Модуль 3. Грибы и грибоподобные организмы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Модуль 3. Грибы и грибоподобные организмы

2021-03-17 51
Модуль 3. Грибы и грибоподобные организмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

 

1.1.  Дисциплина «Систематика споровых растений и грибов» входит в цикл наук о биологическом многообразии.

Цель курса - ознакомление студентов с многообразием споровых растений и грибов, особенностями их эволюции; изучение принципов классификации и таксономии организмов.

Задачи дисциплины:

- изучение традиционных и современных методов и подходов в систематике споровых растений и грибов;

- расширение и систематизация представлений о морфологических особенностях, способах размножения, циклах развития, направлениях эволюции основных систематических групп споровых растений и грибов;

- изучение роли различных отделов споровых растений и грибов в природе и жизни человека;

- развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием;

- формирование научного мировоззрения.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: цикл Б.3, базовая (общепрофессиональная) часть, науки о биологическом разнообразии.

Содержание программы базируется на ботанических и биологических знаниях, заложенных в курсе биологии полной общеобразовательной школы, раскрывает представление о споровых растениях и грибах на более глубоком уровне. Данная дисциплина связана с курсами «Общая биология», «Систематика семенных растений», «Морфология и анатомия растений», «Методика преподавания биологии», «Экология и рациональное природопользование», «Экология растений с основами фитоценологии», «Болезни растений», «Растительный организм как биоиндикатор среды», которые читаются в последующих семестрах. Во 2 семестре проводится летняя учебная полевая практика по ботанике, включающая раздел по изучению разнообразия и биологии споровых растений.

Программа определяет общий объем знаний по систематике споровых растений и грибов в соответствии с ФГОС.

 

1.3.  Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- ПК 1: умение демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы;

- ПК 2* (часть компетенции): способность использовать методы наблюдения, описания, идентификации биологических объектов;

- ОК 1: умение следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении к природе (принцип биоэтики), формирование четкой ценностной ориентации на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;

- ОК 8: умение проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения;

- ОК 18: умение работать самостоятельно и в команде.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать особенности морфологии, воспроизведения, географического распространения и экологии представителей основных таксонов споровых растений и грибов; понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; понимать роль эволюционных идей в биологическом мировоззрении;

- уметь применять полученные знания в практической и исследовательской деятельности; работать с микроскопами и бинокулярами, информационными источниками (каталогами, литературными данными и др.), составлять сообщения, разрабатывать презентации и др.;

- владеть навыками (подготовка препарата, микроскопирование, зарисовка, работа с гербарием и др.) и методами (сравнительно-морфологический, сравнительно-анатомический и др.) биологических исследований.

 

2.     Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр первый. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов (из них лекций – 18 часов, лабораторных занятий – 36 часов).

3. Тематический план

Таблица 1

Тематический план

Тема

Недели семестра

Виды учебной и самостоят. работы, час.

Ито-го час-ов по теме

Из них в интерактивной форме

Ито-го кол-во бал-лов

Лекции Лаборатор-ные занятия Самост. работа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Модуль 1. Введение              
1 История развития систематики растений. 1 1 - 4 5 - 0-6
2 Методы систематики растений. 1 1 2 2 5    
  Всего:   2 2 6 10 - 0-6
  Модуль 2. Водоросли              
1 Общая характеристика водорослей.

2-7

2 - 3 5 1 0-3
2 Сине-зеленые водоросли (цианобакте-рии), принципы их систематики. - 2 4 6 2 0-6
3 Систематика эукариотических водорослей. 2 10 10 22 2 0-23
  Всего: 4 12 17 33 5 0-32
  Модуль 3. Грибы и грибоподобные организмы              
1 Общая характеристика грибов и грибоподобных организмов.

8-12

4 - 3 7 1 0-4
2 Систематика грибов и грибоподобных организмов. 2 10 8 20 2 0-24
3 Лишайники 13 - 2 6 8 2 0-6
  Всего:   6 12 17 35 5 0-34

Продолжение табл. 1

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Модуль 4. Высшие споровые растения              
1 Общая характеристика высших растений.

