II. Состояние и проблемы развития у несовершеннолетних навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечени я их в деятельность отрядов юных инспекторов движения Костромской области — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

II. Состояние и проблемы развития у несовершеннолетних навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечени я их в деятельность отрядов юных инспекторов движения Костромской области

2021-02-05 117
II. Состояние и проблемы развития у несовершеннолетних навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечени я их в деятельность отрядов юных инспекторов движения Костромской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНЦЕПЦИЯ

Региона льного информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения в Костромской области в 2020-2024 годах

I. Введение

1. Региональная концепция информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения в Костромской области в 2020-2024 годах (далее – Концепция) разработана на основе Концепции информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения в 2020-2024 годах, разработанной в рамках федерального проекта «Безопасное дорожное движение» совместно Госавтоинспекцией с Министерством просвещения Российской Федерации.

Концепция является стратегическим документом, в котором заложено единое понимание миссии ЮИД, представлены направления дальнейшего развития, обоснована необходимость межведомственного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях, а также вовлечение других заинтересованных институтов гражданского общества.

Концепция определяет основные приоритеты, цели, задачи и механизмы развития (формирования) отрядов юных инспекторов движения (далее – ЮИД) в Костромской области с 2020 до 2024 гг.

Основные положения Концепции сформированы на основе предварительного теоретико-методологического анализа в соответствии с действующим законодательством, с учетом замечаний и предложений участников мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее — ДДТТ): представителей органов исполнительной власти, общественных организаций и научного, педагогического и экспертного сообществ.

 

III. Цели и задачи информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения.

Основными целями информационно-пропагандистского проекта
по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия
в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов (далее — проект) являются:

· вовлечение детей и молодежи в деятельность по профилактике ДТП через развитие движения ЮИД;

· повышение уровня компетентности несовершеннолетних как участников дорожного движения;

· снижение уровня детской смертности и травматизма в ДТП.

Достижение обозначенных целей будет способствовать социально-экономическому развитию Костромской области, а также созданию положительного психологического климата среди участников дорожного движения.

Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:

· сформировать эффективную межведомственную систему управления вовлечения детей и молодежи в деятельность по ОБДД и развитием отрядов ЮИД;

· установить оптимальную схему управления (самоуправления) и поддержки общероссийского движения ЮИД;

· определить пути вовлечения детей и молодежи в деятельность по ОБДД;

· увеличить численность участников движения ЮИД;

· улучшить материально-техническое обеспечение отрядов ЮИД;

· создать условия для обучения участников отрядов ЮИД основам ПДД и методам пропаганды безопасности дорожного движения;

· повысить уровень значимости отрядов ЮИД в общественной деятельности по пропаганде здорового образа жизни и законопослушного поведения;

· расширить единую информационную и организационно-методической базы в области развития и поддержки движения ЮИД;

· обеспечить распространение положительного опыта между участниками отрядов ЮИД;

· обеспечить развитие кадрового потенциала движения ЮИД.

 

IV. Принципы информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения

В целях реализации настоящей Концепции необходима организация образовательной и воспитательной деятельности, исходя из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

· приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

· приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

· соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

· программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Основными направлениями деятельности государства в части обеспечения безопасности дорожного движения посредством вовлечения несовершеннолетних в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма через деятельность отрядов ЮИД являются:

- установление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

- разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе направленных на развитие деятельности отрядов ЮИД;

- организация подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения с применением принципа непрерывного обучения и ранней профориентации;

- проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе мероприятий для участников отрядов ЮИД по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

- признание приоритетности образования;

- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

- единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

- создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основах;

- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

- адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

- автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

- демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

- сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Основными принципами в части организации образовательной
и воспитательной деятельности являются:

