Особенности католического вероучения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности католического вероучения

2021-02-05 159
Особенности католического вероучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus от греч. καθολικός «всеобщий», «вселенский») — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,3 миллиарда человек[1].

Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации[2]. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев среди христианских церквей. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с двадцатью тремя восточнокатолическими церквями составляет единую Католическую церковь, которая полагает себя Церковью, обладающей всей полнотой истины.

Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и город-государство Ватикан в Риме.

Основой католической церкви является Символ веры и христианские догматы:

 

o Флиокве – это догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

o Целибат – это догмат о безбрачии священников и монахов.

o Чистилище – догмат о месте между адом и раем, где можно искупить свои грехи.

o Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении. (Православные тоже верят, что Мария на небесах душой и телом, но это не является догматом православной церкви. Непорочное зачатие девы Марии православная церковь не признает.)
Во главе всей католический церкви стоит Папа Римский. Католическая церковь - церковь единая, все ее представительства в разных странах считаются частью одной церкви и подчиняются Папе Римскому.

Важная особенность католицизма заключается в том, что католики не считают Папу - святым. Непогрешимыми считаются только его высказывания и решения относительно веры и церкви, но к лику святых его не причисляют только потому, что он был избран на эту должность.
Католики очень любят и ценят Папу и он отвечает им тем же, подавая собой пример, как истинный

Вообще в мире живет более миллиарда католиков. Католицизм — одна из самых больших христианских конфессий.
Больше всего католиков в Бразилии, Мексике, Сша и Индии. Католицизм присутствует на всех континентах и даже Россия имеют свои католические приходы и последователей.
Отличия католицизма от православия

Не смотря на то, что и католики и православные - христиане, некоторые различия все таки есть:
Самое важное из них - это вера в Святого духа, который исходит и от Бога Отца и от Сына. Католическая церковь ставит это в основу Символа Веры, в отличие от православной, которая исповедует, что Дух Святой исходит только от Отца.

Католическая церковь не допускает разводов, таинство брака совершается один раз и на всю жизнь. Православная церковь в некоторых случаях разводы допускает.
Также католическая церковь не допускает брака для священников. Человек может принять за свою жизнь только одно таинство - или таинство брака, или таинство священнослужения.
Исключения допускаются, если все обязательства перед браком уже человеком выполнены и долг перед семьей погашен (человек овдовел, дети выросли и сами себя обеспечивают) и он ощущает истинное призвание в служении Богу - тогда возможно принятие таинства священства либо монашеский постриг.
Католическая церковь исповедует чистилище. Это место или состояние души, в котором она находится в стадии очищения от грехов перед тем, как попасть в рай. В православном учении такого места у души нет (но есть понятие - мытарства души).
Первое причастие. В католичестве крещение ребенка может происходить сразу, а вот первое причастие дети принимают в возрасте 7-10 лет. Это отдельное праздничное событие, перед которым малыш должен пройти первую исповедь. В православии принимать причастие можно сразу после крещения.

Вероучение католицизма, сохраняя все основные догматы христианства, имеет некоторые отличия от православного. Так, например, в католицизме принят догмат о том, что дух святой исходит не только от бога-отца, но и от бога-сына. Именно это расхождение в первую очередь послужило в прошлом формальным поводом для раскола христианства на православие и католицизм.

 

Католицизм учит, что человек может рассчитывать на «спасение» своей души только благодаря помощи церкви, обладающей возможностью передавать грешникам «избыточные» добрые дела праведников. Отсюда —практика продажи индульгенций, отпущения грехов по устанавливаемой церковью таксе.

 

В начале XV в. было принято учение, согласно которому души умерших грешников якобы должны, прежде чем решится их участь, пройти через чистилище. «Очищение» от грехов совершается посредством различных испытаний, а также «добрых дел» в пользу церкви родных и близких покойного. Это учение не только играет определенную роль в идейном влиянии на верующих, но и служит источником значительных доходов церкви.

