Вопрос № 2: юридическая ответственность — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Вопрос № 2: юридическая ответственность

2021-03-17 70
Вопрос № 2: юридическая ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема юридической ответственности занимает важное место в праве. Она представляет собой один из старейших правовых институтов. Тем не менее вплоть до настоящего времени не сформировалось единого подхода к данному понятию.

Некоторые авторы толкуют юридическую ответственность как обязанность дать отчет в своих действиях, но это скорее позитивная или моральная ответственность.

Другой подход рассматривает юридическую ответственность как реализацию санкций норм права. Автором подобного подхода является профессор Лейст.

Третий подход рассматривает юридическую ответственность как применение государственно-принудительных мер к правонарушителю.

Необходимо отметить, что эти, а также некоторые другие подходы к понятию юридической ответственности, имеют свои рациональные элементы. Основываясь на этих рациональных элементах, можно сказать, что юридическая ответственность характеризуется следующими параметрами:
1) она является реакцией государства на неправомерное деяние;

2) она представляет собой один из видов государственного принуждения;

3) она заключается в необходимости претерпевания субъектом лишений личного или имущественного характера, а иногда тех и других одновременно;

4) она наступает в результате применения к правонарушителю санкций правовых норм.

Суммируя все вышесказанное, понятие юридической ответственности можно определить так:

Юридическая ответственность - это одна из форм государственного принуждения, связанная с применением уполномоченными органами по отношению к правонарушителю санкций личного и/или имущественного характера, влекущих для него неблагоприятные личные и имущественные последствия.

Суть института юридической ответственности заключается в выполнении следующих функций:

1) компенсаторно-восстановительную функцию;

2) стимулирующую функцию (юридическая ответственность стимулирует исполнение и соблюдение норм права);

3) предупредительно-воспитательная функция;

4) наказательная функция.

     Все эти функции преследуют конкретную цель - предупреждение правонарушений. Оно достигается, главным образом, за счет исправления и перевоспитания правонарушителе и воспитания всех граждан в духе уважения к закону.

Суть и содержание юридической ответственности раскрывается в ее принципах. Принципы юридической ответственности - это основные ее начала, руководящие положения. К таковым принципам относятся: принцип законности; принцип обоснованности; принцип справедливости; принцип целесообразности; принцип неотвратимости.

Дадим краткие комментарии к каждому из вышеназванных принципов юридической ответственности.

Принцип законности означает неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами требований закона и соответствующих им нормативно-правовых актов всеми гражданами и юридическим лицами. Главное требование законности заключается в том, что ответственность должна иметь место только тогда, когда она предусмотрена законом, т.е. за деяния предусмотренные законом и только в пределах закона.

Принцип обоснованности - процессуальная сторона юридической ответственности, заключающаяся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения.

Принцип справедливости означает выполнение следующих требований:

Ø недопустимость уголовных наказаний за проступки;

Ø закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;

Ø вред, причиненный правонарушителем, если он имеет возвратный характер, должен быть возмещен;

Ø карательная ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения;

➢ за одно правонарушение может последовать лишь одно наказание.

Принцип целесообразности предполагает соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Целесообразность означает также строгую индивидуализацию карательных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности правонарушителя, обстоятельств совершения правонарушения. Кроме того, этот принцип означает, что если цели юридической ответственности могут быть достигнуты без ее осуществления, то она может и не применяться. Вместо юридической ответственности могут применяться меры общественного воздействия. Может быть применена и отсрочка исполнения приговора.

Принцип неотвратимости наказания означает его неизбежность. Ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым и безоценочным со стороны государства и общественности. Неотвратимость юридической ответственности - залог и важнейшее условие ее эффективности.    

Виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений, поскольку именно правонарушение является основанием юридической ответственности. Соответственно видам правонарушений выделяют следующие виды юридической ответственности: административная ответственность; дисциплинарная ответственность; гражданско-правовая ответственность; уголовная ответственность.

В дополнение к сказанному в числе видов юридической ответственности называют материальную ответственность, которая наступает за причинение материального ущерба предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей.

Особой разновидностью юридической ответственности является конституционная ответственность, которая представляет собой политико-правовой характер. Соответственно характеру конституционной ответственности разновидностями конституционно-правовых санкций являются: роспуск государственного органа; отрешение от должности; вотум недоверия или вотум доверия; лишение гражданства; импичмент; и другие виды санкций.