- «принцип непрерывного общего и профессионального развития личности» является основополагающим. Обеспечивает возможность каждому ребенку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой. Предполагает обеспечение индивидуальной траектории развития каждого члена движения ЮИД, с учетом его психофизиологических и возрастных особенностей, сотрудничество наставника и несовершеннолетнего, способствующее самореализации и гармоничному развитию личности. Реализация этого принципа позволяет несовершеннолетним (участникам движения ЮИД) получить представление об «образе мира транспорта», ценностно-смысловой ориентации
и нравственном основании личностного морального выбора. Формирует учебно-познавательную мотивацию, которая направлена на формирование нравственной оценки своих поступков, поступков окружающих участников дорожного движения. Показывая взаимоотношения человека с дорожной средой, обществом, программа развивает этические чувства — стыда, вины, совести как регулятора морального поведения. Данный подход также обеспечивает непрерывное общее развитие несовершеннолетнего участника движения ЮИД в соответствии с обозначенными в Концепции категориями («Юный инспектор движения», «Лидер ЮИД», «Волонтер ЮИД», «Наставник ЮИД», «Профессия ЮИД»), раннюю профориентацию. При этом, учитывая особенности развития детей, обеспечивается гармоничное развитие личности в определенном возрастном периоде, поскольку оно ориентировано на «зону ближайшего развития»;

- «принцип природосообразности воспитания» заключается в том, что ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия выступает обучаемый с его конкретными особенностями и уровнем развития. Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

- «принцип культуросообразности воспитания» предполагает максимальное использование в воспитательном процессе культуры той среды, в которой находится конкретная образовательная организация. Принцип определяет отношение между воспитанием и культурой как средой, в которой воспитывается ученик, а также отношение между воспитанием и учеником как участником этой культурной среды. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к ученику должно определяться, исходя из понимания его как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и самореализации своих творческих задатков и способностей;

- «принцип социального воспитания», позволяющий создать комфортное, современное, технологичное пространство, позволяющее несовершеннолетнему активно включаться в деятельность в соответствии с целями, задачами, принципами и общей миссией движения ЮИД, формировать личную социальную ответственность, социальную активность.

В Костромской области

 

 

Региональная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения (далее — Комиссия). Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения.

· Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач в числе прочих выполняет следующие основные функции:

· рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных организаций и общественных объединений по вопросам;

· формирования и реализации государственной политики в области обеспечения БДД;

· совершенствования государственной системы обеспечения БДД;

· совершенствования правового регулирования в области обеспечения БДД;

· определяет с учетом поступивших предложений приоритетные направления деятельности по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;

· рассматривает вопросы разработки и реализации федеральных программ повышения БДД;

· рассматривает обоснования потребности в финансовых и материально-технических ресурсах для реализации мероприятий в области обеспечения БДД;

· обобщает и распространяет положительный опыт работы комиссий по обеспечению БДД муниципалитетов, оказывает методическую помощь в организации деятельности этих комиссий;

· содействует совершенствованию работы общественных объединений и развитию связей с соответствующими государственными органами зарубежных стран по вопросам обеспечения БДД;

· осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения проблем БДД.

 Региональный штаб «Юный инспектор движения» (далее - РШ «ЮИД» или Штаб) является добровольным общественным объединением учащихся и взрослых, представляющих интересы участников – членов отрядов юных инспекторов движения. Штаб действует на базе Центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Целью деятельности Штаба является создание сообщества для пропаганды безопасного поведения на дороге.

Основными задачами Штаба являются:

1. Вовлечение детей и подростков в активную созидательную деятельность, способствующую развитию культуры безопасного поведения на дорогах, массовой молодежной культуры, культуры группового общения;

Центр по профилактике ДДТТ ГБУ ДО КО ЦТТ имеет современное оборудование и специалистов, оказывает научно-методическую поддержку, является координатором развития движения ЮИД на уровне региона. Направлением работы Центра ПДДТТ является координация работы через созданные муниципальные Центры ПДДТТ, которые будут выстраивать деятельность отрядов ЮИД в муниципалитете.

Советы активистов ЮИД создаются при муниципальные Центры ПДДТТ  и являются коллегиальным органом.

