Дом Обороны сегодня (сентябрь 2020) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Дом Обороны сегодня (сентябрь 2020)

2021-03-17 935
Дом Обороны сегодня (сентябрь 2020) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЕРНАКУЛЯРНЫЙ РАЙОН

Вернакулярные районы — естественные границы города, формируемые самими горожанами в их повседневной деятельности. Они отличаются от административных границ и отражают реальную практику использования городского пространства: историческую идентичность районов города, границы деятельности, формируемые морфологией застройки и выстроенной средой.

Впервые понятие появилось в 60-х годах 20 века: такие районы также иногда называли «образными» (erceptional) и «народными» (folk). Именно тогда и было положено начало дискуссии о том, что границы районов должны определяться не «сверху» — решением административных органов, а самими горожанами — через человеческие практики и опыт использования городского пространства.

Еще раньше французский философ Ги Дебор, гуляя по Парижу, говорил, что город — это вовсе не структура улиц или площадей, раз и навсегда заданная картой, а динамичная и гибкая структура отдельных районов, каждый из которых наполнен своей атмосферой. Именно эту атмосферу он и его товарищи пытались прочувствовать во время своих «дрейфов» по городу.

На визуальном образе города делал акцент и специалист в области городского планирования Кевин Линч. Он предложил идею ментального образа города и ментальных карт (mental image, mental maps). Под ментальным образом специалист понимал общие образы, которые захватывают большое количество городских жителей. Ментальные карты — это карты, которые создаются в субъективном представлении человека и по которым можно понять его путь в городе, повседневные маршруты и способы взаимодействия с городским пространством.

 

Вернакулярные районы Тюмени

ДОМ ОБОРОНЫ НА КАРТЕ ТЮМЕНИ

                          ИСТОРИЯ        РАЙОНА

От крепости до экопарка — как менялся район Тюмени

Район Дом Обороны в Тюмени приобрёл современный вид только в начале XXI века. Ещё 60 лет назад здесь была деревня, окружённая лесом и болотами. Сегодня это развивающийся район, где почти не бывает пробок, царит размеренный ритм жизни и растёт много зелени.

Ямская слобода

Старая часть современного Дома Обороны прилегает к историческому центру Тюмени и выходит к реке Туре.

В 1597 году по указу царя Фёдора  Иоанновича в Сибири открыли Бабиновскую дорогу, по которой из Тюмени в Архангельск перевозили пушнину и меха на экспорт. Дорога начиналась в Ямской слободе и шла на современный Ирбит — город в Свердловской области. До 1764 года только по ней можно было добраться до Тюмени.

Для бесперебойного экспорта пушнины в Сибири организовали первую ямскую службу — от Верхотурья до Тюмени, — набрали ямщиков и поселили их в тюменской крепости. Ямщикам в крепости было тесно: лошади и повозки занимали много места, а ещё нужно было где-то хранить сено и воду. Вдобавок сено часто горело, потому жители острога не были рады ямщикам. 26 дворов      — было в Ямской слободе в 1605 году.

 

Поэтому в 1605 году ямщики попросили у царя, тогда уже правил Борис Годунов, разрешения основать собственное поселение за речкой Тюменкой. Так появилась Ямская слобода, по названию которой позднее именуют главную улицу Дома Обороны — Ямскую. На противоположном берегу Тюменки ямщики основали постоялые дворы, построили конюшни, сеновалы, дровяники и колодцы. Место было оживлённым, и район начал быстро расти: вскоре появились кузницы, пекарни, сапожные мастерские. Сегодня это территория краеведческого музея и Исторической площади.

В период с XVIII по XIX век Затюменка практически не развивалась и не росла. В начале XX века город в этой части заканчивался на пересечении современных улиц Ямской и Полевой. Район состоял в основном из деревянных домов, за исключением каменного Свято-Троицкого монастыря, который заложили в 1616 году, а закончили строительство лишь в 1715.  

Полноценно район стал развиваться только в 1920-х. До того времени на месте современного кольца Дома Обороны находился лес и заболоченная местность. Лес тянулся от ипподрома на Товарном шоссе до деревни Воронино. В 20-е годы из-за Гражданской войны и проблем с отоплением лес вырубили.

Позднее, после Великой Отечественной войны, там построили железнодорожную ветку на комбинат «Красный Октябрь», которая пересекает Ямскую улицу рядом с рынком «Мальвинка» и действует до сих пор. Благодаря железной дороге продукцию стали вывозить не в объезд, а напрямую и отправлять её на Урал: в Магнитогорск, Свердловск и другие промышленные центры Урала.


