Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-03-17 | 115 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные модели социальной работы в локальных сообществах
Развитие местной общности.
Эта модель работы в общине придает особое значение развитию внутреннего потенциала общины, социальных связей и способности к самостроительству. Обычно она используется в проектах общинного развития и программах организации взаимной помощи для лиц, проживающих на небольшой территории и объединенных соседскими связями.
С точки зрения социальной работы развитие общины может быть понято как целенаправленное вмешательство в существующую сеть социальных связей или структуру местных отношений с целями изменения или улучшения сложившихся моделей поддержания социального благосостояния и социально-политического функционирования. Процесс социальной работы сфокусирован на взаимодействии людей в общине между собой и с организациями. В отличие от социального планирования, он характеризуется подходом «снизу», из «гущи народной инициативы» и реальностей повседневной жизни людей и потребности во взаимопомощи.
В основе этой модели лежит принцип собственно организации, т. е. стимулирования и агрегации индивидуальных и групповых отношений и интересов относительно некоторых общезначимых проблем ограниченной «естественной» общности людей. Другой важнейший принцип — это развитие сопричастности (participation). Его идея заключается в том, что многие проблемы общины — бедность, девиантное поведение отдельных групп, неблагополучие школы, ограниченные возможности в области профессиональной подготовки и переподготовки, общественная апатия и равнодушие — могут быть решены через привлечение людей к различным видам совместной деятельности на местном уровне и их активное участие в определении политики местной общины [265]. Термин «политика» обычно относится к деятельности профессиональных политиков и правительств. В этом контексте он используется в несколько ином значении, близком к первоначальному: это всякая деятельность, направленная на поддержание полиса или сообщества. Соседская община организовала дежурство на улице — это политика. Гражданская ассоциация работает над улучшением системы образования — и это политика. Интересы людей, которые хотят улучшить жизнь своей общины или образование детей, являются политическими. Политика подразумевает все совместные попытки решить общие проблемы.
|
Реализация этих принципов подразумевает вовлечение социального работника в организацию взаимодействия различных групп и организаций в рамках общины. Задачи организации такого взаимодействия включают создание структур для обширного планирования и принятия решений (например, «форум жителей»), выдвижение лидеров, формирование групповой сплоченности, мобилизацию энергии и облегчение связей, оговаривание условий и обмен мнениями между сторонами, вовлеченными в деятельность по решению проблемы.
Очевидно, развитие местной общности как модель (или направление) практик в настоящее время понимается как прежде всего работа с группами и организациями в общине и их развитие. Социальный работник может иметь дело со сложившимися группами (например, какая-то общественная организация имеет возможность нанять специалиста для работы с различными группами добровольцев в этой организации или же стимулировать создание новых групп и организаций.
Формироваться эти группы и организации могут с инструментальными или экспрессивными целями [279]. Экспрессивные цели будут ведущими, если группа создается для удовлетворения конкретных потребностей и личного развития членов общины (например, ассоциация соседей, которые хотят улучшить взаимоотношения жителей района) или для обучения участников группы, обогащения их эмоциональным опытом. Инструментальные цели предполагаются тогда, когда деятельность группы или организации направлена на изменение каких-либо социальных условий, внешних по отношению к непосредственным интересам участников группы (к примеру, инициативная группа для организации семейного кризисного центра).
|
В любом случае социальный работник должен помочь установить контакт и организовать взаимодействие подходящих людей (или групп), которые: 1) обеспечат финансовую и иную поддержку, необходимую для начала организованной деятельности; 2) определят проблему, для решения которой привлекается социальный работник; 3) согласятся работать над уже поставленной проблемой. Затем выбираются цели, разрабатывается план, чтобы объединить ресурсы общины (жителей как потенциальных избирателей, организационную поддержку и деньги) для решения этих целей. Социальный работник может помочь группе определить природу проблемы, сформулировать реальные цели, определить логические шаги и стратегию действий, найти источники финансирования, организовать кампанию, привлекающую внимание к проблеме.
