Тема «Вавилонской блудницы» в Откровении Иоанна Богослова — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема «Вавилонской блудницы» в Откровении Иоанна Богослова

2021-02-05 72
Тема «Вавилонской блудницы» в Откровении Иоанна Богослова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Но сейчас я приближаюсь к той теме Апокалипсиса, которую вынес в заголовок статьи: «Вавилонская блудница». Это тема проходит красной нитью через 17–18 главы Откровения, частично она отражается также в 16, 19 и некоторых других главах. Впрочем, для глубокого ее понимания необходимо привлекать и другие книги Священного Писания. Причем не только Нового, но Ветхого Завета (хотя бы для того, чтобы понять, что такое Вавилон, о котором сказано немало в книгах Ветхого Завета).

С моей точки зрения, тема Вавилонской блудницы — одна из тех, которые некогда были покрыты тайной, а сегодня становятся понятными даже не шибко ученым людям. То, что пока еще нельзя прочитать в газете, можно уже прочитать в Откровении. Наш современник святой Паисий Святогорец (1924–1994) говорил: «Сегодня читать пророчества — как читать газету: так все ясно написано».

Глава 17 начинается со следующих трех стихов, в которых Иоанн Богослов рассказывает, как ему открылось видение Вавилонской блудницы:

«И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами».

«Вавилонская блудница» именуется в Откровении по-разному: «великая любодейца», «великая блудница», «жена» (которая противопоставляется другой «жене», которая является образом народа Божьего), «Вавилон», «Вавилон великий». Ее «официальное имя» следующее: «и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:5).

Итак, во-первых, «тайна». Вавилонская блудница не смогла бы обрести силу и влияние в мире без тайны. Апостол Павел назвал ее «тайной беззакония»: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2Сол. 2:7). Известный российский богослов профессор А.П. Лопухин писал, что «явление беззаконника будет лишь полным откровением, а не самым возникновением его, ибо принцип зла, воплощением которого он явится, уже в действии, хотя и тайно, и именно до тех пор, пока не будет устранен тот, кто теперь удерживает вакханалию зла»[71]. Т. е. под именем «тайна» понимается, что Вавилонская блудница предваряет восхождение на трон мировой власти «беззаконника», более известного под именем «антихрист».

Во-вторых, «Вавилон великий». Блудница Апокалипсиса названа именем Вавилона (Babili или Babilim), что в переводе с аккадского (или ассиро-вавилонского) — «врата богов». Это один из городов Древней Месопотамии, располагавшийся в исторической области Аккад (территория современного Ирака). Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». Позднее Вавилоном (Вавилонией) стало называться царство, в центре которого находился этот мегаполис.

Ко времени написания Откровения Вавилон уже почти исчез с лица земли. Хотя воспоминания о нем сохранялись, и он стал образом для отражения определенных общественных явлений — имперской власти, роскоши и богатства, испорченных нравов и разврата, идолопоклонства и даже сатанизма. Вавилон — также символ христианской эсхатологии (учения о конце мира, земной истории).

Параллели проводились отчасти с Вавилоном времен царя Нимрода (сына Хуша и внука Хама), который строил «башню до небес» (Вавилонскую башню). Это было примерно за 20 веков до Р.Х. В то же время башня была разрушена Богом В христианстве Нимрод воспринимается как символ богоборчества, властолюбия и гордыни, и некоторые авторы считали его прототипом антихриста.

Отчасти параллели просматривались с Вавилоном времен царя Навуходоносора II — того самого, который разрушил первый Иерусалимский храм и увел в плен большую часть жителей Иудеи (VI в. до Р.Х.). При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну, центр международной торговли. Войны Навуходоносора порождали потоки дани от побежденных. В Вавилонию поставлялись в больших количествах пленные, даровые работники. Был выстроен новый богатейших дворец Навуходоносора, город славился «висячими садами Семирамиды» — одним из семи чудес света. После Навуходоносора II (умер в 561 г. до Р.Х.) наступил период дворцовых переворотов. Последний правитель этой эпохи, Набонид, столкнулся с ростом могущества персидского царства Ахеменидов. В итоге, в 539 году до Р.Х. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II. С этого времени Вавилон прекратил своё существование как государство.

