Мотивация по Б.В.Зейгарник. Эффект незавершенных действий. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Мотивация по Б.В.Зейгарник. Эффект незавершенных действий.

2021-02-05 494
Мотивация по Б.В.Зейгарник. Эффект незавершенных действий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мотивация по Б.В.Зейгарник. Эффект незавершенных действий.

Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач.

Эффект незавершенного действия зависит от многих факторов: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д.

Возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:

· прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;

· прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;

· с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;

· настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.

Эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно контролировать в условиях лабораторного исследования:

· вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;

· эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;

· проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.


Понятие фрустрации. Избыточная мотивация при фрустрации.

Фрустрация - психическое состояние нарастающего внутреннего психического напряжения, психологическая реакция, связанная со встречей с непреодолимым препятствием при достижении желаемой цели, с сильным разочарованием, неудачей в попытке достичь значимой цели. Оно возникает при наличии двух условий:

· сильная мотивация достижения цели (удовлетворения потребности);

· преграды, непреодолимые трудности (реальные или субъективно так воспринимаемые) на пути к достижению этой цели.

Избыточная мотивация при фрустрации: Фрустрация создает наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях (агрессивности, ухода и отступления, регрессии), иначе они оказались бы блокированными и неиспользованными. Фрустрация вызывает эмоциональные нарушения, когда препятствие возникает при сильной мотивации. Например, если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания ее можно взять, не вызывая с его стороны никаких эмоциональных проявлений.

Мотивация отдельных видов деятельности: трудовая деятельность, спортивная деятельность.

Мотивация по Б.В.Зейгарник. Эффект незавершенных действий.

Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач.

Эффект незавершенного действия зависит от многих факторов: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д.

Возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:

· прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;

· прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;

· с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;

· настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.

Эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно контролировать в условиях лабораторного исследования:

· вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;

· эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;

· проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.