Рыночная система: закон спроса и закон предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Рыночная система: закон спроса и закон предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения

2021-03-17 126
Рыночная система: закон спроса и закон предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Условия возникновения рынка тождественны условиям возникновения основы рыночного хозяйства – товарного производства, сформировавшегося на базе натурального производства [1;5].

Натуральное производство – это такая форма хозяйствования, в которой блага и услуги производятся отдельной хозяйственной единицей для собственного потребления.

Развитие общественного разделения труда и частной собственности приводит к специализации, следовательно, к необходимости обмена продуктами, производимыми обособленными частными производителями. В данном случае продукт становится товаром. Здесь «товар» – это экономическая категория, обозначающая продукт, изготовленный не для собственного потребления, а для обмена или продажи на рынке (т.е. «товар» – объект обменной сделки).

Иными словами, обмен продуктами превращается в обмен товарами, т.

е. натуральное производство превращается в товарное производство.

Товарное производство проходит в своем развитии ряд стадий:

– простое (неразвитое) товарное производство – это производство товаров крестьянами и ремесленниками, овеществленная экономическая связь между которыми осуществляется посредством рынка;

– развитое товарное производство – это производство, в котором товаром также становятся все факторы производства, а рыночные отношения приобретают всеобщий характер, овеществляя всю систему экономических отношений;

– капиталистический способ производства – это высшая ступень развития товарного производства.

Условия возникновения рынка с учетом всего сказанного могут быть сформулированы следующим образом.

Первое условие – общественное разделение труда, в основе которого лежит разделение выполняемых людьми функций, а также специализация. 

Второе условие – экономическая обособленность производителей, независимых в принятии хозяйственных решений (что, как, для кого и когда производить). Экономическая обособленность исторически возникает на базе закрепления прав собственности. 

Третье условие – спецификация прав собственности, обусловливающая существование рынка. 

Известны различные определения базовой экономической категории «рынок» [2; 5].

В самом узком смысле слова под рынком понимается торговая площадь, в широком смысле – форма товарно-денежного обращения. 

Рынок рассматривается и как характер системы общественных связей между экономическими агентами, и как общественная форма функционирования экономики. 

Можно сказать также, что рынок – это социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать в контакт для осуществления взаимовыгодных сделок.

Кроме того, рынок определяется как самостоятельная подсистема (наряду с государством и натуральным хозяйством) в определенной национальной экономической системе. 

Сущность рынка проявляется в его функциях [2; 5]:

Интегрирующая (посредническая) функция выражается в соединении сфер производства, торговли и потребления. 

Ценообразующая функция состоит в сопоставлении затрат и результатов и установлении ценностных эквивалентов для обмена товарами.

Регулирующая функция выполняется рынком в процессе регулирования соотношения всех сфер экономики, и балансирования спроса и предложения по цене, объему и структуре.

Информационная функция заключается в том, что рынок информирует своих участников о конъюнктуре посредством изменяющихся цен, процентных ставок и т. п. 

Контролирующая функция рынка проявляется в установлении соответствия между потребностями покупателей и количеством и качеством производимых товаров.

Стимулирующая функция реализуется в побуждении производителей максимизировать прибыль, обновляя производство и повышая его эффективность. 

Санирующая (оздоравливающая) функция состоит в процессе «очищения» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротства неконкурентоспособных предприятий (ответ на вопрос

3). 

Выполнение рынком своих функций определяет роль рынка в экономике, которая сводится: 

– к сбалансированию спроса и предложения, всей экономики в целом;

– к формированию сигнала для производителей об объеме и структуре производства;

– к дифференциации товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и степенью удовлетворения потребительского спроса;

– к санированию экономики от неконкурентоспособных предприятий.

Перечисленные выше функции рынка свидетельствуют о том, что рынок, как и любое другое экономическое явление, имеет и положительные, и отрицательные стороны.

Отметим положительные и отрицательные стороны рынка.