В послевоенное время на месте ры

 

 

Цеха «Красного Октября»

В районе современного рынка «Мальвинка» находилась база пищевых растительных масел. Там стояли огромные, как для топлива, цистерны, куда по железным путям завозили растительные масла и разливали по бутылкам. В 90-х землю и завод приватизировали, цистерны распродали и открыли рынок.

Рынок «Мальвинка» (современный вид)

Если посмотреть на план Тюмени 1937 года, то видно, что район Дом Обороны состоял всего из пяти кварталов. Город заканчивался в районе улицы Льва Толстого. Часть района, между Полевой и Аккумуляторной, состояла из деревянной застройки. Первое каменное здание появилось здесь в 1936 году на перекрёстке улиц Луначарского и Льва Толстого — школа № 26. Она находится там и сегодня.

Позднее в 1940‑50-х в районе появилось множество кустарных и промышленных предприятий. Из-за наступления немецких войск заводы и фабрики из европейской части страны эвакуировали в Сибирь. Вокруг производственных точек формировались жилые районы. Яркий пример — посёлок деревообрабатывающего комбината «Красный Октябрь», или ДОК, как его называют местные. Предприятия вплелись в планировку города и стали его частью.

В сторону железнодорожного вокзала на улицах Белинского, Таврической и Клары Цеткин селились беженцы из европейской части СССР. Они строили деревянные дома и в них жили. После освобождения Донбасса в 1943 году некоторые улицы между Товарным шоссе и улицей Чернышевского назвали в честь героев Советского Союза и победы в войне: Краснодонская, Гвардейская, Победы, Гайдара, Лунёва.

Кроме заводов в Тюмень эвакуировали и военно-пехотные училища, где готовили курсантов и младший офицерский состав для фронта. Тогда улица Ямская заканчивалась в районе улицы Льва Толстого и напрямую выходила в район современной улицы Барнаульской.

По обеим сторонам Ямской располагались военные городки, где обучали военному делу. Многие улицы сохранили названия тех времён: Военная, Комбинатская. По Военной солдаты покидали город и отправлялись на фронт. После войны район стал застраиваться в сторону современного Дома Обороны: появилась улица Бакинских Комиссаров, которая сегодня ведёт к Затюменскому экопарку.

Всего во время войны в Тюмень эвакуировали 28 предприятий из Москвы, Ленинграда, Одессы и других городов

Современный Дом Обороны стремительно строился с 1950 по 2002 годы в окрестностях главной дорожной артерии — Новой Ямской улицы, идущей от улицы Болотникова до Аккумуляторной.

 

События Клуба РГО Тюменского ПКУ

Октября кадеты 6 курса провели на территории училища спортивно-географическое состязание «POGRUGENIE ТУР 2020», посвященное Всемирному Дню туризма». В процессе неконтактной эстафеты кадеты соревновались на этапах: «Знание туристической атрибутики»; «Ориентирование по карте»; «Тур-арт-фото»; «Лучший плакат к Всемирному Дню туризма». Все команды получили заслуженные грамоты.

 

 


 

 


  В 1951 году появились первые дома, которые солдаты шестого и десятого военных городков строили для своих офицеров. Многие из них сохранились до наших дней.

До 1963 года на месте современного транспортного кольца и Дома Обороны были лес и заболоченный пруд.

Прежняя Затюменка

Со стороны России по Ямской был красивый въезд в Тюмень. Когда обозы от современного пансионата им. Оловянникова поднимались к улице Полевой, самому высокому месту Затюменки, перед путешественниками открывалась широкая панорама Тюмени. Над низкими одноэтажными домами слободы поднимались к небу колокольни и главы церквей Спасо-Троицкого монастыря, справа Благовещенской церкви, а позже, со второй половины XVIII в., - и других храмов. На наших истово верующих в Бога предков этот благолепный вид производил сильное впечатление. Мужчины снимали шапки, крестились на колокольни, благодарили Бога за благополучное прибытие в Тюмень.

