Географические и природные условия. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Географические и природные условия.

2021-01-31 181
Географические и природные условия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследовательская работа

 

Тема «Золотая Хохлома – русский национальный промысел»

 

Автор:

Нечаева Елена Александровна

Студентка группы ПС – 19А

Руководитель:

Преподаватель

Салаева Елена Владимировна

 

 

г. Заволжье,

 2019

Введение

Улыбнется солнце ясным ликом

Заиграет мир на все цвета

И в росинке, что на повилике,

Сразу засияет Красота!

И в Узоле светлой отразится.

В ней от родников струя остра.

Здесь не зря хранят перо Жар птицы

Мастерицы все и мастера!

 

"Я живу на родине Золотой хохломы"- эти слова с гордостью произносят те, кто родился и вырос на сёминской земле. И я не являюсь исключением! Именно здесь, в лесном Заузолье в XVII веке и возник всемирно известный ныне промысел, который получил очень красивое и звучное название - "Золотая хохлома"

Искусство хохломского промысла каждый из нас впитал, как ни громко это звучит, с молоком матери. Ведь издавна каждая семья к хохломе имела самое прямое отношение - "писать" её умели здесь все! А лет десять назад не редкостью в домах сёминцев были и токарные станки. Мастерство передавалось из поколения в поколение. Выросли уже целые династии мастеров. Думаю, что такого количества Народных и Заслуженных художников на одно село, мало где еще встретишь.

Значит, плоды их труда – без золота созданные, но по-царски красивые расписные эти изделия – и по сей день пользуются огромным спросом!

Собирая информацию о промысле хохломской росписи, я столкнулась с громким высказыванием, что она является мега брендом России.

В своей работе планирую установить или опровергнуть истинность данной фразы. Для достижения этой цели буду изучать географические, экономические, исторические условия возникновения промысла, проанализирую легенды, связанные с «золотой хохломой», исследую технологию производства и технику «письма» на примере умельцев из моей семьи. Думаю, что будет важно узнать и о том, насколько безопасно для здоровья использование данной посуды и почему изделия наших сёминских мастериц вызывают чувства умиления, восхищения, гордости у моих соотечественников и иностранцев.

 

 

Возникновение промысла.

От баклуши до золота.

Я происхожу из семьи художников. Моя бабушка работала на фабрике «Хохломский художник». В нашем селе стараются сохранить традиции хохломской росписи и в настоящее время. О.П.Лушина была инициатором обучения азам хохломской росписи учениц Семинской школы. На уроках и во время экскурсий на предприятие мы своими глазами видели как рождаются ложки и плошки, шкатулки и братины, как потом из безликого «белья» они превращаются в великолепные изделия, выражающие так близкую русским людям любовь к природе… Более тридцати лет ведется эта работа, направленная на сохранение промысла как ценности нашего края. На протяжении 4х лет я и сама училась писать хохломскую роспись.

А технология производства изделия такова:

1. Дерево – липа, береза, в худшем случае осина – вот основной и изначальный материал для производства хохломского «белья». Но, прежде, чем она попадёт к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, дерево сушат не менее трёх лет. Только после этого оно считается пригодным для изготовления качественных изделий. Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок. Будущие ложки, кружки, братины — всё проходит сушку в печах и шлифование.

2. Высушенное и слегка обработанное дерево поступает в токарный цех, где происходит его чудесное превращение в задуманную вещь.

3. Работа токаря – подлинное наслаждение: непрерывно бежит розовато-белая лента стружки, предмет как бы вырастает из круглого чурбака.

4. Последняя проверка размеров, шлифовка, и затем резец отделяет только что созданный предмет от его основы.

5. «Белье», т. е белая, неокрашенная деревянная заготовка, готово, но оно должно еще провести семь дней в сушильной камере, чтобы совершенно освободиться от влаги.

После этого начинаются манипуляции, подготавливающие предмет к росписи.

6. Необходимо заделать все поры, чтобы ни краска, ни лак в дальнейшем не пожухли, - начинается грунтовка изделий. Раньше она производилась особой глиной – «вапом», теперь специальным грунтом.

7. Опять изделия сушатся.

8. А затем шпаклюются, чтобы поверхность была абсолютно гладкой, и не было бы никаких изъянов.

