метод «измерения и оценки жизненно-исторических свидетельств, рассказанных или сообщенных сведениях о жизни с точки зрения тех, кто эту жизнь прожил». Не вдаваясь в обсуждение методических характеристик этого метода (которые в значительной степени пересекаются с чертами кейс-стади) остановимся только на его релевантности исследованиям в социальной работе.

Во-первых, это, конечно же, фокусирование на индивидуальных особенностях жизненной истории человека (группы) – в том виде, в каком сам человек преподносит свою биографию другим. При этом задачи и возможности биографического метода гораздо шире, чем просто дать информанту возможность выговориться, облегчить душу и, может быть, что-то понять о самом себе. Следуя данной методологии, исследователь пытается не только встать на точку зрения своего собеседника и пройти с ним все этапы его жизненного пути, но и смотреть на этот путь со стороны, развивая и анализируя нарратив с помощью специальных техник. Одна из таких техник принадлежит «изобретателю» широко применяемого в биографических исследованиях нарративного интервью Фрицу Щютце.

Опять же не вдаваясь в подробности данной техники, отметим установку Ф.Щютце на оказание «биографической консультации», если интервьюируемый того пожелает – и это может быть выделено как второй аспект релевантности социальной работе. Дело в том, что в подобных исследованиях хорошо высвечиваются и становятся прозрачными для специалиста ключевые моменты или даже цепочки взаимосвязей, которые и привели информанта к его нынешней проблемной ситуации. Ф.Щютце приводит пример из истории Георга, в которой обнаружилась тесная взаимосвязь (о существовании которой Георг не отдает себе отчета!) между навязанным ему выбором нелюбимой профессии и его склонностью к депрессии. «Задачей консультирования, – по мнению Щютце, – могла бы стать выработка в ходе дискуссии гипотезы о такой связи и ее проверка на потенциал переработки и переориентации в биографии и образе жизни носителя биографии. В заключение мог бы последовать поиск и обсуждение практических путей освобождения из тисков кривой чужого принуждения в профессиональной жизни – например, шансов на переквалификацию и технических шагов по их реализации».

Существуют и другие варианты «приложения» биографического метода к нуждам социальной работы – как уже реализуемые, так и еще не востребованные. Так, специалистам реабилитационных центров известна техника «линии жизни», позволяющая определить место негативного события (событий) в жизни клиента и таким образом помогающая справиться с его последствиями. Биографические тренинги, рекомендуемые для развития способности жизненного самоопределения вообще и профессионального самоопределения старшеклассников в частности, носят не столько терапевтический, сколько образовательно-развивающий и, быть может, превентивный в отношении возможных жизненных неудач характер.

Мы рассмотрели несколько исследовательских методов, ни один из которых, однако, не принадлежит всецело социальной работе. Общей чертой этих методов является способность деликатно прикоснуться к болезненным темам; проникнуть в те сферы опыта, которые люди, как правило, не афишируют; помочь осознать и сформулировать в словесной форме то, что считается само собой разумеющимся и мало или совсем не проговаривается. Попадая в фокус исследования, такие сферы жизнедеятельности образуют так называемые сензитивные, т.е. особо чувствительные, деликатные или острыетемы.

Помимо особых исследовательских техник, специально приспособленных для изучения сензитивных тем, такой способностью – в большей или меньшей степени – обладают все качественные методы. Возможно, именно этот аспект их «избирательного сродства» с предметной областью исследований в социальной работе и послужил основной причиной возрастающего интереса социальной работы к качественным исследованиям. В то же время очевидны и другие аспекты, способствующие сближению: интерес к особым социальным практикам, контексту, уникальности и детальности в изучении «случаев» и т.д.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.