Гарантии прав и свобод человека и гражданина : понятие и разновидности . Межд. Правовые акты по правам человека. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Гарантии прав и свобод человека и гражданина : понятие и разновидности . Межд. Правовые акты по правам человека.

2021-03-17 74
Гарантии прав и свобод человека и гражданина : понятие и разновидности . Межд. Правовые акты по правам человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

 

Статья 20.

1. Деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина, проживающего на территории области.

2. Права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, являются непосредственно действующими на территории области, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

3. Должностные лица органов государственной власти области и органов местного самоуправления, признанные судом виновными в нарушении прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21.Нормы международного права, ратифицированные Российской Федерацией, являются составной частью областного права. Для этого не требуется их специального преобразования в право области. Закон области, входящий в противоречие с указанными нормами, недействителен.

Статья 22.Отношения между гражданином и органами государственной власти Томской области, органами местного самоуправления основываются на приоритете и защите прав человека и гражданина как высшей ценности, равенстве каждого перед законом и судом, участии граждан в управлении государственными делами и отправлении правосудия, равном доступе к государственной и муниципальной службе.Статья 23.Законы и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.Статья 24.Каждый имеет право на возмещение государством (муниципальным образованием) вреда, причиненного незаконным действием или бездействием органов государственной власти, органами местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издание этими органами акта не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту.Статья 25.Гражданам гарантируется право участия в управлении делами области как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане в соответствии с законом области имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти области и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статья 26.Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства в соответствии с действующим законодательством имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти области и органы местного самоуправления.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях в соответствии с федеральным законом указанный срок может быть продлен.Статья 27.Граждане имеют право на беспрепятственное получение информации о положении дел в области, в соответствующих муниципальных образованиях по вопросам, обсуждаемым в органах государственной власти области, органах местного самоуправления, за исключением информации, распространение которой ограничено федеральным законом.Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны представлять информацию населению о своей деятельности, положении дел в области и на соответствующих территориях местного самоуправления. Их руководители несут ответственность за предоставление населению полной и достоверной информации, а также за необоснованный отказ в ее предоставлении в порядке, установленном законом.Статья 28.Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В случаях, предусмотренных федеральным законом и законом области, юридическая помощь оказывается бесплатно.Статья 29.В области обеспечивается свободное развитие каждого независимо от его национальной принадлежности, создаются условия для сохранения и развития культуры лиц разной национальности, проживающих на территории области.

В области гарантируются права лиц, относящихся к национальным и иным меньшинствам, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами и законами области.Статья 30.Каждый обязан уважать честное и доброе имя других лиц и вправе пресекать антиобщественные действия в местах общего пользования, трудовой деятельности, местах жительства.

Каждый гражданин обязан не допускать оскорбительного поведения и действия по отношению к лицам иной национальности и вправе пресекать подобные действия со стороны других лиц.Статья 31.Органы государственной власти области и местного самоуправления обеспечивают человеку и гражданину реализацию права всех форм собственности, свободу труда, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Органы государственной власти области и местного самоуправления осуществляют поддержку и стимулирование предпринимательства в социально значимых сферах через установление соответствующих приоритетов в экономической и финансовой политике, развития систем занятости и социального страхования.Статья 32.Органы государственной власти области развивают конкурсную систему получения стипендий, премий, грантов, образовательных кредитов и займов с целью поощрения творческой интеллигенции, молодежи, детей, расширения доступности высшего образования, творческой деятельности, охраны и использования исторических и культурных ценностей.

Статья 33.Каждому гарантируется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям области.

Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обеспечивают сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры.

