Лекция 2, 3. Философия Древнего мира и средневековая философия. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лекция 2, 3. Философия Древнего мира и средневековая философия.

2021-02-05 239
Лекция 2, 3. Философия Древнего мира и средневековая философия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предпосылки философии в Древнем мире - Китай и Индия. Становление философии в Древней Греции. Философские школы.Сократ,ПлатониАристотель.

 

Некоторые из основных проблем нашей жизни: откуда человек приходит в мир, в чем смысл его существования, что с ним будет после смерти и т.п. - вечны.они издавна ставились различными народами. очевидно, что невозможно по-настоящему глубоко оценить новое, не уяснив его истоков, и это определяет интерес к древним культурам, порой так непохожим на нашу собственную.

Индия

Среди всех древних культур наиболее загадочна и поразительна индийская. В одежде, поведении, танцах и т.д. В индийской культуре смещена привычная нам граница междужизнь и смертью. Благодаря индийской философии возникли сто лет назад в Европе теософия (религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством, переводится с греческого "божественная мудрость") и антропософия (религиозно-мистическое учение, выделившееся из теософии с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека, здесь уже в центре "человек" и "мудрость", последователи учения характеризуют как «наука о духе», автор РудольфШтейнер в 1912г.); ни современное увлечение йогой и дзэн-буддизмом (одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии, одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями.

Для индийской культуры присуще концепция перевоплощения (реинкарнации) и воздаяния (кармы) - как результат напряженного внимания к проблеме жизни и смерти и взаимоперехода из жизни в смерть и из смерти в жизнь.

Понятие кармы - ключевое для индийской мысли и в основе своей имеет этический характер. Закон кармы "что посеешь в этой жизни, то пожнешь в жизни будущей", т.е. нравственный закон приобретает абсолютный статус и законом кармы обосновывается социальное устройство Индии.

Китай

Двумя основными особенностями китайского национального характера являются обращенность к проблемам мира, в котором человек живет и, и преимущественное исследование взаимоотношения людей.

Три величайших мыслителя Древнего Китая: Лао-цзы, Конфуций, Мо-цзы.

Лао-цзы (VI - V вв.до н.э.)жил ранее двух других великих китайских мыслителей, (основное его понятие "дао", которое очень неоднозначное, оно обозначает "главное над множеством вещей", "матерь земли и неба", "путь");

Конфуций (ок.551-ок.479 гг. до н.э.) призывает беспрекословно следовать судьбе, основные понятия человеколюбия, гуманности, сторонник "золотого правила этики"- не делай людям того, чего не желаешь себе.

Мо-цзы (ок.479-ок.400 гг. до н.э.) сформулировал за четыре с лишним века до Рождества Христова концепцию всеобщей любви, не знающую различий по степени родства, любви отдельной, эгоистичной. Любовь в понимании Мо-цзы касается отношений между людьми, а не отношения к Богу, как в христианстве.

Китай соседствует с Индией, и часто мудрость обоих великих народов объединяют, говоря о философии Дальнего Востока. Но существует большая разница во взглядах: индийская культура основа на представлении о перевоплощении душ и воздаянии; китайская исходит из того, что "рождение - начало человека, смерть- его конец... Смерть наступает один раз {человек } не возвращается. Индийская мысль создает учение о Едином, которое является основой бытия им высшей истиной; китайская - учение о двух противоположных началах - "ян" и "инь", господствующих в нашем мире.Два противоположных начал, взаимодействие которых обусловливает появление вещей, смену явлений природы и т.д. Эти начала соответственно-светлое и темное, твердое и мягкое, мужское и женское, успешное и неудачное.

В Древней Греции представление о двух противоположных началах, взаимодействие которых является движущей силой раздвоения мира, получило название диалектики.

Еще одним отличием является социально-практическая устремленность: в Китае, чем в Индии, был престиж мудрецов. Их ценили не за взгляды, а за службу, которая считалась обязательной.

Также о представлении Древнего Китая следует отметить учение о пяти стихиях: воде, огне, земле, дереве и металле. "Вода увлажняется и течет вниз, огонь горит и поднимается вверх, дерево сгибается и выпрямляется, металл подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, земля принимает посев и дает урожай. Пять стихий соотносятся с пятью вкусовыми ощущениями.

"То, то увлажняется и течет вниз, создает соленое; то, что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое;  то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое; то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое.У греков кстати четыре главных элементов: вода, воздух, огонь и земля.