 

Католическое вероучение основывается кроме Библии еще на «священном предании» — в него, помимо прочего, входят решения соборов, суждения пап, творения «отцов церкви». I Ватиканским собором в 1870 г. был принят догмат о папской непогрешимости в решении вопросов веры. Наряду с признанием первенства папы над всей христианской церковью католицизму присущи и другие канонические отличия от православия: безбрачие (целибат), обязательное для всего духовенства; нерасторжимость церковного брака и т. п. До решений II Ватиканского собора хлебом и вином могло причащаться только духовенство (миряне лишь хлебом). Теперь и те и другие причащаются хлебом и вином. До последнего времени католическое богослужение велось на латинском языке. Сейчас разрешено проводить богослужение на родном языке верующих.

 

Свою духовную власть католическая церковь на протяжении веков поддерживала средствами террора и насилия. Римские папы были инициаторами преследования «ведьм». «Крестовые походы» отличались невероятной жестокостью. Одна из позорных страниц в истории католицизма — деятельность инквизиции, подавлявшей любое проявление свободной мысли. В числе жертв инквизиции — Л. Ванини, Д. Бруно, Ян Гус, Жанна д’Арк. На счету инквизиторов сотни тысяч человеческих жизней.

 

В эпоху буржуазных преобразований католицизм противодействовал общественному прогрессу, поддерживал самые реакционные политические режимы, бросил все силы на поддержку феодальной реакции.

 

Католическая оппозиция социальному прогрессу достигла кульминационного пункта в середине XIX в. в «Силлабусе» — списке главнейших заблуждений времени (1864) и в решениях I Ватиканского собора (1869—1870). Церковь усмотрела «главные заблуждения» в требованиях буржуазного либерализма и демократизма, в лозунгах свободы совести и свободы печати, отделения церкви от государства и развития светского школьного образования. Главное обвинение буржуазному обществу заключалось в том, что оно заражено «чумой» социализма и коммунизма, которые церковь предала анафеме.

 

Католицизм недолго противился буржуазным преобразованиям. Церковь вскоре заключила союз с капиталом. Изменение социально-политического курса церкви было связано с деятельностью папы Льва XIII, обнародовавшего энциклику «Этерни патрис» (1879), в которой давалась оценка современной культуры, науки и философии. Лев XIII поставил перед католическим учением задачу ассимиляции достижений буржуазной культуры, философии, достижений современного естествознания. Энциклика «Рерум новарум» (1891) была посвящена апологии капитализма, направлена на то, чтобы поставить католицизм на службу буржуазному обществу.

(23)Католическое социальное учение - это католические доктрины по вопросам человеческого достоинства и общего блага в обществе. Эти идеи касаются угнетения, роли государства, субсидиарности, социальной организации, заботы о социальной справедливости и вопросов распределения богатства. Считается, что его основы были заложены в энциклике Папы Льва XIII 1891 года «Rerum novarum», в которой пропагандировался экономический дистрибутизм. Его корни можно проследить до сочинений католических мыслителей, таких как Фома Аквинский и Августин Гиппопотам, а также от концепций, присутствующих в Библии и культурах древнего Ближнего Востока. По словам Папы Иоанна Павла II, основа социальной справедливости «покоится на трех краеугольных камнях человеческого достоинства, солидарности и субсидиарности». По словам Папы Бенедикта XVI, его цель «просто помочь очистить разум и внести свой вклад здесь и сейчас в признание и достижение справедливости... [Церковь] должна играть свою роль посредством рациональных аргументов, и она должен пробудить духовную энергию, без которой справедливость... не может восторжествовать и процветать ", Папа Франциск, однако, по словам кардинала Вальтера Каспера, сделал милосердие " ключевым словом своего понтификата... (в то время как) схоластическое богословие имеет забросили эту тему и превратили ее в просто второстепенную тему правосудия». Католическое социальное учение отличается своей последовательной критикой современных социальных и политических идеологий, как левых, так и правых: либерализм, коммунизм, анархизм, феминизм, атеизм, социализм, фашизм, капитализм и нацизм - все они были осуждены, по крайней мере, в их чистые формы от нескольких пап с конца девятнадцатого века. Католическая социальная доктрина всегда пыталась найти равновесие между уважением к свободе человека, включая право на частную собственность и субсидиарность, и заботой обо всем обществе, включая самых слабых и бедных.