Социальный работник выступает в качестве координатора действий инициативной группы (или групп) жителей и помогает наладить диалог между по меньшей мере четырьмя субъектами взаимодействия, вступающих в контакт по поводу характера и путей преодоления проблемных жизненных и социальных ситуаций: местных жителей, инвесторов (или спонсоров), должностных лиц и специалистов-экспертов (в случае необходимости обеспечивающих информационную и юридическую поддержку общественных усилий).
2. Социальное планирование.
Это направление практики социальной работы в общине связано главным образом с созданием и внедрением программ социальной помощи и развития, координацией политики и стратегии действий различных организаций образования и здравоохранения, социального благосостояния, социальной оценкой управленческих решений. Занимаются этим в основном социальные работники, участвующие в работе различных территориальных советов (например, Совет по социальному благосостоянию или Совет социальных агентств) или властных органов. Деятельность социальных работников в сфере социального планирования концентрируется на решении определенного типа аналитических задач в контексте самых разнообразных вопросов, касающихся жизнедеятельности и социального благополучия достаточно больших общностей: здравоохранение, образование, досуг, отчуждение молодежи и подростковая преступность, экономическое положение, трудовые отношения, проблемы различных меньшинств, защита детей и т. д. Аналитические задачи включают в себя сбор данных, определение количества проблем, оценку срочности каждой из них, выбор стратегических альтернатив и оценку результатов политики. База данных заимствуется из прикладных социальных исследований, статистических данных, результатов опросов и из анализа политики социального обеспечения. В последние годы растет число разработанных и усовершенствованных специфических приемов для использования в аналитических задачах, например, социальное обследование, номинальное группирование для формулирования проблем, управление посредством целеналожения системы планирования, распределения и составления бюджета [37].
|
Современные зарубежные авторы, обращаясь к технологии социального планирования, обычно рассматривают два аспекта, необходимо присутствующих в деятельности социальных работников в этой области. Во-первых, это анализ и изучение общины и ее проблемных областей. И во-вторых, анализ и оценка влияния и последствий различных социальных программ и управленческих решений.
Анализ и изучение общины позволяет создать информационную базу для разработки различных программ. Подобный анализ может включать самые разнообразные переменные, но, по данным Д. Брилэнд и Л. Костин [233], обычно основные рубрики для изучения общины специфируют: 1) особенности исторического и географического положения общины; 2) демографию; 3) способы коммуникации в общине; 4) экономический статус и однородность жителей и экономическую жизнь в пределах общины; 5) особенности юридического регулирования и политики местных властей; 6) жилой фонд; 7) систему образования; 8) организацию досуга и рекреационные возможности общины; 9) систему помощи семье; 10) религиозную жизнь; 11) наличие различных ассоциаций и профессиональных союзов; 12) особенности системы здравоохранения; 13) экологические факторы.
|
Анализ исходных данных относительно общины и ее проблемных областей позволяет «запустить» механизмы собственно социального планирования. Разработка социальной программы или управленческого решения, становясь предметом деятельности социального работника, предполагает не столько составление плана конкретных мероприятий, сколько анализ социального воздействия этих программ или решений. Под социальным воздействием понимается влияние на занятость, образование и обучение, самообразование, на здоровье, качество жизни, на общение в социальных группах, их социальную сплоченность в рамках локальной территориальной общности.
Процедура такого анализа предполагает соблюдение определенной последовательности шагов, на каждом их которых выполняется ряд аналитических операций [128]:
1) определение масштаба проблемы, требующей решения (на каком уровне будут оцениваться социальные последствия — общегосударственном, региональном, локальном);
2) идентификация проблемы (формулировка целей, которые преследуются при ее решении; определение «клиентных групп» — категорий населения, для которых предназначена программа);
3) формулировка альтернатив решения проблемы (определение разумных альтернатив, соответствующих интересам вовлеченных сторон; определение способов, агентов, ресурсов управленческого вмешательства);
4) построение профиля воздействий и определение количественных параметров изменений (отбор, типологизация и количественное измерение социальных индикаторов изменений, например количество имеющихся мест в различных стационарных или детских клубах);
5) оценка (аssessment), сравнение альтернатив, определение разницы между воздействиями, которые повлекут за собой различные альтернативы решений;
6) определение (evaluation) отношения различных групп в общине к возможным воздействиям;
7) минимизация нежелательных последствий (анализ неизбежных отрицательных воздействий);
8) мониторинг (отслеживание эффективности и последствий программы).
