Проблемы с преподаванием материала на кафедрах фундаментальной медицины. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Проблемы с преподаванием материала на кафедрах фундаментальной медицины.

2021-01-31 56
Проблемы с преподаванием материала на кафедрах фундаментальной медицины. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

По мнению преподавательского состава нашего ВУЗа, образование и самообразование студентов ухудшается. В доказательство этого можно привести:

1) Увеличение смертности из-за соц. важных заболеваний(с.в.з.);

2) "Победа" антипрививочников - невозможность и нежелание врачей объяснить людям необходимость прививания;

3) Недоверие людей к врачам и др.

По нашему мнению,главная причина распространения «эпидемии невежества» - отсутствие адекватной обратной связи от студентов преподавателям о качестве знаний, полученных ими на занятиях и лекциях. Как результат – неадекватная, «неперевариваемая», бестолковая, нерациональная подача материала.

Цель образования –любой ценой и методами как обеспечить студента материалом для изучения, так и добиться того, чтобы студент этот материал понял Далее в своих предложениях мы исходили из этого принципа.

«Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».

К сожалению, большинство студентов боятся об этом сказать прямо, ибо боятся штрафных санкций. Главная причина – ощущение, что студенты и преподаватели находятся на разных социальных ступенях. Это имеет свои плюсы и свои минусы, против этого мы мало что имеем.

Цель нашей работы: Добиться внедрения в учебный процесс тех практик и методик, которые поспособствуют качественному улучшению усвоения материала, а также которые позволят рационализировать время, которое тратится студентами на подготовку к занятиям.

Чтобы этого добиться, мы должны решить следующие задачи:

1) Проанализировать, какие практики и методики, используемые сейчас, не работают, и почему, а так же их доработать и переработать;

2) Предложить новые практики и методики, которые позволяют использовать объём финансирования вузов и наука и техника XXI века;

3) Создать студенческое движение, задачами которого будет помощь в реализации проектов по внедрению новых практик и методик преподавания, анализ их эффективности и корректировка проводимых мероприятий, а так же поиск новых идей для улучшения учебного процесса. Предлагаемое название этому движению - фраза “Labor omnia vincit” (далее – L.o.v.).

Методы исследования: опрос студентов, анализ научной и исторической литературы и синтез новых знаний, экспериментальное внедрение в рамках кружка новых практик и методик с последующим анализом результатов.


 

Основная часть

Конкретно в СГМУ актуальны следующие проблемы:

1) Непонимание, зачем учить и саморазвиваться;

2) Фрустрация из-за невозможности усвоения материала на лекциях и занятиях;

Варианты решения сложившихся проблем

Что предлагаем мы, участники движения «L. o. v.»:

Наращивание практики

a. Как военные со 2 курса подписывают контракт с Минобороны, так и студенты со 2 курса на обязательной основе могут устраиваться на работу в больницу, на 0,125-0,5 ставки. При этом максимального эффекта можно достигнуть, если прийти к практике обучения «3 недели учёбы/неделя работы». Эта схема практически реализована (смешные стипендии этому способствуют), но зачастую не хватает у самих врачей/медсестёр мотивации/знаний давать материал сверх нормы.
.
Работающему студенту необходимо давать курировать больных. Это практически реализовано, но в ординатуре и лишь немного – на занятиях. Студент чувствует себя неловко, если не знает ничего, и если тема уже пройдена им (мимо), он повторит её. Тех же, кто ещё тему не прошёл, так можно стимулировать учить тему впредь, ведь теперь он знает, что больные с *таким-то заболеванием* не выдумка преподавателя;

b. Книги как вариант дополнение к практике. М.Я. Яновская «Очень долгий путь», Ф.Г. Углов и серия его книг («Сердце хирурга» как конкретный пример), А. Хейли «Окончательный диагноз», А.А.Литвинов «Лечебные практики, изменившие мир» и др. при невозможности дать практический материал. Эти книги можно использовать как спасательный круг на экзамене, они помогут сформировать личность студента как врача !
(см. Приложение)

c. Летняя практика бесполезна! Проходя раз в год, часто не даёт информации о практике (её прогуливают). Предложение – превратить её в устройство на работу;

 

2) Модернизация лекционного курса:

a. Не хватает качественной обратной связи. Фраза: «Есть вопросы?» не вариант. Вопросы от лектора должны быть конкретными, в течение всей лекции, и сам лектор должен желать услышать ответ. Как вариант, 3 минуты контрольной, даже без подписи бумажек (их собирать отдельно). Или же без сбора контрольных, а устно спросить через 3 минуты у случайных студентов ответ.