 

 

20. 21 Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:

— Католический универсализм отрицал национальность

— Теократическая идея давила государство

— Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия

— Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу

— Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя

— Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали

— Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии

— Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями

— Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением

— Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам

— Изобретение книгопечатания

— Открытие Америки

— Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

Пять основ протестантского богословия (21)

1. Sola Scriptura – «Только Писание».
Библия (Священное Писание) провозглашается единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения. Каждый верующий имеет право толковать Библию. Однако даже первый протестант Мартин Лютер замечал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Свидетельством безрассудности стремления понять Библию лишь собственным падшим разумом является всё умножающееся дробление протестантизма на множество течений. Ведь еще в древности св. Иларий Пиктавийский говорил в послании к императору Константину: Писание не в словах, а в их понимании.

2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты отрицают их значение в качестве источника спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью».
Это доктрина о том, что спасение — это благой дар от Бога человеку и сам человек не может участвовать в своем спасении.

4. Solus Christus – «Только Христос».
Спасение возможно только через веру во Христа. Протестанты отрицают ходатайство Богородицы и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми, считая, что верующие представляют собой «всеобщее священство».

5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава»
Тезис о том, что человек должен почитать только Бога.

Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, вышеуказанные замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви. Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, как правило, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к нашим ходатаям. Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.

Православие подразумевает живое, деятельное восприятие христианином Божественной благодати в силу чего вся Церковь становится таинственным соединением Бога и человека, а храм с его Таинствами – реальным местом такого соединения. Живой опыт действия Божественной благодати не допускает ограничения Таинств или их извращенного толкования, а также умаления или отмены почитания святых, стяжавших благодать, аскезы как пути ее приобретения.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские течения играют главную роль в экуменическом движении.

o Православие, в отличие от протестантизма признает Церковное Предание.

o В православии молятся за умерших, лютеране же считают, что посмертную участь человека решит Господь и молитвы уже не помогут душе человека.

o Протестанты не признают ряд Таинств, считая их обрядами. При этом при Причастии протестанты консервативного направления (лютеранства) все же принимают Тело и Кровь Христа и считают Евхаристию Таинством.

o Протестанты не молятся Богородице и святым.

o У протестантов нет монашества и монастырей, но, человек по своей воле может принять целибат и не вступать в брак.

o Протестантские кирхи обычно очень аскетичны, вместо куполов имеют шпиль, в кирхе стоят скамейке для прихожан, с которых принято вставать в определенные моменты службы.

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

Э к умени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир, вселенная[1]) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за сближение и объединение различных христианских конфессий, один из механизмов межхристианских отношений[2]. Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям[3]. Понятие «экуменизм» было предложено в 1937 году теологами Принстонской теологической семинарии (англ.) В период Реформации на территории Германии получили распространение совместные церкви (симультанеумы), где службы проводили попеременно представители различных конфессий. Религиозной толерантности способствовал и принятый в Германии по результатам Аугсбургского мира принцип cuius regio, eius religio.

Изначально идея экуменизма базировалась в среде протестантов на теории ветвей, суть которой заключается в том, что христианские конфессии являются единой Христовой Церковью, несмотря на различие в догматах. Поскольку все верят в одного Христа, то имеют общие таинства: крещение, евхаристию, священство, которые, по мнению основателей экуменизма, не повторяются, а взаимно признаются разными ветвями. Поэтому будет великая польза если ветви начнут процесс сближения через совместные молитвы и евхаристическое общение, взаимно обогащая друг друга.[3][7][8]

Начало современному экуменическому движению было положено участниками состоявшейся в 1910 году в Эдинбурге Всемирной миссионерской конференции, учредившими в 1921 году Международный миссионерский совет, а также двух международных обществ — в 1925 году «Жизнь и деятельность» (решение вопросов взаимоотношений христианства с общественно-политическими и экономическими явлениями) и в 1927 году «Вера и порядок» (ставило своей целью воссоединение разрозненных деноминаций).[3] Главной организацией экуменизма является Всемирный совет церквей (ВСЦ), образованный в 1948 году на Первой ассамблее в Амстердаме в ходе десятилетнего слияния всех перечисленных выше организаций.[