До 1763 года все дороги в Сибирь были запрещены, кроме этой, проложенной на рубеже XVI и XVII в. через Верхотурье в Тюмень. В разное время она называлась по-разному: Новой Сибирской дорогой, Туринским, Краснополянским, Ирбитским трактами. Никто не мог миновать Тюмень до указанной даты, да и после многие ездили этим путем, потому много знатного и незнатного народа попадало к нам по Ямской улице, где стояли постоялые дворы, заменявшие гостиницы.
Еще в начале XX века Ямская улица заканчивалась у перекрестка с современной улицей Болотникова, а дальше поворачивала чуть вправо и направлялась в сторону современного пансионата им. Оловянникова по современной Барнаульской улице.
В конце 1920-х годов на этой окраине Тюмени разместили обширные военные склады и городки и Ямскую проложили между ними в сторону современного Дома обороны, где она разделилась: одна дорога уходила влево к железной дороге и возле нее – вокзалу. Позже здесь сформировалась ул. Белинского, Таврическая, Клары Цеткин. Другая дорога шла в сторону современной Авторемонтной. По улице Бакинских комиссаров (тогда она была безымянной проезжей дорогой) выезжали на Туринский, или Ирбитский, тракт (теперь улица Барнаульская).

Современная Ямская окончательно сформировалась к началу 80-х гг. XX в. Ее можно условно разделить на три части: старую (от реки Туры до ул. Болотникова), новую (от Болотникова до Аккумуляторной) и лесную (от Аккумуляторной до Рощинского кольца).

 

  

 

 

Знакомая всем развязка

Ямская улица начинается от крутого берега реки Туры, где по его краю проходит ул. Коммунистическая (до 1922 г. – Большая Монастырская), и по пологому косогору поднимается к ул. Полевой, по которой проходит граница старинной Ямской слободы.

Это самая старая часть улицы. Ширина ее сохранилась та же, что полагалась по первому генеральному плану застройки Тюмени. Здесь в основном деревянные дома, построенные во второй половине XIX в. Хоть и прочные были дома из сибирской сосны и лиственницы, но время превратило их в труху. Дома покосились, вросли по окна в землю, и только резные наличники свидетельствуют об их былой красоте и стати. Кирпичных домов тут единицы. Правда, состоятельные люди в последние годы XX в. обложили свои деревянные дома модным в Тюмени красным кирпичом, в результате дома выглядят дворцами.

Торговый центр «Ямской»

В начале улицы по нечетной стороне высится здание бывшего коммерческого училища Колокольниковых – с 5 августа 2005 года архитектурно-строительный университет. Рядом в 80-х годах вуз возвел новый учебный корпус, резко отличающийся от старого строгими четкими линиями, гладкими стенами «без архитектурных излишеств» - тоже памятник своей эпохи. Рядом университет в 2004 -2005 гг. построил плавательный бассейн и оборудовал его по последнему слову техники, длина водных дорожек 50 метров. Есть помещение и для занятий другими видами спорта.

 

 


Архитектурно-строительный факультет ТИУ

Между домами № 18 и 20 можно увидеть еще совсем целые деревянные ворота старой усадьбы: калитка и двухстворчатые ворота для въезда конных экипажей. Когда-то такие ворота были почти у каждого здания. У дома № 28 сохранились ворота с кирпичными столбами и аркой. Теперь здесь располагается магазин «Свет».
Дом № 28 – Дом Е.Г. Молодкиной. Усадьба построена на территории Царева городища в конце XIX в. и с 1901 г. принадлежала тюменскому врачу А.Н. Климшину. Комплекс усадьбы составляет: одноэтажный деревянный жилой дом на каменном полуподвале, двухэтажный амбар, забор с воротами и калитками и сад (сохранились ценные породы деревьев)

Старая часть Ямской мало затронута современной застройкой. В 70-е годы XX в. построена пара домов возле перекрестка с ул. Полевой на четной стороне, в 70-80 гг. – на нечетной стороне. На перекрестке с ул. Л. Толстого утесом поднимается десятиэтажный жилой дом, состоящий из двух частей. Белую часть, выходящую фасадом на Ямскую, построили в 1994 г., а краснокирпичную, с фасадом на ул. Л. Толстого, - только в 2003 г.

 

 


 

Основная продукция завода

В июле 2000 г. выпущен 50-ти миллионный аккумулятор. 40,4 процента российских аккумуляторов выпускают в Тюмени. Свое 70-летие завод отметил в 2012 году.

В 2005 году в сквере у завода появились скульптуры лосей. Высота самого большого лося – чуть больше двух метров. Пример ненавязчивого использования бренда (лось – эмблема Тюменского аккумуляторного завода) в городской скульптуре. Безликий до того скверик у производственных мощностей благодаря скульптурам заиграл совершенно новым смыслом.