Информация про обратную связь с помощью сайта вуза – ниже!

b. Не надо студента запасать знаниями «впрок», знания – не консервы! Информация должна понадобиться не через 3-5 лет, а сейчас, в ближайшие занятия. Если информация, заданная на дом, полезна, обязательно найдётся ситуационная задача, где эта информация понадобится.

c. Материал лекций – ближе к практике, в медицине или жизни.

Яркие примеры предметов, отстранённых от этого – философия, информатика, биофизика, зачастую биохимия, биология. Мы не предлагаем эти предметы убрать из учебного процесса, мы предлагаем как изменить форму и материал подачи (Философия, биохимия), так и время прохождения курса (биология, право, экономика – с 1 курса на 6).

Пример, связанный с философией (разбирать на занятии в таком духе): Каждый пациент, мыслит по-разному. В истории философии мы видим ярких представителей, которые могут попасть к нам на приём. Видя философию пациента (по первым репликам, внешнему виду), можно определиться с дальнейшим подходом к его лечению – будет ли он принимать лекарства педантично или от раза к разу, нужно ли на него надавить для этого и т.д..Более конкретных примеров не можем привести в связи с недостаточным знанием предмета, ибо он для некоторых прошёл мимо в связи с невозможностью связать знания на занятиях с практикой;

d. Незнание самого преподавателя, зачем он даёт эту информацию. Иначе не понятно, почему преподаватель не может доступно объяснить студентам, зачем им тот или иной материал.

e. Смех – индикатор понимания студентами темы разговора. В соцсетях с момента их появления существует множество медицинских пабликов, куда выкладывают медицинские «мемы» - шутки. Так «мемы» можно или делать самим, или брать из Интернета, и в течение лекции после прочтения сложных подпунктов показывать их. И ассоциация с материалом будет, и преподаватель поймёт, насколько хорошо студент понял вопрос.

Если же не использовать мемы, можно использовать анекдоты, сложные шутки (для понимания которых нужно понимание материала).

f. Выкладывание половин каждой лекции в эл. виде – на сайте, в формате.txt. Половина – чтобы основные понятия у студента ТОЧНО были записаны. При этом время для «надиктовывания» материала освобождается для объяснения самой темы. Более того, на большом количестве кафедр уже существуют подобные методички. Всё, что стоит сделать преподавателям – на 1 лекции сказать студентам, чтобы они приходили с напечатанными методичками, и дальше отталкиваться от материала методичек;

g. Больше наглядных примеров: аудио, видео, фото, больные/актёры/активные студенты, работа которых может зачесться как научно-исследовательская, к апрельской конференции;

h. Запись лекций на аудио- и видеоносители, для повторения лекционного материала таких корифеев, как А.Е. Доросевич, Е.А. Федосов, В.А. Глотов и др., ибо с 1 раза выслушать их лекции не представляется возможным. Более того, будет возможна запись по-настоящему факультативных лекций, на которые не нужно тратить лекционные часы, но знание которых расширит кругозор. Более того, давно стало популярным прослушивание в свободное время подкастов – это и есть записанные лекции в аудиоформате. Явление стало настолько широким, что получило отдельное название. Это говорит о том, что данная идея – не из самых новых, но введение их в практику выведет вуз в ряд с самыми прогрессивными;

i. Онлайн-трансляция лекций. В наше время онлайн-трансляция не просто реальна, но и обыденна. Больным и далеко живущим студентам эта инициатива по душе. Проблема, однако, есть – отсутствие во многих уголках страны стабильной и быстрой сети, даже в пределах Смоленска, поэтому онлайн-трансляция должна так же записываться и выкладываться в Интернет;

j. Интерактив как метод, позволяющий студентам думат ь на лекции, а не просто запоминать и зубрить. Наиболее полезен будет при выкладывании на сайте текста лекций(f.). Сюда же можно отнести сит. задачи на лекции, контрольные (a.);

Тема улучшения лекционного курса весьма актуальная и прорабатываемая в разных вузах. Предложено проблемное ведение лекций для связи лекционного материала и семинаров, т.е. использование ситуационных задач» [1,3,8].