Положительныестороны (плюсы, преимущества) рынка:

– функционирует на основе саморегулирующегося механизма;

– обладает высокой адаптивностью к изменяющимся условиям;

– обеспечивает наличие экономической свободы;

– позволяет осуществлять выбор варианта рационального поведения; – удовлетворяет разнообразные общественные потребности. Отрицательные стороны (минусы, недостатки) рынка:

– приводит к имущественному расслоению населения;

– не обеспечивает социальную защиту населения;

– не обеспечивает свободный доступ к информации для всех;

– создает объективные условия для монополизации;

– не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

– формирует отрицательные внешние эффекты;

– не мотивирует фундаментальные научные исследования;

– не стимулирует производство общественных благ;

– не обеспечивает стабильность развития без инфляции и безработицы.

Рынок как самостоятельная подсистема в определенной национальной экономической системе представляет собой совокупность множества разнообразных, но тесно связанных между собой, рынков определенных видов товаров, которые называются «отраслевыми» рынками.  

Поскольку реальные отраслевые рынки различаются объектами обменных сделок и условиями функционирования, постольку возникает необходимость в классификации рынков, осуществляемой по определенному критерию, который выбирается в соответствии с целями анализа [1; 4; 5].

По объектам обменных сделок выделяют следующие группы рынков: 

– рынки потребительских благ; 

– рынки факторов производства; 

– рынки денег и кредитов; – рынки информации и т. п.

Внутри каждой из указанных групп выделяют отраслевые рынки по конкретному виду товара, производимого соответствующей отраслью, например:

– рынок продуктов питания;

– рынок тракторов и комбайнов;

– рынок труда;

– рынок государственных облигаций; – рынок патентов и лицензий и т. п.

По мере взаимозаменяемости благ, обращающихся на рынке, различают: 

рынок гомогенного блага, если блага могут восприниматься потребителем как полностью взаимозаменяемые;

рынок гетерогенного блага, если блага могут восприниматься потребителем как частично взаимозаменяемые.

По уровню насыщения выделяют: 

– равновесные рынки; – дефицитные рынки; – избыточные рынки.

Классификация рынков по уровню насыщения во многом перекликается с определением типов рынков по субъектам рыночных сделок.

По субъектам рыночных сделок выделяют:

рынки покупателя – это избыточные рынки, где производители конкурируют за покупателей, свободно выбирающих товар, оптимальный по сочетанию цены и качества;

рынки продавца – это дефицитные рынки, где отсутствует конкуренция продавцов за покупателей в силу узости ассортимента товаров;

рынки государственных учреждений – это рынки, на которых субъектами рыночных сделок являются государственные учреждения;

рынки посредников – это рынки, на которых лица и организации приобретают товары для перепродажи или сдачи в аренду.

Многообразна классификация рынковпо условиям функционирования.  

По степени доступности рыночных операций для субъектов выделяют открытые рынки и закрытые рынки.  

По месту встречи покупателей и продавцов выделяют:

«точечные» рынки, на которых покупатели и продавцы встречаются в определенное время в определенном месте;

«пространственные» рынки, на которых покупатели и продавцы встречаются в разных местах и в разное время.

По характеру организации рыночного обмена различают: – оптовые рынки и розничные рынки; 

– экспортные рынки и импортные рынки. 

По степени организованности выделяют:

организованные рынки (аукционы, биржи), которые функционируют с участием специальных агентов (аукционистов, маклеров); – неорганизованные рынки. 

По соответствию действующему законодательству выделяют:

– легальный рынок;

– нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Типы рыночных структур

Существенное влияние на результат торговых сделок (на процесс формирования рыночной цены) оказывает число покупателей и продавцов на отраслевом рынке, так как число конкурентов непосредственно влияет на характер конкуренции, определяя рыночную структуру [1; 4].

Условно считается, что покупателей и продавцов:

– «несколько», если они могут учитывать ответную реакцию конкурентов;

– «много», если учесть реакцию нельзя из-за множества конкурентов. 