14-18

3 - 5 8 1 0-2
2 Систематика высших споровых растений. 3 10 9 22 4 0-26
  Всего:   6 10 14 30 5 0-28
  Итого (часов, баллов):   18 36 54 108 15 0-100
  Из них в интерактивной форме:   - 15 - - 15  

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

 

 

 

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

Коллоквиу-мы Ответы на занятии Лаборатор-ная работа (альбом) Тесты по модулям Контрольная работа Эссе УИРс

Модуль 1. Введение

1.1. - - - 0-1,5 - - - 0-1,5 1.2. - 0-1 0-1 0-1,5 - 0-1 - 0-4,5 Всего: - 0-1 0-1 0-3 - 0-1 - 0-6

Модуль 2. Водоросли

2.1. 0-1 - - 0-2 - - - 0-3 2.2. 0-1 0-2 0-1 0-2 - - - 0-6 2.3. 0-3 0-8 0-4 0-4 0-4 - - 0-23 Всего: 0-5 0-10 0-5 0-8 0-4 - - 0-32

Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы

Виды СРС

Не-деля семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные дополни-тельные
1 2 3 4 5 6 7

Модуль 1. Введение

            1 История развития систематики растений. Работа с литературой, источниками. Значение систематики (эссе).   1 4 0-1,5 2 Методы систематики растений. Работа с литературой, источниками.   1 2 0-0,5   Всего по модулю:       6 0-2

Модуль 2. Водоросли

          1 Общая характеристика водорослей. Работа с литературой, источниками. Составле-ние схемы филогенети-ческих отношений отделов водорослей.   2-7 3 0-1   2   Синезеленые водоросли (цианобактерии), принципы их систематики. Работа с литературой, источниками. Черты сходства и отличия синезеленых водорослей и бактерий (сравнительная таблица) Подготовка сообщения 1-2 4 0-2   3 Систематика эукариотических водорослей. Работа с литературой, источниками. Красные водоросли, (контрольная работа). Разработка презен-тации «Красные водоросли» 3-7 10 0-12   Всего по модулю:       17 0-15

Модуль 1. Введение.

Тема 1.1. История развития систематики растений.

Ботаника - наука о растительной форме жизни, место и значение в системе биологических дисциплин. Основные разделы ботаники: морфология, систематика, физиология, экология, фитоценология и др., их содержание. Роль растений в жизни нашей планеты и человечества.

Систематика растений, объекты исследования и задачи науки. Подразделения систематики: таксономия, номенклатура, филогения. Краткая история развития систематики растений; создание утилитарных, искусственных, естественных филогенетических систем. Таксономические категории и таксономические единицы.

Тема 1.2. Методы систематики растений.

Современная биологическая методология. Критерии, используемые для группировки организмов: филогенетический, структурно-морфологический, эколого-трофический.

Место растений в современной системе живых существ. Надцарства прокариоты и эукариоты. Царства Растения, Животные, Грибы.

 

Модуль 2. Водоросли.

Тема 2.1. Общая характеристика водорослей.

Среда обитания и экологические группы. Строение клетки. Разнообразие таллома водорослей: амебоидная (ризоподиальная), монадная, коккоидная, пальмеллоидная, нитчатая (трихальная), гетеротрихальная, сифонокладальная, сифональная, пластинчатая, тканевая (паренхиматозная), ложнотканевая (псевдопаренхиматозная). Эволюция структур талломов водорослей. Способы размножения (вегетативное, собственно бесполое, половое) и их эволюция. Жизненные циклы водорослей: смена ядерных фаз, чередование полового и бесполого поколений. Изоморфная и гетероморфная смена поколений.

Значение водорослей в природе и жизни человека. Водоросли как биоиндикаторы.

Тема 2.2. Синезеленые водоросли (цианобактерии), принципы их систематики.

Положение в системе органического мира.

Строение клетки, таллома, размножение. Подходы к систематике. Типичные представители пор. Хроококковые, Осцилляториевые, Ностоковые. Значение цианобактерий в наземных и водных экосистемах.

Тема 2.3. Систематика эукариотических водорослей.

Традиционные и современные подходы к систематике водорослей.

Отдел Красные водоросли.

Особенностистроения клетки, таллома, состава пигментов, размножения. Смена ядерных фаз и поколений. Классы Бангиевые, Флоридеи: их отличия, важнейшие представители, распространение, экология.

Отдел Зеленые водоросли.

Строение клетки, типы организации таллома, способы размножения и смены генераций. Распространение зеленых водорослей и их роль в различных экосистемах.