9. Изделие шлифуется, вручную или на специальном станке.

10. На деревянную поверхность три-четыре раза наносится олифа, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его, т. е. «на отлип». Олифами называются пленкообразующие вещества, получаемые специальной обработкой растительных масел. Но не любых, а лишь высыхающих, содержащих глицериды ненасыщенных жирных кислот, — например, льняного, конопляного. Чтобы получить олифу, масло нагревают до 120—150° С, иногда в присутствии катализаторов — так называемых сиккативов, ускоряющих высыхание масла. Слово «высыхание» можно было бы брать в кавычки, потому что, по сути дела, масло не высыхает, а твердеет в результате сложных процессов окисления и полимеризации. При этом образуется прочная, нерастворимая в воде пленка, хорошо прилипающая к поверхности

11. Изделия лудятся алюминиевым порошком. Втирание полуды называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском.. В прежние времена вместо алюминия использовали олово. Но стоило оно дорого, и обеспечить его привоз мог только состоятельный заказчик, что серьезно тормозило развитие промысла.

12. Затем «серебро» поступает в руки художника, который и расписывает изделие.

13. После росписи вещь покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся поистине «золотыми». Какие химические реакции идут здесь? Почему образуется золоченая поверхность? Оказывается, весь секрет в пленке олифы. При высокой температуре олифа «закаливается», приобретая золотистый цвет. Сочетание желтоватого цвета пленки с металлическим блеском порошка алюминия очень хорошо имитирует настоящую позолоту. Пленка не только превращает дешевый невзрачный металл в «благородное золото», но и надежно защищает роспись и поверхность дерева.

 После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность. Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.

 

Итак, при производстве изделий хохломского промысла необходимо знание и соблюдение всех этапов работы с деревом, аккуратность и организованность, а также творческое начало и стремление мастеров к самосовершенствованию.

 

Заключение

Согласно «Википедии», бренд это (англ. brand, [brænd] — клеймо) — логотип и прочее; комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. Ментальная оболочка продукта или услуги.

Бренд символизирует какие-либо определённые качества продукта или характеристики самого производителя продукта. Для этого бренд должен быть узнаваем.

Почему «Золотую Хохлому» можно считать Мега – брендом России?!

В хохломской росписи, в ее декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы окружающего его мира. В этих огненных всплесках киновари — щедрость и богатство души русского человека, в них — живое чувство природы и мечта крестьянина о прекрасном, его желание превратить скромную былинку в диковинное растение, вьющееся причудливыми завитками. О том же поется и в народных свадебных песнях: вьется «золотой яр-хмель», на пути жениха к невесте распускаются «лазоревые цветы», склоняется «шелковая травушка». Именно поэтому хохлома рассматривается как символ русского искусства, она настолько полюбилась людям, что живёт почти в каждом доме.

С середины 1960−х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А Семино по праву считается столицей Золотой Хохломы. Хохлома — это название большого торгового села, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть просто- «Хохломой». Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы. Русский народ всегда был и будет, гостеприимным – посуды требуется большое количество. Хохлому везут во все уголки мира в качестве сувениров и подарков. В настоящее время мы можем встретить не только деревянную посуду и другие деревянные изделия, но и одежду, обувь, чехлы на телефоны, холодильники, телевизоры, машины и мотоциклы, расписанные хохломой. Официальным сувениром Олимпиады в Сочи стала хохломская матрешка.

 Всех приведенных доводов, я думаю, достаточно, чтобы доказать, что хохломская роспись является настоящим мега – брендом России. Данный вид росписи стал одним из символов России на международном уровне наравне с матрёшкой, балалайкой и медведями. Деревянные ложки, ковши и посуда, расписанные в хохломском стиле станут настоящим украшением любого дома и хорошим подарком для ценителей народного искусства.

 

Затерялся в заволжских просторах

                                Средь узольских лесов и полей

                                Наш единственный в мире посёлок -

                                Нет дороже его и родней!

 

                                Наше Сёмино славится песней

                                И огнём "Золотой хохломы"

                                И нигде не найти интересней

                                Деревянной резной старины.

