Обучение незрячего чистке овощей и фруктов. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Обучение незрячего чистке овощей и фруктов.

2021-01-31 105
Обучение незрячего чистке овощей и фруктов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Питание.

Для того чтобы человек с дефектом зрения мог самостоятельно и достаточно легко справляться со всеми действиями, связанными с питанием, ему также необходимо овладеть целым набором специальных знаний и умений.

Без самостоятельного выполнения необходимых манипуляций с продуктами самим учеником сформировать соответствующие умения невозможно.

Приготовление без зрительного контроля бутербродов с сыром, колбасой и другими продуктами, которые кладутся на хлеб, не представляет особых сложностей. Трудности возникают при намазывании хлеба маслом, джемом, паштетом или другим пастообразным продуктом. Слепому человеку способ намазывания на хлеб можно объяснить следующим образом: «Возьмите кусок хлеба в левую руку и положите на его середину масло (паштет, джем или что-нибудь подобное) и, постепенно поворачивая хлеб, намазывайте его по направлению к краям куска; нож при этом направляйте к себе. Следите за тем, чтобы лезвие ножа лежало плоско на хлебе».

При намазывании на хлеб пастообразного продукта надо потренировать обучающихся в том, чтобы они ножом чувствовали равномерность покрытия куска.

Слабовидящим это поможет делать бутерброды, не поднося куски близко к глазам, то есть надо добиваться от них хорошего инструментального осязания.

Такое же инструментальное осязание необходимо и при нарезке сыра, колбасы, хлеба и других продуктов. Можно применять нож-дозатор. Вместе с тем при достаточной тренировке можно, например, указательным пальцем левой руки (остальные пальцы помогают удерживать весь кусок, от которого отрезается, в неподвижном положении) отступить от края на желаемое расстояние (желаемую толщину), затем приставить нож и отрезать продукт. При этом важно ногтевую фалангу указательного пальца держать почти вертикально.

В зависимости от величины основного куска, от которого отрезаются кусочки, рядом с указательным пальцем может находиться также почти в вертикальном положении либо один средний палец, либо средний и безымянный.

Многие инвалиды по зрению отмеряют необходимую толщину отрезаемого кусочка лезвием ножа. При этом пальцы свободной от ножа руки постоянно находятся на безопасном от ножа расстоянии.

В настоящее время появилось много модификаций посуды, освобождающей человека от контроля за закипанием, тем не менее слепые и слабовидящие должны уметь определять без зрительного контроля кипение жидкости.

При обучении способам определения на слух закипания воды модно использовать чайник со свистком, прием неплотно закрытой крышки, ориентировку на характерное клокотанье кипящей воды. Кроме того, о кипении воды можно судить по шуму, который исходит от сосуда (чайника, кастрюли), когда температура повышается до 70°С. Начало шума означает, что через несколько минут вода закипит и шум перейдет в клокотанье. При кипячении молока людям с нарушением зрения лучше пользоваться «сторожем» (специальным приспособлением). С самого начала обучения приготовлению пищи надо объяснить, что определять готовность пищи можно разными способами: смотреть на цвет продукта, пробовать на вкус, проверять инструментально (вилкой, ножом, ложкой), фиксировать время. Для людей с нарушением зрения самым безопасным и доступным способом является последний. Поэтому обучающимся необходимо, чтобы они запоминали (в случае необходимости записывали) время приготовления различных продуктов. В самостоятельной жизни эти знания помогут избежать им многих ожогов.

Полезно упражнять обучающихся в наполнении сосуда, что можно определить следующими способами;

· с помощью пальца, который следует держать у верхнего сечения приемного сосуда;

· по весу (для этого сосуд необходимо время от времени поднимать);

· по звуку, так как по мере наполнения сосуда жидкость издает характерный звук, тон которого меняется, когда жидкость подходит к краю;

· с помощью деревянной ложки, которая по мере наполнения сосуда всплывает, отчего угол, образуемый ложкой и краем сосуда, уменьшается (по величине угла можно судить о степени наполненности сосуда).

Овладение вышеописанными приемами наливания жидкости весьма полезно слабовидящим обучающимся, так как это делает их ориентировку в быту и манеры практически такими же, как у нормально видящих.

Первичная обработка продуктов: это их сортировка, мытье, чистка.