Предложено «синдромное» ведение лекций, т.е. план лекций выстраивать не согласно нозологическим формам заболеваний, а по синдромам, которые характерны для данных заболеваний. Логика такова:

1) то, что мы видим, мы запоминаем лучше, чем то, что слышим. Cиндромы – это наглядный пример результата развития болезни;

2) в течение таких лекций можно сразу разобрать дифференциальную диагностику, сравнивая заболевания «в лоб» (т.е. не возвращаясь к болезням через 2-3 лекции после предыдущей), опять же с наглядными примерами [9].

3) Модернизация семинаров:

a. пойдёт почти всё из пункта «2)»(Модернизация лекционного курса);

b. Развитие чувства у студентов, что учебная аудитория – библиотека. Как вариант: ставить пищалки с микрофонами (реагирующими на звуки, ниже звука пищалки), которые преподаватель может выключать при входе и включать при уходе);

c. Использование видоизменённых игр для использования азарта в обучении. Можно использовать вместо пункта b. или вместе с ним. Пример игр будет приведён ниже;

d. Не оставлять студентов ½ занятия, хотя бы на 1-х курсах. Если не удалось воспитать умение учиться в школе, а это не удаётся воспитать, то очень полезно будет сделать это сразу при поступлении. Никуда не деться, нет смысла говорить: «это вуз, здесь взрослые люди, мы не обязаны это делать». Вы сами набираете людей, у которых этой базы нет. Как вариант, давать на 15-40 минут ситуационные задачи в начале или конце занятия, при условии, что преподаватель будет находиться рядом, и при усилении шума в аудитории он мог вернуться и начать опрашивать студентов.

Игры

1) Лото

Суть: группа делится на 2 команды. Далее – поочерёдно каждый её член достаёт из «мешочка» бумажку с «минибилетом» - названием анатомического образования, органа, болезни и т.д., на что должен ответить. За это получает 1 балл. Не отвечает – команда противника получает возможность ответить. Итог: выигравшие получают 5, проигравшие – 3. При подыгрывании друг другу для достижения ничьи (2+ занятия) или чередования побед можно подключить 3 «команду» - преподавателя.

2) Карты

Суть та же. На руках – N карт, их бросаешь оппоненту, а отбивает он или ответом на вопрос (который есть в карточке), или более «сильной» картой. Пример: золотистый стафилококк – ПЕНИЦИЛЛИН – бета-лактамаза – КЛАВУЛОНОВАЯ КИСЛОТА.

3) Разыгрывание ситуационной задачи

А) ИБ – дают с 4 курса, вместо их прочтения можно сделать следующее: давать часть ИБ – жалобы при поступлении, осмотр. Далее: спросить студентов, что они заподозрили, какие лаб исслед назначили. Далее: давать результаты иислед, указывая, сколько времени на них ушло, или не давать результаты, если пациенту эти лаб исслед не были сделаны. Далее: с «течением времени» вводить новые данные, связанные с ИБ – через 3ч заболела грудь, пациент потерял сознание и т.д., и таким образом довести игру до конца ИБ.

Б) Философия, история медицины, социология, психология – те же сит. задачи, для лучшего понимания мышления тех корифеев, историю которых мы изучаем;

В) разыгрываемые сценки А) и Б) несколькими студентами и преподавателем, без участия всей группы. Они – зрители, «жюри». В конце – письменный ответ на вопросы: «Правильно ли был поставлен диагноз?», «Этично ли вёл себя мед персонал(в лице одногруппников)?» и т.п.

Г) Поле чудес. Вместо букв – симптомы, методы обследования, лаб. Данные и др., вместо слова - заболевания/патология;

Д) Кто хочет стать миллионером. Почти тест, только решение вслух, когда преподаватель может сбивать с толку;

Е) Что? Где? Когда? Почти КХСМ, только вопросы – сложнее, время на обдумывание – короче, решение – групповое;

 

Другое

Введение в учебную и администрационную практику следующих нововведений:

1) Клинико-анатомические конференции – то, о чём должны говорить не только на кафедре клинической пат. анатомии. Отдельная благодарность преподавателям пат. анатомии и клин. пат. анатомии, которые рассказывают и показывают их. После 3 курса разбирать их на занятии очень актуально и интересно. Видеть здравоохранение таким, какое оно есть, а не такое, каким оно должно быть – значит говорить правду студентам.

