Модель преднамеренных изменений — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Модель преднамеренных изменений

2021-03-17 170
Модель преднамеренных изменений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Надежный метод коучинга с сопереживанием, ведущий к стабильным, долговременным изменениям, – предложить пройти все этапы модели преднамеренных изменений Бояциса (рис. 3.1). Теория преднамеренных изменений (ТПИ) опирается на принцип «начало, остановка, начало, остановка…», то есть значительные поведенческие изменения представляют собой нелинейный процесс. У них нет постепенного, плавного развития, ведущего к желаемому результату. Напротив, поведенческие изменения происходят в виде скачков и рывков, которые Бояцис называет открытиями. Должно произойти пять таких открытий, чтобы человек добился стабильного и долговременного изменения поведения {14}.

 


Рис. 3.1.

Многоуровневая теория преднамеренных изменений Бояциса

Источник: R.E. Boyatzis. Leadership Development from a Complexity Perspective // Consulting Psychology Journal: Practice and Research 60. No. 4 (2008). P. 298–313; R.E. Boyatzis and K.V. Cavanagh. Leading Change: Developing Emotional, Social, and Cognitive Competencies in Managers during an MBA Program // Emotional Intelligence in Education: Integrating Research into Practice. Ed. K.V. Keefer, J.D.A. Parker and D.H. Saklofske (New York: Springer, 2018). P. 403–426; R.E. Boyatzis. Coaching through Intentional Change Theory // Professional Coaching: Principles and Practice. Ed. Susan English, Janice Sabatine and Phillip Brownell (New York: Springer, 2018). P. 221–230.

 

 

Открытие 1: Идеальное «Я»

Первое открытие начинается с исследования и формулировки идеального «я», когда человек отвечает на такие вопросы, как «Чем я хочу заниматься на самом деле?» и «Как я хочу жить?» {15}. Обратите внимание, что это касается не только карьерного роста. Подход намного более комплексный. Вы поможете людям представить идеальное будущее во всех аспектах жизни, учитывая текущие жизненные обстоятельства и этап карьеры, но не ограничиваясь ими. Помощник или коуч поощряет подопечного опираться на веру в собственные силы, надежду и оптимизм. Кроме того, нужно предложить человеку обдумать свои ценности, отличительные черты, призвание и смысл жизни. В результате он сможет сформулировать личное видение будущего – и/или общее видение, охватывающее семью, работу и общественные начинания (подробнее об этом в главе 6). (См. рис. 3.2 – модель идеального «я».)

Когда вы помогаете человеку раскрыть идеальное «я», убедитесь, что он опирается на то, кем он действительно хочет быть и чем он действительно хочет заниматься. Слишком часто люди считают, что сформулировали свое идеальное «я», но на самом деле описывают лишь некое ложное чувство долга – кем они должны быть, по их мнению, или чем они должны заниматься, по мнению окружающих. Мы видели это на примере Мелвина: когда он стремился к тому, что считал своим долгом (все свое время тратить на исследования, чтобы получить должность штатного профессора), вместо того чтобы заниматься любимым делом (преподаванием и спикерством), сил и воодушевления, которые нужны для долговременных изменений поведения, не было.

Чтобы помочь людям понять свое идеальное «я», недостаточно пройти с ними ряд когнитивных или ментальных упражнений. Главное – создать процесс (через упражнения или размышления, о которых мы еще поговорим), ведущий к эмоциональному опыту, когда человек чувствует, будто в нем заново разожгли огонь. Тогда он поймет, что действительно добрался до своего истинного «я» и нашел то, что близко его сердцу.

 

 


Рис. 3.2.

Модель идеального «Я»

Источник: R.E. Boyatzis and K. Akrivou. The Ideal Self as the Driver of Intentional Change // Journal of Management Development. 25. No. 7 (2006). P. 624–642.