Всеобщая декларация прав человека

Начало XX века обусловилось принятием Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, провозгласившей её в качестве "задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Она призывает все государства - члены и народы мира содействовать уважению и обеспечить эффективное признание и соблюдение прав и свобод, воплощенных в Декларации. Это первый документ, закрепивший перечень гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод личности, послуживший важным толчком в развитии международных отношений после окончания Второй Мировой войны. Декларация провозгласила: "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".В первую очередь она отмечает, что "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира". Статья I провозглашает идею естественной доктрины: "Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". В преамбуле данного документа воспроизводится положение, впервые сформулированное Великой Хартией вольностей, впоследствии провозглашённое Декларацией независимости: "…Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения".Всеобщая декларация прав человека 1948 г. зафиксировала общий принцип, ранее неизвестный:1. "Каждый человек имеет право на гражданство;2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство".3. Право на дипломатическую защиту.Этим она установила, что главная обязанность государств в отношении своих граждан на международном уровне состоит в их защите во время нахождения в другом государстве. Право гражданина на защиту и соответствующая обязанность государства вытекают из внутреннего законодательства, а международное право определяет право государства в отношении других государств на осуществление такой защиты.Всеобщая Декларация прав человека стала критерием для определения степени уважения и соблюдения международных норм, касающихся прав человека. С 1948 года она являлась, и правомерно по-прежнему является наиболее важной и всеобъемлющей из всех деклараций ООН, а также основным источником, вдохновляющим и международные усилия, направленные на поощрение и защиту прав человека и основных свобод.

Декларация содержала обогащённый перечень прав и свобод, но большое влияние на это оказали и правовые идеи и нормы других стран: конституции Италии, Японии, ФРГ, где права человека были представлены в широком объёме; Конституция Франции 1946 года, в преамбуле которой были закреплены политические и гражданские права со ссылкой на Декларацию прав человека и гражданина; Конституции СССР 1936 и 1977 годов провозглашали гражданские и политические права и свободы человека(однако в условиях тоталитарного режима, они носили формальный характер). Это позволяет сделать вывод, что для процесса развития внутригосударственного и международного права характерны взаимодополняемость и взаимодействие.

Но, не смотря на идеально выстроенную структуру декларации, Генеральная Ассамблея изменила своё первоначальное решение и рекомендовала подготовить два Пакта о правах человека. Такой выбор объяснялся тем, что США и некоторые другие члены ООН считали, что гражданские и политические права должны незамедлительно претворяться всеми государствами в обязательном порядке. Такая точка зрения в то время была преобладающей, вследствие чего Генеральная Ассамблея в 1966 году приняла два договора - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Не смотря на различное толкование согласованного в Пактах комплекса прав, в преамбулах этих международных договоров записано, что гражданские и политические и социально-экономические права тесно связаны между собой и что "идеал свободной человеческой личности…, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён только, если будут созданы такие условия, при которых каждый сможет пользоваться" всеми этими правами.Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конвенции о защите прав человека