2) Повышение стипендии на 1000-2000 за курс поможет с:

- Стимулированием заняться практикой для запоминания материала ради сохранения стипендии;

 Желание заняться заработком (во время обучения), не связанным с медициной (но более оплачиваемым), или полностью исчезнет, или упадёт до незначительных значений;

- Решением проблем с микронаушниками. Количество человек, желающих сдать экзамен на 4-5, вырастет, как и «цена помощи» (микронаушник). Вместе с тем строгость проведения экзаменов повысится, ибо держать хорошиста на 4-6 курсах вузу невыгодно, придётся оценку доказывать. Итого: дорогая бесполезная «помощь» будет уменьшена в связи с большим, чем ранее, риском потерять всё.

3) Соревнование групп

На сайте вуза есть отчет об успеваемости каждой из групп. За каждое место (или хотя бы за первые три) можно выдавать свои поощрения, вплоть до саркастических (за последнее место).

4) Приоритет профилактики над лечением. Внедрение ЛФК с первых занятий. Информацию о профилактике ставить в начале лекций и занятий, а не в конце.

Врачи могут и должны объяснять преимущества профилактики. При этом, лучший способ научения – подача личного примера. Значит, успех профилактических бесед и мероприятий зависит от усвоения и принятия их самими врачами.

В условиях, где действующие препараты стоят дорого, а активность и безопасность дешёвых вызывают сомнения, ЛФК, гигиеническая гимнастика, закаливание, слежение за осанкой и т.п. несут лучший эффект. Отсутствие веры в профилактику обусловлено неспособностью объяснить конкретные механизмы её действия. Строго говоря, зачастую в учебниках одна «вода» в объяснении работы проф. мероприятий.

 

Предложение решения:

А) расписание причин, почему ЛФК, профилактика и т.п. нужны:

1) Сколиоз -> уменьшение толщины межпозвоночных дисков -> радикулиты, невриты к 30-50 годам -> ухудшение качества жизни;

 

2) Курение – отдельная история, но нужно расписать мехнизмы, как курение действует:

Смог -> агрессивная среда для лёгких -> превращение кубических клеток плоскими, которые способны противостоять агрессивным условиям, но неспособные выводить мокроту, регулярно производимую, т.к. нет у этих клеток мерцательного эпителия. По-научному – метаплазия, предраковое состояние -> рак лёгких;

CO –> образование карбоксигемоглобина за счёт прочного связывания гемоглобина и СО (так биохимически сложилось, что СО связывается намного крепче, чем СО2 и О2) -> уменьшение кол-ва функционально полезных эритроцитов -> хроническая гипоксемия;

3) Кофе, чай -> регулярно повышенное АД;

Сидячий образ жизни -> отсутствие механической помощи мышц сосудам(венам) для прокачки крови -> компенсаторное усиление работы сердца -> повышенное АД;

Сидячий образ жизни -> отсутствие занятий, укрепляющих позвоночник -> сколиоз;

Сидячий образ жизни + неадекватно большое для него питание -> ожирение -> проблемы с позвоночником, в т.ч. сколиоз;

Сидячий образ жизни + неадекватно большое для него питание -> атеросклероз;

Атеросклероз –> ломкость сосудов + повышенное АД -> «разлом» сосудов – геморрагический инфаркт (сердце, мозг, кишечник, почки, печень, половые ограны и т.д.).

 

Б) Конкретное действие ЛФК, закаливания, зарядки и т.п.

1) В учебнике М.Г.Привеса описано, какие мышцы задействованы при различных движениях. Перечисление работающих мышц при разных упражнениях поспособствует повторению миологии. По такому же принципу можно перечислить задействованные в работе суставы. Вместе с этим можно изучить, что такое контрактуры (в суставах и в принципе), почему они развиваются и почему движение в суставах этому противодействует (изучение механизмов на уровне физиологии);

2) Действие мышц способствует току крови в рядом лежащих сосудах, перечисление которых поспособствует повторению ангиологии;

3) Движение мышц благодаря действию моторно-висцеральных рефлексов способствует поддержанию работы внутренних органов [22]. От каких мышц к каким органам идёт импульсация, и почему именно так, а не иначе, не рассматривается. Изучение предмета станет увлекательнее при раскрытии этого феномена.