 

 

Эффективный способ помочь людям исследовать свое идеальное «я» – сформулировать их личное видение. Как известно, когда организации четко и интересно формулируют видение, которое разделяют все сотрудники, результаты всегда положительные и значительные. Это помогает мотивировать, вовлекать, вдохновлять, дает цель и направление. Мы считаем, что формулировка личного видения не менее важна для индивида. Поговорка «Вероятность попасть в цель сильно возрастет, если хорошенько прицелиться», вроде бы, очевидна. Однако она абсолютно точно отражает реальность: разве идти по жизни без личного видения не то же самое, что стрелять в мишень, не целясь?

На некоторых наших программах и курсах мы показываем видео «Celebrate What’s Right with the World» с фотожурналистом и корпоративным коучем Девиттом Джонсом {16}. Джонс подчеркивает, как важно иметь личное видение. Он поощряет зрителей сформулировать одно предложение из шести слов, которое легко запомнить и которое будет вдохновлять их каждый день. Для коуча это один из самых эффективных методов, чтобы помочь человеку добиться значимых, долговременных изменений: помогите ему обрести то, что его увлекает, вдохновляет и воодушевляет, ведь все это связано с формулировкой идеального «я» и личного видения.

Открытие 2: Реальное «Я»

Второе открытие в процессе преднамеренных изменений предполагает точное восприятие реального «я». И это не просто оценка своих сильных и слабых сторон. Важно помочь человеку понять, кто он по сравнению с тем, кем он хочет стать (согласно личному видению).

На этом этапе коуч помогает человеку найти те области его жизни, где его идеальное «я» и реальное «я» уже совпадают. Эти области отражают его сильные стороны, и позже их можно задействовать в процессе изменений. Затем коуч должен помочь выявить все области, где реальное «я» пока не совпадает с идеальным «я». Это пробелы, которые можно закрыть с помощью изменения конкретных типов поведения.

Коуч также помогает понять, что ваше реальное «я» – это не только то, как вы воспринимаете себя; нужно учесть, как другие воспринимают вас. Кто-то может возразить, что чужое мнение о человеке опирается на субъективную оценку и далеко не всегда соответствует тому, каков этот человек на самом деле. Но дело в том, что коллективное мнение людей о нас отражает то, как мы проявляем себя в этом мире, – а это ключевой аспект нашей личности. Итак, чтобы повысить самосознание и всесторонне оценить свое реальное «я», вы должны периодически интересоваться мнением окружающих. Другими словами, спрашивать их, как они вас воспринимают (независимо от их намерений).

Когда речь идет о самосознании, особенно в контексте лидерства, то зачастую имеется в виду внутреннее самосознание – собственный взгляд человека на свои сильные и слабые стороны, а также ценности и стремления. Хотя это, безусловно, важно, мы упускаем из виду другой ключевой аспект самосознания: как нас воспринимают окружающие. Если мы не понимаем, какое именно впечатление мы производим на людей, то наш взгляд на реальное «я» будет неполным.

Один из способов повысить самосознание – получить комплексную обратную связь (или оценку 360 градусов, то есть со всех сторон). Этот процесс позволит оценить себя с точки зрения разных типов поведения и при этом получить оценку от других людей, которых с вами связывают разные отношения и/или разные контексты. Считается, что сравнивать самооценку с оценкой других людей – один из способов определить уровень самосознания. Наш друг и коллега Скотт Тейлор из Колледжа Бэбсон проделал огромную работу в области самосознания среди лидеров, и он утверждает, что гораздо лучше на уровень самосознания указывает сравнение вашего представления о том, как другие воспринимают вас, и их реального мнения о вас {17}. Итак, хороший коуч поможет человеку повысить уровень самосознания и, следовательно, лучше понять свое реальное «я», развивая способность улавливать мнение окружающих и понимать, как они воспринимают его. Так можно регулярно оценивать, насколько ваши представления соответствуют реальному воздействию, которое вы оказываете на людей.

