Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-03-17 | 358 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В данном параграфе мы рассмотрим, как сами медиа трактуют популярное понятие «формат», для этого проследим основные тенденции употребления этого слова в материалах СМИ. Сразу оговоримся, что мы оставляем в стороне формат как техническую характеристику и формат как типографский термин: для данной работы эти значения не играют определяющей роли.
Изучив материалы СМИ, мы отметили, что чаще всего к понятию «формат» обращаются, когда речь идет о телевизионном процессе. Однако за одним словом могут скрываться различные значения. В некоторых материалах формат приравнивается к жанру: «мы используем разные форматы рассказов об отдыхе на Байкале: интервью с экспертами, личные отчеты, экскурсии, комиксы»[45]. В других рассматривается как технология общения с аудиторией: «председатель правительства в десятый раз пообщается с гражданами в формате “прямой линии”»[46], «проект будет выходить в формате итоговой программы»[47]. Как идея, концепция «формат» трактуется в следующем контексте: «российскому ТВ сегодня не хватает самостоятельности: очень много заимствованных форматов»[48], «формат телеканала будет напоминать формат телеканала Sky News, а трансляция будет идти в прямом эфире»[49]. Иногда понятие «формат» используют для отвода глаз, маскируя красивым словом реальные мотивы тех или иных действий: «канал решил приостановить съёмки “Госдепа” для уточнения формата программы»[50].
Это лишь малая часть материалов, в которых используется слово «формат». Такое активное употребление данного понятия говорит не только о его модности, но и о его востребованности. Проблема в том, что эта категория до сих пор не оформилась как строгий, общепризнанный термин и потому, по точному замечанию А. Б. Голубовского, часто играет роль сита, которое через себя «пропускает разные содержания; просто содержаний раньше было очень мало, по пальцам пересчитать, а сейчас их стало очень много, и поэтому возникла необходимость в таком сите»[51].
|
Одно из этих многочисленных содержаний – понятие «жанр». Современная жанровая система претерпевает серьезные изменения: исчезают традиционные жанры (например, передовая статья), наблюдается взаимопроникновение жанров. На нивелирование традиционной типологии большое влияние оказывают происходящие в медиапространстве технологические трансформации, в первую очередь, конвергенция и усиление интерактивной составляющей.
Основная проблема в разговоре о жанрах – критерии их выделения. Среди отечественных исследователей первым, кто разработал классификацию жанров телевидения, был Р. А. Борецкий, который распределял жанры по трем группам: информационные, аналитические и художественно-публицистические[52]. Современная типология телевизионных жанров идентифицирует несколько уровней, из которых два основных: информационно–публицистические — информационное выступление в кадре, комментарий, обзор, репортаж, интервью, беседа, дискуссия, пресс–конференция; и художественные (постановочные, игровые) — очерк, документальные фильмы[53].
Есть и иной подход. Например, Л. М. Рошаль и вовсе отрицает возможность существования устоявшейся системы жанров на телевидении: «создавать каждое новое произведение – значит каждый раз творить жанр»[54].
В лингвистике также существует теория речевых жанров. Она одна из немногих учитывает такие параметры как ситуация и сфера общения, стиль речи, способы оформления начала и конца речи, передачи инициативы в диалоге. М. М. Бахтин[55] под жанром понимает не просто тип литературных произведений одного вида, а целое высказывание, рассматривает речевые жанры как факт социального взаимодействия людей. Определяющим признаком здесь становится диалогичность.
|
Постепенно, отмечает А. В. Николаева, простые речевые жанры подчиняют себе сложные. Таким образом, «они становятся тем форматом, в котором начинают существовать общепринятые жанры»[56].
Так что же шире: «жанр» или «формат»? В спорах о соотношении данных понятий до сих пор не поставлена точка. Приверженцы классической теории телевизионных жанров считают подобные дискуссии антинаучными и непродуктивными. Их оппоненты не менее категоричны: жанр, заявляют они, – понятие устаревшее, не подходящее для описания современного телепроизводства.
Чтобы примирить стороны, А. Г. Качкаева предлагает использовать теорию «формульных жанров» Дж. Кавелти[57], в соответствии с которой жанр и формула – аспекты целостного литературного процесса. То же можно сказать о жанре и формате.
Просто «жанр» связан, прежде всего, со смысловыми характеристиками программы, «формат» же определяют индустриальные характеристики: «упаковка» содержания, адаптация, способ распространения, стоимость и пр.[58].
По другой версии, жанр – один из компонентов формата. О. Р. Лащук в качестве подтверждения этой точки зрения приводит параметры, определяющие формат того или иного медиа.
Например, на радио формат станции проявляется в ее музыкальных особенностях, особенностях работы ведущего, новостных, информационных и рекламных выпусках. О. Р. Лащук заключает, что в аудиовизуальных СМИ элементы, составляющие контент, могут быть созданы в соответствии с каким-либо жанром. А уже продолжительность, последовательность, количество, стиль подачи этих элементов будут определять формат. То же характерно и для печатных СМИ: рубрики, разделы заполняют материалами, подготовленными в соответствии с определенными жанрами. Но опять же: объем, последовательность, количество материалов, их расположение на полосе задают формат.
И. Н. Кемарская также считает, что формат включает в себя жанровые признаки. Говоря о жанрах, пишет она, мы объединяем группы произведений в одну на основании их общности. Говоря о формате, мы подчеркиваем уникальность конкретного произведения, наличие признаков, характерных только для него[59].
Если говорить об объединяющих рассматриваемые понятия элементах, можно отметить, что и жанр, и формат выполняют схожие функции невербального диалога со зрителем. Жанр отражает представление автора о предмете, формат разрабатывается в соответствии с психологическими установками аудитории. «Формат – это своего рода рыночный договор между продюсером и зрителем… жанр – негласный договор между автором и зрительскими ожиданиями»[60].
|
Основное различие между «жанром» и «форматом» проявляется в степени устойчивости их признаков: неизменных в жанре и вариативных в формате. Как отмечает А. А. Новикова, «телевизионные форматы постоянно находятся в состоянии переформатирования и заимствования признаков, приемов и методов воздействия из других зрелищных искусств»[61], жанр же более статичен.
Отношение к жанрам и форматам в медиасреде весьма различно. Кто-то считает, что ничего нового с появлением понятия «формат» не появилось – возникло лишь другое, более простое слово. «Оно доступнее для массового сознания, чем классическое понятие “жанр”, которое уже перегружено всевозможными ассоциациями, смыслами»[62]. Р. Уильямс в книге «Телевидение. Технологии и структурная форма» утверждает, что значимость жанровых различий понижается: теперь гораздо важнее принадлежность к «формату»[63].
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!