 


Протестантизм в россии и СК

Первые протестантские общины (меннониты, лютеране, пресвитериане) начали появляться на территории современного Ставропольского края еще в начале XIX века.
у горского аула Каррас в 1801—1835 годах находилось первое и старейшее поселение выходцев из Западной Европы — шотландских миссионеров Эдинбургского библейского общества.
Позже, в 1835 году в тот же район прибыли немцы-лютеране, основавшие по соседству Николаевскую колонию. Она просуществовала более ста лет - до 1941 года, когда в связи с началом Великой Отечественной войны все немцы были сосланы в Среднюю Азию и Сибирь.
В 1990-е и нулевые годы на Ставрополье появилось множество протестантских групп: баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня.
Кроме того, в крае активизировались конфессии отошедшие от мэйнстримной линии в протестантизме, а это, в частности мормоны и Свидетели Иеговы.

"Русские протестанты" - молокане
Община молокан, представителей русского "духовного христианства" сформировалась в российском Поволжье к концу XVIII столетия. Молокане отрицали церковную иерархию, поклонение иконам, святым и кресту, не совершали крестное знамение, не ели свинину и не пили водку, но зато пили молоко во время поста, за что вероятно и получили свое прозвище.
Молокане появляются на Кавказе и в Закавказье после 1830 года, во времена консервативного царствования Николая I - гонителя молокан и других инаковерующих.
После Первой Мировой войны часть молокан оказалась на территории Турции. А в конце 1950-х — начале 1960-х годов некоторые молокане вернулись в Россию, но уже советскую.
Власти поселили их в Ставропольском крае и Астраханской области, где они и их потомки живут до сих пор.
В 1997 году при поддержке американских молокан был построен Молоканский центр в селе Кочубеевском Ставропольского края.
На сегодняшний день общины молокан существуют в сёлах: Преображенское, Ачикулак, Казьминское, Кочубеевское, Ивановское; в посёлке Иноземцево, а также в Будённовске, Изобильном, Михайловске и Пятигорске.

Православная церковь

Вообще, сам термин «Православие» возник достаточно рано, В IV–VI веках. Православие или правильно славить (Бога) означает неизменное вероучение, которое храниться со времен Иисуса Христа. Православие, ли Ортодоксия, означает еще и традиционность. Иными словами, Православная Церковь – это Традиционная Церковь, хранящая древние традиции, это консервативная и неименная Церковь. Термин «Православный» возник в связи с ересями и сектами, которые тоже называли себя христианами, но на самом деле таковыми не являлись. Православными издревле называли себя все, кто придерживался традиционных взглядов на религию, кто неизменно содержал учение апостолов.

Во времена расколов и внутрицерковных потрясений христианской Церкви. Римские папы в VIII веке называли себя православными хранителями веры апостолов. Это было письменно изложено Римским папой Львом X, который приказывал высечь традиционно Православное вероучение на каменных плитах и выставить ее всеобщее обозрение в Риме.

Слово «православие» встречается в наиболее раннем сохранившемся списке повести Временных лет, входящим в состав Лаврентьевской летописи, датируемой 1377 годом[20]. Также оно встречается в наиболее раннем полностью сохранившемся списке «Слова о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона, датируемым второй половиной XV века:

Православная церковь рассматривает всю историю единой Церкви до Великого раскола (1054) как часть своей истории. Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век).

 

Поскольку православная церковь находилась под покровительством государства, ее история связана не столько с внешними событиями, сколько со становлением вероучения. В основу православного вероучения положены Священное Писание (Библия — Ветхий и Новый Завет) и Священное Предание (постановления первых семи Вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви и канонических богословов). На первых двух Вселенских соборах — Никейском (325) и Константинопольском (381) был принят так называемый Символ веры, кратко излагающий сущность христианского вероучения. В нем признается триединство Бога — творца и управителя Вселенной, существование загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.