 Отряды ЮИД создаются на базе организаций обучающиеся на добровольной основе становятся участниками отрядов их деятельность регламентируется положением о отрядах ЮИД

2.. Деятельность по увеличению численности участников движения ЮИД:

· разработка и реализация механизмов мотивации обучающихся образовательных организаций принимать участие в обучающих и пропагандистских мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе через участие в деятельности отрядов ЮИД, в том числе: содействие в воспитании гражданственности, высокой уровень общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, реализация проекта «ЮИД в действии!» на территории Костромской области;

· разработка и реализация механизмов мотивации обучающихся образовательных организаций в участии в отрядах ЮИД на протяжении всего периода обучения (8‒9 лет — «Юный инспектор движения», 10‒12 лет — «Лидер ЮИД», 13‒14 лет — «Волонтер ЮИД», 15‒16 лет — «Наставник ЮИД», 17-18 лет- «Профессия ЮИД»), в том числе через стимулирование личностного роста и саморазвития, развитие творческого потенциала и инициативы у каждого участника отряда ЮИД, система личностного роста каждого участника отряда ЮИД - зачетные книжки, реализация проекта «Лидер ЮИД – это Я!» на территории Костромской области;

·  разработка и внедрение системы выявления и учета достижений детей, разработка механизмов учета достижений детей при поступлении в профессиональные образовательные организации;

· содействие в привлечении детей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на дорогах среди сверстников через мероприятия «Лаборатории безопасности;

· проведение мероприятий по предупреждению правонарушений, детской безнадзорности, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних, привитию несовершеннолетним установок на здоровый образ жизни, занятие физкультурой и спортом с целью организация социально полезного досуга детей и подростков;

· содействие в социальной адаптации и развитии социального опыта, создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей.

3. Деятельность по улучшению материально-технического обеспечения отрядов ЮИД:

· обеспечение оборудованием и техническими средствами, позволяющими обеспечить процесс обучения основам ПДД и правилам поведения на дорогах на уровне, соответствующем современному информационно-техническому уровню развития;

· обеспечение участников отрядов ЮИД брендированными в едином уникальном стиле атрибутикой, форменным обмундированием, информационно-пропагандистскими материалами и предметами;

· использовать в качестве площадок для проведения обучающих, спортивных и массовых мероприятий с отрядами ЮИД в материально-техническую и методическую базу Центра по профилактике ДДТ ГБУ ДО КО ЦТТ и ресурсных (опорных) центров в муниципалитетах.

4. Деятельность по созданию условий для обучения участников отрядов ЮИД основам ПДД и методам пропаганды БДД:

· комплексная работа по совершенствованию организационно-методического обеспечения, в том числе разработка единых подходов и тиражирование современных научно-обоснованных методик работы с отрядами ЮИД, включающих эффективные традиционные и инновационные технологии образования, а также актуальные требования к безопасности дорожного движения;

· разработка примерной (типовой) образовательной программы обучения участников отрядов ЮИД;

· реализация регионального образовательного проекта «Школа ЮИД». Целью Проекта является подготовка юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности по безопасности дорожного движения;

· разработка и обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и внеурочной деятельности для обучения членов отрядов ЮИД основам ПДД и методам пропаганды БДД разных ступеней обучения (8‒9 лет — «Юный инспектор движения», 10‒12 лет — «Лидер ЮИД», 13‒14 лет — «Волонтер ЮИД», 15‒16 лет — «Наставник ЮИД», 17-18 лет - «Профессия ЮИД»);

· содействие формированию правосознания у несовершеннолетних в области дорожного движения;

· взаимодействие активов ЮИД с органами государственной власти, местного самоуправления, родительского сообщества, средствами массовой информации, другими институтами гражданского общества по вопросам, связанным с развитием движения ЮИД и профилактикой ДТТ (прежде всего детского) через работу регионального штаба и муниципальных советов отрядов ЮИД;

· содействие в формировании основ транспортной культуры у детей;

· содействие в овладении умениями оказания первой помощи пострадавшим при ДТП.