Таким образом, двумя великими народами - индийским и китайским - заложена содержательная база философии как дисциплины. Но для того, чтобы философия сформировалась нужны формальные предпосылки, методы получения результатов и т.д. Это обеспечила древнегреческая мысль, начиная с Сократа, который не только "ввел этику", но и создал философию, став ее олицетворением.

Философия зародилась за 500 лет до Рождества Христова и начала нашей эры в Древней Греции - богатой рабовладельческой стране с разнообразной культурой. Задолго до появления философии Гомером (7 в. до н.э.), были созданы выдающиеся произведения литературы поэмы "Илиада" и "Одисея".

Рабы выполняли в Древней Греции все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей. Процветало театральное искусство, особенно в жанре трагедии. Посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей. Широкое распространение получили скульптура, музыка и физкультура. В Древней Греции возникли Олимпийские игры.

Греческий народ отличался от других тем, что древние греки владели искусством выражать свои мысли,что было необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот же, кого не хотели слушать, мог перебраться в другой город (Древняя Греция состояла из независимых городов-государств) и проповедовать свои взгляды там, отличались рациональным складом ума, необходимым для философствования. В Древней Греции были свободные люди, которые отдавали себя полностью в философии, они не были жрецами, как в Древней Индии или Египте, что привязывало бы их к традиционной религии и не обязаны были находиться на государственной службе, как в древнем Китае, что заставляло бы их поддерживать существующие социальные традиции. Греческие философы были полностью свободны в своих действиях и не подчинялись никому, кроме собственной совести, а это именно то, что необходимо для развития философии.

Античная философия – значит, греческая, а потом и римская. Наиболее ярко она представлена трудами Гераклита, Пифагора, элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон), Демокрита. А расцвета достигла благодаря Сократу, Платону и Аристотелю.

Италийская школа

Представители жили в греческих колониях в Италии, важнейший представитель был древнегреческий математик и философ Пифагор (580-500 гг.до н.э.). Пифагору принадлежит концепция, согласно, которой основу явлений природы составляют числа, образующие "порядок".

И т.к. все числа повторяются в разных комбинациях, то и в мире всё вечно повторяется. Математическое равенство – это предел совершенства, это значит, что всё в мире надо соизмерять. «Весы не переступать!» - главный призыв Пифагора, т.е. следует везде и всегда соблюдать равенство, справедливость. Даже дружба людей есть равенство, у друзей всё должно быть общим.

Элейская школа

Элеаты – это мудрецы, которые жили в городе Элеи, именно они поставили вопрос о соотношении мышления и бытия. Именно этот вопрос станет главным в философии на все века!

Парменид главное свое сочинение посвятил философскому осмыслению природы. Он учил, что бытие всегда неизменно. Бытие по Пармениду едино и неподвижно, ведь разделить бытие на части может только небытие, но ведь его нет. То есть развитие (диалектику) Парменид не признавал.

Зенон – ученик Парменида создал субъективную диалектику. Его рассуждения называются краткими умозаключениями о безвыходном положении!Зенон признавал реально существующим толькоединое и неподвижное бытие, а то что бытие состоит из множественных составляющих (предметов, вещей и т.д.) и всё это постоянно изменяется – это спорный вопрос.

Итак, элеаты осмысливают понятие бытия:

1.бытие есть, небытия нет;

2.бытие едино и неделимо;

3.бытие познаваемо, а небытие нет.

 

Сократ

совершил в философии коренной переворот, он развернул философию лицом к человеку и начал исследовать природу и главное содержание человека. Этику Сократ ставит на первое место, объясняя, что человек должен познавать природу. Человек по Сократу – это существо разумное, познающее. От других существ его отличает наличие души. А душа – это способность человека мыслить, осознавать, быть совестливым, моральным, добродетельным. Сократ утверждал, что НЕДОСТАТОК ПОЗНАНИЯ ЕСТЬ НЕВЕЖЕСТВО! А что есть тело человека? Это лишь инструмент души. Для человека важны не только телесные (физические) упражнения, но ещё более важны упражнения душевные. Без них нельзя воспитать добродетели, т.е. ценности: мудрость, справедливость, умеренность. Развивая в себе эти добродетели, человек достигает гармонии души. Он становится свободным! В этом и состоит счастье человека по Сократу.

Сократ дальше развил диалектику, рассматривая её как искусство постановки вопросов и нахождения на них ответов. В поиске истины человек движется от незнания к знанию, от знания простого к знанию более сложному. И чем больше узнаёт человек, тем больше непознанного открывается ему. Поэтому Сократ утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю!» Иллюзии всезнайства человекдолжен подвергать самоанализу. А познание нового - это процесс осмысления, сопоставления ранее изученного с новым материалом. Так рождаются мысли, а душа познаёт истину. Это было новым в философии!