Благодарственные письма Тюменского областного отделения Русского географического общества получили: Мельников Данил (9А); Рыльских Михаил (9А); Никулин Семён (6А); Калугин Данил (11Д); Виноградов Владимир (10А); Чимитов Баир (10 Д); Сигида Артём (9Г).

ВЕРНАКУЛЯРНЫЙ РАЙОН

Вернакулярные районы — естественные границы города, формируемые самими горожанами в их повседневной деятельности. Они отличаются от административных границ и отражают реальную практику использования городского пространства: историческую идентичность районов города, границы деятельности, формируемые морфологией застройки и выстроенной средой.

Впервые понятие появилось в 60-х годах 20 века: такие районы также иногда называли «образными» (erceptional) и «народными» (folk). Именно тогда и было положено начало дискуссии о том, что границы районов должны определяться не «сверху» — решением административных органов, а самими горожанами — через человеческие практики и опыт использования городского пространства.

Еще раньше французский философ Ги Дебор, гуляя по Парижу, говорил, что город — это вовсе не структура улиц или площадей, раз и навсегда заданная картой, а динамичная и гибкая структура отдельных районов, каждый из которых наполнен своей атмосферой. Именно эту атмосферу он и его товарищи пытались прочувствовать во время своих «дрейфов» по городу.

На визуальном образе города делал акцент и специалист в области городского планирования Кевин Линч. Он предложил идею ментального образа города и ментальных карт (mental image, mental maps). Под ментальным образом специалист понимал общие образы, которые захватывают большое количество городских жителей. Ментальные карты — это карты, которые создаются в субъективном представлении человека и по которым можно понять его путь в городе, повседневные маршруты и способы взаимодействия с городским пространством.

 

Вернакулярные районы Тюмени

ДОМ ОБОРОНЫ НА КАРТЕ ТЮМЕНИ

                          ИСТОРИЯ        РАЙОНА

От крепости до экопарка — как менялся район Тюмени

Район Дом Обороны в Тюмени приобрёл современный вид только в начале XXI века. Ещё 60 лет назад здесь была деревня, окружённая лесом и болотами. Сегодня это развивающийся район, где почти не бывает пробок, царит размеренный ритм жизни и растёт много зелени.

Ямская слобода

Старая часть современного Дома Обороны прилегает к историческому центру Тюмени и выходит к реке Туре.

В 1597 году по указу царя Фёдора  Иоанновича в Сибири открыли Бабиновскую дорогу, по которой из Тюмени в Архангельск перевозили пушнину и меха на экспорт. Дорога начиналась в Ямской слободе и шла на современный Ирбит — город в Свердловской области. До 1764 года только по ней можно было добраться до Тюмени.

Для бесперебойного экспорта пушнины в Сибири организовали первую ямскую службу — от Верхотурья до Тюмени, — набрали ямщиков и поселили их в тюменской крепости. Ямщикам в крепости было тесно: лошади и повозки занимали много места, а ещё нужно было где-то хранить сено и воду. Вдобавок сено часто горело, потому жители острога не были рады ямщикам. 26 дворов      — было в Ямской слободе в 1605 году.

 

Поэтому в 1605 году ямщики попросили у царя, тогда уже правил Борис Годунов, разрешения основать собственное поселение за речкой Тюменкой. Так появилась Ямская слобода, по названию которой позднее именуют главную улицу Дома Обороны — Ямскую. На противоположном берегу Тюменки ямщики основали постоялые дворы, построили конюшни, сеновалы, дровяники и колодцы. Место было оживлённым, и район начал быстро расти: вскоре появились кузницы, пекарни, сапожные мастерские. Сегодня это территория краеведческого музея и Исторической площади.

В период с XVIII по XIX век Затюменка практически не развивалась и не росла. В начале XX века город в этой части заканчивался на пересечении современных улиц Ямской и Полевой. Район состоял в основном из деревянных домов, за исключением каменного Свято-Троицкого монастыря, который заложили в 1616 году, а закончили строительство лишь в 1715.  

Полноценно район стал развиваться только в 1920-х. До того времени на месте современного кольца Дома Обороны находился лес и заболоченная местность. Лес тянулся от ипподрома на Товарном шоссе до деревни Воронино. В 20-е годы из-за Гражданской войны и проблем с отоплением лес вырубили.