Условия наступления юридической ответственности - это наличие состава правонарушения

Состав правонарушения - это совокупность условий, являющихся необходимыми и достаточными для того, чтобы к правонарушителю были применены меры государственного воздействия. Состав правонарушения включает в себя следующие структурные элементы: субъект правонарушения; объект правонарушения; субъективная сторона правонарушения; объективная сторона правонарушения.

Рассмотрим теперь содержание каждого из элементов состава правонарушения.

I. В качестве субъектов правонарушения могут выступать как физические, так и юридические лица. Причем для того, чтобы физическое или юридическое лицо могло быть субъектом правонарушения, оно должно обладать правосубъектностью, т.е. быть правоспособным и дееспособным.

Кроме того, физическое лицо должно быть вменяемым, т.е. психически здоровым - понимать значение своих действий и руководить ими.

Наконец, физическое лицо должно достигнуть определенного возраста: к гражданско-правовой ответственности физическое лицо привлекается частично с 14 лет, а полностью - с 18 лет; к дисциплинарной ответственности физическое лицо может быть привлечено с 16 лет; к административной ответственности физическое лицо может быть привлечено с 16 лет; к уголовной ответственности - с 16 лет, а за ряд преступлений, исчерпывающий перечень которых приведен УК РФ, физическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности с 14-летнего возраста (примерами таких преступлений являются убийство, кража, грабеж, нанесение телесных повреждений, злостное хулиганство и др.).

Важно иметь в виду, что юридическое лицо как субъект правонарушения может быть субъектом только гражданско-правовых и административных правонарушений, но не уголовных и дисциплинарных.

Следует иметь в виду, что иногда мы говорим о т.н. специальных субъектах правонарушений, коими являются должностные лица. Ими могут выступать военнослужащие, медицинские работники и т.д.

Также следует учитывать, что субъектами правонарушений могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления (они относятся к числу юридических лиц).

II. Субъективная сторона правонарушения представляет собой совокупность таких элементов, как вина правонарушителя, цель и мотив правонарушения:

вина - основной элемент субъективной стороны правонарушения;

мотив - это побуждение, которым руководствовалось лицо, совершая правонарушение.

III. Объектом правонарушения служит определенный вид общественных отношений, который попадает в сферу правового регулирования, т.к. не все стороны общественных отношений могут быть урегулированы (примером, таких общественных отношений могут служить трудовые отношения, отношения по поводу имущественных и личных неимущественных благ и др.).

IV. Объективная сторона правонарушения - это само вредоносное деяние, последствия такого деяния, а также причинно-следственная связь между совершенным противоправным общественно опасным виновным деянием и наступившими последствиями. В объективную сторону правонарушения входят место, способ, время совершения правонарушения, используемые при совершении преступления орудия и иные предметы.

Причинно-следственная связь между двумя явлениями имеет место тогда, когда одно из двух явлений во времени предшествует другому и влечет за собой наступление второго явления.

Таким образом, правонарушение представляет собой многоэлементное правовое явление. Его сущность раскрывается с помощью категории, называемой составом правонарушения. Состав правонарушения присущ любому правонарушению.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность: 

1) Одним из основных обстоятельств, исключающих юридическую ответственность, является невменяемость. Согласно российскому законодательству, не подлежит юридической ответственности лицо, которое в момент совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости, т.е. в результате психического расстройства не могло отдавать себе отчет в совершаемых действиях и руководить ими.

2) Необходимая оборона также является обстоятельством, исключающим юридическую ответственность. не подлежит юридической ответственности лицо, которое действовало в состоянии необходимой обороны, защищая свои права и законные интересы, права и законные интересы других лиц, общества, государства от преступного посягательства, если при этом не были превышены пределы необходимой обороны.

3) Также юридической ответственности не подлежит лицо, совершившее правонарушение в состоянии крайней необходимости, т.е. действовавшее в целях устранения опасности, угрожавшей интересам общества, государства, правам и законным интересам личности, а также правам и законным интересам других граждан, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, нежели предотвращенный. 

4) Иногда обстоятельством, исключающим юридическую ответственность, является малозначительность правонарушения, не представляющего собой общественной опасности.

5) Специфическим обстоятельством, исключающим преступность деяния, является казус.

Кроме того, законодательством предусматриваются и иные обстоятельства, исключающие преступность деяния, а следовательно и юридическую ответственность.

Билет №23.

Вопрос 1. Государственная власть: понятие и содержание.

Государственная (политическая) власть – один из видов общественной власти. Для того чтобы разобраться в проблеме государственной власти необходимо уяснить, что такое власть вообще, т.е. рассмотреть власть как общесоциологическую категорию.

Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и для бесклассового общества, как для общества в целом, так и для различных составных его образований. Принято различать следующие виды власти:

- власть рода, племени, общины;

- политическую (государственную) власть;

- экономическую власть;

- власть различных общественных объединений;

- родительскую власть;

- церковную власть.

Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать характеристику власти как общесоциальной категории.

При всем многообразии взглядов на власть многие из представителей различных течений общественной мысли характеризуют ее как авторитет, обладающий возможностью повиноваться, подчинить своей воле других людей.

 Ф.Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого означает, с одной стороны, навязывание воли властвующего подвластному, с другой – подчинение подвластного воле властвующего.

Во- первых, важно иметь в виду, что неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть не мыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму.

Во- вторых, отношения по поводу власти или властеотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «господства-подчинения» и «руководства-подчинения».

Власть вообще, являясь непосредственным порождением разносторонних устойчивых связей между людьми, их устремлений к удовлетворению своих интересов и смягчению при этом противоречий, а стало быть, к возможному компромиссу и определенному порядку сосуществования, представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве жизни. Власть есть средство функционирования любой социальной общности, которое выражается как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.

Власть – это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, которая заключается в подчинении воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Такое определение, характеризует любую общественную власть - классовую и неклассовую, государственную и негосударственную.

Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть» чаще всего употребляются как синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, хотя субъектами политической власти и политических отношений являются и негосударственные организации – политические партии, движения и пр.

В специальной юридической, философской и политологической литературе одни авторы признают тождество понятий политической и государственной власти, другие авторы (Ф.Б. Бурлацкий, Н.М. Кейзеров, Л.Т. Кривушин и др.) выступают за различение этих категорий. Сторонники последней точки зрения понятие «политическая власть» употребляют в более широком смысле, нежели «государственная власть», - это власть, осуществляемая не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, массовыми общественными организациями и иными общественными объединениями.

Политическая или государственная власть – это такая разновидность общественной власти, которая либо осуществляется непосредственно самим государством, либо делегирована или санкционирована им, т.е. реализуется от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Рассматривая такую власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства в отличие от организации ее в родовом обществе, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что это «особая публичная власть».

Специфические черты этой публичной или политической власти заключаются в следующем:

1. При родовом устройстве общественная власть выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов, объединенных в том или ином коллективе – общине, роде, фратрии, племени и т.д. Государственная власть носит классовый характер.

2. Родовая власть доклассового общества, осуществляемая старейшинами и другими выборными лицами, которые были первыми среди равных, не знала какого-либо особого аппарата или слоя лиц, специально предназначенных для того, чтобы управлять, и в этом смысле сливалась со всем населением. Иначе обстоит дело с политической, публичной властью. Она в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением, осуществляется выделенным из общества аппаратом управления, состоящим из особой категории людей, которые только тем и заняты, чтобы управлять другими.

3. При родовом строе не было никаких других способов принуждения к подчинению власти старейшин и соблюдению обычаев, кроме общественного мнения. Политическая же власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы.

4. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан – налоги, которые были неизвестны родовому устройству общества.

5. При родовой организации общества люди подразделялись по принципу кровного родства; учреждение политической власти, знаменующее возникновение государства сообразуется с разделением населения по территориальному признаку.

6. При первобытнообщинном строе имела место «власть авторитета», тогда как политическая, государственная, власть олицетворяет «авторитет власти». От власти авторитета к авторитету власти – вот эволюция общественной власти, в процессе перехода от первобытнообщинного строя к классово-организованному обществу.

Для более полного и точного, современного понимания политический власти, ее характеристику, кроме сказанного выше, необходимо дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи экономически и духовно обусловленной властью определенного класса, она вместе с тем учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к классовому противоборству, но и к согласию, компромиссу, сотрудничеству.

Непосредственным воплощением, особой организацией политической власти и является государство.  

Вопрос 2. Пробелы в праве и способы их восполнения.

Пробел в праве - это отсутствие правовых норм, с помощью которых должно быть осуществлено урегулирование общественных отношений.

Причины пробельности законодательства достаточно разнообразны:

▪ просчеты и недостатки правотворческой деятельности;

▪ отставание права от быстро меняющихся условий общественной жизни;

▪ намеренное неурегулирование отдельных общественных отношений и т.д.

Но во всех случаях в системах континентального или романо-германского права наличие пробелов законодательства есть признание его несовершенства.

Виды пробелов в праве:

1. объективные пробелы возникают, когда законодатель не успевает следить за динамичным развитием общественных отношений (именно по этой причине в России не развито компьютерное право);

2. квалифицированные (субъективные) пробелы в праве возникают тогда, когда законодатель сознательно оставляет свободу усмотрения для правоприменения, а затем, обобщив практику правоприменения, законодатель вырабатывает соответствующую норму права.

