трудового подвига местного населения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

трудового подвига местного населения

2021-02-05 124
трудового подвига местного населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы спросили пожилых жителей станции Кузьма о лесных колодцах и лесозаготовках в военное время. Возраст респондентов старше 75 лет, так как они могли знать о существовании колодцев от родных, которые работали в военное время, и сами тоже работали в лесу. К сожалению, их количество невелико, но остались в памяти яркие воспоминания о том трудном, тяжелом времени.

Ефросинья Матвеевна Ведерникова вспоминала: «Колодцы в лесу были у дорог, по которым лес зимой возили. Дороги эти лопатами чистили, поливали, их так и называли «лед-дороги». Я на дорогах не работала, там работали люди посильнее, а мы «шкеты» на разделке леса» [17].

Римма Григорьевна Обухова рассказывала, что таких колодцев не видела, но знает, что они были около лед-дорог. Одна из дорог проходила недалеко, через д.Лупкино, по ней возили лес на станцию Кузьма. Зимой у них квартировали две женщины в годах и два молодых парня, которые были посланы из д.Менько (Гондрошур) на заготовку леса. Римма Григорьевна хорошо помнит, несмотря на то, что была маленькой, как они приезжали поздно, заходили все мокрые, обледеневшие. Раскладывали одежду на печи и сами тоже забирались спать на полати и печь. Наверно, их одежда так и не просыхала за ночь. [17].

Анатолий Григорьевич Чунарев говорил: «Знаю я лед-дороги, так их в народе называют. Много их было в наших краях. Я сам в 1946 г. работал на обслуживании такой дороги в лесу около п.Факел Игринского района. Мы качали воду в бочки и поливали дорогу ночью, а днем по ней вывозили лес» [17].

   Из воспоминаний Игоря Ивановича Жигалова мы узнали, что ледяных дорог около Кузьмы много было. Их называли «лед-дорога», так привыкли. Проложены дороги были по болотам, там были вырыты колодцы. Воду из колодцев качали обычно вдвоем. Насос или помпа были полностью деревянные. К ручкам привязывали веревки и тянули по очереди на себя, качали как качели. Набирали три тонны и ехали поливать дороги. [17].

Юлия Ивановна Жигалова работала в лесу с самого начала войны. «Весной 1941г. окончила первый курс Глазовского педагогического училища. Летом началась война, и зимой 1941г. стала работать на обслуживании ледяной дороги, которая шла к Кузьме. Мы должны были с 2 часов ночи до 6 часов утра поливать дорогу, готовить ее к утру для вывозки леса. На санях устанавливалась бочка, в которую входило 3 тонны воды (см. Приложение 2, рис. 1,2). Воду закачивали ручным насосом из колодцев, которые были вырыты вдоль дороги через каждый километр. Эту бочку обслуживали втроем, обычно подростки, как я. Вдоль дороги стояли будочки (тепляки), в них дежурили сторожа, они подметали днем дорогу.

В середине войны я уже работала на вывозке и валке леса, лес вывозили на салазах. Сани эти крепились друг за другом с помощью цепей, ими можно было регулировать промежуток и перевозить бревна любой длины. На воз грузили по 10 кубометров бревен» [17].

В.П. Главатских из д.Березники рассказывала: «Зимой работала сезонной рабочей в Кезском леспромхозе на лесозаготовках. В одну зиму был участок в д.Изошур. Темно еще было, когда приходили на делянки. Снегу до пояса. Очищали деревья от снега, готовили их валить. Сами кряжевали бревна, потом тянули их веревкой к складке, иногда катили с большим трудом укладывали в штабеля» [16, с.90-91].

Таким образом, со слов респондентов стало известно, что жители Кезского района были свидетелями и участниками лесозаготовок в военное время, знают о лесных колодцах, которые служили в военное время для полива ледяных дорог.

В послевоенное время с использованием тяжелой техники необходимость в колодцах отпала, они были заброшены и забыты. В современное время практического применения этого памятника истории нет. Лесные колодцы, уцелевшие в наших лесах, являются немыми свидетелями трудовых подвигов, совершенных нашими земляками, линия фронта которых проходила по нашим заснеженным приуральским лесам.

Заключение

В ходе исследования мы выяснили, лесная отрасль оставалась одной из главных в годы войны, обеспечивала внутренние потребности страны в древесине. Становление лесной отрасли началось в годы индустриализации. Совершенствование простых способов вывоза леса обеспечило возможность их применения в годы Великой Отечественной войны. Лес стал стратегическим сырьем в военное время.