5. Развитие кадрового потенциала движения ЮИД:

· создание в регионе современной системы профессионального развития педагогов, работающих с отрядами ЮИД;

· осуществление подготовки направленной на обновление состава и компетенций педагогических кадров работающих с отрядами ЮИД через проведение мероприятий по обучению педагогов на базе института повышения квалификации педагогических работников, городских и районных методических кабинетов, методической службы организаций дополнительного образования Центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ГБУ ДО «Центр технического творчества» и муниципальных ресурсных (опорных) центров с привлечением специалистов Госавтоинспекции;

· поддержка статуса и профессионального роста педагогов, работающих с детьми по профилактике ДДТТ путем проведение региональных конкурсных мероприятий для педагогов. Участия в ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах» в номинации «Лучший педагог и наставник ЮИД»;

· привлечение к деятельности в сфере работы с детьми по профилактике ДДТТ и отрядов ЮИД волонтеров из числа студенческого сообщества и молодежи, к участию в мероприятиях движения ЮИД на региональном, муниципальном, уровнях и уровне образовательной организации;

· организация слетов, семинаров, тренингов для руководителей отрядов ЮИД с целью обмена опытом, повышения квалификации и развития профессиональных компетенций может осуществляться в рамках массовых мероприятий, предусмотренных для отрядов ЮИД, их педагогов и наставников;

· содействие участию руководителей отрядов ЮИД в мероприятиях межрегионального и Всероссийского уровней, направленных на повышение их компетентности;

· внедрение системы оценки достижений педагогов, работающих с отрядами ЮИД как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога.

7. Деятельность по созданию единой информационной и организационно-методической базы в области развития и поддержки движения ЮИД:

· ежегодная разработка и реализация медиаплана проекта с участием региональных и муниципальных СМИ;

· разработка и системная поддержка тематических сайтов, групп (аккаунтов) в социальных сетях, прочее использование возможностей сети интернет;

· поддержка разработок и исследований современных форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности по пропаганде здоровье сберегающего поведения;

· создание банка лучших практик и дополнительных общеразвивающих программ и программ внеурочной деятельности и методических рекомендаций по реализации задач отрядов ЮИД, учебных программ тренингов, семинаров, мастер-классов, мероприятий, форумов, фестивалей на региональном и муниципальном уровнях;

· создание информационно-пропагандистских материалов и их распространение через различные источники: сайт ЮИД, публикации, репортажи в СМИ, социальных сетях и других средствах коммуникации, обеспечивающие как внутренние потребности участников отрядов ЮИД, так и их связь с окружающей средой;

· информационно-пропагандистская работа, направленная на массовое информирование о деятельности ЮИД, формирование позитивного общественного мнения о деятельности государства и органов исполнительной власти всех уровней по направлению обеспечения БДД, престижа профессий, обеспечивающих БДД.

8. Деятельность по распространению положительного опыта между участниками отрядов ЮИД:

· мониторинг, отбор и тиражирование методик, технологий, другого обучающего инструментария, применяемого для работы с отрядами ЮИД;

· содействие в организации и проведении занятий, семинаров, презентаций, выставок, культурно-массовых мероприятий, поддержка развития различных форм обучения основам безопасности жизнедеятельности детей и подростков;

· участие во  Всероссийских мероприятий с максимально возможным региональным представительством.

 

VI. Ожидаемые результаты, социально-экономические эффекты и

КОНЦЕПЦИЯ

Региона льного информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения в Костромской области в 2020-2024 годах

I. Введение

1. Региональная концепция информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения в Костромской области в 2020-2024 годах (далее – Концепция) разработана на основе Концепции информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения в 2020-2024 годах, разработанной в рамках федерального проекта «Безопасное дорожное движение» совместно Госавтоинспекцией с Министерством просвещения Российской Федерации.

Концепция является стратегическим документом, в котором заложено единое понимание миссии ЮИД, представлены направления дальнейшего развития, обоснована необходимость межведомственного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях, а также вовлечение других заинтересованных институтов гражданского общества.

Концепция определяет основные приоритеты, цели, задачи и механизмы развития (формирования) отрядов юных инспекторов движения (далее – ЮИД) в Костромской области с 2020 до 2024 гг.

Основные положения Концепции сформированы на основе предварительного теоретико-методологического анализа в соответствии с действующим законодательством, с учетом замечаний и предложений участников мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее — ДДТТ): представителей органов исполнительной власти, общественных организаций и научного, педагогического и экспертного сообществ.

 

II. Состояние и проблемы развития у несовершеннолетних навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечени я их в деятельность отрядов юных инспекторов движения Костромской области

Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей в Костромской области свидетельствует о том, что проблема безопасного участия детей в дорожном движении стоит в последние годы достаточно остро.