Таким образом, социальное планирование — это прежде всего инструмент формирования социальной политики общины и ее институтов на основе объективного изучения общезначимых потребностей жителей, трансформирования этой политики в конкретные социальные программы и шаги деятельности различных организаций, учреждений или инициативных групп и их экспертную оценку с точки зрения социальной эффективности.
|
Социальные действия.
Социальные действия как одно из направлений социальной работы в общине подразумевает организацию индивидуальных или групповых действий, направленных на изменение и корректировку официальной социальной политики или сложившейся практики различных социальных институтов в пользу клиентов из депривированных слоев общины [270, p. 171]. В отличие от модели «организация местной общности», где акцент ставится на вовлечение всех категорий местного населения в процесс формулирования и достижения целей, важных для улучшения условий жизни в общине, на организацию самопомощи и кооперации, модель «социальные действия» сфокусирована на депривированных и виктимизированных группах населения, нуждающихся в организации для того, чтобы добиться изменений в организационной политике и практике. Официальные лица рассматриваются здесь скорее не как потенциальные или реальные партнеры в реформаторской деятельности, но как часть истеблишмента, заинтересованная в сохранении статус-кво и поэтому требующая активного общественного нажима. Безусловно, реальная практика, связанная с организацией местной общности, предполагает не только сотрудничество с представителями официальных организаций, но и элементы конфликтных стратегий и конфронтаций с официальным мнением (преобладающих в модели «социальные действия»). И довольно часто социальные действия рассматривают как часть практики под рубрикой «организация местной общности». Но мы в целях концептуальной ясности, вслед за Дж. Ротманом, посчитали целесообразным разделить эти две модели.
С самого начала социальная работа, изначально ориентированная на помощь обездоленным, развивалась под влиянием идей социального протеста. Право протеста — одно из базовых в американской культуре. Американцы как нация сформировались из протеста против условий правления британской короны. Конституция США наполнена фразами, делающими право протеста и право подачи петиций правительству значительной частью законодательства. В качестве аксиомы полагается, по словам Ф. Дугласа, что «там, где нет борьбы, нет прогресса. Эта борьба может быть моральной, может быть физической, может быть и той и другой, но это должна быть борьба. Власть ничего не уступит без требования» [цит. по 233, c. 123]. По традиции, идущей еще от первых поселенцев, американцы протестуют своими публичными действиями, голосами на выборах и своими деньгами. В этой логике и определяются два основных способа организации социальных акций: публичные акции (демонстрации, пикеты) и общественные кампании, создающие определенный настрой общественного мнения среди потенциальных избирателей (информационные кампании в печати, на телевидении и радио, лоббирование в законодательных органах и т. д.).
Социальные акции, начинаясь с небольшой группы активистов, которые создают ядро протестующих, могут перерасти в национальные движения, например, в защиту гражданских прав, экологические или антивоенные движения. Под давлением организованной общественности граждане приобретают новые медицинские, социальные и образовательные возможности и выгоды. Социальное страхование, помощь семьям с несовершеннолетними детьми, программы реабилитации инвалидов и безработных, возможности для равного жизненного старта, отмена дискриминационных требований при приеме на работу и в учебные заведения — все это вырастает из организованных действий протеста [233, p. 126].
Социальные работники всегда принимали активное участие в организации социальных акций от имени различных депривированных групп в силу того, что в моральные установки профессии изначально была заложена идея борьбы с несправедливостью и неравенством. Не претендуя на юрисдикцию над всей областью гражданских движений, социальные работники тем не менее могут выступать в роли организаторов или координаторов различных инициативных групп, включающихся в борьбу за свои гражданские права на местном уровне. На общенациональном уровне в лице Национальной организации социальных работников или в качестве экспертов в других общественных организациях они участвуют в деятельности законодательных органов страны по вопросам социального благосостояния, образования и здравоохранения.