Подходы к выделению классов. Класс Собственно зеленые водоросли. Основные направления эволюции в пределах класса. Порядки Вольвоксовые, Хлорококковые, Хетофоровые. Класс Ульвовые: Улотриксовые, Сифоновые (Бриопсидовые), Сифонокладиевые: строение клетки, структура таллома, способы размножения типичных представителей. Класс Коньюгаты (Сцеплянки). Порядки Зигнемовые и Десмидиевые. Особенности строения, способы размножения, распространение типичных представителей. Филогенетические отношения между порядками в пределах класса. Класс Харовые водоросли: особенности строения, размножения, экология.

Охрофиты. Общие признаки.

Класс Желтозеленые (Разножгутиковые) водоросли.

Принципы систематики. Особенности строения, способы размножения, на примере типичных представителей порядков Ботридиевые, Вошериевые. Значение ксантофитов в природе и жизни человека.

Класс Диатомовые, или Бацилляриевые, водоросли (кремнеземки). Строение клетки, пигменты, запасные вещества, движение, размножение. Перистые и Центрические водоросли: их отличия, важнейшие порядки и представители, распространение, экология. Роль диатомей в различных экосистемах, использование человеком.

Класс Бурые водоросли.

Строение таллома, пигменты, запасные вещества, способы размножения, распространение. Принципы классификации. Значение бурых водорослей в природе, использование человеком. Порядки Эктокарповые, Сфацелляриевые, Диктиотовые, Кутлериевые. Структура таллома. Особенности размножения и циклов развития типичных представителей. Порядок Ламинариевые. Отличительные особенности строения, размножения, смена поколений. Порядок Фукусовые. Структура таллома, цикл развития.

Происхождение различных отделов водорослей и родственные связи между ними.

 

Модуль 1. Введение.

Тема 1.1. История развития систематики растений.

Эссе «Значение систематики». Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Модуль 2. Водоросли.

Тема 2.1. Общая характеристика водорослей. Составление схемы филогенетических отношений отделов водорослей.

Тема 2.2. Синезеленые водоросли (цианобактерии), принципы их систематики.

Составление сравнительной таблицы «Черты сходства и отличия синезеленых водорослей и бактерий».

Подготовка сообщения на одну из тем:

1) Цианеи как биоиндикаторы;

2) Использование цианобактерий в очистных сооружениях;

3) Симбиотические цианеи;

4) Использование цианей в геологии;

5) Роль цианей в биосфере.

Тема 2.3. Систематика эукариотических водорослей.

Вопросы контрольной работы по теме «Красные водоросли»:

1) Строение клетки и таллома;

2) Распространение и экологические группы;

3) Способы размножения;

4) Принципы выделения классов.

Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа.

Разработка презентации «Многообразие красных водорослей, их роль в природе и жизни человека».

           

       Подготовка к проверочному тесту по модулю «Водоросли» (см. А.А. Донскова, О.Г. Воронова, Н.А. Алексеева. Систематика низших растений и грибов. Учебное пособие. Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 2009. 400с.).

Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин.

 

Вопросы к коллоквиуму «Происхождение и основные направления эволюции водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека».

1. Происхождение водорослей:

А) первичные организмы - предки водорослей;

Б) возникновение фотосинтеза – новый этап в развитии жизни на Земле;

В) схема филогенетических отношений отделов водорослей.

2. Эволюция строения тела и образа жизни водорослей:

А) основные направления эволюции структур тела;

Б) образ жизни и распространение водорослей.

       3. Эволюция размножения и чередования поколений водорослей:

А) эволюция форм размножения;

Б) смена ядерных фаз и эволюция чередования поколений.

       4. Значение водорослей в природе и жизни человека.

 

Коллоквиум может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.

Вопросы к экзамену

1. Краткий очерк развития систематики растений. Задачи филогенетической систематики.

2. Современная биологическая методология. Критерии, используемые для группировки организмов.

3. Современная система органического мира. Таксономические категории в систематике растений. Вид как основная систематическая (таксономическая) категория.

4. Многообразие и эволюция структур тела водорослей.

5. Эволюция форм размножения у водорослей, их биологическое значение.

6. Циклы развития водорослей. Смена ядерных фаз. Эволюция чередования поколений.

7. Синезеленые водоросли (цианобактерии). Положение в системе живых организмов. Распространение, строение клетки, таллома, размножение. Принципы систематики.