Не у всех есть ресурсы и возможности получать комплексную обратную связь. Но есть и другие способы. Во-первых, коуч или другие помощники могут предложить человеку честно оценить то, что у него получается хорошо (или в чем он мастер), и то, что у него получается плохо (или в чем его трудно назвать мастером). Исследования показывают, что эта самооценка может быть необъективной, однако она все равно важная часть процесса. Затем, следуя совету Скотта Тейлора, следует предположить, как бы окружающие оценили вас по ключевым типам поведения. И, наконец, можно обратиться к ним за неформальной обратной связью, чтобы проверить, насколько ваш прогноз соответствует их реальному впечатлению.

Личный сводный баланс (ЛСБ) – еще один способ помочь человеку осознать свое реальное «я» в любой момент времени, участвовал он в формальном процессе обратной связи или нет. Так он сможет ранжировать краткосрочные и долгосрочные сильные и слабые стороны (или возможности для развития). А затем сравнить их с идеальным «я» и личным видением, чтобы выяснить, в чем они совпадают, а в чем есть расхождения. Как только человек осознает и примет свои сильные стороны и несоответствия между идеальным «я» и реальным «я», он будет готов двигаться дальше {18}.

Обратная связь, которую получил Мелвин на раннем этапе как член кафедры, показала, что у него прекрасные преподавательские навыки и он замечательный спикер. Он знал, что эти сильные стороны можно и дальше развивать и использовать, чтобы стать успешным преподавателем и востребованным спикером. Мелвин также получил обратную связь о том, что продуктивность его исследовательской работы никак нельзя назвать выдающейся. В то время у него было довольно ограниченное количество активных исследовательских проектов, и они продвигались скромными темпами. Если бы он воспринял эту обратную связь как истину в последней инстанции и выбрал традиционный путь развития, скорее всего, все свое внимание он направил бы на устранение главного «недостатка» – низкой продуктивности исследовательской работы. Однако, после того как совместно с коучем он сформулировал свое личное видение, стало очевидно, что лучше направить время и силы на развитие сильных сторон, которые как раз соответствовали его важнейшим профессиональным целям. Это не значит, что он полностью игнорировал оценку своей исследовательской деятельности. Просто он взглянул на нее с другой стороны и решил сначала использовать позитивную эмоциональную энергию, которую он чувствовал, когда применял свои сильные стороны для реализации личного видения.

Это важный момент, который следует учесть при использовании ЛСБ. Зачастую люди сразу переключаются на свои недостатки и думают, как их исправить. Но коучинг с сопереживанием позволяет увидеть, как добиться успешных изменений в жизни – для этого нужно сначала признать и использовать свои сильные стороны. И только после этого можно поработать над недостатками и уделить особое внимание тем, которые больше всего влияют на реализацию личного видения.

Открытие 3: Учебный план

Третий этап преднамеренных изменений (или третье открытие) – составление учебного плана. Коуч или другие помощники сначала предлагают вспомнить сильные стороны, обнаруженные в ходе предыдущего этапа, а затем обдумать, как их использовать, чтобы закрыть досадные пробелы, так как это актуально для реализации личного видения. Здесь важно, что человеку интересно, что он готов попробовать, чтобы изменить свое поведение и приблизиться к идеальному «я». Такой процесс отличается от создания плана повышения результативности, когда нужно исправить свои недостатки, а это тяжелый труд, часто выполняемый без вдохновения и искреннего желания, и может на самом деле помешать процессу изменений.

Вместо этого коуч должен помочь человеку осознать, что если он будет и дальше делать то, что он всегда делал, то останется тем, кем был всегда. Чтобы измениться, придется сделать что-то по-другому. Поэтому Мелвин испытывал напряжение – разрывался между преподаванием и исследованиями, не знал, как расставить приоритеты. Он пребывал в этом подвешенном состоянии, не посвящая всего себя ни одному, ни другому делу. Будто ждал, что это напряжение исчезнет само собой, как по волшебству.