По числу покупателей и продавцов выделяют следующие типы рыночных структур (типы конкуренции): 

совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры, при котором на определенном отраслевом рынке взаимодействует много

продавцов и много покупателей гомогенного товара;

монополия – один продавец и много покупателей;

двусторонняя монополия – один продавец и один покупатель;

ограниченная монополия – один продавец и несколько покупателей;

монопсония – один покупатель и много продавцов;

ограниченная монопсония – один покупатель и несколько продавцов;

олигополия – несколько продавцов и много покупателей;

двусторонняя олигополия – несколько и продавцов, и покупателей;

олигопсония – несколько покупателей и много продавцов;

монополистическая конкуренция – это такой тип конкуренции (рыночной структуры), при котором на рынке взаимодействует много продавцов и много покупателей гетерогенного товара.

Дадим определение таких экономических понятий, как элементы рынка, модель рынка и рыночные законы [1; 3; 4].

Основными элементами рыночного механизма регулирования экономических отношений между продавцами и покупателями определенного товара или услуги (на отраслевом рынке) являются: 

– спрос и предложение; 

– рыночная цена;

характер конкуренции, определяющий рыночную структуру.

Основным рынком в экономической системеявляется рынок благ.

Спрос на потребительские блага поступает от потребителей (покупателей) конечного продукта и отображает возможные варианты рыночного поведения субъектов спроса благ. 

Предложение потребительских благ поступает от фирм (производящих потребительские блага посредством преобразования факторов производства) и отображает варианты рыночного поведения субъектов предложения.

Рыночное ценообразование, представляющее собой процессвзаимодействия спроса и предложения в определенной рыночной среде, приводит к согласованию множества планов отдельных производителей и потребителей относительно продажи и покупки потребительского блага по определенной цене.  

Для анализа рыночного ценообразования целесообразно использовать экономические модели в алгебраическом, логическом, дефиниционном представлении, а также в наиболее наглядном графическом представлении.  

Здесь под экономической моделью понимается абстрактный теоретический образец конкретного социально-экономического явления. 

Модель рынка, по определению, должна отражать стороны производителя и потребителя и результат согласования их экономических интересов (равновесие интересов). 

В модели рынка сторону производителя (продавца) отображает модель предложения (кривая предложения в графической модели), а сторону потребителя (покупателя) – модель спроса (кривая спроса в графической модели); равновесию интересов в графической модели соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения, отражающая равенство объема продаж объему покупок при некоторой цене.

Так как рынок имеет дело с взаимосвязанными переменными величинами, то в исследуемых моделях представлены два вида переменных величин:

– независимая переменная – аргумент(причина данного процесса);

зависимая переменная – функция (следствие, вызванное причиной).

Меру того, насколько независимые переменные количественно изменяют зависимые величины (переменные) устанавливают законы рынка. Иными словами, законы рынка регулируют количественную сторону обменных рыночных сделок между продавцами и покупателями как рыночными агентами. Поэтому законы рынка,безусловно, являются экономическими законами, под которымиздесь понимаются существенные причинно-следственные зависимости между хозяйственными процессами. При этом причины и следствия должны быть необходимыми, массовыми и повторяющимися явлениями.

Основы теории спроса и предложения по существу представляют собой основы теории рынка. Поэтому сначала отдельно охарактеризуем такие экономические категории, как спрос и предложение, и только после этого – взаимодействие спроса на какой-либо товар и его предложения на отдельном отраслевом рынке благ [1; 3; 4]. 

Спрос – это такое количество товара (блага – на рынке благ), которое хотят и могут приобрести покупатели по возможным рыночным ценам.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность в определенном благе, а готовность и возможность оплатить его покупку. Поэтому спрос называют также платежеспособной потребностью.

На спрос оказывают влияние ценовой фактор спроса (цена за единицу товара) и неценовые факторы (детерминанты) спроса: цена на данный товар; цены на другие товары; доходы покупателей; общее количество покупателей данного блага; вкусы покупателей, мода, сезонность; инфляционные ожидания; экономическая политика государства и т. д.

Спрос в каждый конкретный момент проявляется в объеме (величине) спроса (QD), показывающем то конкретное количество блага, которое покупается по определенной цене, при неизменности остальных факторов спроса (при прочих равных условиях). 

