Тема по всеобщей истории 9, 11 класс «Страны Запада в 1945-2011 г» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема по всеобщей истории 9, 11 класс «Страны Запада в 1945-2011 г»

2021-02-05 123
Тема по всеобщей истории 9, 11 класс «Страны Запада в 1945-2011 г» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чумакова Елена Леонидовна

Идентификатор 237-203-971

Статья

Тема: «Первые философские учения древнего Китая и Индии».

Цели и задачи:

- дать представление об особенностях древнекитайской и древнеиндийской философии;

-познакомить с основными философскими учениями древнего Китая (даосизм и конфуцианство) и древней Индии (буддизм);

-развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

-лояльно относится к противоположной точке зрения и внимательно выслушивать ее.

Tun урока: дискуссия

Ключевые понятия:

Мифология (от греч - предание, сказание и слово, учение) - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.

Реинкарнация - переселение душ живых существ после их смерти.

Йогай - соединение, связь.

Медитация - созерцание.

Дао - путь, судьба.

Меритократия - буквально власть, основанная на заслугах

Веда - знание.

Буддизм - религиозное течение, направленное на поиски путей духовного освобождения человека. «Атеистическая» религия.

Инь - темное начало, пассивное ожидание.

Ян - нечто активное, освещающее путь познания.

Даосизм - одно из направлений древнекитайской философии, в котором центральным было понятие «дао».

Логос - разум.

Ход урока

I. Организационный момент

Послушайте древнюю притчу.

У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский.

Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную.

Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение.

Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

- О чем эта притча?

- Как вы думаете, какое она имеет отношение к теме нашего урока?

II. Новый материал

Буддизм

Центром учения являются четыре благородные истины:

1. Существование человека неразрывно связано со страданием.

2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.

3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.

4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь

• Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий.

• Правильное решение - решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам.

• Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

• Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяти заповедей, которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки.

• Правильное стремление.

• Правильное внимание.

• Правильное сосредоточение.

• Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.

Существуют несколько способов очистить карму:

1. Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости».

2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени:

• самообладание;

• овладение дыханием при определенных положениях тела;

• изоляция чувств от внешних влияний;

• концентрация мысли;

• медитация;

• отторжение - освобождение от телесной оболочки.

Таким образом, древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками.

Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ. Познакомимся с некоторыми из них.

Даосизм.

Человек занимает срединное положение в мире.

Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: ян (свет) и инь (тьма).

Дао - путь (все в мире находится в пути, в движении, в изменении, все непостоянно и конечно).

Следовательно, человек должен жить по принципу: «Передаю, но не творю». Человек - не царь Вселенной, не покоритель природы. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и всего общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии, ибо «если кто-либо захочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет присвоить его, потеряет его».

Человек должен следовать естественному ходу вещей, т. е. соблюдать «меру вещей». Недеяние, или, скорее, деятельность без нарушения иной меры, является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является дао.

Человек может быть бессмертным как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), чем-то напоминающих йогу.

Конфуцианство

Учитель Ку (Кун Фуцзы, Конфуций) утверждал, что люди страдают, ненавидят, уничтожают друг друга оттого, что не осознали благодати гармонии человеческих отношений. Гармония же достигается через личное благородство. Благородство становится результатом усилия, направленного на исполнение этических принципов и правил. Не дао (судьба, предопределение) творит человека, а человек создает свой дао.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками - «Беседы и суждения». Сам о себе он говорил: «Излагаю старое и не создаю нового».

Итак, основные идеи учения Конфуция:

1. Личность не для себя, но для общества. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.

2. Изначальное понятые - «порядок» (ли). Порядок благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми.

3. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

4. Порядок наполняется добродетелью (дэ). «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».

5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности (жень). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку.

6. Чтобы быть человечным, следуй правилам:

• Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь.

• Чего не желаешь себе, того не делай другим.

7. Философ отождествлял общество с государством.