По данным УГИБДД по Костромской области за 2017 – 2019 годы в Костромской области отмечается увеличение количества зарегистрированных ДТП с участием несовершеннолетних. Так в 2017 году в Костромской области зарегистрировано 89 ДТП с детьми в возрасте до 16 лет, при которых 98 (2016 г. – 77) несовершеннолетних получили ранения, 2 погибли (2016 г. – 1). В 2018 году зарегистрировано 91 (2017 г. – 90 +1%) ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, при которых 1 ребенок погиб и 101 (98 – 2017 г.) были травмированы. В 2019 году на территории области количество ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет составило 102 человека (2018 г. – 91 +12%) число детей, получивших ранения, увеличилось на 11,8% (со 101 до 114 по сравнению с 2018 г.). Смертельные травмы получили 2 ребенка (2018 г. – 1).

Основными причинами ДТП с участием несовершеннолетних (дети – пешеходы) являются: неподчинение сигналам регулирования (пешеход); переход через проезжую часть вне пешеходного перехода; переход через проезжую часть в неустановленном месте (при наличии в зоне видимости перекрёстка); неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства; неосторожность детей – участников дорожного движения; иные нарушения ПДД.

В Костромской области, как и в целом по стране в последние несколько лет происходит увеличение числа детей – водителей велосипедов, скутеров, мотоциклов, моноколес, что приводит к росту интенсивности движения транспорта и создает объективные предпосылки для увеличения дорожно-транспортных происшествий. Все чаще мы становимся свидетелями ДТП с участием детей и подростков, которые являются водителями транспортных средств (велосипеды, мопеды, скутеры, мотоциклы и т.п.) Так, например, в Костромской области количество ДТП с детьми-велосипедистами в 2019 году увеличилось на 45% по сравнению с 2018 г. (с 11 до 16 ДТП). Причем в 50% случаев усматривается вина детей – это несоблюдение очередности проезда, нарушение правил расположения на проезжей части, нарушение правил проезда пешеходного перехода. Немаловажным является факт того, что у всех детей на момент ДТП отсутствовала защитная экипировка. Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки (дети - водители), являются их недисциплинированность, незнание ими Правил дорожного движения, элементарная неосторожность, неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

Становится особенно важным не только научить детей правилам, но и привить необходимые навыки и устойчивые стереотипы безопасного участия в дорожном движении. Это позволит значительно снизить показатели детского дорожно-транспортного травматизма.

Для решения данной задачи необходимо выстроить систему обучения и широкой информационно-пропагандистской работы с детьми – участниками дорожного движения. Важная роль в этом отводится движению отрядов ЮИД. Участие в работе отрядов юных инспекторов движения создает для несовершеннолетнего условия для изучения вопросов организации дорожного движения и воспитания культуры поведения на дорогах.

Движение ЮИД объединяет систему первичных детских коллективов (отряды ЮИД), которые представляют собой самоорганизующееся и самоуправляемое сообщество, создающееся на базе образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежных и детских общественных объединений, уставная деятельность которых предполагает, в том числе, деятельность по профилактике ДДТТ (далее - организации). Отряды ЮИД формируются на добровольной основе по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей по вопросам профилактики ДДТТ и развития движения ЮИД. Отряды ЮИД формируются на основании приказа или иного распорядительного документа организации; обучающиеся на добровольной основе становятся участниками отрядов ЮИД, на базе которого, по инициативе отрядов ЮИД, создаются детские муниципальные, региональные и федеральные активы ЮИД, которые являются коллегиальными органами, в состав которых входят лидеры отрядов ЮИД (дети). Организационные основы деятельности движения ЮИД, в том числе права, обязанности, полномочия, взаимодействие указанных коллегиальных органов, регулируются положением о деятельности отрядов юных инспекторов движения.

