Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса

2021-03-17 169
Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В предыдущем параграфе мы отмечали, что совокупный спрос (Y), стимулировать который предлагается в рамках кейнсианского под­хода, состоит из спроса на потребительские товары (С), на инвестиции (I), правительственных расходов (G) и чистого экспорта (Х n):

Y = С + I + G + Xn

Согласно классической концепции уровень совокупных расходов, определяемый совокупным доходом, всегда достаточен для закупки про­дукции, произведенной в условиях полной занятости.

Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утверждение, исходит из того, что объем спроса отдельных экономических субъектов формируется под воз­действием разных побудительных мотивов, включая психологические факторы.

Со времен Кейнса в инструментарий экономической науки вошли понятия «склонность», «ожидания», «предпочтения» и т.п.

Дан­ные понятия уже в виде конкретных экономических показателей позволяют не просто учитывать психологические факторы, но и измерять их влияние при анализе макроэкономического равновесия.

 

ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ А D

Итак, посмотрим внимательнее на компоненты совокупных рас ходов. Начнем со спроса на потребительские товары — важней шей составляющей совокупного спроса (С). На потребление приходится, как правило, больше 50% общей величины совокупного спроса.

Эта величина колеблется в разных странах от 68% в США до 52% в Швеции и России. Но значительные социальные про­граммы в Швеции и их малый удельный вес в постреформенной России приводят ситуацию с расходами населения на потребле­ние к разным последствиям, несмотря на схожесть показателей.

Потребительский спрос определяется как платежеспособный спрос, или как сумма денег, которая тратится населением на при­обретение потребительских благ. Спрос зависит от многих факто­ров, включая уровень цен, экономические ожидания, накоплен­ное богатство, традиции в обществе, уровень налогообложения, политическую, а также демографическую ситуацию, привычки людей, ставки процента по потребительским кредитам, ожида­ния инфляции и др.

Таких факторов исследователи потребитель­ского поведения насчитывают несколько десятков. Однако со времен Дж.М. Кейнса определяющим фактором при анализе по­требления стал доход.

Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со сво­им доходом и укладом жизни. Однако есть и некоторые общие приори­теты.

Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жнитве, транспорт, медицину, образо­вание. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.

 

МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Существуют некие усредненные модели поведения потребите­лей, например такие, как схемы Энгеля, по имени открывшего  их статистика XIX в. Эрнеста Энгеля.     Их называют также «качественными схемами поведения». В соответствии с ними по мере роста доходов общее потребление благ нарастает, но в разных  пропорциях. Так, по мере роста доходов сокращается удельный вес расходов на питание, зато увеличиваются расходы на отдых,       развлечения, путешествия, растут также и сбережения.

Интерес к потребительскому поведению постоянно присутствует в экономической науке. Можно отметить вклад в разработку этой проблемы С. Кузнеца, проверявшего на основе статистических материалов концепцию Кейнса. Среди наиболее известных моделей потре­бительского поведения:

• модель межвременного потребительского выбора И. Фишера;

• теория «жизненного цикла» Ф. Модильяни;

• теория перманентного дохода М. Фридмена ( См.: История экономических учений: Учебное пособие/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой. М., 2000.).

Названные модели связывают поведение потребителей с доходом, по-разному трактуя причины изменения в потребительском поведении.

Итак, потребительское поведение изменяется под воздействием многих факторов, главным из которых является личный располагае­ мый доход. Определим потребление как часть дохода, которая исполь­зуется для приобретения товаров и услуг.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.