Как и любой другой вид практики социальных работников, социальные акции как целенаправленно организуемая профессиональная деятельность включает такие компоненты, как сбор и анализ данных, диагностику ситуации и разработку плана деятельности, итоговую оценку результативности действий. С этой точки зрения социальные акции — это серия действий, направленных на достижение заранее определенной цели. Причем, в отличие от других моделей работы, главный критерий эффективности здесь не степень удовлетворенности участников процесса, не расширение сферы социального опыта и улучшение персонального социального функционирования, но прежде всего степень приближения к предопределенной вне рамок процесса социальной работы цели [437].
Таким образом, социальная работа в общине представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общенациональном уровнях с одной или несколькими целями:
— развитие социальных связей в местной общине и организация взаимопомощи;
— разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности основных институтов общины, связанных с вопросами социального благополучия населения;
— защита гражданских прав депривированных групп населения и оказание информационной и организационной поддержки различным инициативам в области социального благополучия населения.
Общинная социальная работа осуществляется через участие социальных работников в деятельности по:
1) развитию местной, географически ограниченной общности через стимулирование, аггрегацию и координацию индивидуальных и групповых отношений и интересов относительно некоторых общезначимых проблем;
2) социальному планированию, выработке политики и стратегии действий различных организаций по вопросам социальной защиты, образования и здравоохранения;
3) организации публичных социальных акций и общественных кампаний, направленных на изменение существующей законодательной и организационной практики, препятствующей осуществлению основных гражданских прав депривированных групп населения.
Групповая социальная работа: общая характеристика, сферы применения, основные модели
Групповая работа традиционно широко используется в социальной работе и наиболее часто применяется в сфере работы с детьми и подростками, а также с людьми всех возрастов, имеющими схожие социальные и индивидуальные проблемы или находящимися в похожей социальной ситуации. Интенсивно групповые формы деятельности используются для работы с малолетними правонарушителями, подростками из неблагополучных семей, с престарелыми и людьми с физическими и умственными недостатками. Обычно групповая работа заключается в том, что небольшая группа людей со схожими целями, интересами или проблемами по инициативе или при участии социального работника регулярно собирается и включается в совместную деятельность для достижения общих целей. В отличие, скажем, от психотерапевтических групп цели совместной деятельности в этом случае не обязательно связаны с решением эмоциональных и внутриличностных конфликтов и проблем. Это может быть обмен информацией, совместные социальные действия, развитие практических, социальных и межличностных умений, перестройка асоциального поведения. Многообразие групп может быть классифицировано относительно их целевой направленности.
1. Группы организации досуга: часто существуют без внешнего руководства; если такая группа действует под эгидой какого-либо муниципального центра, то его работники могут предложить организатора, который поможет собрать заинтересованных людей и вовлечь их в целенаправленную деятельность (например, по организации спортивной команды или творческого или развлекательного мероприятия). Такие группы могут дополнительно развивать те или иные навыки. Социальные агентства помогают организовать и структурировать подобные группы.
2. Группы обучения: группы, в которых происходит обучение тем или иным навыкам деятельности, часто обычными дидактическими методами, например, родительские группы, группы по ведению дома и т. п., различные дискуссионные группы.
3. Группы «самопомощи»: это группы, объединяющие людей со сходными проблемами (в рамках программ реабилитации, использующих групповые формы работы, например, такие как «Анонимные алкоголики» или «Синанон»), которые собираются вместе для моральной, эмоциональной и информационной поддержки; хотя эти группы принципиально отказываются от услуг профессионалов, социальный работник может быть инициатором создания подобных групп.