В 2014 году на базе ГБУ ДО «Центр технического творчества» создан Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее – Центр ПДДТТ). Цель создания Центра ПДДТТ - активизация работы в образовательных организациях Костромской области по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах. Одной из задач Центра ПДДТТ является координация деятельности отрядов юных инспекторов Костромской области. Центр по ПДДТТ формирует электронную базу отрядов ЮИД общеобразовательных организаций региона, оказывает методическую помощь педагогам и руководителям отрядов ЮИД образовательных организаций Костромской области по профилактике ДДТТ, организует конкурсы для отрядов ЮИД. Однако в муниципалитетах слабо выстроена система взаимодействия между отрядами, не сформированы муниципальные координационные центры развития ЮИД, не формализованы коллегиальные органы (Советы ЮИД) в которые входят лидеры отрядов. Поскольку количество отрядов участников движения ЮИД растет с каждым годом необходимо выстраивания системы управления и координации деятельности движения ЮИД в Костромской области.

В 2019-2020 учебном году на территории Костромской области на базе образовательных организаций действует 178 отрядов юных инспекторов движения (в 2017г.-170 отрядов) в 29 муниципальных образований области, в которых состоят 2270 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Значительная часть участников отрядов ЮИД дети 7-12 лет. Очевидна необходимость вовлечения в деятельность отрядов юных инспекторов движения участников старшего школьного возраста.

 В 2019-2020 учебном году из 178 отрядов ЮИД  пять отрядов осуществляли свою работу на базе учреждений дополнительного образования, остальные – на базе общеобразовательных организаций. Расширение состава участников движения ЮИД возможно за счет вовлечения организаций дополнительного образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, социозащитных учреждений.

Руководителями большинства отрядов являются учителя, выполняющие эту работу в дополнение к основной нагрузке. Отсутствие выделенных ставок в образовательных организациях для реализации программ работы с отрядами ЮИД, для осуществления организационно-методической работы, не позволяет в полной мере решать задачи развития движения ЮИД.

Отметим заинтересованное участие в развитии проекта различных субъектов. Так, к работе с отрядами ЮИД активно привлекаются сотрудники Госавтоинспекции, Костромской областной станции скорой медицинской помощи и медицины катастроф, Главного управления МЧС России по Костромской области, медицинские работники и представители институтов гражданского общества, осуществляющих деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Для проведения мероприятий с отрядами ЮИД привлекаются волонтёры из числа студентов Костромского государственного университета, Костромского автотранспортного и автодорожного колледжей. Такое взаимодействие осуществляется в рамках межведомственных планов работы, принимаемых ежегодно совместными решениями органов исполнительной власти региона, осуществляющих государственное управление в сфере образования и региональными подразделениями Госавтоинспекции. Активную роль в проведении совместных с ЮИДовцами и сотрудниками ГИБДД профилактических рейдов по выявлению нарушителей правил безопасного поведения на дороге играют родители детей. Данные рейды не всегда являются систематическими, часто приурочены к мероприятиям, посвященным началу учебного года. Работа отрядов ЮИД со взрослым населением в первую очередь осуществляется через проведение профилактических акций: «Возьми ребенка за руку», «Водители – вы тоже родители», «Ребенок – главный пассажир», а так же проводятся мероприятия, приуроченные к праздникам - «День защитника Отечества», «Международный женский день» и др.

В 2019-2020 учебном году 79 отрядов ЮИД обучались по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам внеурочной деятельности. ЮИДовцы изучают основы ПДД, оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, методы пропаганды безопасного поведения на дорогах. Ввиду отсутствия примерной программы обучения участников отрядов ЮИД, отмечаются разнообразные подходы к выбору тем и способов обучения, определению объема дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и программ внеурочной деятельности. С целью создания единой системы обучения ЮИДовцев и непрерывного обучения в течение участия детей в деятельности отряда необходимо создать примерную образовательную программу для отрядов ЮИД в соответствии с выделенными в Концепции категориями («Юный инспектор движения», «Лидер ЮИД», «Волонтер ЮИД», «Наставник ЮИД», «Профессия ЮИД»)

Пропаганда безопасного поведения на дорогах, которую проводят ЮИДвцы, - это эффективный инструмент превентивной деятельности
с потенциальными нарушителями ПДД. Отряды ЮИД в рамках своей работы занимаются информационной деятельностью: выпускают информационные листы, буклеты, памяток для всех групп участников дорожного движения: «Правила поведения в общественном транспорте», «Безопасный маршрут», «Я – велосипедист» и др., соз


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.