Одной из важнейших проблем в деятельности советских государственных органов в годы войны являлась проблема трудовых ресурсов. Впервые была поставлена цель – изучить вклад местного населения в лесозаготовках. Таким исследованием в Кезском районе до настоящего времени пока никто не занимался.

Наша гипотеза подтвердилась: жители Кезского района оказали существенную помощь в лесозаготовках в военное время. Число рабочих в леспромхозе было недостаточным, чтобы выполнять поставленные перед ними планы, поэтому регулярно к работам привлекались колхозники в качестве трудовой и гужевой силы. Применение в условиях военного времени простых и эффективных способов вывоза леса позволяло увеличить поставки в несколько раз.

Помощь в подтверждении гипотезы оказали респонденты. Воспоминания участников лесозаготовок дополнили представление о работе людей в военное время. Из их рассказов стало известно, что жители Кезского района были участниками лесозаготовок в военное время, знают о лесных колодцах, которые служили в военное время для полива ледяных дорог. К сожалению, остается все меньше людей, работавших в годы войны на лесозаготовках, поэтому нужно торопиться записать их воспоминания – это часть истории нашего края.

Отрывочная информация из «Книги приказов Кезского леспромхоза» и подшивки протоколов собраний членов колхоза «Динамо» Гыинского сельсовета помогла понять связь этих организаций в лесозаготовках. Трудовая и гужевая повинность советских крестьян стала одним из необходимых направлений сосредоточения трудовых ресурсов в лесной сфере.

Выражаем благодарность Архивному отделу Администрации муниципального образования «Кезский район», жителям ст.Кузьма, Хохряковой Нине Ивановне (краеведу-любителю) за оказанную помощь в изучении истории родного края.

        

 

Список литературы

Источники:

1. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) О введении платной трудовой и гужевой повинности на лесозаготовках Наркомлеса СССР в первом квартале 1941г. Режим доступа: http://istmat.info/node/22787, свободный – Загл. с экрана.

2. Архив Администрации МО «Кезский район», ф.39, оп.1, д.1а, л.5.

3. Там же, л.69.

4. Там же, л.91.

5. Там же, л.93.

6. Архив Администрации МО «Кезский район», Ф.92, оп.1, д.30, л.17.

7. Там же, л.20.

8. Там же, л.21.

Монографии:

9. Изюмова Л.В. Повинности колхозного крестьянства на Европейском Севере России в конце 1930-х - 1950-е гг. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/povinnosti-kolhoznogo-krestyanstva-na-evropeyskom-severe-rossii-v-kontse-1930-h-1950-e-gg, свободный – Загл. с экрана.

10. Репников Д. Организаторская деятельность СНК Удмуртской АССР по налаживанию процесса трудовых мобилизаций населения республики в годы Великой Отечественной войны. Режим доступа: http://udmurt.info/library/repnikov/orgmobiliz.htm, свободный – Загл. с экрана.

11. Родионов Н.А. Удмуртская Республика: путь к победе 1945года. УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2015 – 320с.

12. Уваров С.Н. Трудовые повинности крестьян Удмуртии в годы Великой Отечественной войны. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovye-povinnosti-krestyan-udmurtii-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny, свободный – Загл. с экрана.

Литература:

13. Высоцкий К. Ледяные дороги. //Журнал «За рулем» Всероссийского общества «Автодор» №3 (12), 1929г. С.16-17. Режим доступа: http://www.zr.ru/archive/zr/1929/03/liedianyie-dorogi, свободный – Загл. с экрана.

14. История Удмуртии. ХХ век/Под ред. Куликова К.И. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005 – 544с.

15. Кузьмин И.П., Ворончихин В.Н. Дорогами трудовой славы. 60 лет Кезскому леспромхозу концерна «Удмуртлес». Ижевск: РИО Госкомиздата УАССР, 1991 – 48с.

16. Русских Б.И. Кезский район. Страницы биографии. Ижевск: Удмуртия, 1999 – 160с.

17. Шилова С. Куда вели ледяные дороги нашего края. Исследовательская работа ученицы 10 класса Кузьминской СОШ Кезского района. Руководитель Хохрякова Н.И. 2010.

 

Приложение 1

 

 

Рис. 1. Лесной колодец в пойме реки Тольёнка Кезского района.

 

Рис. 2. В пойме реки Тольёнка угадывается просека,

по которой могла проходить ледяная дорога.

Приложение 2

 

Рис. 1. Так поливали ледяные дороги в Удмуртской АССР.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.