В процессе сортировки необходимо научить с помощью сохранных анализаторов определять степень доброкачественности пищевых продуктов (с помощью обоняния, тактильной чувствительности, остаточного зрения).

Для мытья овощей и фруктов удобно использовать небольшие щетки. Они обеспечивают хорошее качество работы и оберегают руки от повреждений, которые могут снизить тактильную чувствительность.

Обучающиеся как минимум должны уметь чистить картофель и морковь. У слабовидящих эти операции, как правило, особых трудностей не вызывают, а слепым даются сложнее.

Три способа чистки картофеля, они будут вырабатывать навыки, используя тот способ, который посчитают для себя более удобным.

Первый. Тщательно вымытый картофель режется на крупные круги. Затем каждый круг чистится по периметру.

Второй. У вымытого клубня картофеля на ощупь определяются и удаляются глазки, а далее клубень чистится по вертикальным полоскам. Главное здесь — проконтролировать качество работы с торцовых сторон клубня. При чистке левая рука (для правшей) держится клубень, а правая рука ведет нож по нему. Одновременно левая рука поворачивает клубень, а большой палец левой руки скользит рядом, но чуть-чуть ниже ножа. Этот палец, передвигаясь, должен искать линию, разделяющую очищенную и неочищенную части поверхности клубня. Таким образом, он выполняет функции поиска неочищенной поверхности и контроля за качеством работы.

Третий. Клубень чистится вкруговую по спирали. Начинают чистить с торца до торца по кругу, то есть посредине картофелины. Движением по спирали очищается сначала одна половина клубня, а затем вторая. Большой палец левой руки, как и в предыдущем случае, выполняет функции поиска и контроля.

Прием чистки картофеля: в левой руке крепко зажмите картофелину, в правую возьмите нож так, чтобы его ручка была обхвачена тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем). На тупую сторону ножа положите указательный палец, а большой палец правой руки — на очищаемый клубень, напротив лезвия. В процессе чистки указательный палец правой руки направляет лезвие ножа к большому пальцу, который продвигается вниз по клубню и контролирует качество чистки. Левая рука при этом постепенно поворачивает клубень.

Во время чистки овощи следует как можно чаще мыть, потому что на чистой поверхности легче с помощью осязания обнаружить еще не обработанные места.

Вопросы питания, естественно, связаны с сервировкой, приемом пищи и уходом за посудой. Стол надо начинать накрывать с середины, постепенно продвигаясь к его краям, при этом в первую очередь расставлять на столе низкие предметы (блюда, тарелки и т.д.). После этого можно ставить более высокие предметы (вазочки, стаканы и т.п.).

Следует научить подавать и забирать блюда, ориентируясь на голос, при наличии остаточного зрения на цвет посуды.

На практике  надо тренироваться с помощью вилки, ложки (используется инструментальное осязание) и запаха (используется обоняние) определять, в каком количестве и что именно находится в тарелке. При достаточной тренировке слепые с этим справляются хорошо.

Важно научить опрятно есть, не роняя пищу на стол и на пол. Этого можно добиться, если у края тарелки придерживать пищу кусочком хлеба (но не пальцем), направляя ее к столовому прибору, которым пища подхватывается.

Слепых и слабовидящих надо одинаково учить мыть посуду, то есть приучать тщательно вести осязательный контроль и обязательно тереть в местах, которые обычно пачкаются больше. Это с обеих сторон донышко столовых тарелок; это дно, ручки и прилегающая к ручкам поверхность кастрюль и Главное здесь — добиться того, чтобы обучающиеся поняли, какие места и почему пачкаются больше. Используя эти знания и осязание, слепой будет мыть всегда чисто, а слабовидящий будет и мыть чисто, и выглядеть, как зрячий так как этот прием позволит ему не крутить посуду у глаз, проверяя ее чистоту.

 

Питание.

Для того чтобы человек с дефектом зрения мог самостоятельно и достаточно легко справляться со всеми действиями, связанными с питанием, ему также необходимо овладеть целым набором специальных знаний и умений.

Без самостоятельного выполнения необходимых манипуляций с продуктами самим учеником сформировать соответствующие умения невозможно.