8. Для него правильное государство - это государство, где высшее положение занимают император, слой людей, соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Государство - это большая семья, где государь - Сын Неба, Отец и Мать народа. Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

9. Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (ли). Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно».

Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Благородные и просвещенные чиновники, идеальные мужи, интеллектуальная элита - вот центр конфуцианской социальной системы.

Таким образом, учение Конфуция подводит нас к идее власти интеллектуально и нравственно достойного чиновничества, к идее меритократии (буквально власть, основанная на заслугах).

Итог урока:

- Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.

- Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.

- Почему буддизм называют атеистической религией?

- В чем проявилась созерцательность даосизма?

- Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство?

Практикум

-Перед вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их.

• Учиться и, когда придет время, использовать знания в деле -разве это не прекрасно!

• Благородный человек поспешает в делах, а не в словах, поспешает преумножать доверие, а не богатство.

• Хочешь узнать новое - обратись к старому.

• Ищущий истину должен быть готов к бедной одежде и грубой нище.

• Не завидуй никому и никого не презирай, Встречаясь с благородным человеком, думай, как сравняться с ним; встречаясь с низким человеком, думай, как бы самому не стать таким же.

• Если естество затмит воспитанность, получится дикарь. Если воспитанность затмит естество, получится мученик. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, здоров и приятен для окружающих.

_____________________________________________________________________________

-Перед вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их.

• Истинно благородный человек всего добивается собственными усилиями.

• Кто радуется природе, познанию и людям, тот и живет долго.

• Учу только того, кто сам ищет знаний.

• Благородный человек помогает людям проявить их хорошие качества.

• Низкий человек видит в людях только дурное.

• Если сам честен и благороден, то подданные исполнят все и без понуканий. Если сам лжив и низок, то слушаться не будут, даже если прикажешь.

_____________________________________________________________________________

-Перед вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их.

• Посылать людей на войну необученными - значит, предавать их врагу.

• Заставлять людей работать голодными - значит, самому становиться их врагом.

Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.

• Самая большая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

• Не желая говорить с достойным - теряешь человека. Говоря с недостойным - теряешь слова.

• Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

• Хочешь избежать зависти - не выказывай своего превосходства.

_____________________________________________________________________________

-Перед вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их.

• Добро бывает часто ветром, бегущим от тебя. Зло бывает часто кипящей водой, бегущей за тобой.

• Любимец толпы - враг добродетели.

• Когда стрелок из лука промахнется, он ведь не винит других, а винит себя. Так же надлежит поступать, когда промахнешься в поиске друга, женщины и истины.

• Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестает учиться, он может потерять и то, чему научился раньше. • Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, их следует избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, их следует принять с достоинством.

Индия

Среди всех древних культур наиболее загадочна и поразительна индийская. В одежде, поведении, танцах и т.д. В индийской культуре смещена привычная нам граница междужизнь и смертью. Благодаря индийской философии возникли сто лет назад в Европе теософия (религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством, переводится с греческого "божественная мудрость") и антропософия (религиозно-мистическое учение, выделившееся из теософии с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека, здесь уже в центре "человек" и "мудрость", последователи учения характеризуют как «наука о духе», автор РудольфШтейнер в 1912г.); ни современное увлечение йогой и дзэн-буддизмом (одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии, одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями.

Для индийской культуры присуще концепция перевоплощения (реинкарнации) и воздаяния (кармы) - как результат напряженного внимания к проблеме жизни и смерти и взаимоперехода из жизни в смерть и из смерти в жизнь.

Понятие кармы - ключевое для индийской мысли и в основе своей имеет этический характер. Закон кармы "что посеешь в этой жизни, то пожнешь в жизни будущей", т.е. нравственный закон приобретает абсолютный статус и законом кармы обосновывается социальное устройство Индии.

Китай

Двумя основными особенностями китайского национального характера являются обращенность к проблемам мира, в котором человек живет и, и преимущественное исследование взаимоотношения людей.

Три величайших мыслителя Древнего Китая: Лао-цзы, Конфуций, Мо-цзы.