 

Приложение

 

 

Художницы за работой

Виды письма:

Фоновое письмо

 

Верховое письмо

Виды орнамента:

 

     Пряник

Травка

    Кудрина

Опыт

Мои работы:

 

 

Работы моей бабушки:

 

 

Источники и литература

 

1. ru. Wikipedia org Ковернинский район

2. goldenhohloma.com.Золотая хохлома. История.

3. ru. Wikipedia org Хохлома

4. Списки населенных мест Российской империи. Нижегородская губерния. С- Петербург. 1863 год. Стр. 128

5. Архив семьи Нечаевых

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу

1 Фамилия, имя, отчество рецензента

Салаева Елена Владимировна

2 Должность, место работы: преподаватель ГБПОУ «ЗАМТ»

3 Фамилия, имя, отчество автора: Нечаева Елена Александровна

4.Тема исследовательской работы, проекта:

  Золотая хохлома – русский национальный промысел  

Работа студентки Нечаевой Е. А. посвящена истории возникновения и развития промысла хохломской росписи. Автор умело определила цели, задачи и наметила маршрут исследования.

 Тема изложена полно, материал логично выстроен. По каждой главе сделаны небольшие выводы, подтверждающиеся фактами, источниками, результатами опыта.

Работа глубоко личностна, т. к. автор использует в ней сведения, полученные от родственников, односельчан, а также результаты собственного творческого труда.

Рассмотрение проблемы строится на основе информации, полученной различными методами и из разных источников- от интернет – ресурса Википедия до анализа архивных данных о списках населенных мест Нижегородской губернии 1863 года. Прибегает также к проведению химического опыта. Для иллюстрации работы Нечаева Е. А. использует таблицы, рисунки, фотографии.

Поставленные цели соответствуют конечному результату. Автор доказала народный характер ремесла Золотой хохломской росписи, его связь с природой родного края и чертами русского национального характера, а также востребованность изделий данного промысла в России и во всем мире.

 

"10"октября 2019 года

 

 

1 слайд.

Здравствуйте. Меня зовут Нечаева Елена. Я студентка 1 курса Заволжского автомоторного техникума, специальность – «программирование…………………………………..».

Моя работа посвящена развитию народного промысла изготовления деревянной посуды и хохломской росписи в моем родном селе Сёмино.

Я живу на родине Золотой хохломы"- эти слова с гордостью произносят все мои односельчане. Издавна каждая семья у нас к хохломе имела самое прямое отношение - "писать" её умеют здесь все! Мастерство передавалось из поколения в поколение. Выросли уже целые династии мастеров. Думаю, что такого количества Народных и Заслуженных художников на одно село, мало где еще встретишь.

Значит, плоды их труда – без золота созданные, но по-царски красивые расписные эти изделия – и по сей день пользуются огромным спросом!

 

Слайд 2.

 

Неоднократно в средствах массовой информации я встречалась с громким высказыванием, что хохлома сегодня является мега брендом России.

В процессе работы я планирую установить справедливость  или опровергнуть истинность данной фразы. Для достижения этой цели буду изучать географические, экономические, исторические условия возникновения промысла, проанализирую легенды, связанные с «золотой хохломой», исследую технологию производства и технику «письма» на примере умельцев из моей семьи. Думаю, что будет важно узнать и о том, насколько безопасно для здоровья использование данной посуды и почему изделия наших сёминских мастериц вызывают чувства умиления, восхищения, гордости у моих соотечественников и иностранцев.

 

Слайд 3.

 

Возникновение и название промысла хохломской росписи связывают с историей с. Хохлома и находящихся рядом с. Сёмино и Новопокровское.

До 1929 г. они были частью Хохломской волости Семеновского уезда Нижегородской губернии, а сейчас их можно найти на карте Ковернинского района.

 

Слайд 4.

Изучив архивные данные 1863 г. я пришла к выводу, что село Хохлома и в старину являлось достаточно развитым центром: в нем более шестисот жителей, 128 дворов, имеется церковь, правление, 2 училища и что особенно важно! Ярмарка и базар!

Село Сёмино находится в км от Хохломы.

Слайд 5.