Спрос покупателей как зависимость между ценой блага и объемом спроса на него записывается в виде функции спроса: QD = f (P),

и графически отображается кривой спроса (D). Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса, который гласит, что эта связь обратная, т. е. объем (величина) спроса на благо увеличивается при снижении цены.  

Отсюда, «нормальная» кривая спроса – это кривая с отрицательным наклоном, построенная в координатах: цена блага (P) по оси ординат – количество блага (Q) по оси абсцисс. На рисунке 4.1.1 это кривые D и D1.

Изменение факторов спроса влияет на потребительский спрос.

Изменение детерминантов спроса приводит к изменению уровня спроса (спроса, просто спроса, самого спроса), что графически отображается сдвигом всей кривой спроса в плоскости координат вправо, если спрос растет, и влево – если падает. Так, на рисунке 4.1.1 сдвиг кривой спроса из положения D в положение D1 иллюстрирует увеличение уровня спроса.

 

                                          Q D1   Q D2      Q D3

 

Рисунок 4.1.1. Кривые спроса. Изменения спроса и объема спроса

 

Если детерминанты спроса остаются неизменными, а изменяется только цена за единицу блага, то можно утверждать, что изменение ценового фактора при прочих равных условиях изменяет объем спроса (величину спроса), что графически отображается движением точки вдоль фиксированной кривой спроса. Снижение цены от P1 до P2 приводит к увеличению объема спроса от QD1 до QD2, что выглядит как движение вдоль фиксированной кривой спроса D от точки «1» до точки «2» (рисунок 4.1.1).

При изменении уровня спроса (сдвиге кривой) изменяются объемы спроса при каждой из всех цен возможной ценовой шкалы. При увеличении уровня спроса от D до D1 объем спроса возрастает от QD2 (уровень спроса D) до QD3 (уровень спроса D1) при одной и той же цене блага P2 (рисунок 4.1.1). Это выглядит как переход с одной кривой спроса на другую (от точки «2» до точки «3»).

Закон спроса и исключения из него. Рыночный спрос. В соответствии с законом спроса объем (величина) спроса на благо растет при снижении цены, а кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Эффекты замены и дохода. Характер зависимости объема спроса от цены определяется эффектом замены (замещения) и эффектом дохода. 

Эффект замены: при повышении цены на благо потребитель сокращает его потребление, заменяя данное благо другим, относительно подешевевшим. 

Эффект дохода: изменение цены блага приводит к противоположному изменению реального фиксированного дохода (повышение цены блага приводит к снижению покупательной способности имеющейся суммы денег). Последствия эффекта дохода зависят от отношения потребителя к товару, цена которого меняется. При изменении цены «некачественного» блага эффект дохода действует в направлении, противоположном эффекту замены. Если в этом случае эффект дохода перекрывает эффект замены, то будет нарушен закон спроса. 

Исключения из закона спроса: Парадокс Гиффена. Английский статистик Роберт Гиффен (1837–1910) обнаружил, что в период голода в Ирландии в конце XIX века объем спроса на картофель, цена которого повысилась, значительно возрос вопреки закону спроса. Дело в том, что для беднейших слоев населения картофель превратился в единственный доступный продукт питания.

Эффект Веблена. Эффект Веблена ассоциируется с престижным спросом на покупку дорогостоящих благ, обладающих высоким социальным статусом, что свидетельствует о демонстративном потреблении благ. В этом случае кривая спроса имеет положительный наклон.

Эффект ожидаемой динамики цен. Когда цена блага понижается (повышается) и покупатели надеются на сохранение направленности этой тенденции, то спрос на благо в данный момент может уменьшиться (увеличиться), т.е. имеет место отложенный спрос (ажиотажный спрос). 

Индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос на благо это спрос конкретного покупателя рассматриваемого блага. Он показывает различные объема блага, которые данный потребитель купит по различным ценам из шкалы рыночных цен блага. 

Рыночный (отраслевой) спрос на благо – это сумма индивидуальных спросов всех потребителей данного блага. Он характеризует общий (суммарный) объем спроса всех потребителей данного блага при каждой его (покупаемого блага) конкретной рыночной цене.