Лао-цзы (VI - V вв.до н.э.)жил ранее двух других великих китайских мыслителей, (основное его понятие "дао", которое очень неоднозначное, оно обозначает "главное над множеством вещей", "матерь земли и неба", "путь");

Конфуций (ок.551-ок.479 гг. до н.э.) призывает беспрекословно следовать судьбе, основные понятия человеколюбия, гуманности, сторонник "золотого правила этики"- не делай людям того, чего не желаешь себе.

Мо-цзы (ок.479-ок.400 гг. до н.э.) сформулировал за четыре с лишним века до Рождества Христова концепцию всеобщей любви, не знающую различий по степени родства, любви отдельной, эгоистичной. Любовь в понимании Мо-цзы касается отношений между людьми, а не отношения к Богу, как в христианстве.

Китай соседствует с Индией, и часто мудрость обоих великих народов объединяют, говоря о философии Дальнего Востока. Но существует большая разница во взглядах: индийская культура основа на представлении о перевоплощении душ и воздаянии; китайская исходит из того, что "рождение - начало человека, смерть- его конец... Смерть наступает один раз {человек } не возвращается. Индийская мысль создает учение о Едином, которое является основой бытия им высшей истиной; китайская - учение о двух противоположных началах - "ян" и "инь", господствующих в нашем мире.Два противоположных начал, взаимодействие которых обусловливает появление вещей, смену явлений природы и т.д. Эти начала соответственно-светлое и темное, твердое и мягкое, мужское и женское, успешное и неудачное.

В Древней Греции представление о двух противоположных началах, взаимодействие которых является движущей силой раздвоения мира, получило название диалектики.

Еще одним отличием является социально-практическая устремленность: в Китае, чем в Индии, был престиж мудрецов. Их ценили не за взгляды, а за службу, которая считалась обязательной.

Также о представлении Древнего Китая следует отметить учение о пяти стихиях: воде, огне, земле, дереве и металле. "Вода увлажняется и течет вниз, огонь горит и поднимается вверх, дерево сгибается и выпрямляется, металл подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, земля принимает посев и дает урожай. Пять стихий соотносятся с пятью вкусовыми ощущениями.

"То, то увлажняется и течет вниз, создает соленое; то, что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое;  то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое; то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое.У греков кстати четыре главных элементов: вода, воздух, огонь и земля.

Таким образом, двумя великими народами - индийским и китайским - заложена содержательная база философии как дисциплины. Но для того, чтобы философия сформировалась нужны формальные предпосылки, методы получения результатов и т.д. Это обеспечила древнегреческая мысль, начиная с Сократа, который не только "ввел этику", но и создал философию, став ее олицетворением.

Философия зародилась за 500 лет до Рождества Христова и начала нашей эры в Древней Греции - богатой рабовладельческой стране с разнообразной культурой. Задолго до появления философии Гомером (7 в. до н.э.), были созданы выдающиеся произведения литературы поэмы "Илиада" и "Одисея".

Рабы выполняли в Древней Греции все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей. Процветало театральное искусство, особенно в жанре трагедии. Посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей. Широкое распространение получили скульптура, музыка и физкультура. В Древней Греции возникли Олимпийские игры.

Греческий народ отличался от других тем, что древние греки владели искусством выражать свои мысли,что было необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот же, кого не хотели слушать, мог перебраться в другой город (Древняя Греция состояла из независимых городов-государств) и проповедовать свои взгляды там, отличались рациональным складом ума, необходимым для философствования. В Древней Греции были свободные люди, которые отдавали себя полностью в философии, они не были жрецами, как в Древней Индии или Египте, что привязывало бы их к традиционной религии и не обязаны были находиться на государственной службе, как в древнем Китае, что заставляло бы их поддерживать существующие социальные традиции. Греческие философы были полностью свободны в своих действиях и не подчинялись никому, кроме собственной совести, а это именно то, что необходимо для развития философии.