 

Медицинские вузы

К гигиене как предмету многие студенты относятся скептически. Большая часть правил звучит или до обиды просто, или неприменимо к практике. Большинство врачей не в силах повлиять на разработку проектов будущих школ, детских садов и др., а к моменту появления собственных детей все правила забываются, почему адекватно оценить учебное заведение не возможно.

С другой стороны, те правила, что кажутся простыми, в больницах зачастую не выполняются. Это говорит о:

1)  Лени, т.е. непонимании медицинского персонала пользы от выполнения тех или иных правил. Происходит или из-за недостаточного опыта и наличия жизненных примеров, данных в больнице или вузе, или недостаточного уровня образования;

2) Невозможности выполнения тех или иных правил из-за недостаточной технической оснащённости больницы.

Разумеется, это – не единственная причина. Малая з/п так же является причиной несоблюдения гигиены труда, т.е. работы врача более, чем на 1 ставку и более, чем на 1 месте. Это ведёт к истощению организма в целом.

Истощение, недостаточное оборудование, малая зарплата и завышенные требования от пациентов ведут к фрустрации. А фрустрация ведёт к профессиональному выгоранию.

Выход: занятия по гигиене должны проходить в больнице. Материал нужно отрабатывать как с теоретической точки зрения, имея мощную базу, так и практически, работая руками.

Более того, старшие коллеги (врачи и преподаватели) должны давать личный пример, это – лучший способ добиться результата. Начинающие врачи боятся быть «белыми воронами» в новом, более опытно коллективе, высказывать свои мнения, ибо старшие, по идее, должны же знать больше и понимать больше.

 

И последнее. Использовать преподавателям фразу «студенты должны», а так же требовать от них самопожертвования, как в романе Островского «Как закалялась сталь», на наш взгляд, глупо. Все ли преподаватели с такой же самоотверженностью относятся к работе? Студенты, считаете ли Вы их детьми или взрослыми, всё же наблюдательные, и про себя всегда задают вопрос в ответ: «А Вы делаете то, что должны нам?» Субординация не позволяет задать этот вопрос открыто, что хорошо и плохо одновременно. Преподаватели должны понимать в таком случае, что этот вопрос есть, и сами на него отвечать, дабы не было взаимного непонимания.

Двойные стандарты не нравятся никому.

Вывод

Нужна совместная работа над учебным процессом.

Лекторы читают лекционный материал, чтобы его усвоил студент! Сами лекторы хотят этого в первую очередь, а не 1) получить зарплату за работу впустую,
не 2) сказать на экзамене, что этот материал был прочитан, и
не 3) чтобы ставить «Нб» в журнале ради лишнего вопроса на промежуточной аттестации.

Многие лекции, сколь они порой не были бы полезными (взять, к сожалению, даже доврачебную помощь), забываются без наличия практики.

Давать знания студентам впрок равносильно запастись хлебом на год – в лучшем случае можно пустить на сухари, и то не факт, что всё сохранится – плесень, мыши…

Мы предлагаем такую работу, и мы предлагаем конкретные действия, которые нам по силам. Мы предлагаем Вам формы взаимодействия, при котором все получат плюс от работы. Рассчитываем на обратную связь.


 

Список литературы:

 

1)        Особенности интеграции чтения лекций и семинарских занятий проблемного характера в медицинском вузе // Плетнёв А.В., Кочукова М.В., Бельчинский В.В. – г.Воронеж, 2013(?).

2)        Аспекты лекций по анатомии в медицинском вузе // Н.С.Бабайцева, А.И. Краюшкин, С.С.Ларионов, Журнал анатомии и гистологии – г.Волгоград, 2015г. – Т.4, № 3

3)        Технология проблемного обучения на примере организации интерактивных лекций по химии при обучении студентов медицинского вуза // Брель А.К., Чумаков В.И., Соколова С.В., Тремасова С.В. // Альманах современной науки и образования, №2 (116) 2017г

4)        Лекции в условиях реализации компетентности подхода при изучении гистологии в медицинском вузе // Сазонов С.В., г.Екатеринбург, … с.325-331, 2017г(?)