8. Общая характеристика эукариотических водорослей. Строение клетки, таллома, размножение, распространение.

9. Общая характеристика отдела Красные водоросли. Принципы систематики.

10. Общая характеристика отдела Зеленые водоросли. Проблемы систематики.

11. Сравнительная характеристика порядков Вольвоксовые, Хлорококковые, Хетофоровые: строение, размножение, циклы развития типичных представителей.

12. Сравнительная характеристика порядков Улотриксовые, Сифоновые, Сифонокладовые: строение, размножение, циклы развития типичных представителей.

13. Класс Коньюгаты. Особенности строения, размножения, систематика класса, отличительные черты порядков.

14. Харовые водоросли. Отличительные черты строения, размножения.

15. Порядок Вошериевые как представитель Желтозеленых водорослей.

16. Общая характеристика Бурых водорослей. Эволюция чередования поколений.

17. Эволюция внешнего и внутреннего строения на примере представителей порядков Эктокарповые, Сфацелляриевые, Диктиотовые, Кутлериевые.

18. Порядок Ламинариевые: особенности строения, размножения и цикла развития.

19. Порядок Фукусовые: особенности строения, размножения и цикла развития типичных представителей.

20. Диатомовые водоросли: особенности строения тела, способы размножения, систематика.

21. Основные черты экологии водорослей, приспособленность строения тела к среде обитания.

22. Значение водорослей в природе и для человека, их использование.

23. Первичные организмы – предки водорослей.

24. Происхождение различных отделов водорослей. Схема филогенетических отношений таксонов.

25. Проблемы построения филогенетических систем водорослей.

26. Общая характеристика грибов и грибоподобных организмов: строение клетки тела, способы питания и размножения. Принципы выделения таксонов.

27. Оомицеты, их эволюция в связи с паразитизмом и переходом от водного к наземному существованию. Порядки Сапролегниевые, Пероноспоровые.

28. Хитридиомицеты. Порядки Хитридиевые и Моноблефаридовые.

29. Зигомицеты. Порядки Мукоровые и Энтомофторовые. Характеристика типичных представителей.

30. Дикариомицеты. Сравнительная характеристика сумчатых и базидиальных грибов. Развитие сумки и базидий.

31.  Общая характеристика Аскомицетов: происхождение, особенности строения, половое и бесполое спороношение, экологические группы.

32. Принципы систематики Аскомицетов.

33. Сахаромицеты. Сем. Диподасковые и Сахаромикопсидные. Характеристика типичных представителей.

34. Особенности строения и размножения типичных представителей пор. Эвроциевые. Значение в хозяйстве и медицине.

35. Характеристика важнейших представителей порядков Эризифовые и Спорыньевые.

36. Характеристика типичных представителей порядков Пецициевые и Гелоциевые.

37. Общая характеристика Базидиомицетов: происхождение, особенности строения, половое и бесполое спороношение, экологические группы.

38. Принципы систематики Базидиомицетов.

39. Гименомицеты. Порядки Полипоровые и Агариковые, эволюция плодовых тел.

40. Гастеромицеты: общие черты порядков, строение и эволюция плодовых тел, типичные представители.

41. Порядок ржавчинные. Типы паразитизма. Цикл развития линейной ржавчины.

42.  Порядок головневые грибы. Типы паразитизма. Циклы развития твердой, пыльной головни.

43. Несовершенные грибы, положение в системе грибов, принципы классификации, распространение и значение.

44. Экология грибов, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

45. Лишайники: взаимодействие компонентов, особенности внешнего и внутреннего строения таллома, размножения. Основные черты экологии. Принципы систематики.

46. Происхождение эумицетов и псевдомицетов, родственные связи между таксонами.

47. Характеристика особенностей анатомической структуры высших растений в связи с приспособлением к жизни на суше. Эволюция стелей.

48. Характеристика морфологической структуры высших растений, происхождение их вегетативных органов.

49. Особенности размножения и циклов развития высших растений.

50. Общая характеристика отдела Мохообразные. Примитивность строения, физиологических процессов, распространение мохообразных. Отличительные черты классов.

 

51. Класс Печеночные мхи, особенности строения вегетативного тела, размножения, цикла развития на примере маршанции.

52. Порядки Сфагновые и Зеленые мхи: особенности строения, размножения, циклы развития.