Позднее, после Великой Отечественной войны, там построили железнодорожную ветку на комбинат «Красный Октябрь», которая пересекает Ямскую улицу рядом с рынком «Мальвинка» и действует до сих пор. Благодаря железной дороге продукцию стали вывозить не в объезд, а напрямую и отправлять её на Урал: в Магнитогорск, Свердловск и другие промышленные центры Урала.


В послевоенное время на месте ры

 

 

Цеха «Красного Октября»

В районе современного рынка «Мальвинка» находилась база пищевых растительных масел. Там стояли огромные, как для топлива, цистерны, куда по железным путям завозили растительные масла и разливали по бутылкам. В 90-х землю и завод приватизировали, цистерны распродали и открыли рынок.

Рынок «Мальвинка» (современный вид)

Если посмотреть на план Тюмени 1937 года, то видно, что район Дом Обороны состоял всего из пяти кварталов. Город заканчивался в районе улицы Льва Толстого. Часть района, между Полевой и Аккумуляторной, состояла из деревянной застройки. Первое каменное здание появилось здесь в 1936 году на перекрёстке улиц Луначарского и Льва Толстого — школа № 26. Она находится там и сегодня.

Позднее в 1940‑50-х в районе появилось множество кустарных и промышленных предприятий. Из-за наступления немецких войск заводы и фабрики из европейской части страны эвакуировали в Сибирь. Вокруг производственных точек формировались жилые районы. Яркий пример — посёлок деревообрабатывающего комбината «Красный Октябрь», или ДОК, как его называют местные. Предприятия вплелись в планировку города и стали его частью.

В сторону железнодорожного вокзала на улицах Белинского, Таврической и Клары Цеткин селились беженцы из европейской части СССР. Они строили деревянные дома и в них жили. После освобождения Донбасса в 1943 году некоторые улицы между Товарным шоссе и улицей Чернышевского назвали в честь героев Советского Союза и победы в войне: Краснодонская, Гвардейская, Победы, Гайдара, Лунёва.

Кроме заводов в Тюмень эвакуировали и военно-пехотные училища, где готовили курсантов и младший офицерский состав для фронта. Тогда улица Ямская заканчивалась в районе улицы Льва Толстого и напрямую выходила в район современной улицы Барнаульской.

По обеим сторонам Ямской располагались военные городки, где обучали военному делу. Многие улицы сохранили названия тех времён: Военная, Комбинатская. По Военной солдаты покидали город и отправлялись на фронт. После войны район стал застраиваться в сторону современного Дома Обороны: появилась улица Бакинских Комиссаров, которая сегодня ведёт к Затюменскому экопарку.

Всего во время войны в Тюмень эвакуировали 28 предприятий из Москвы, Ленинграда, Одессы и других городов

Современный Дом Обороны стремительно строился с 1950 по 2002 годы в окрестностях главной дорожной артерии — Новой Ямской улицы, идущей от улицы Болотникова до Аккумуляторной.

 

События Клуба РГО Тюменского ПКУ

Октября кадеты 6 курса провели на территории училища спортивно-географическое состязание «POGRUGENIE ТУР 2020», посвященное Всемирному Дню туризма». В процессе неконтактной эстафеты кадеты соревновались на этапах: «Знание туристической атрибутики»; «Ориентирование по карте»; «Тур-арт-фото»; «Лучший плакат к Всемирному Дню туризма». Все команды получили заслуженные грамоты.

 

 


 

 


  В 1951 году появились первые дома, которые солдаты шестого и десятого военных городков строили для своих офицеров. Многие из них сохранились до наших дней.

До 1963 года на месте современного транспортного кольца и Дома Обороны были лес и заболоченный пруд.

Дом Обороны сегодня (сентябрь 2020)

Тогда остановка «Дом Обороны» называлась «Тракторсбыт». Рынок техники располагался на чётной стороне Ямской, сразу же за железнодорожной веткой, построенной в 1931 году.

Топоним «Дом Обороны» появился в 70-х, когда построили здание ДОСААФ. На его фасаде висела вывеска с крупной надписью «Дом Обороны» — название прижилось среди жителей города. И хотя во время Великой Отечественной войны в городе находились три военно-полевых училища, они не имеют отношения к названию района. Само понятие «дом обороны» пришло из 1920-х. В то время, чтобы подготовить молодёжь к службе в армии, а гражданское население к самообороне и тушению пожаров, организовывали такие дома.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.