Итак, имя «Вавилон великий» означает, что блудница Апокалипсиса повторит судьбы того древнего Вавилона, который был символом власти и богатства, а затем стремительно исчез из истории. И об этом конце апокалиптической блудницы мы читаем: «пал, пал Вавилон великий» (Откр. 18:2).

В-третьих, «мать блудницам и мерзостям земным». Это означает, что апокалиптическая блудница насаждает разврат во всем мире. И не только плотской, но и духовный разврат. Об этом мы ниже еще будем говорить.

Ее образ неотделим от «зверя багряного», на котором восседает Вавилонская блудница. Об этом звере мы еще будем говорить. Сейчас лишь отмечу, что большинство святых отцов толковали, что это образ сатаны. Хотя имеются и иные трактовки[72].

Забегая вперед, отмечу, что в последующих стихах показана картина гибели Вавилонской блудницы, причем это происходит быстро, в одночасье. Мы еще будем подробно разбирать главы 17 и 18.

 

Истолкования Вавилонской блудницы: наиболее встречающиеся варианты

 

Сейчас же хочу отметить, что на протяжении двух тысячелетий христианские богословы по-разному истолковывали, кто такая Вавилонская блудница. Некоторые толкователи пытались привязать апокалиптический образ Вавилонской блудницы к какой-то известной в прошлом распутной женщине. Иногда таким прообразом называют Семирамиду — легендарную царицу Ассирии, супругу не менее легендарного вавилонского царя Нина, убившую его хитростью и завладевшую властью (впрочем, более известная Висячими садами Семирамиды в Вавилоне — одним из Семи чудес античного мира)[73].

Называлась также императрица Мессалина, третья жена императора Клавдия (10 г. до Р.Х. — 54 г. по Р.Х.), внучатая племянница императора Августа. Её распутство описано Тацитом и Светонием. Имя Мессалины, благодаря античным историкам, стало нарицательным в описании развратных женщин.

Для характеристики развратных женщин в художественной литературе Нового времени нередко стало использоваться выражение «Вавилонская блудница». Так, у английского поэта Джона Мильтона в сонете «На недавнюю резню в Пьемонте» (1655 год) читаем:

Сгубил невинных. Пусть же все поймут, Узрев твой гнев, что призовёшь ты скоро Блудницу вавилонскую на суд

Вавилонской блудницей назвал одну из героинь А.П. Чехов в своей книге «Остров Сахалин». В изобразительном искусстве и в современной музыке мы также встречаем словосочетание «Вавилонская блудница» — либо это какая-то реальная женщина легкого поведения, либо это просто какая-то дешевая приманка, звучное название для привлечения людей к произведениям искусства (названия музыкальных альбомов и др.).

А в богословии, философии, историософии, эсхатологии под Вавилонской блудницей имеется в виду образ государства, империи, города, какой-то конфессиональной группы (церкви) или какой-то значимой в истории личности.

Впрочем, многие авторы, писавшие об Апокалипсисе, не делали привязки Вавилонской блудницы к какому-то конкретному городу, государству или империи. Например, уже упоминавшийся выше святитель Андрей Кесарийский отмечал, что под Вавилонской блудницей следует понимать «вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста».

Очень часто термин «Вавилонская блудница» используется в межконфессиональных спорах для обличения противника. Так, Мартин Лютер и его сторонники в годы Реформации любили сравнивать католическую церковь с Вавилонской блудницей. Русский духовный писатель Сергей Нилус (1862–1929) в своей книге «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле» (Сергиев Посад, 1911) считал, что под Вавилонской блудницей следует понимать масонство без конкретной географической привязки.

Были попытки привязать Вавилонскую блудницу к какой-то значимой личности, государственному или церковному деятелю. Данте Алигьери использовал этот образ в 19 песне «Божественной комедии» для критики папы римского. Протопоп Аввакум использовал этот образ в проклятиях, адресованных патриарху Никону: «О злый Никоне, душегубный пагубниче. Не ты ли конь и всадник самого сатаны. Не ты ли поспешник аньтихристов. Не ты ли оугодник дияволов… О зверю проклятый… О блудница вавилонская, блудница всескверная беззакончая…»[74].

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.