4. Группы социализации: многие рассматривают их как основной центр групповой социальной работы, так как цели этих групп — поведенческие изменения и развитие социальных навыков. Социальный работник, действуя в подобных группах как агент социализации, активно обучает, задает модели социального поведения, помогает ускорить научение новым социальным ролям и развивать ролевую компетентность, организует дискуссии, обеспечивает благоприятную среду и, таким образом, создает возможности для изменения ролевого поведения и взаимодействия. Такие группы организуются обычно в системе исправительных учреждений, в больницах, детских учреждениях, различных клубах и т. п. с целью адаптации и реадаптации определенных категорий людей к тем или иным ситуационным условиям. Группы социализации могут иметь и более широкие цели содействия вхождению в общество и общего развития.
5. Психокоррекционные группы: создаются для клиентов, которые хотят решить свои эмоциональные проблемы или не могут принимать участие в деятельности обычных групп. В отличие от психотерапевтических групп здесь не лечат неврозы, реактивные состояния и другие клинически выраженные психопатологические состояния. Целями таких групп могут быть развитие самосознания и самопринятия, поведенческая коррекция и т. п. Обычно такие группы существуют в рамках организаций, работающих в области психического здоровья, медицинской социальной работы и т. д.
Отдельно необходимо отметить групповую работу с молодежью. Традиционно она была и остается одним из основных направлений групповой социальной работы и ей отводится значительное место в групповой практике, но, правда, как отмечают некоторые авторы [275, 282], большей частью в сфере организации досуга. Цели различных программ социальной работы с молодежью в определяют следующие направления деятельности [233, p. 274]:
1) рекреационные виды деятельности и неформальное обучение, предназначенное для развития таких духовных и этических ценностей, как любовь к дому, семье, друзьям, интерес к общине и стране, формирование опыта гражданской ответственности;
2) развитие социальных навыков и опыта межличностных отношений через участие в работе клубов дружбы, групп по интересам, через расширение внесемейного и внешкольного жизненного опыта, занятие спортом и т. д.;
3) услуги для молодежи с особыми проблемами (трудности при обучении в школе, конфликты с полицией, социальная изоляция) в целях содействия адаптации к семье, сверстникам, социальным сообществам;
4) развитие местного управления и самоуправления через создание специальных программ обучения граждан и советов общественных представителей.
Таким образом, групповая работа в ее самых разнообразных видах и организационных формах составляет огромный пласт деятельности работников в США. Очевидно, подобная широта профессиональных интересов и разнообразие направлений деятельности создают значительные трудности при создании дефиниций групповой социальной работы.
В современной англоязычной литературе по социальной работе можно найти большое число определений групповой работы. Мы приведем здесь лишь некоторые из наиболее часто цитируемых. Итак, групповая социальная работа может рассматриваться как:
— «метод социальной работы, который помогает индивидам улучшить их социальное функционирование через целенаправленную организацию группового опыта и дает возможность более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми или общинными проблемами» [322, p. 118];
— «целенаправленная деятельность в контексте малых групп, нацеленная на удовлетворение социоэмоциональных потребностей и решение групповых задач. Эта деятельность может быть направлена как на индивида в качестве члена группы или на группу в целом» [440, c. 12];
— «работа с малой группой, направленная на оказание помощи членам группы с целью использования возможностей совместной деятельности для решения существующих проблем в психосоциальном функционировании, превенции возможных проблем, развития групповой и организационной структуры, ликвидации препятствий для нормальной жизнедеятельности и социальной среде» [362, p. 4].
При имеющихся различиях в определениях в них присутствуют два центральных для американской традиции социальной работы с группой момента. Во-первых, эти определения репрезентируют магистральное направление социальной работы — улучшение и развитие способности к социальному функционированию. В данной парадигме отправной точкой социальной работы является актуальная или потенциальная проблема — макро- или микросоциальная, личностная или межличностная — в ее конкретной представленности индивиду. Такая прагматическая ориентация «от проблемы» весьма характерна для американских моделей социальной работы, которые не актуализируют, по крайней мере на уровне теоретических построений, общеразвивающих и воспитательных задач. Но, видимо, не следует полагать, что решение проблемы в социальном функционировании индивида при этом сводится к оказанию утилитарной помощи. Проблема в этом смысле есть не просто нехватка чего-либо для нормальной жизнедеятельности, но реальное противоречие между потребностями индивидуального развития и внутренними и внешними возможностями личности или общности людей. Снятие этого противоречия актуализирует потенциал развития личности и тем самым соотносится с целями воспитания в широком смысле как «планомерного создания условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации» [81, c. 153]. Кстати, европейская модель социальной работы в большей степени, связана с традициями социально-педагогической мысли, поэтому цели социального воспитания в ней представлены в более явном виде. В частности, Т. Яркина приводит одно из европейских определений групповой социальной работы как «формы и метода, который используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения» [201]. Это определение прямо эксплицирует, на наш взгляд, воспитательные цели социальной работы, хотя и несколько затеняет специфику именно социальной работы с группой.