Проанализировав климатические условия нашего края, его почвы и растительность, я поняла, что они были благоприятны для развития хохломского промысла: обилие лесов, что видно из таблицы; близость торговых путей, а вместе с тем невысокие урожаи с быстро истощаемых почв заставляли жителей искать себе подспорье. Народ, живущий в нашей местности, очень трудолюбив и предприимчив. Люди не любят сидеть без дела, поэтому летом занимались сельским хозяйством, а как только сезон заканчивался, и наступали холода, во всех домах точили и расписывали изделия. Изготовление деревянной посуды не только позволяло производить ее для себя, не тратя деньги, а, наоборот, честно зарабатывать их, пополняя бюджет семьи.

 

Слайд 6.

В процессе своего исследования я изучила много былей и небылиц о возникновении нашего промысла. Наиболее правдоподобны сведения о том, что Хохломская волость ранее принадлежала Троице – Сергиевскому монастырю и некоторых жителей окрестных деревень забирали туда на обучение ремеслу иконописи. Во время церковного раскола же многие утеклецы бежали в родные леса под Хохломой и Сёмино. Оттуда, говорят, и пришла технология обработки, позволявшая создавать золотую посуду, не использовав при этом ни одного грамма драгоценного металла.

Легенды записал местный краевед Красильников.

Слайд 7.

 

В нашем селе стараются сохранить традиции хохломской росписи и в настоящее время. О.П.Лушина была инициатором обучения азам хохломской росписи учениц Семинской школы. На уроках и во время экскурсий на предприятие мы своими глазами видели как рождаются ложки и плошки, шкатулки и братины, как потом из безликого «белья» они превращаются в великолепные изделия, выражающие так близкую русским людям любовь к природе.

А технология производства изделия такова:

Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок, которые проходят сушку в печах и шлифование.

2. Высушенное и слегка обработанное дерево поступает в токарный цех, где происходит его чудесное превращение в задуманную вещь.

Слайд 8.

«Белье», т. е белая, неокрашенная деревянная заготовка, готово, но оно должно еще провести семь дней в сушильной камере, чтобы совершенно освободиться от влаги.

После этого начинаются манипуляции, подготавливающие предмет к росписи.

Слайд 9.

 Необходимо заделать все поры, чтобы ни краска, ни лак в дальнейшем не пожухли, - начинается грунтовка изделий. Раньше она производилась особой глиной – «вапом», теперь специальным грунтом.

Опять изделия сушатся.А затем шпаклюются и шлифуется, чтобы поверхность была абсолютно гладкой, и не было бы никаких изъянов.

Затем на деревянную поверхность три-четыре раза наносится олифа, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его, т. е. «на отлип».

Теперь на изделие наносится алюминиевый порошок. Это процесс называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском.. В прежние времена вместо алюминия использовали олово. Но стоило оно дорого, и обеспечить его привоз мог только состоятельный заказчик, что серьезно тормозило развитие промысла.

Затем «серебро» поступает в руки художника, который и расписывает изделие.

После росписи вещь покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся поистине «золотыми».

Во время экскурсий на предприятие нам рассказывали, что секрет кроется в том, что при высокой температуре олифа «закаливается», приобретая золотистый цвет. Сочетание желтоватого цвета пленки с металлическим блеском порошка алюминия очень хорошо имитирует настоящую позолоту. Пленка не только превращает дешевый невзрачный металл в «благородное золото», но и надежно защищает роспись и поверхность дерева.

Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.

 

Слайд10 -11.

Смотреть, как работают мастера, - большое удовольствие. Мастера (теперь почти на сто процентов женщины) сидят за низенькими столами на низеньких табуретках, заложив ногу на ногу, и колено служит опорой для предмета, который они держат левой рукой, а правой расписывают. Такое положение при процессе росписи облегчает необходимый и легкий поворот вещи в любую сторону, с любым наклоном. Стол нужен только для того, чтобы держать на нем краски, кисти, своеобразную палитру, вещи, уже расписанные или ждущие своей очереди.

Слайд 12 -13

Хохломские мастера не пишут, что попало. В хохломской росписи существует вполне определенный круг «писем». Их всего два: это «верховое письмо» и «фоновое письмо». Отчасти они определяются уже по своим названиям.

На серебряную после лужения поверхность наносится кистью орнамент, и в данном случае в окончательном виде в росписи преобладает золотой фон, а орнамент действительно будто идет поверх этого фона. Это и есть «верховое письмо».