Приготовление без зрительного контроля бутербродов с сыром, колбасой и другими продуктами, которые кладутся на хлеб, не представляет особых сложностей. Трудности возникают при намазывании хлеба маслом, джемом, паштетом или другим пастообразным продуктом. Слепому человеку способ намазывания на хлеб можно объяснить следующим образом: «Возьмите кусок хлеба в левую руку и положите на его середину масло (паштет, джем или что-нибудь подобное) и, постепенно поворачивая хлеб, намазывайте его по направлению к краям куска; нож при этом направляйте к себе. Следите за тем, чтобы лезвие ножа лежало плоско на хлебе».

При намазывании на хлеб пастообразного продукта надо потренировать обучающихся в том, чтобы они ножом чувствовали равномерность покрытия куска.

Слабовидящим это поможет делать бутерброды, не поднося куски близко к глазам, то есть надо добиваться от них хорошего инструментального осязания.

Такое же инструментальное осязание необходимо и при нарезке сыра, колбасы, хлеба и других продуктов. Можно применять нож-дозатор. Вместе с тем при достаточной тренировке можно, например, указательным пальцем левой руки (остальные пальцы помогают удерживать весь кусок, от которого отрезается, в неподвижном положении) отступить от края на желаемое расстояние (желаемую толщину), затем приставить нож и отрезать продукт. При этом важно ногтевую фалангу указательного пальца держать почти вертикально.

В зависимости от величины основного куска, от которого отрезаются кусочки, рядом с указательным пальцем может находиться также почти в вертикальном положении либо один средний палец, либо средний и безымянный.

Многие инвалиды по зрению отмеряют необходимую толщину отрезаемого кусочка лезвием ножа. При этом пальцы свободной от ножа руки постоянно находятся на безопасном от ножа расстоянии.

В настоящее время появилось много модификаций посуды, освобождающей человека от контроля за закипанием, тем не менее слепые и слабовидящие должны уметь определять без зрительного контроля кипение жидкости.

При обучении способам определения на слух закипания воды модно использовать чайник со свистком, прием неплотно закрытой крышки, ориентировку на характерное клокотанье кипящей воды. Кроме того, о кипении воды можно судить по шуму, который исходит от сосуда (чайника, кастрюли), когда температура повышается до 70°С. Начало шума означает, что через несколько минут вода закипит и шум перейдет в клокотанье. При кипячении молока людям с нарушением зрения лучше пользоваться «сторожем» (специальным приспособлением). С самого начала обучения приготовлению пищи надо объяснить, что определять готовность пищи можно разными способами: смотреть на цвет продукта, пробовать на вкус, проверять инструментально (вилкой, ножом, ложкой), фиксировать время. Для людей с нарушением зрения самым безопасным и доступным способом является последний. Поэтому обучающимся необходимо, чтобы они запоминали (в случае необходимости записывали) время приготовления различных продуктов. В самостоятельной жизни эти знания помогут избежать им многих ожогов.

Полезно упражнять обучающихся в наполнении сосуда, что можно определить следующими способами;

· с помощью пальца, который следует держать у верхнего сечения приемного сосуда;

· по весу (для этого сосуд необходимо время от времени поднимать);

· по звуку, так как по мере наполнения сосуда жидкость издает характерный звук, тон которого меняется, когда жидкость подходит к краю;

· с помощью деревянной ложки, которая по мере наполнения сосуда всплывает, отчего угол, образуемый ложкой и краем сосуда, уменьшается (по величине угла можно судить о степени наполненности сосуда).

Овладение вышеописанными приемами наливания жидкости весьма полезно слабовидящим обучающимся, так как это делает их ориентировку в быту и манеры практически такими же, как у нормально видящих.

Первичная обработка продуктов: это их сортировка, мытье, чистка.

В процессе сортировки необходимо научить с помощью сохранных анализаторов определять степень доброкачественности пищевых продуктов (с помощью обоняния, тактильной чувствительности, остаточного зрения).

Для мытья овощей и фруктов удобно использовать небольшие щетки. Они обеспечивают хорошее качество работы и оберегают руки от повреждений, которые могут снизить тактильную чувствительность.

Обучающиеся как минимум должны уметь чистить картофель и морковь. У слабовидящих эти операции, как правило, особых трудностей не вызывают, а слепым даются сложнее.

Три способа чистки картофеля, они будут вырабатывать навыки, используя тот способ, который посчитают для себя более удобным.

Первый. Тщательно вымытый картофель режется на крупные круги. Затем каждый круг чистится по периметру.