ПЛАТОН

– выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, дальше развивает его учение. У него тоже на первом плане – этика. Но сердцевину философии ПЛАТОНА составляет учение об ИДЕЯХ.

Платон большое значение придавал математике, он пришёл к выводу, что умственный труд – начало всего. В основе его учения лежит принцип деления мира на реальный, т.е. идейный, и нереальный, т.е. земной.

превыше всего ставил идею блага (как и Сократ), для него идея была причиной всего прекрасного как в мире, так и в жизни людей. Благо по Платону – это некий мировой принцип.

Создав учение об идеях, Платон искал ответы на самые сложные вопросы: Как устроен космос? Так возникла наука космология. Как устроен человек? Возникла наука антропология. Как устроено общество? Возникло учение социология.

В основе общества Платон видел идею справедливости. Платон желал построить идеальное гос-во. Т.е. Платон разработал классический вариант объективного идеализма.

Те граждане, которые достигли стадии умеренности, должны быть в обществе крестьянами, ремесленниками, купцами; тем, в ком преобладает мужественная душа, суждено стать воинами, стражниками, а тем, кто достиг в своём духовном развитии мудрости, можно стать политиками, госслужащими. В таком совершенном гос-ве должна быть гармония: каждый должен делать то, на что способен по состоянию своей души.

АРИСТОТЕЛЬ

-ученик Платона, создал учение о форме и в отличие от Платона считал, что главное не идея, а материя и форма. Что важнее: материя или форма? Аристотель утверждает, что форма: ведь только благодаря форме изматерии получаются те или иные вещи.

Например, глина – это материя, но из неё можно сделать горшок, вазу, статуэтку и т.д. А это уже форма вещей. Значит, форма есть главная причина бытия.

Итак, бытие по Аристотелю – это синтез материи и формы.

Аристотель впервые исследует проблему цели и утверждает, что, в конечном счёте, главной причиной поступков людей являются их цели.

 Также Аристотелю принадлежит заслуга в создании логики как самостоятельной дисциплины о законах мышления и дальнейшем развитии науки этики.

 Он исследует понятие СЧАСТЬЯ. Счастье – это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести, не успех, не богатство. Это этические добродетели человека, у Аристотеля их 11: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, дружелюбие, любезность, справедливость.Последняя – самая необходимая для совместной жизни.

Основные черты античной философии (А.Ф.):

1.Для А.Ф.характерны большая слитность, неразделённость проблем мира на мир природы, мир человека и т.д.

2.А.Ф.всегда рассматривала весь Космос, включая в него и человека.

3.А.Ф. много достигла на понятийном уровне: учение об идеях Платона, понятие формы Аристотеля. Но она не знала ещё законов науки.

4.А.Ф. создала этику как науку о добродетелях. Сегодня этика – это учение о долге и ценностях жизни.

5.А.Ф. видела своё назначение в том, чтобы помочь людям понять смысл жизни, и следовала этим целям.

6.А.Ф.сохраняет и сегодня своё значение.


 

Практическая работа 2

 

Тема: Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект.

Цель занятия: изучить культуру Древнего мира: исторические условия формирования и особенности древнеиндийской и древнекитайской философии, проанализировать предпосылки возникновения философии, провести сравнительный анализ.

Ход работы: ознакомиться с предложенным материалом и выполнить задания.

 

Задание 1. Составить сравнительно-обобщающую таблицу "Сравнительный аспект философии Древнего мира"

Древний мир Содержание философии народов Разница во взглядах
Китай        
Индия          

 

 

 



Задание 2.  Творческое задание. Используя дополнительную литературу, электронные ресурсы сети Интернет, привести примеры философских высказываний, жизненных положений мыслителей Др. мира (указать автора):

2.1 Др. Индии __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.2 Др. Китая __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Творческое задание на дополнительные баллы. Используя дополнительную литературу, электронные ресурсы сети Интернет, подготовить и оформить презентации по темам: «Философия Дальнего Востока», «Особенности античной философии: Китая и Индии», «Философия …….. (любого мыслителя Китая или Индии)».

 

 

Вывод: ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 


 

Практическая работа 3

 

Тема: Философские школы Древней Греции.

Цель занятия: проанализировать исторические условия формирования и особенности античной философии: определить особенности и исторические этапы развития древнегреческой философии.

Ход работы: ознакомиться с предложенным материалом и выполнить задания.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.