53. Отдел Плауновидные. Общая характеристика, строение спорофита и гаметофита. Циклы развития равноспоровых и разноспоровых плауновидных.

54. Отдел Хвощевидные. Порядок Хвощевые, цикл развития хвоща полевого.

55. Общая характеристика отдела Папоротниковидные. Особенности строения, размножения, циклов развития, распространение. Принципы систематики.

56. Разноспоровые папоротникообразные, их значение в эволюции высших растений.

57. Особенности строения, размножения, цикла развития равноспоровых папоротниковидных.

58. Происхождение и систематика высших растений.

Образовательные технологии.

Работа на лекциях, проведение лабораторных исследований, интерактивные технологии, работа в малых группах, коллоквиумы, дискуссии, УИРс, подготовка сообщений, презентаций, составление схем, сравнительных таблиц, эссе.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

9.1. Основная литература:

1. Г.А. Белякова, Ю.Т. Дьяков, К.Л. Тарасов. Ботаника. Водоросли и грибы. М.: издательский центр «Академия», 2006. Т.1. 320 с. Т.2. 320с.

2. А.А. Донскова, О.Г. Воронова, Н.А. Алексеева. Систематика низших растений и грибов. Учебное пособие. Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 2009. 400с.

3. Е.А. Еленевский, М.П. Соловьева, В.Н. Тихомиров. Ботаника высших или наземных растений. М.: Академия, 2000. 432с.

4. Т.Н. Барсукова, Г.А. Белякова, В.П. Прохоров, К.Л. Тарасов. Малый практикум по ботанике. Водоросли и грибы. М.: Академия, 2005. 240с.

9.2. Дополнительная литература:

1. Л.В. Гарибова, С. Н. Лекомцева. Основы микологии: морфология и систематика грибов и грибоподобных организмов. Учебное пособие. М.: КМК, 2005. 220с.

2. Н.П. Черепанова. Систематика грибов. СПб.: СПбГУ, 2005. 344с.

3. Жизнь растений. М.: Просвещение. Т.2, 1976. Т.3, 1977. Т.4, 1977.

4. Практикум по систематики растений и грибов. Под ред. А.Г.Еленевского. М.: Академия, 2001. 160с.

5. Ю.Т. Дьяков. Введение в альгологию и микологию. М.: издательство МГУ, 2000. 192с.

6. Ю.Т. Дьяков, А.В. Шнырева, А.Ю. Сергеев. Введение в генетику грибов. М.: Академия, 2005. 304с.

7. К.И. Мейер. Практический курс морфологии архегониальных растений. М.: издательство МГУ, 1982. 218с

8. А.И. Шаталкин. Высший уровень классификации организмов. Прокариоты и эукариоты. // Журнал общей биологии. 2004. №1. С.14-38.

9. Актуальные проблемы микологии (сб. ст.)/ Под ред. Н.П. Черепановой. СПб.: изд-во СПбГУ, 2001. 224с.

10. А.С. Антонов. Геносистематика растений. М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. 293 с.

 

9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://irbissearch.tonb.ru

http://herba.msu.ru

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

При чтении лекций используется мультимедийное оборудование. При проведении лабораторных занятий применяются различные иллюстративные материалы: таблицы, рисунки, коллекции лишайников, гербарий высших споровых растений и др. На занятиях студенты работают с микроскопами и бинокулярами, пользуются живым, гербарным и фиксированным в спирте материалом, осваивают методику приготовления временных препаратов.

Пояснительная записка

 

1.1.  Дисциплина «Систематика споровых растений и грибов» входит в цикл наук о биологическом многообразии.

Цель курса - ознакомление студентов с многообразием споровых растений и грибов, особенностями их эволюции; изучение принципов классификации и таксономии организмов.

Задачи дисциплины:

- изучение традиционных и современных методов и подходов в систематике споровых растений и грибов;

- расширение и систематизация представлений о морфологических особенностях, способах размножения, циклах развития, направлениях эволюции основных систематических групп споровых растений и грибов;

- изучение роли различных отделов споровых растений и грибов в природе и жизни человека;

- развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием;

- формирование научного мировоззрения.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: цикл Б.3, базовая (общепрофессиональная) часть, науки о биологическом разнообразии.