 При «фоновом письме» золотой фон исчезает под слоем краски, золото блестит лишь в орнаменте.

Слайд 14.

Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, его любовь к природе, наблюдательность, теплую и немного наивную жизненную философию людей.

Существуют разнообразные виды орнаментов:

«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;

«травка» — узор из крупных и мелких травинок, осочек, капелек; Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

 «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Слайд 15 -16.

Наши мастера любят придумывать свои сюжеты. Например, если вы увидите, что на хохломской чашке изображены яблоки или малина, то это точно будет не семёновская, а сёминская роспись.

Все эти черты прекрасно прослеживаются в работах моей бабушки, которые мы бережно храним дома.

На уроках хохломской росписи нам показывали элементы традиционного письма. Но, наряду с этим, учитель предлагал и импровизировать, использовать в рисунке приглянувшиеся «сюжеты» из окружающей нас природы. Ведь именно оттуда черпали русские кустари свое творчество и, наверное, поэтому невозможно найти даже двух одинаковых изделий хохломского промысла.

Я пыталась включить в свои работы даже изображения животных.

Слайд 17.

На размышление о том, можно ли использовать современную посуду с хохломской росписью по ее прямому назначению, меня натолкнуло изучение химии, а также статья в журнале «Экология и жизнь», в которой приводятся сведения о токсичности алюминия, вредном его воздействии на организм человека из-за способности окислять окружающую его среду. Для устранения сомнений я обратилась с вопросами к технологу производства, а также провела опыт по определению уровня PH воды в чашке с хохломской росписью.

На основе проведенного в кабинете химии опыта, состоящего в измерении кислотности воды, помещенной в посуду с хохломской росписью сроком в 1 сутки, я пришла к выводу, опасности для организма с этой точки зрения, она не представляет, т. к. уровень PH составлял от 6,7 до7,3единиц.

Технолог же обратила внимание на то, что в наше время, поскольку изделия используются чаще всего как сувениры, применяется экспресс – лак, который вместо длительной сушки затвердевает всего за 5 минут.

Слайд 18.

В настоящее время мы можем встретить не только деревянную посуду и другие деревянные изделия, но и одежду, обувь, чехлы на телефоны, холодильники, телевизоры, машины и мотоциклы, расписанные хохломой. Официальным сувениром Олимпиады в Сочи стала хохломская матрешка.

Слайд 19.

Обратившись к справочному материалу интернет – ресурсов, я нашла определение термина «бренд» и поняла, что Золотая хохлома вполне может носить это гордое название, т. к., в ее декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. В этих огненных всплесках киновари — щедрость и богатство души русского человека, в них — живое чувство природы и мечта крестьянина о прекрасном, его желание превратить скромную былинку в диковинное растение, вьющееся причудливыми завитками. Именно поэтому хохлома рассматривается как символ русского искусства, она настолько полюбилась людям, что живёт почти в каждом доме.

 Русский народ всегда был и будет, гостеприимным – посуды требуется большое количество. Хохлому везут во все уголки мира в качестве сувениров и подарков.

Данный вид росписи стал одним из символов России на международном уровне наравне с матрёшкой, балалайкой и медведями.

Слайд 20.

А Семино по праву считается столицей Золотой Хохломы.

Затерялся в заволжских просторах

                                Средь узольских лесов и полей

                                Наш единственный в мире посёлок -

                                Нет дороже его и родней!

 

                                Наше Сёмино славится песней

                                И огнём "Золотой хохломы"

                                И нигде не найти интересней

                                Деревянной резной старины.

 

Исследовательская работа

 

Тема «Золотая Хохлома – русский национальный промысел»

 

Автор:

Нечаева Елена Александровна

Студентка группы ПС – 19А

Руководитель:

Преподаватель

Салаева Елена Владимировна

 

 

г. Заволжье,

 2019

Введение

Улыбнется солнце ясным ликом

Заиграет мир на все цвета

И в росинке, что на повилике,

Сразу засияет Красота!

И в Узоле светлой отразится.

В ней от родников струя остра.

Здесь не зря хранят перо Жар птицы

Мастерицы все и мастера!