Второй. У вымытого клубня картофеля на ощупь определяются и удаляются глазки, а далее клубень чистится по вертикальным полоскам. Главное здесь — проконтролировать качество работы с торцовых сторон клубня. При чистке левая рука (для правшей) держится клубень, а правая рука ведет нож по нему. Одновременно левая рука поворачивает клубень, а большой палец левой руки скользит рядом, но чуть-чуть ниже ножа. Этот палец, передвигаясь, должен искать линию, разделяющую очищенную и неочищенную части поверхности клубня. Таким образом, он выполняет функции поиска неочищенной поверхности и контроля за качеством работы.

Третий. Клубень чистится вкруговую по спирали. Начинают чистить с торца до торца по кругу, то есть посредине картофелины. Движением по спирали очищается сначала одна половина клубня, а затем вторая. Большой палец левой руки, как и в предыдущем случае, выполняет функции поиска и контроля.

Прием чистки картофеля: в левой руке крепко зажмите картофелину, в правую возьмите нож так, чтобы его ручка была обхвачена тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем). На тупую сторону ножа положите указательный палец, а большой палец правой руки — на очищаемый клубень, напротив лезвия. В процессе чистки указательный палец правой руки направляет лезвие ножа к большому пальцу, который продвигается вниз по клубню и контролирует качество чистки. Левая рука при этом постепенно поворачивает клубень.

Во время чистки овощи следует как можно чаще мыть, потому что на чистой поверхности легче с помощью осязания обнаружить еще не обработанные места.

Вопросы питания, естественно, связаны с сервировкой, приемом пищи и уходом за посудой. Стол надо начинать накрывать с середины, постепенно продвигаясь к его краям, при этом в первую очередь расставлять на столе низкие предметы (блюда, тарелки и т.д.). После этого можно ставить более высокие предметы (вазочки, стаканы и т.п.).

Следует научить подавать и забирать блюда, ориентируясь на голос, при наличии остаточного зрения на цвет посуды.

На практике  надо тренироваться с помощью вилки, ложки (используется инструментальное осязание) и запаха (используется обоняние) определять, в каком количестве и что именно находится в тарелке. При достаточной тренировке слепые с этим справляются хорошо.

Важно научить опрятно есть, не роняя пищу на стол и на пол. Этого можно добиться, если у края тарелки придерживать пищу кусочком хлеба (но не пальцем), направляя ее к столовому прибору, которым пища подхватывается.

Слепых и слабовидящих надо одинаково учить мыть посуду, то есть приучать тщательно вести осязательный контроль и обязательно тереть в местах, которые обычно пачкаются больше. Это с обеих сторон донышко столовых тарелок; это дно, ручки и прилегающая к ручкам поверхность кастрюль и Главное здесь — добиться того, чтобы обучающиеся поняли, какие места и почему пачкаются больше. Используя эти знания и осязание, слепой будет мыть всегда чисто, а слабовидящий будет и мыть чисто, и выглядеть, как зрячий так как этот прием позволит ему не крутить посуду у глаз, проверяя ее чистоту.

 

Обучение незрячего чистке овощей и фруктов.

Чистка овощей и фруктов, как правило, не представляет для незрячих каких-либо особых трудностей, стоит лишь немного попрактиковаться в этом. Для мытья овощей и фруктов удобно использовать небольшие щетки, они обеспечивают хорошее качество работы, сберегают руки, т.е. осязание.

Приступая чистке картофеля, тщательно вымойте его, кончиком ножа удалите «глазки» (их легко обнаружить на ощупь), а далее клубень чистите по полоскам. В левой руке крепко зажмите картофелину, в правую возьмите нож так, чтобы его ручка была обхвачена тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем). На тупую сторону ножа положите указательный палец, а большой палец правой руки – на очищаемый клубень, напротив лезвия. В процессе чистки указательный палец правой руки направляет лезвие ножа к большому пальцу, который продвигается вниз по клубню и контролирует качество чистки, левая рука при этом постепенно поворачивает картофелину. Картофелину время от времени опускайте в холодную воду, чтобы лучше осязалась оставшаяся кожура. Аналогично чистят другие овощи и фрукты.

Есть и другой способ чистки овощей, нарежьте овощи кружками толщиной 1 см и очищайте каждый кружок, двигаясь по кругу. Этот способ более прост для незрячих, но приводит к частичной потере полезных свойств продукта.

Овощи и фрукты удобно чистить специальным желобковым ножом: в этом случае меньше отходов и исключается возможность пореза рук.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.