5)        Лекция как фактор формирования креативной личности студента медицинского вуза

6)        Лекция-конференция в интерактивном обучении студентов медицинского вуза // Складовская Н.Н., Артюхина А.И., Танкабекян Н.А. – «Педагогические науки», Волгоград, ВГМУ;

7)        Использование техник нейролингвистического программирования при подготовке лекций для студентов медицинских вузов // М.Ю.Кузьмин, Н.М.Козлова, -Сибирский медицинский журнал, №7 - г.Иркутск, 2010;

8)        Проблемная ситуация как связующее звено лекций с практическим занятием в медицинском вузе // Плетнёв А.В., М.В.Кочукова, И.Е.Савостина, В.В.Бельчинский – г.Воронеж, ВГМУ; с.151-153

9)        Изучение эффективности синдромного чтения лекций в медицинском вузе // В.В. Лантух, Т.Ю.Ким, Н.О.Пытель, Е.И.Дмитриева, М.В.Анисимова, Д.И.Конкина, Г.И.Осипов, - Педагогические науки, 13.00.00 №2, - г.Новосибирск, 2016г

10)       Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура // Литвак Н.В., Москва, МГИМО

11)       Взаимодействие студентов разнопрофильных вузов при выполнении комплексного задания на самостоятельную работу // А.И.Астахов, А.А.Зимаков, Г.М.Гринберг, И.К.Фролова, Л.М.Ивкина – Красноярск;

12)       Организация самостоятельной работы обучающихся в электронной образовательной среде как составляющая образовательного процесса в вузе // О.А.Зарубина – 2017г

13)       Очень долгий путь, М.Я.Яновская, 1977г.

14)       https://vk.com/tvt_ssmu

15)       https://vk.com/wall-183673715_4137

16) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

17) https://vk.com/istoriamedicini

18) https://xn----8sbaa5ag5cakvb0i.xn--p1ai/brand/philips.html

19) https://kupi-medbook.ru/

20) https://habr.com/ru/post/370021/

21) https://community.alexgyver.ru/threads/apparat-uzi-svoimi-rukami.340/

22) Учебник Епифанов ЛФК

23) Ссылки на симуляторы для работ с платами ардуино и распберри пай!

 


 

Приложение

Введение

По мнению преподавательского состава нашего ВУЗа, образование и самообразование студентов ухудшается. В доказательство этого можно привести:

1) Увеличение смертности из-за соц. важных заболеваний(с.в.з.);

2) "Победа" антипрививочников - невозможность и нежелание врачей объяснить людям необходимость прививания;

3) Недоверие людей к врачам и др.

По нашему мнению,главная причина распространения «эпидемии невежества» - отсутствие адекватной обратной связи от студентов преподавателям о качестве знаний, полученных ими на занятиях и лекциях. Как результат – неадекватная, «неперевариваемая», бестолковая, нерациональная подача материала.

Цель образования –любой ценой и методами как обеспечить студента материалом для изучения, так и добиться того, чтобы студент этот материал понял Далее в своих предложениях мы исходили из этого принципа.

«Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».

К сожалению, большинство студентов боятся об этом сказать прямо, ибо боятся штрафных санкций. Главная причина – ощущение, что студенты и преподаватели находятся на разных социальных ступенях. Это имеет свои плюсы и свои минусы, против этого мы мало что имеем.

Цель нашей работы: Добиться внедрения в учебный процесс тех практик и методик, которые поспособствуют качественному улучшению усвоения материала, а также которые позволят рационализировать время, которое тратится студентами на подготовку к занятиям.

Чтобы этого добиться, мы должны решить следующие задачи:

1) Проанализировать, какие практики и методики, используемые сейчас, не работают, и почему, а так же их доработать и переработать;

2) Предложить новые практики и методики, которые позволяют использовать объём финансирования вузов и наука и техника XXI века;

3) Создать студенческое движение, задачами которого будет помощь в реализации проектов по внедрению новых практик и методик преподавания, анализ их эффективности и корректировка проводимых мероприятий, а так же поиск новых идей для улучшения учебного процесса. Предлагаемое название этому движению - фраза “Labor omnia vincit” (далее – L.o.v.).

Методы исследования: опрос студентов, анализ научной и исторической литературы и синтез новых знаний, экспериментальное внедрение в рамках кружка новых практик и методик с последующим анализом результатов.


 

Основная часть

Конкретно в СГМУ актуальны следующие проблемы:

1) Непонимание, зачем учить и саморазвиваться;

2) Фрустрация из-за невозможности усвоения материала на лекциях и занятиях;

Проблемы с преподаванием материала на кафедрах фундаментальной медицины.