3. также можно выделить первичные пробелы в праве и последующие пробелы.

Чаще всего пробельность законодательства становится очевидной в ходе правоприменения. В этом случае наличие пробела в праве относится к нетипичным ситуациям правоприменения.

Существует два способа устранения обнаруженных пробелов:

1. восполнение пробела;

2. преодоление пробела.

Восполнение пробела относится к компетенции правотворческих органов и представляет собой деятельность по разработке недостающей нормы права или цельного нормативного акта и введению его в действие. Следовательно, правотворчество – основной способ восполнения пробельности законодательства.

Преодоление пробела – нетипичное правоприменение, в ходе которого обнаруженный пробел не восполняется из-за отсутствия у правоприменителя на это полномочий, а временно для данного случая преодолевается. Это связано с тем, что правоприменительные органы, как правило, не обладают полномочиями на правотворчество, и следовательно, не могут восполнять пробелы.

Основные способы преодоления пробелов в правоприменительной деятельности:

1) аналогия закона.

2) аналогия права.

Аналогия с точки зрения логики – перенесение некоторых качеств, свойственных одним явлениям, на другие, сходные с первыми в остальных существенных признаках.

Аналогия закона - это применение в случае отсутствия соответствующей нормы права сходной нормы права, регулирующей аналогичные общественные отношения.

Аналогия права применяется в случае отсутствия сходной нормы права, отсутствия аналогичного правового регулирования. Смысл ее заключается в применении принципов права, общих начал, смысла и целей законодательства.

В теории выработан ряд требований, которые должны учитываться при использовании аналогии закона и права:

1. отношения, не урегулированные правом, должны находится в сфере правовового регулирования;

2. применение права по аналогии возможно лишь в тех отраслях, где это не запрещено;

3. правоприменительная деятельность не должна противоречить принципам и общему смыслу права;

4. решение дел по аналогии закона и аналогии права не должно ущемлять интересов граждан, общества, общественных объединений;

5. решение дел по аналогии должно основываться на учете других, близких по смыслу норм, институтов и отраслей, а также существующей юридической практики;

6. при решении дела по аналогии закона сходство фактических обстоятельств, предусмотренных правом, должно быть установлено в существенных признаках.

Особо следует отметить, что применение права по аналогии недопустимо в сфере уголовного законодательства. С.3 УК РФ содержит запрет на применение уголовного закона по аналогии.

Наоборот, применение права по аналогии возможно и теоретически обоснованно в ГП, в других областях частного права, где общественные отношения столь разнообразны и индивидуально неповторимы, что довольно трудно иметь на каждый случай соответствующую норму права.

В ГК возможность применения права и закона по аналогии закреплена в ст.6:

1. В случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Билет №24.

Вопрос 1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права.

Процесс развития общества, как и процесс развития государства и права – это не только объективный процесс, но и субъективный процесс. Процесс развития государства и права характеризуется следующими признаками:

1) во-первых, это единый, непрерывно протекающий, всеохватывающий, глобальный процесс;

2) во-вторых, при решении проблем типологии необходимо иметь в виду, что процесс развития государственно-правовой материи связан с постоянным развитием социальной сущности, содержания и назначения государства и права, а также с коренным изменением основных принципов их организации и функционирования. Например, если в качестве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права выступал принцип частной собственности на основные средства производства и рабов; то для капиталистического общества – принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом;

3) в-третьих, важно учитывать то, что процесс перехода государства и права от одной ступени к другой, от одного типа к другому, органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюционности развития государственно-правовых явления с элементами революционности.

Утверждается, что процесс развития государства и права совершается по восходящей линии (прогрессивное развитие) и что по характеру это необратимый процесс. Однако государственно-правовая практика не с полной мере подтверждает этот тезис. Она полностью подтверждает его лишь в той части, где речь идет об общей тенденции развития государства по восходящей линии, и только частично в той, где речь идет о необратимом процессе.

Смысл и назначение процесса типологии государства и права состоит в следующем:

1. Во-первых, типология дает правильное понимание процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений;

2. Во-вторых, показывает закономерности процесса исторического развития государства и права;

3. В-третьих, позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем типам государства и права, с их особенностями, присущими тем или иным типам государства и права;

4. В-четвертых, в процессе типологии создаются необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа фактического и научного материала;

5. В-пятых, типология создает объективную основу для научного проникновения в глубинные слои естественно - исторического развития государства и права.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.