 

"Я живу на родине Золотой хохломы"- эти слова с гордостью произносят те, кто родился и вырос на сёминской земле. И я не являюсь исключением! Именно здесь, в лесном Заузолье в XVII веке и возник всемирно известный ныне промысел, который получил очень красивое и звучное название - "Золотая хохлома"

Искусство хохломского промысла каждый из нас впитал, как ни громко это звучит, с молоком матери. Ведь издавна каждая семья к хохломе имела самое прямое отношение - "писать" её умели здесь все! А лет десять назад не редкостью в домах сёминцев были и токарные станки. Мастерство передавалось из поколения в поколение. Выросли уже целые династии мастеров. Думаю, что такого количества Народных и Заслуженных художников на одно село, мало где еще встретишь.

Значит, плоды их труда – без золота созданные, но по-царски красивые расписные эти изделия – и по сей день пользуются огромным спросом!

Собирая информацию о промысле хохломской росписи, я столкнулась с громким высказыванием, что она является мега брендом России.

В своей работе планирую установить или опровергнуть истинность данной фразы. Для достижения этой цели буду изучать географические, экономические, исторические условия возникновения промысла, проанализирую легенды, связанные с «золотой хохломой», исследую технологию производства и технику «письма» на примере умельцев из моей семьи. Думаю, что будет важно узнать и о том, насколько безопасно для здоровья использование данной посуды и почему изделия наших сёминских мастериц вызывают чувства умиления, восхищения, гордости у моих соотечественников и иностранцев.

 

 

Возникновение промысла.

Географические и природные условия.

Возникновение и название промысла хохломской росписи связывают с историей с. Хохлома и находящихся рядом с. Сёмино и Новопокровское.

До 1929 г. они были частью Хохломской волости Семеновского уезда Нижегородской губернии, а сейчас их можно найти на карте Ковернинского района.

«Списки населенных мест Российской империи, составленные в 1863 г» приводят следующие сведения о селе Хохлома: находится при речке Хохлома, от уездного города в 45 верстах, число дворов – 128, жителей мужского пола – 237, женщин – 346; имеется православная церковь, 2 училища, волостное правление, ярмарка, базар.

Климат в Ковернинском районе с умеренно холодной зимой и теплым непродолжительным летом. Здесь четко выражены 4 времени года. В целом климатические условия благоприятны для активного проживания людей, для возделывания сельскохозяйственных культур, распространенных в средней полосе европейской части России, однако район находится в зоне рискованного земледелия. Почвы – дерново-подзолистые, песчаные и супесчаные, часто каменистые. На территории произрастает много деревьев, в основном это зона смешанных лесов. Судя по сведениям Википедии, в структуре земельного фонда Ковернинского района 18,4 % земель занимает пашня, а 70,6 % - леса. Обилие леса, близость торговых путей, наряду с быстрой истощаемостью почв, приводили к развитию кустарных промыслов. Народ, живущий в нашей местности, очень трудолюбив и предприимчив. Люди не любят сидеть без дела, поэтому летом занимались сельским хозяйством, а как только сезон заканчивался, и наступали холода, во всех домах точили и расписывали изделия. Климат и ресурсы благоприятствовали этому, вместе с этим зимой было много свободного времени. Изготовление деревянной посуды не только позволяло производить ее для себя, не тратя деньги, а, наоборот, честно зарабатывать их, пополняя бюджет семьи.

 

  1.2 Преданья старины глубокой...

Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Откуда же взялась "Золотая хохлома"?

Технология изготовления «золотой посуды» без золота пришла из монастырей, где подобное использовалось в иконописи. Известно, что часть земель из Хохломской волости принадлежала Троице – Сергиевскому монастырю и некоторых жителей этих мест забирали туда на обучение ремеслу.

Кроме того, существует легенда, что в стародавние времена в дремучих заволжских лесах первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования, были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры, которые стали применять свои умения и к расцвечиванию деревянной посуды. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.

Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.

Об истории Золотой хохломы писал и местный краевед А.В.Красильников.