4) Страх перед пациентом как послевузовская проблема;

5) Материальный вопрос как необязательный пункт, но который нельзя не упомянуть (не воздухом же мы питаемся).

Первая проблема – глобальная. Детей со школы не учат, зачем им преподают те или иные знания. В курсе истории рассказывают то, как всё происходило, кто руководил, кто победил, кто проиграл. НО! Детей не учат, почему всё было так, а не иначе. Казалось бы, мелочи, а в них и кроется интерес к предмету. «Дьявол кроется в мелочах», что нам часто напоминают. А их, эти мелочи, опускают.

 

Почему, к примеру, раньше война длилась 10,20,50 лет, а 100-летняя война – вовсе 116 лет, а сейчас ВМВ, самая страшная из всех, что была на планете, длилась 6 лет? Казалось бы, ответ на данный вопрос очевиден, и ученик быстро ответит хотя бы треть причин. Но чем велик Михаил Васильевич Ломоносов? Почему мы не слышим ни об одном из его изобретений так часто, как историю о том, что он с рыбным обозом добрался до Москвы и «открыл» первый университет в России? Как он открыл вуз?..

 

Ещё  одна важная проблема. Мы сами выращиваем себе проблему, кричим об этом и ничего не меняем. Мы сами виноваты в своих же бедах, но упёрто пытаемся взвалить её на чужие плечи. Яркое отражение страха перед своими действиями мы наблюдаем в творчестве. Страха за то детище, которое сами и соорудили.

Во времена позднего СССР, воспитывая учеников, народ не боялся, что из нового поколения, в т.ч. врачей, выйдут изверги, убийцы, лицемеры. Пример – фильм «приключения Электроника». Формально рассказывают о самообучающемся роботе, который к концу фильма обрёл полный спектр чувств настоящего человека. По факту же этот фильм и о людях. Почему? Каждый младенец – «Электроник». Сейчас же что ни фильм, то катастрофа – восстание машин, вторжение пришельцев. А кто ими будет? А ими будем мы сами, будущее поколение.

 

То же самое происходит и в медицине, в т.ч. нашем вузе. Врач – не библиотека. Врач же должен уметь пользоваться информацией! По факту студенты вынуждены обрабатывать большие пласты информации, которые не были усвоены в школе, и мыслить времени нет, нужно запасаться базой для мышления. В итоге учиться мыслить даже за 6 курсов студенты не успевают. Более того, зачастую их попросту не учат этому. Говорят, что это полезно, это нужно, но как же это – клинически мыслить? Преподаватель, который не был врачом, сам этого может не понимать. Как же он убедит младшие курсы учить?

Если материал кажется практически применимым, он запоминается, нет – нет.

Студентам рассказывают об опытах Эббингауза (в т.ч. про кривую забывания), но сами преподаватели упорно на них закрывают глаза. «Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон Жуана» Байрона и равный по объёму список бессмысленных слогов).»[16]. Можно ли назвать заучивание прохождения нерва, артерии, скелетотопии органов без внятного объяснения, для чего это, «заучиванием бессмысленных слогов»?  Мы считаем, да.

 

Общее образование превращают в общее заучивание. Вместо понимания, где это нужно, мы знаем, что это… «нужно, и всё», и передаём это знание по наследству.

 

Что касается самообразования, так студенты им занимаются, но зачастую везде, кроме как в медицинской сфере. Когда же речь заходит о последней, на ум приходит сравнение с «обломовщиной» - желание читать «от сих до сих», сколько скажет преподаватель.

Когда информация даётся на нарочито усложнённом языке и человек не может её переработать и понять, тогда эта информация забывается. Яркий пример: тотальное незнание законов, в т.ч. связанных с мед. сферой.

Подробнее же будут разобраны нюансы, касающиеся:

1) Практики;

2) Лекций;

3) Занятий;

4) Свободного времени и рационального его использования;

5) Самообразования;

6) Материальной сферы.

Знакомство с учебным планом

Внимание! Скачать учебные планы нашего времени, советского периода, зарубежные варианты, почитать.