Античная философия – значит, греческая, а потом и римская. Наиболее ярко она представлена трудами Гераклита, Пифагора, элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон), Демокрита. А расцвета достигла благодаря Сократу, Платону и Аристотелю.

Италийская школа

Представители жили в греческих колониях в Италии, важнейший представитель был древнегреческий математик и философ Пифагор (580-500 гг.до н.э.). Пифагору принадлежит концепция, согласно, которой основу явлений природы составляют числа, образующие "порядок".

И т.к. все числа повторяются в разных комбинациях, то и в мире всё вечно повторяется. Математическое равенство – это предел совершенства, это значит, что всё в мире надо соизмерять. «Весы не переступать!» - главный призыв Пифагора, т.е. следует везде и всегда соблюдать равенство, справедливость. Даже дружба людей есть равенство, у друзей всё должно быть общим.

Элейская школа

Элеаты – это мудрецы, которые жили в городе Элеи, именно они поставили вопрос о соотношении мышления и бытия. Именно этот вопрос станет главным в философии на все века!

Парменид главное свое сочинение посвятил философскому осмыслению природы. Он учил, что бытие всегда неизменно. Бытие по Пармениду едино и неподвижно, ведь разделить бытие на части может только небытие, но ведь его нет. То есть развитие (диалектику) Парменид не признавал.

Зенон – ученик Парменида создал субъективную диалектику. Его рассуждения называются краткими умозаключениями о безвыходном положении!Зенон признавал реально существующим толькоединое и неподвижное бытие, а то что бытие состоит из множественных составляющих (предметов, вещей и т.д.) и всё это постоянно изменяется – это спорный вопрос.

Итак, элеаты осмысливают понятие бытия:

1.бытие есть, небытия нет;

2.бытие едино и неделимо;

3.бытие познаваемо, а небытие нет.

 

Сократ

совершил в философии коренной переворот, он развернул философию лицом к человеку и начал исследовать природу и главное содержание человека. Этику Сократ ставит на первое место, объясняя, что человек должен познавать природу. Человек по Сократу – это существо разумное, познающее. От других существ его отличает наличие души. А душа – это способность человека мыслить, осознавать, быть совестливым, моральным, добродетельным. Сократ утверждал, что НЕДОСТАТОК ПОЗНАНИЯ ЕСТЬ НЕВЕЖЕСТВО! А что есть тело человека? Это лишь инструмент души. Для человека важны не только телесные (физические) упражнения, но ещё более важны упражнения душевные. Без них нельзя воспитать добродетели, т.е. ценности: мудрость, справедливость, умеренность. Развивая в себе эти добродетели, человек достигает гармонии души. Он становится свободным! В этом и состоит счастье человека по Сократу.

Сократ дальше развил диалектику, рассматривая её как искусство постановки вопросов и нахождения на них ответов. В поиске истины человек движется от незнания к знанию, от знания простого к знанию более сложному. И чем больше узнаёт человек, тем больше непознанного открывается ему. Поэтому Сократ утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю!» Иллюзии всезнайства человекдолжен подвергать самоанализу. А познание нового - это процесс осмысления, сопоставления ранее изученного с новым материалом. Так рождаются мысли, а душа познаёт истину. Это было новым в философии!

ПЛАТОН

– выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, дальше развивает его учение. У него тоже на первом плане – этика. Но сердцевину философии ПЛАТОНА составляет учение об ИДЕЯХ.

Платон большое значение придавал математике, он пришёл к выводу, что умственный труд – начало всего. В основе его учения лежит принцип деления мира на реальный, т.е. идейный, и нереальный, т.е. земной.

превыше всего ставил идею блага (как и Сократ), для него идея была причиной всего прекрасного как в мире, так и в жизни людей. Благо по Платону – это некий мировой принцип.

Создав учение об идеях, Платон искал ответы на самые сложные вопросы: Как устроен космос? Так возникла наука космология. Как устроен человек? Возникла наука антропология. Как устроено общество? Возникло учение социология.