Второй центральный момент социальной работы с группой, отчетливо просматривающийся в приведенных выше определениях, — это целесообразная организация группового опыта, дающая возможность членам группы искать эффективные решения общей проблемы и тем самым развивать, видоизменять и обогащать индивидуальный опыт участников. В этом плане групповая работа предназначена для обретения конструктивных жизненных целей и содействия изменениям в оценке реальности, в структуре самосознания, коммуникативных и социальных навыков участников группы через организацию позитивного группового опыта и взаимодействия. Это своего рода инструмент содействия самоопределению личности, способ развития личностной автономии, социальной ответственности и достоинства [233, p. 98].
Эти два аспекта являются ключевыми и при определении общих целей социальной работы с группой. Обычно в качестве таковых называют [410, c. 78]:
1) помощь группе в достижении совместно определенных целей;
2) содействие желаемым изменениям в структуре индивидуального опыта, в понимании личностных, семейных, профессиональных проблем и проблем взаимоприспособления;
3) оказание помощи группе в более полном использовании возможностей совместной деятельности для саморазвития и взаимного обогащения ее членов.
Если теперь обратиться к теоретическим концепциям групповой социальной работы, которые в идеале должны перевести общие цели работы с группой на язык конкретных задач и операциональных принципов деятельности социального работника, то приходится признать, что современное состояние теории в США в области групповой социальной работы характеризуется эклектичностью, непоследовательностью, фрагментарностью концепций, противоречивостью общих методологических оснований и принципов. Большинство концепций ретранслируют без адекватного переосмысления достаточно произвольно выбранный набор понятий, феноменов и механизмов групповой и социальной динамики, заимствованный из различных областей научного знания (социальная психология, социология, теория систем и управления и т. д.) и адаптируют его в наборах методических рекомендаций, советов и функциональных долженствований для социального работника. Р. Робертс и Х. Нозерн издали коллективную научную работу [435], в которой свои позиции изложили наиболее авторитетные представители различных концепций социальной работы с группой. Цель этого издания заключалась в том, чтобы провести теоретическую систематизацию и выявить принципиальные различия между различными подходами, подобно тому, как это происходит в теории индивидуальной социальной работы. Но как отмечают Робертс и Нозерн, это предприятие оказалось малоуспешным. С одной стороны, в теоретическом плане авторы говорят о столь разных вещах, что не возникает даже предмета спора. С другой стороны, на уровне содержательного описания групповой работы воспроизводят в разных терминах фактически идентичный набор практических рекомендаций. В послесловии, пытаясь все же высветить основные точки противоречий, редакторы использовали даже процедуры контент-анализа. Но и эти меры позволили сделать лишь поверхностный анализ по типу «больше или меньше уделяют внимания», и «упоминают или не упоминают». Редакторы пришли к выводу, что представленные подходы являются скорее не теориями социальной работы, а теориями для социальной работы с группой.
Поэтому мы, обращаясь к анализу содержательных аспектов организации взаимодействия в процессе групповой социальной работы, сочли целесообразным идти не от теоретических постулатов и конструкций отдельных авторов, а от реально существующих в практике моделей организации групповой работы. За основу мы взяли идею американских исследователей К. Пэйпелл и Б. Ротман. Они обозначили три модели работы с группой, в разной степени выраженности, представленные в практике социальной работы.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!