Варианты решения сложившихся проблем

Что предлагаем мы, участники движения «L. o. v.»:

Наращивание практики

a. Как военные со 2 курса подписывают контракт с Минобороны, так и студенты со 2 курса на обязательной основе могут устраиваться на работу в больницу, на 0,125-0,5 ставки. При этом максимального эффекта можно достигнуть, если прийти к практике обучения «3 недели учёбы/неделя работы». Эта схема практически реализована (смешные стипендии этому способствуют), но зачастую не хватает у самих врачей/медсестёр мотивации/знаний давать материал сверх нормы.
.
Работающему студенту необходимо давать курировать больных. Это практически реализовано, но в ординатуре и лишь немного – на занятиях. Студент чувствует себя неловко, если не знает ничего, и если тема уже пройдена им (мимо), он повторит её. Тех же, кто ещё тему не прошёл, так можно стимулировать учить тему впредь, ведь теперь он знает, что больные с *таким-то заболеванием* не выдумка преподавателя;

b. Книги как вариант дополнение к практике. М.Я. Яновская «Очень долгий путь», Ф.Г. Углов и серия его книг («Сердце хирурга» как конкретный пример), А. Хейли «Окончательный диагноз», А.А.Литвинов «Лечебные практики, изменившие мир» и др. при невозможности дать практический материал. Эти книги можно использовать как спасательный круг на экзамене, они помогут сформировать личность студента как врача !
(см. Приложение)

c. Летняя практика бесполезна! Проходя раз в год, часто не даёт информации о практике (её прогуливают). Предложение – превратить её в устройство на работу;

 

2) Модернизация лекционного курса:

a. Не хватает качественной обратной связи. Фраза: «Есть вопросы?» не вариант. Вопросы от лектора должны быть конкретными, в течение всей лекции, и сам лектор должен желать услышать ответ. Как вариант, 3 минуты контрольной, даже без подписи бумажек (их собирать отдельно). Или же без сбора контрольных, а устно спросить через 3 минуты у случайных студентов ответ.

Информация про обратную связь с помощью сайта вуза – ниже!

b. Не надо студента запасать знаниями «впрок», знания – не консервы! Информация должна понадобиться не через 3-5 лет, а сейчас, в ближайшие занятия. Если информация, заданная на дом, полезна, обязательно найдётся ситуационная задача, где эта информация понадобится.

c. Материал лекций – ближе к практике, в медицине или жизни.

Яркие примеры предметов, отстранённых от этого – философия, информатика, биофизика, зачастую биохимия, биология. Мы не предлагаем эти предметы убрать из учебного процесса, мы предлагаем как изменить форму и материал подачи (Философия, биохимия), так и время прохождения курса (биология, право, экономика – с 1 курса на 6).

Пример, связанный с философией (разбирать на занятии в таком духе): Каждый пациент, мыслит по-разному. В истории философии мы видим ярких представителей, которые могут попасть к нам на приём. Видя философию пациента (по первым репликам, внешнему виду), можно определиться с дальнейшим подходом к его лечению – будет ли он принимать лекарства педантично или от раза к разу, нужно ли на него надавить для этого и т.д..Более конкретных примеров не можем привести в связи с недостаточным знанием предмета, ибо он для некоторых прошёл мимо в связи с невозможностью связать знания на занятиях с практикой;

d. Незнание самого преподавателя, зачем он даёт эту информацию. Иначе не понятно, почему преподаватель не может доступно объяснить студентам, зачем им тот или иной материал.

e. Смех – индикатор понимания студентами темы разговора. В соцсетях с момента их появления существует множество медицинских пабликов, куда выкладывают медицинские «мемы» - шутки. Так «мемы» можно или делать самим, или брать из Интернета, и в течение лекции после прочтения сложных подпунктов показывать их. И ассоциация с материалом будет, и преподаватель поймёт, насколько хорошо студент понял вопрос.

Если же не использовать мемы, можно использовать анекдоты, сложные шутки (для понимания которых нужно понимание материала).

f. Выкладывание половин каждой лекции в эл. виде – на сайте, в формате.txt. Половина – чтобы основные понятия у студента ТОЧНО были записаны. При этом время для «надиктовывания» материала освобождается для объяснения самой темы. Более того, на большом количестве кафедр уже существуют подобные методички. Всё, что стоит сделать преподавателям – на 1 лекции сказать студентам, чтобы они приходили с напечатанными методичками, и дальше отталкиваться от материала методичек;

g


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.