В основе общества Платон видел идею справедливости. Платон желал построить идеальное гос-во. Т.е. Платон разработал классический вариант объективного идеализма.

Те граждане, которые достигли стадии умеренности, должны быть в обществе крестьянами, ремесленниками, купцами; тем, в ком преобладает мужественная душа, суждено стать воинами, стражниками, а тем, кто достиг в своём духовном развитии мудрости, можно стать политиками, госслужащими. В таком совершенном гос-ве должна быть гармония: каждый должен делать то, на что способен по состоянию своей души.

АРИСТОТЕЛЬ

-ученик Платона, создал учение о форме и в отличие от Платона считал, что главное не идея, а материя и форма. Что важнее: материя или форма? Аристотель утверждает, что форма: ведь только благодаря форме изматерии получаются те или иные вещи.

Например, глина – это материя, но из неё можно сделать горшок, вазу, статуэтку и т.д. А это уже форма вещей. Значит, форма есть главная причина бытия.

Итак, бытие по Аристотелю – это синтез материи и формы.

Аристотель впервые исследует проблему цели и утверждает, что, в конечном счёте, главной причиной поступков людей являются их цели.

 Также Аристотелю принадлежит заслуга в создании логики как самостоятельной дисциплины о законах мышления и дальнейшем развитии науки этики.

 Он исследует понятие СЧАСТЬЯ. Счастье – это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести, не успех, не богатство. Это этические добродетели человека, у Аристотеля их 11: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, дружелюбие, любезность, справедливость.Последняя – самая необходимая для совместной жизни.

Основные черты античной философии (А.Ф.):

1.Для А.Ф.характерны большая слитность, неразделённость проблем мира на мир природы, мир человека и т.д.

2.А.Ф.всегда рассматривала весь Космос, включая в него и человека.

3.А.Ф. много достигла на понятийном уровне: учение об идеях Платона, понятие формы Аристотеля. Но она не знала ещё законов науки.

4.А.Ф. создала этику как науку о добродетелях. Сегодня этика – это учение о долге и ценностях жизни.

5.А.Ф. видела своё назначение в том, чтобы помочь людям понять смысл жизни, и следовала этим целям.

6.А.Ф.сохраняет и сегодня своё значение.


 

Практическая работа 2

 

Тема: Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект.

Цель занятия: изучить культуру Древнего мира: исторические условия формирования и особенности древнеиндийской и древнекитайской философии, проанализировать предпосылки возникновения философии, провести сравнительный анализ.

Ход работы: ознакомиться с предложенным материалом и выполнить задания.

 

Задание 1. Составить сравнительно-обобщающую таблицу "Сравнительный аспект философии Древнего мира"

Древний мир Содержание философии народов Разница во взглядах
Китай        
Индия          

 

 

 



Задание 2.  Творческое задание. Используя дополнительную литературу, электронные ресурсы сети Интернет, привести примеры философских высказываний, жизненных положений мыслителей Др. мира (указать автора):

2.1 Др. Индии __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.2 Др. Китая __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Творческое задание на дополнительные баллы. Используя дополнительную литературу, электронные ресурсы сети Интернет, подготовить и оформить презентации по темам: «Философия Дальнего Востока», «Особенности античной философии: Китая и Индии», «Философия …….. (любого мыслителя Китая или Индии)».

 

 

Вывод: ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 


 

Практическая работа 3

 

Тема: Философские школы Древней Греции.

Цель занятия: проанализировать исторические условия формирования и особенности античной философии: определить особенности и исторические этапы развития древнегреческой философии.

Ход работы: ознакомиться с предложенным материалом и выполнить задания.

 

Чумакова Елена Леонидовна

Идентификатор 237-203-971

Статья

Тема по всеобщей истории 9, 11 класс «Страны Запада в 1945-2011 г»

Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в школе, является технология блочно-модульного обучения. Данная технология имеет следующие преимущества:

· возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);

· создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход;

· создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов;

· уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.

Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т. д. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.

· При организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей.

Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:

1-й модуль (1–2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек.

2-й модуль (3–4 урока) – использование теоретического материала при защите проектов, работа над которыми группами(по 2-3 человека) велась в течение месяца: обучающиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, представляют материалы тем, обсуждают, дискутируют.

3-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, обучающимся предлагается контрольная или зачетная работы.

Предлагаю вашему вниманию планирование раздела всеобщей истории в 11 классе по теме «Страны Запада 1945- 2011»

Цель: Систематизировать знания обучающихся по теме «Страны Запада в 1945-2011 г»

Задачи:

Обучающие: 1. Определить общее и особенное в развитии стран Европы СЩА в период времени с 1945 по 2011 год;

2. Попытаться определить значение этих стран в современном мире, спрогнозировать сценарии развития стран.

Развивающие: 1.Развивать способность анализировать информацию, представлять результаты своей деятельности в различных формах, способность самостоятельно организовывать и регулировать свою деятельность.

Воспитательные: 1.Воспитание личности обучающегося через осмысление исторического опыта стран.

План работы:

1 урок:Лекция «Основные тенденции развития стран Запада после II Мировой войны до 2011 года».

- послевоенное устройство мира, истоки и причины «холодной войны»;

-сравнительная характеристика 2 моделей развития: Восток и Запад;

- основные тенденции развития стран Запада: политические, экономические, социальные, духовные;

2-4 уроки: Семинарские занятия «Защита проектов по странам»- США, Англия, Франция, ФРГ и Япония.

Представление страны по плану:

1. Особенности послевоенного положения страны.

2. Основные направления внутренней и внешней политики страны с 1945 по 2011 год.

3. Характеристика современного положения страны:

-схема государственного устройства;

- форма правления;

-форма национально- государственного устройства;

-лидер(ы) государства на сегодняшний день;

- итоги последних парламентских(президентских) выборов;

-новости из страны (за период времени, в течение которого идет работа над проектом).

Критерии оценки проекта отражают следующие аспекты: достоверность информации, четкая структура работы, оформление в соответствии с планом, Наличие презентации, схем для стендового доклада, газетных вырезок, использование интернет-ресурсов, наличие своей точки зрения, публичное выступление.

5 урок: Контрольная работа

Итог работы:

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:

· повысить мотивацию изучения предмета;

· повысить качество знаний;

· повысить уровень образовательного процесса в целом.

Приложение Дидактический материал для проведения контроля знаний

 

 

Задания  Тема Страны Западной Европы и США в 50-80-е гг.

Тема «Страны Запада 1945-2011»

I. Исторический диктант

Соотнесите понятия и страны. Около страны поставьте цифры, за которыми стоят понятия, связанные с той или иной страной или группой стран.

США Англия Франция ФРГ Япония Италия

1.Конституционная монархия

2.Запрет прибегать к войне как способу решения конфликтов

3.Мощное движение Сопротивления в годы Второй Мировой войны

4.Демоктатическая партия левых сил и ХДП

5.Республиканская и демократическая партии

6.Христианские демократы и социал- демократы

7.Режим Пятой республики

8.Мафия

9.Проблемы Ольстера

10.Движение за гражданские права

11.Первая ядерная держава

12.Вьетнамская война

13.Парламентская республика

14.Проблема островов Хабомаи и Шикотан

15.Маргарет Тэтчер и Энтони Блэр

16. «Экономическое чудо»

17.Крупнейшая метрополия после Второй Мировой войны

18.Алжирская проблема

II. Выполните задания по теме

Задание №1 Найди стране лидера.

Название страны Лидер государства
1.Италия А)Кристиан Вульф
2.ФРГ Б)Йосихито Нода
3.США В)Джорджо Наполитано
4.Великобритания Д)Марио Монти
5.Япония Г)Ангела Меркель
6.Франция Е)Николя Саркози
  Ж)Бара

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.