Основой всей европейской системы по защите основных прав и свобод человека и гражданина является принятая Советом Европы 4 ноября 1950 года Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Как подчёркивается в её преамбуле, все участники поставили перед собой цель предпринять "первые шаги" для осуществления "некоторых прав", зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека. Но основное её достоинство заключено в том, что она постоянно развивается и дополняется новыми документами. Для России эта Конвенция особенно важна, учитывая длительный период существования тоталитаризма. Нормы и принципы этого правового документа служат ещё и основой для развития демократических структур гражданского общества, ограничением правовой компетенции государства, гарантом защиты прав и свобод.Среди важнейших международных документов также стоит выделить Конвенцию ООН 1984 года против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Здесь даётся определение понятия "пытка", а государства обязуются предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения пыток (ст. 1 и 2 Конвенции).Среди последующих конвенций и деклараций, касающиеся прав женщин, брака и семьи, наиболее развёрнутым международным соглашением является Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин, которая устанавливает равноправие женщин и мужчин в политической, социальной, экономической, культурной и других областях на основании того, что все люди рождаются равными и свободными в своём достоинстве и правах, а государства обязуются принять соответствующие меры для ликвидации любой дискриминации в отношении женщин. Ряд документов, содержащихся в этом разделе, также регулирует вопросы брака, семьи и семейных отношений: свободный выбор супругов, вступление в брак с полного и свободного согласия, одинаковые права в отношении детей, свободное решение о количестве детей, одинаковые права и обязанности в период брака и другие(статья 16).Вопрос же об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке, государства взяли на себя ответственность по защите ребенка от произвола родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Но с течением времени политики разработали документ по защите прав ребёнка (один из самых важных документов XX века) - Конвенция о правах ребёнка, которая была принята ООН в 1990 году. Она обязует государства предоставлять всем лицам, не достигшим 18 лет, все права, указанные в Конвенции, без какой-либо дискриминации и принять в этих целях законодательные, административные и иные меры. В ней признается, что "что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,…,ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности". Также как и по отношению ко взрослым людям, в статье 2 Конвенция провозглашает: "Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения". Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы, которые способствуют политике в защиту детства.Благодаря этому международному акту человечество стремится и осознает проблему обеспечения достойного существования детей как проблему глобальную. Разумеется, в разных государствах и социальных условиях положение детей неодинаково, очевидно, что многие негативные явления, связанные с положением ребенка в обществе, порождены экономическими причинами, для их решения недостаточно доброй воли законодателя и четкого исполнения правовых предписаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, реальное и стабильное улучшение жизни детей возможно только на основе четких и недвусмысленных норм. И поэтому каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями.Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Другие вопросы: вопросы занятости, социального благосостояния и прогресса урегулированы в целом ряде международных документов, принятых Организацией Объединённых Наций, Международной организацией труда и Всемирной продовольственной конференцией, и зафиксированы в Конвенции о защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государства в свою очередь обязуются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права уважать все предусмотренные там права трудящихся, которые находятся на их территории или под их юрисдикцией, без дискриминации и каких-либо различий.

Правовые акты о международном гуманитарном праве

Международное гуманитарное право - совокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны. Эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, запрещает средства и методы ведения войны. В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей, оно призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью. Международное гуманитарное право может обеспечить дополнительную защиту лиц в ситуации вооруженного конфликта. Начало развития этого права исчисляется с середины XIX века принятием 22 августа 1864 года Женевской Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны. В конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развитиямеждународного гуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенныемоменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными, им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на армейских священников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены в собственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному населению, пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначатьгоспитали и медперсонал для обеспечения им защиты. Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней составила не более 2 %.После Второй Мировой войны 12 августа 1949 года были приняты ещё одна Женевская Конвенция и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 года.В основе всех вышеперечисленных конвенций лежит обязанность защиты жизни гражданского населения. Статья 3, общая для всех актов, предусматривает:1. гуманное обращение с лицами, которые не участвуют в военных действиях, что подразумевает:а) запрещение посягательств на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийства и пытки;б) запрет на взятие заложников;в) запрещение посягательств на человеческое достоинство, в частности оскорбительного и унижающего обращения;г) запрещение осуждения и применения наказания без судебного разбирательства, проведенного при соблюдении судебных гарантий;2. оказание помощи раненым.Так как международное гуманитарное право по своей природе предназначено для применения в условиях вооруженного конфликта, оно не содержит общей оговорки о возможности отступления от обязательств в отношении ряда прав, которая применялась бы в случае войны.

Сейчас международному гуманитарному праву уделяется огромное внимание в связи с последними событиями в Ираке и Южной Осетии.Говоря об опасных деяниях всемирного значения, совершение и признание которых оценивается в качестве международных преступлений, также нашло закрепление в ряде международных соглашений. Согласно этим договорённостям в понятии "международное преступление" включаются "преступления против мира и человечества и преступления против международного права". Они выражаются в нарушении принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты прав человека и жизненно важных интересов международного общества в целом. Например, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него относит к категории международных преступлений также геноцид, который согласно статье 1 является преступлением, нарушающим нормы международного права. В 1973 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 3074 (XXVIII), в которой сформулировала девять принципов международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В результате развития международного права перечень действий объявляемых международными преступлениями расширяется: Конвенция о рабстве, Конвенция о принудительном труде, Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.