Заговенье на Успенский пост. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Заговенье на Успенский пост.

2021-03-17 71
Заговенье на Успенский пост. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Порядок чтений, согласно календарю:

2 Кор., 167 зач., I, 1–7. Мф., 88 зач., XXI, 43–46,

и за пятницу (под зачало): 2 Кор., 169 зач., I, 12–20. Мф., 91 зач., XXII, 23–33.

Прав.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–3087.

А. На вечерне кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Днесь яко вои́стинну…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покро́в держа́вен…».

По Трисвятом – тропарь святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святого, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 4 и святого на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святого).

По 3-й песни – седален святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святого, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святого, «И ныне» – светилен Креста (Минеи).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…».

По Трисвятом – тропарь святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.

На часах – тропарь Креста. «Слава» – тропарь святого. Кондак святого.

На Литургии вседневные антифоны.

На входе – «…во святы́х Ди́вен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь Креста, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь святого; кондак дня, ин кондак дня, кондак святого. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме Богородицы – тропарь Креста, тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь святого; кондак дня, ин кондак дня, кондак святого. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь Креста, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь святого; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак святого. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святого.

Апостол и Евангелие – дня, пятницы (под зачало) и святого.

Примечание. «В сий день мя́со оставля́ют правове́рнии. А́ще среда́ или́ пято́к, в 30-й [день июля – Сост. ] начина́юще пост до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, со вся́ким воздержа́нием. Не подоба́ет же тогда́ ника́ко разреше́ния ры́бы твори́ти, кроме́ Преображе́ния Госпо́дня» (Типикон, 31 июля).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и священномученика, глас 6-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 1-й: «Бо́гу себе́ преда́вше…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Днесь яко вои́стинну…».

Вход. Прокимен дня. Паримии священномученика – 380.

На стиховне стихиры священномученика, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – священномученика, глас тот же: «Ведо́му ти на суди́ще…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Ты ми покро́в держа́вен…».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны священномученика (по дважды).

Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. Седален священномученика по полиелее, глас 1-й: «Испыта́ тя Госпо́дь...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Честне́йши яви́лася еси Херуви́м...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен священномученика, глас 4-й: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, и изве́л еси ны в поко́й»; стих: «Разже́гл ны еси, я́коже разжиза́ется сребро́». Евангелие – священномученика (Мф., зач. 36). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика…». Стихира священномученика, глас 6-й: «Небеса́ возвесели́шася…».

Каноны: Богородицы81 со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Креста (Минеи) на 4 и священномученика на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же: «Све́тло не́бо...».

По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Креста (Минеи): «Крест предпра́зднуется...».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры священномученика, глас 8-й – 4. «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рнии...», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Проро́честии гла́си…» (см. на ряду в службе священномученика или на стиховне утрени в рядовой службе Минеи 31 июля).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

На часах – тропарь Креста. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак священномученика.

На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святы́х Ди́вен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь Креста, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме Богородицы – тропарь Креста, тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь Креста, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – священномученика.

Апостол и Евангелие – дня, пятницы (под зачало) и священномученика (Рим., зач. 99; Лк., зач. 106).

Примечание. «В сий день мя́со оставля́ют правове́рнии. А́ще среда́ или́ пято́к, в 30-й [день июля – Сост. ] начина́юще пост до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, со вся́ким воздержа́нием. Не подоба́ет же тогда́ ника́ко разреше́ния ры́бы твори́ти, кроме́ Преображе́ния Госпо́дня» (Типикон, 31 июля).

79 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба сщмч. Вениами́ну, митр. Петрогра́дскому, и и́же с ним пострада́вшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4305352.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru).

80 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

81 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в службе на ряду (см., например, в Минее 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду в службе его нет (см., например, в Минее 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

1 августа по старому стилю /  14 августа по новому стилю

Пятница. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста.

Пра́зднество Всеми́лостивому Спа́су и Пресвято́й Богоро́дице.

Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе со службой Октоиха.

Примечание. Перед началом вечернего богослужения («пре́жде клепа́ния») иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов.

Календарные заметки:

Начало Успенского поста.
На утрене после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.
Совершается малое освящение воды.

Порядок чтений, согласно календарю:

Креста: 1 Кор., 125 зач., I, 18–24. Ин., 60 зач., XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35.

Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32–36; XI, 1.

На водоосвящении: Евр., 306 зач., II, 11–18. Ин., 14 зач., V, 1–4.

На вседневной вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Святи́и Маккаве́и…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Его́же дре́вле Моисе́й…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – мучеников, глас тот же: «Ду́ши пра́ведных…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Глас проро́ка…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Примечание. По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом, переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8)1.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас тот же, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 6 и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…» или «Господеви поем...».

Катавасия «Крест начерта́в…».