График функции отраслевого спроса образуется в результате горизонтального сложения всех кривых индивидуального спроса на данное благо. Кривая рыночного спроса более полога, значит, ее ценовая эластичность выше, чем эластичность любого входящего в нее индивидуального спроса.

Характеристика предложения

Предложение: понятие и факторы

Предложение – это такое количество товара (блага на рынке благ), которое производители хотят и могут продать по всем ценам из шкалы возможных рыночных цен. 

Логика анализа предложения аналогична логике анализа спроса. 

Из множества факторов предложения выделяют ценовой фактор (цена за единицу товара) и неценовые факторы (детерминанты) предложения: – цены на ресурсы;

– цены на другие товары;

– технология;

– число производителей;

– налоги и субсидии, экономическая политика государства и т.д.

Предложение в каждый конкретный момент проявляется в объеме (величине) предложения (QS), показывающем то конкретное количество блага, которое производится и продается по определенной цене, при неизменности остальных факторов предложения (т. е. при прочих равных условиях).

Предложение как зависимость между ценой блага и объемом его предложения записывается в виде функции предложения

QS = f (P),

и графически отображается в виде кривой предложения (S).

 

Рисунок 4.1.2 Изменение предложения и объема предложения

Связь между ценой блага и объемом его предложения выражается в законе предложения, который гласит, что эта связь, как правило, прямая, т.е. объем (величина) предложения блага растет при повышении цены.

Отсюда, «нормальная» кривая предложения – это кривая с положительным наклоном, построенная в координатах: цена блага (P) по оси ординат – количество блага (Q) по оси абсцисс. На рисунке 4.1.2 это кривые S и S1.

Изменение детерминантов предложения приводит к изменению уровня предложения (предложения, просто предложения, самого предложения), что графически отображается сдвигом всей кривой предложения в плоскости координат вправо, если предложение растет, влево – если падает.  

Изменение ценового фактора при прочих равных условиях (неизменности детерминант) изменяет объем предложения (величину предложения), что графически отображается движением точки вдоль фиксированной кривой предложения. Так, повышение цены от P1 до P2 приводит к увеличению объема предложения от QS1 до QS2, что выглядит как движение от точки «1» до точки «2» вдоль фиксированной кривой предложения S (рис. 4.1.2).

При изменении уровня предложения (сдвиге кривой) изменяются объемы предложения при каждой из всех цен возможной ценовой шкалы. Так, при увеличении уровня предложения от S до S1 объем предложения возрастает от QS1 (уровень предложении S) до QS3 (уровень предложении S1), при одной и той же цене блага P1 (рис. 6). Это выглядит как переход с одной кривой предложения на другую (от точки «1» до точки «3»).

Простейшая функция предложения по цене: 

QS = m + n·P,

где n > 0, а m – любое рациональное число. Решив это уравнение относительно цены, получим функцию цены предложения: 

PS = f (Q)

Цена предложения – это максимальная сумма денег, за которую производитель готов отдать последнюю единицу произведенной продукции. 

Сумма цен предложения заданного объема продукции – это минимальная сумма денег, за которую производитель отдаст всю произведенную продукцию. 

Индивидуальное и рыночное предложение

Индивидуальное предложениенекоторого блага – это предложение отдельной фирмы, производящей данное благо. 

Рыночная (отраслевая) функция предложения есть сумма функций индивидуального предложения всех фирм, производящих данное благо. 

График функции рыночного (отраслевого) предложения образуется в результате горизонтального сложения графиков предложения отдельных фирм; кривая рыночного предложения более полога, чем все индивидуальные кривые предложения. Значит, ценовая эластичность отраслевого предложения выше эластичности каждого из составляющих его индивидуальных предложений.

Функция рыночного предложения имеет вид: 

QS = f (Pi, Pj, ry, n, ρ),

так как к числу ее аргументов, присутствующих в функции

индивидуального предложения фирмы – – Pi – цена данного товара;

– Pj – цены других благ;

– ry – цены факторов производства – добавляются еще два: 

– n – число фирм в отрасли;

– ρ – степень дифференциации фирм по размеру выпуска. 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.