Выяснить, какой путь вам нравится больше, – еще один способ проверить, что вы действительно движетесь к своей истинной цели и видению, а не стремитесь реализовать чужие представления о том, как вам надо жить. К примеру, каждый раз, когда Мелвину предлагали возможность составить новую учебную программу, например семинар или курс, он был в восторге. Если перед ним стоял выбор – заняться учебным процессом или поработать над исследованием, он всегда выбирал обучение. Именно это притягивало его в первую очередь. Это его позитивный эмоциональный аттрактор, который интересовал его намного больше, чем исследования.

Изменить свое поведение – один из основных принципов третьего открытия (о котором мы вскоре поговорим). Вам придется экспериментировать, а затем практиковать новые типы поведения. Хотя они входят в отдельный, четвертый, этап процесса, план экспериментов и практики составляется именно на третьем этапе. То есть на этом этапе нужно спланировать, что вы собираетесь делать, а четвертое открытие – это уже реализация плана.

Открытие 4: Эксперименты и практика новых типов поведения

Это четвертое открытие в процессе преднамеренных изменений, где коуч поощряет человека постоянно пробовать новые типы поведения и действий, даже если они не всегда приводят к желаемому результату. Иногда эксперименты проваливаются, но в этом нет ничего страшного. Такова их суть. Если что-то получилось не так, как задумывалось, коуч должен предложить либо попробовать то же самое еще раз, либо попробовать что-то другое.

Коуч Мелвина предложил сосредоточиться на одном из двух путей профессионального роста, между которыми тот разрывался (преподавание/спикерство или исследования). Коуч посоветовал мысленно выбрать один путь и полностью отказаться от другого. Как мы говорили, Мелвин выполнил этот эксперимент и понял, что, хотя отказываться от исследований и научной работы ему не хотелось, он не мог выбрать этот путь как основной, потому что стоило ему представить это, как на сердце становилось холодно и пусто. Он осознал, что если полностью сосредоточиться на преподавании и спикерстве, такой пустоты он не почувствует. Наоборот, он почувствует прилив сил – и это стало прорывом на пути к стабильным, долговременным изменениям в его жизни.

Чтобы стимулировать прозрение на четвертом этапе, нужно продолжить эксперименты, пока вы не найдете то, что вам подходит. Тогда коуч поможет перенести эксперименты на реальную практику – во второй половине четвертого этапа. На этой стадии крайне важно практиковаться постоянно. Многим не хватает терпения, и они практикуются только до того момента, как новый тип поведения не станет привычным. И этого вполне достаточно для кратковременных изменений поведения, но это не подходит для стабильных изменений. Во время перегрузки на работе, каких-либо потрясений, приступов гнева, при недостатке сна или при стрессе мы не сможем мыслить ясно и, скорее всего, вернемся к старому типу поведения. Но если практиковаться, пока не выйдем за рамки комфорта и не достигнем настоящего мастерства, то мы надолго изменим свое поведение.

Для Мелвина это означало отвечать «нет» на предложения участвовать в долгосрочных исследовательских проектах, которые выходили за рамки его изначальной научной деятельности. Раньше он почти всегда соглашался на эти возможности, потому что считал, что они помогут расширить его портфолио. Но как только он осознал, к чему стремится его сердце, пришлось выработать новую привычку – жестко распределять время, научиться правильно отвечать на такие предложения и принимать только те, которые действительно его интересовали.

Некоторые исследователи и писатели-эксперты высказывали предположения о том, как долго нужно практиковать новый тип поведения, чтобы добиться мастерства. В своей книге «Психокибернетика» (1960) Максуэлл Мольц утверждает, что для закрепления новой привычки нужен как минимум 21 день {19}. Стивен Кови и многие другие пришли к тому же выводу: привычки можно сформировать за 21 день при постоянной практике {20}. Малкольм Гладуэлл в своем бестселлере «Гении и аутсайдеры» (2008) утверждает, что мастерство требует примерно 10 000 часов практики {21}. Филиппа Лалли и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона изучили эту тему и пришли к выводу, что на самом деле результаты исследований значительно колеблются: от 18 до 254 дней {22}.