Примечание. С этого дня и до Преображения Господня (включительно), а также в день отдания праздника Преображения, если на утрене поется великое славословие, катавасия праздника Воздви́жения: «Крест начерта́в…» (см. Типикон, гл. 19).

По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас 6-й: «Крест Твой, Го́споди…».

По 6-й песни – кондак и икос Креста, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – светилен Креста (Минеи).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «На Маккаве́и собра́вшуюся рать…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Пособи́вый, Го́споди…».

Примечание. До пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).

Великое славословие. Во время пения славословия предстоятель (облаченный во все священные одежды) совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании великого славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже…») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, про́сти»2. Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему…» (каждый раз завершая пение земным поклоном), это же песнопение трижды повторяют певцы. Совершается поклонение Кресту, целование его при пении стихир, глас 2-й, глас 5-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др. Ектении – сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и просительная: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения). Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…» (на отпусте поминаются свв. мчч. Маккавеи).

На часах – тропарь Креста. «Слава» – тропарь мучеников. Кондаки Креста и мучеников читаются попеременно.

На Литургии блаженны Креста, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мучеников, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь Креста, тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Креста3.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Креста (Минеи) и мучеников.

Апостол и Евангелие – Креста и мучеников (рядовые чтения переносятся на четверг 31 июля)4.

В этот день совершается чин малого освящения воды. По обычаю, освящение меда нового сбора (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 21–31).

Примечание. По Уставу, освящение воды совершается на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему, или перед часами и Литургией (см. Типикон, гл. 48, 1 августа). На практике, освящение воды обычно совершается после Литургии.

Примечание. «О посте́ Пресвяты́я Богоро́дицы подоба́ет ве́дати: В пост Святы́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы Успе́ния 15 дней, кроме́ Преображе́ния Христо́ва, пости́мся до 9-го часа́ дне. Понеде́льник, сре́ду и пято́к – су́хо я́сти; и твори́м коленопреклоне́ние, да́же до причаще́ния. Во вто́рник и четверто́к варе́ние без еле́а. В суббо́ту же и Неде́лю варе́ние со еле́ем, и вино́ пие́м; ры́бы же не яди́м до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, но то́кмо на Преображе́ние Христо́во яди́м ры́бу, два́жды дне́м» (Типикон, гл. 33).

1 Если в приходской практике вечерня соединяется с утреней, перенос Креста с жертвенника на престол может быть совершен перед вечерней.

2 По обычаю, предстоятель творит Крестом крестное зна́мение в царских вратах.

3 В 48-й главе Типикона на 1 августа на Литургии по входе не указаны тропарь и кондак храма Богородицы или храма святого, хотя на основании общего устава (Типикон, гл. 52) тропарь и кондак храма Богородицы или храма святого могут петься.

4 Ср.: Типикон, 1 августа.

2 августа по старому стилю /  15 августа по новому стилю

Суббота. Перенесение мощей св. первомученика и архидиакона Стефа́на. Блж. Васи́лия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца.

Служба св. первомученика Стефана шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы блж. Василия Московского в соединении с шестеричной службой св. первомученика Стефана (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

Блж.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–3088.

Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 – VII, 5, 47–60. Мф., 87 зач., XXI, 33–42.

Ряд.: Рим., 119 зач., XV, 30–33. Мф., 73 зач., XVII, 24 – XVIII, 4.

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры первомученика, глас 8-й и глас 2-й – 6. «Слава» – первомученика, глас 6-й: «Пе́рвый в му́ченицех…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Му́ченицы Госпо́дни…», 2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й: «А́ще ка́я доброде́тель…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов)5. «Слава» – первомученика, глас тот же: «Ра́дуйся о Го́споде…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во...».

По Трисвятом – тропарь первомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

Примечание. После отпуста вечерни отверзаются царские врата. Иерей в фелони и диакон в стихаре исходят ко Кресту, лежащему на аналое. Иерей в предшествии диакона со свечой совершает каждение Креста (троекратно), затем поется тропарь Креста, «Слава, и ныне» – кондак Креста. Крест вносится через царские врата в алтарь, полагается на престоле, и совершается крестообразное каждение престола. Затем Крест относится в ризницу (см. Типикон, 2 августа, «зри»).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь первомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 16-я и 17-я6. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первомученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первомученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон первомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален первомученика, глас 1-й (дважды)7. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос первомученика, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен первомученика. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры первомученика, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – первомученика, глас тот же: «Стефа́н, до́брое нача́ло му́чеников…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Еди́на Чи́стая…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Вельми́ подвиза́стеся…», 2-й: «Му́ченицы Христо́вы…», 3-й: «Во броня́ ве́ры…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – первомученика, глас 5-й: «Первому́чениче апо́столе…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «О́ле окая́нная душе́!..».

По Трисвятом – тропарь первомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...».