Содержание программы базируется на ботанических и биологических знаниях, заложенных в курсе биологии полной общеобразовательной школы, раскрывает представление о споровых растениях и грибах на более глубоком уровне. Данная дисциплина связана с курсами «Общая биология», «Систематика семенных растений», «Морфология и анатомия растений», «Методика преподавания биологии», «Экология и рациональное природопользование», «Экология растений с основами фитоценологии», «Болезни растений», «Растительный организм как биоиндикатор среды», которые читаются в последующих семестрах. Во 2 семестре проводится летняя учебная полевая практика по ботанике, включающая раздел по изучению разнообразия и биологии споровых растений.

Программа определяет общий объем знаний по систематике споровых растений и грибов в соответствии с ФГОС.

 

1.3.  Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- ПК 1: умение демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы;

- ПК 2* (часть компетенции): способность использовать методы наблюдения, описания, идентификации биологических объектов;

- ОК 1: умение следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении к природе (принцип биоэтики), формирование четкой ценностной ориентации на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;

- ОК 8: умение проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения;

- ОК 18: умение работать самостоятельно и в команде.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать особенности морфологии, воспроизведения, географического распространения и экологии представителей основных таксонов споровых растений и грибов; понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; понимать роль эволюционных идей в биологическом мировоззрении;

- уметь применять полученные знания в практической и исследовательской деятельности; работать с микроскопами и бинокулярами, информационными источниками (каталогами, литературными данными и др.), составлять сообщения, разрабатывать презентации и др.;

- владеть навыками (подготовка препарата, микроскопирование, зарисовка, работа с гербарием и др.) и методами (сравнительно-морфологический, сравнительно-анатомический и др.) биологических исследований.

 

2.     Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр первый. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов (из них лекций – 18 часов, лабораторных занятий – 36 часов).

3. Тематический план

Таблица 1

Тематический план

Тема

Недели семестра

Виды учебной и самостоят. работы, час.

Ито-го час-ов по теме

Из них в интерактивной форме

Ито-го кол-во бал-лов

Лекции Лаборатор-ные занятия Самост. работа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Модуль 1. Введение              
1 История развития систематики растений. 1 1 - 4 5 - 0-6
2 Методы систематики растений. 1 1 2 2 5    
  Всего:   2 2 6 10 - 0-6
  Модуль 2. Водоросли              
1 Общая характеристика водорослей.

2-7

2 - 3 5 1 0-3
2 Сине-зеленые водоросли (цианобакте-рии), принципы их систематики. - 2 4 6 2 0-6
3 Систематика эукариотических водорослей. 2 10 10 22 2 0-23
  Всего: 4 12 17 33 5 0-32
  Модуль 3. Грибы и грибоподобные организмы              
1 Общая характеристика грибов и грибоподобных организмов.

8-12

4 - 3 7 1 0-4
2 Систематика грибов и грибоподобных организмов. 2 10 8 20 2 0-24
3 Лишайники 13 - 2 6 8 2 0-6
  Всего:   6 12 17 35 5 0-34

Продолжение табл. 1

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Модуль 4. Высшие споровые растения              
1 Общая характеристика высших растений.

14-18

3 - 5 8 1 0-2
2 Систематика высших споровых растений. 3 10 9 22 4 0-26
  Всего:   6 10 14 30 5 0-28
  Итого (часов, баллов):   18 36 54 108 15 0-100
  Из них в интерактивной форме:   - 15 - - 15  

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

 

 

 

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

Коллоквиу-мы Ответы на занятии Лаборатор-ная работа (альбом) Тесты по модулям Контрольная работа Эссе УИРс

Модуль 1. Введение

1.1. - - - 0-1,5 - - - 0-1,5 1.2. - 0-1 0-1 0-1,5 - 0-1 - 0-4,5 Всего: - 0-1 0-1 0-3 - 0-1 - 0-6

Модуль 2. Водоросли

2.1. 0-1 - - 0-2 - - - 0-3 2.2. 0-1 0-2 0-1 0-2 - - - 0-6 2.3. 0-3 0-8 0-4 0-4 0-4 - - 0-23 Всего: 0-5 0-10 0-5 0-8 0-4 - - 0-32

Модуль 3. Грибы и грибоподобные организмы

3.1. 0-2 - - 0-2 - - - 0-4 3.2. 0-3 0-8 0-4 0-5 0-4 - - 0-24 3.3. - - - 0-2 - - 0-4 0-6   0-5 0-8 0-4 0-9 0-4 - 0-4 0-34

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.