Независимо от конкретного количества времени, коучи и другие помощники должны поощрять людей практиковать новое поведение, которое они хотят закрепить, до тех пор, пока им не нужно будет думать о нем, пока это поведение не станет машинальным, инстинктивным.

Открытие 5: Резонансные отношения и группы социальной идентичности

На пятом и последнем этапе преднамеренных изменений коуч помогает людям осознать, что им понадобится непрерывная поддержка доверенных людей. Изменить поведение нелегко, а еще сложнее сделать это одному. Ваши усилия увенчаются бо́льшим успехом, если будут опираться на так называемые резонансные отношения, основанные на искренней, аутентичной связи с позитивным эмоциональным настроем. Хотя связь с коучем должна быть частью этих отношений, нам нужны и другие помощники, к которым мы обратимся за поддержкой, вдохновением, а также люди, перед которыми мы будем отчитываться. Это необходимо на каждом этапе открытий. Такой круг помощников мы называем «личным советом директоров». Благодаря доверию и поддержке, а также путем формирования групп социальной идентичности (подробнее о них см. в главе 8) мы получаем огромную пользу от людей, которые заботятся о нас и помогают нам. Эти отношения не дают процессу изменений остановиться.

Обратите внимание, что доверительные отношения складываются далеко не всегда с самыми близкими людьми. По сути, иногда те, кто нам ближе всех, не поддерживают изменения, к которым мы стремимся. Это не значит, что они перестают быть важными людьми в нашей жизни. Но, возможно, не к ним мы обратимся за помощью в данной конкретной ситуации. Как говорит наш дорогой друг и коллега Дэниел Гоулман в своих книгах и трудах, многие из которых написаны в соавторстве с Ричардом, хотя эмоциональный и социальный интеллект нужен на каждом этапе коучинга, нет ничего важнее, чем создавать и развивать резонансные отношения {23}.

Так случилось с Мелвином, когда он решил изменить свою жизнь, оставив корпоративный мир ради докторантуры и научной карьеры. Его жена была самым близким и важным человеком, но она не разделяла его радости и воодушевления и не имела никакого личного опыта или знаний относительно тех шагов, которые ему предстояло предпринять, чтобы добиться задуманного. Поэтому ему нужны были другие советчики, которые обеспечили бы необходимый коучинг и поддержку. Мелвин обратился к старому другу по колледжу, который недавно оставил карьеру в маркетинге и тоже занялся наукой. А также нашел других людей, решившихся на схожие перемены, – среди них были люди семейные, с детьми, – с которыми он поделился конкретными проблемами и просил совета относительно того, как сочетать семейные обязательства с переходом из корпоративного мира в научное сообщество. Хотя супруга Мелвина осталась важнейшим человеком в его жизни и поддерживала его в других сферах, доверительные отношения с новым кругом знакомств помогли осилить этот путь. Каждый человек предлагал свой взгляд, свой опыт и сыграл важную роль в достижении тех изменений, к которым стремился Мелвин.

Такая группа доверенных людей поможет нам, если мы вдруг собьемся с пути, потеряем терпение или утратим цель. К примеру, старший управляющий в крупном финансовом учреждении США, для которого мы провели тренинг по лидерству и коучинг, сказал нам, что считает свой круг поддержки «партнерами по отчетности». Он просит знакомых не просто поддерживать его, но и требовать от него отчетности в работе над изменениями, к которым он стремится.

Коучинг и другие резонансные отношения служат для многих целей. Помимо поддержки, они нужны для так называемого теста на реальность, способного помочь человеку преодолеть свои «белые пятна». Дэвид Даннинг из Корнельского университета, который изучает процесс самообмана, неоднократно наблюдал, что люди склонны игнорировать то, чего они не знают {24}. В частности, если не провести тест на реальность и не узнать мнение окружающих, то можно долго находиться в заблуждении относительно собственного – и чужого – опыта и способностей.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.