На часах – тропарь и кондак первомученика.

На Литургии блаженны первомученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и Октоиха – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь первомученика; кондак храма, кондак первомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь первомученика; кондак первомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – первомученика и дня.

Апостол и Евангелие – первомученика и дня.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: блаженного, глас 2-й – 3, и первомученика, глас 8-й – 3. «Слава» – блаженного, глас тот же: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры блаженного, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – первомученика, глас тот же: «Ра́дуйся о Го́споде…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во...».

По Трисвятом – тропарь блаженного, глас 8-й. «Слава» – тропарь первомученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

Примечание. После отпуста вечерни отверзаются царские врата. Иерей в фелони и диакон в стихаре исходят ко Кресту, лежащему на аналое. Иерей в предшествии диакона со свечой совершает каждение Креста (троекратно), затем поется тропарь Креста, «Слава, и ныне» – кондак Креста. Крест вносится через царские врата в алтарь, полагается на престоле, и совершается крестообразное каждение престола. Затем Крест относится в ризницу (см. Типикон, 2 августа, «зри»).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь блаженного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь первомученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 16-я и 17-я8. Малые ектении. Седальны блаженного (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), блаженного на 6 и первомученика на 4.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), блаженного на 6 и первомученика на 4.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)9.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – кондак и икос первомученика, глас 6-й; седален блаженного, глас 8-й. «Слава» – седален первомученика, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Упова́ние христиа́н...».

По 6-й песни – кондак и икос блаженного, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блаженного. «Слава» – светилен первомученика, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Свята́я Влады́чице...».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры блаженного, глас 6-й и глас 8-й – 4 (со славником). «Слава» – первомученика, глас 4-й: «Стефа́н, до́брое нача́ло му́чеников…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Еди́на Чи́стая…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блаженного, глас 8-й. «Слава» – тропарь первомученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь блаженного. «Слава» – тропарь первомученика. Кондаки первомученика и блаженного читаются попеременно.

На Литургии блаженны блаженного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и первомученика, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блаженного, тропарь первомученика; кондак блаженного. «Слава» – кондак первомученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь блаженного, тропарь первомученика; кондак храма, кондак блаженного. «Слава» – кондак первомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – блаженного и первомученика.

Апостол и Евангелие – блаженного, первомученика и дня.

5 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.

6 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

7 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162).

8 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

9 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

3 августа по старому стилю /  16 августа по новому стилю

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Прпп. Исаа́кия, Далма́та и Фа́вста. Прп. Анто́ния Ри́млянина, Новгородского, чудотворца.

Служба прпп. Исаа́кия, Далма́та и Фа́вста не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со славословной службой прп. Анто́ния Ри́млянина (Б).

Примечание. В текущем году постовая аллилуйная служба 3 августа отменяется, поскольку приходится на воскресенье.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 72 зач., XVII, 14–23.

Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–2389.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 7, и преподобных, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бо́га челове́ком соедини́ла еси...».

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се испо́лнися Иса́иино прорече́ние...».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобных, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные10.

Непорочны11 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 3, Богородицы (Октоиха) на 3 и преподобных на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобных, глас 2-й; седален преподобных, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобных. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 8.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобных. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.

Апостол и Евангелие – дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и преподобного, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, мона́хов мно́жества…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 1-й: «Преподо́бне о́тче Анто́ние...», «Днесь в па́мять соше́дшеся...» (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Преподо́бне и Богоблаже́нне о́тче...» (см. 3-ю стихиру на стиховне вечера), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Се испо́лнися Иса́иино прорече́ние...»12.

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во...»13.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные14.

Непорочны15 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Всенепоро́чная Неве́ста Творцу́...».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен Минеи, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и преподобного, глас 1-й и глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобного, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

10 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

11 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

13 Там же. С. 65–67.

14 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

15 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

4 августа по старому стилю /  17 августа по новому стилю

Понедельник. Свв. семи́ отроко́в, и́же во Ефе́се. Аллилуия.

Прмц. Евдоки́и 16.

Иконы Божией Матери, именуемой «Каза́нская-Пе́нзенская».

По Уставу, совершается аллилуйная служба (святых семи́ отроко́в), как в Петров пост (см. примечание 2 июня) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба святых семи́ отроко́в не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А).

Порядок чтений, согласно календарю: 2 Кор., 171 зач., II, 3–15. Мф., 94 зач., XXIII, 13–22.

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и святых, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Жезло́м Твоея́ моли́твы...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Небе́сных чино́в ра́дование…».

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святых, глас 4-й (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и святых на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – седален святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке святых, глас 4-й: «Просла́вивый на земли́...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 60) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак святых, глас 4-й: «Ми́ра су́щая...».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святых, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Святе́йшая святы́х…».

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний...».

На часах – т


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.226 с.