«Предания рассказывают, что в далеком прошлом в наших местах стоял дремучий лес, куда не пробиться было ни пешему, ни конному. Потом здесь начали появляться люди. Облюбовывали они себе местечки в самой глухомани, по лесным речушкам, которых здесь и в настоящее время множество. Строили люди себе избы из добротной древесины, огораживались высокими бревенчатыми заборами, чтобы звери не могли их достать, и начинали раскорчевывать леса под посевы.
Шли годы, десятилетия. Прибавлялся народ. Образовывались новые селения. Появлялись новые семьи. Строились новые дома. Расширялись поля для посевов за счет лесных массивов. Откуда и когда прибыли в наши края эти люди?
Историки предполагают, что часть из них перебралась в нашу глухомань из центральных районов, спасаясь от непосильных поборов и жестокостей в царствование Ивана III и Ивана Грозного. Позднее, уже в XVII веке, сюда переселялись раскольники, не желавшие расстаться с порядками и обычаями старой веры и перейти в никонианство.
В наших местах так повелось: в одном селе или деревне жили и никониане, и староверы. В южной части села Новопокровского - никониане, в западной - староверы. В селениях Тонково, Воротилово, Виноградово почти все жители тяготели к расколу. А в деревне Хрящи почти все население ходило в церковь."

 

Таким образом, мы видим, что хохлома в Приузолье пришла вместе со староверами и с росписи церковной утвари перешла на деревянную посуду. И зародилось мастерство именно в Приузольских деревнях - Новопокровское, Мокушино, Сёмино.

 

От баклуши до золота.

Я происхожу из семьи художников. Моя бабушка работала на фабрике «Хохломский художник». В нашем селе стараются сохранить традиции хохломской росписи и в настоящее время. О.П.Лушина была инициатором обучения азам хохломской росписи учениц Семинской школы. На уроках и во время экскурсий на предприятие мы своими глазами видели как рождаются ложки и плошки, шкатулки и братины, как потом из безликого «белья» они превращаются в великолепные изделия, выражающие так близкую русским людям любовь к природе… Более тридцати лет ведется эта работа, направленная на сохранение промысла как ценности нашего края. На протяжении 4х лет я и сама училась писать хохломскую роспись.

А технология производства изделия такова:

1. Дерево – липа, береза, в худшем случае осина – вот основной и изначальный материал для производства хохломского «белья». Но, прежде, чем она попадёт к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, дерево сушат не менее трёх лет. Только после этого оно считается пригодным для изготовления качественных изделий. Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок. Будущие ложки, кружки, братины — всё проходит сушку в печах и шлифование.

2. Высушенное и слегка обработанное дерево поступает в токарный цех, где происходит его чудесное превращение в задуманную вещь.

3. Работа токаря – подлинное наслаждение: непрерывно бежит розовато-белая лента стружки, предмет как бы вырастает из круглого чурбака.

4. Последняя проверка размеров, шлифовка, и затем резец отделяет только что созданный предмет от его основы.

5. «Белье», т. е белая, неокрашенная деревянная заготовка, готово, но оно должно еще провести семь дней в сушильной камере, чтобы совершенно освободиться от влаги.

После этого начинаются манипуляции, подготавливающие предмет к росписи.

6. Необходимо заделать все поры, чтобы ни краска, ни лак в дальнейшем не пожухли, - начинается грунтовка изделий. Раньше она производилась особой глиной – «вапом», теперь специальным грунтом.

7. Опять изделия сушатся.

8. А затем шпаклюются, чтобы поверхность была абсолютно гладкой, и не было бы никаких изъянов.

9. Изделие шлифуется, вручную или на специальном станке.

10. На деревянную поверхность три-четыре раза наносится олифа, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его, т. е. «на отлип». Олифами называются пленкообразующие вещества, получаемые специальной обработкой растительных масел. Но не любых, а лишь высыхающих, содержащих глицериды ненасыщенных жирных кислот, — например, льняного, конопляного. Чтобы получить олифу, масло нагревают до 120—150° С, иногда в присутствии катализаторов — так называемых сиккативов, ускоряющих высыхание масла. Слово «высыхание» можно было бы брать в кавычки, потому что, по сути дела, масло не высыхает, а твердеет в результате сложных процессов окисления и полимеризации. При этом образуется прочная, нерастворимая в воде пленка, хорошо прилипающая к поверхности

11. Изделия лудятся алюминиевым порошком. Вти


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.