Российская власть в условиях вирусно-экономического кризиса: «денег нет, но вы держитесь» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Российская власть в условиях вирусно-экономического кризиса: «денег нет, но вы держитесь»

2021-02-05 80
Российская власть в условиях вирусно-экономического кризиса: «денег нет, но вы держитесь» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кто не знает ставшей крылатой фразы уже бывшего премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева: «Денег нет, но вы держитесь»? Напомню, что эти слова председатель правительства России Д.А. Медведев произнес в мае 2016 года во время визита в Крым в ответ на жалобу пенсионерки о маленьком размере пенсии. Сегодня во главе правительства Михаил Мишустин. Но крылатая фраза, родившаяся почти четыре года назад, в полной мере подходит для описания той политики, которую проводит новое правительство в условиях вирусно-экономического кризиса. И адресована она может быть ко всем гражданам России, а также почти ко всему российскому предпринимательскому сообществу.

За исключением тех компаний, которые попали в список «системообразующих предприятий».

Первый антикризисный план, разработанный правительством, предусматривал выделение из бюджета чисто символической суммы в 300 млрд. руб., что эквивалентно менее 0,3 % ВВП. Через некоторое время сумма обязательств правительства по финансированию антикризисных мероприятий была увеличена до 1,4 трлн. руб., или 1,2 % ВВП. В арсенале власти потенциально немало средств поддержки экономики в условиях кризиса.

Самый очевидный и простой — прямая денежная помощь в виде субсидий для компенсации тех неизбежных потерь, которые порождаются введением «каникул» для работников разных отраслей экономики и частичной или полной остановкой деятельности компаний. Компенсации необходимы, в первую очередь, для выплаты работникам зарплаты. Увы, таких компенсаций власти не предусмотрели, возложив обязанность в период «каникул» выплат зарплат на компании. В нормативных документах правительства записано: «выплата зарплат». Но зарплатой считается то, что выплачивается работнику за труд, то, что им заработано. А работник во время «каникул» ничего заработать не может, потому что принудительно отстранен от работы. И предприниматель (работодатель) во время каникул тоже не зарабатывает прибыли, из которой можно было бы платить деньги работникам. Смысл нормативных документов правительства можно было бы сформулировать следующим образом: «Денег у нас для вас нет, но вы отдыхайте». Многочисленные призывы к государству бизнеса выделить из бюджета компенсации работникам за вынужденные простои властями услышаны так и не были.

Я уже не говорю о том, что потенциально имеются и другие формы прямой денежной поддержки населения. Например, на Западе в последние годы активно обсуждалась денежная помощь «физикам» в виде безусловного основного дохода (БОД). Система БОД предусматривает, что деньги в размере не менее прожиточного минимума на регулярной основе государство распределяет среди всего населения. Система БОД не была введена ни в одной стране мира, но пилотные проекты реализовывались в некоторых странах на уровне городов и регионов. Буквально еще в прошлом году введение БОД планировало правительство Италии (понятно, что сегодня в Италии, где масштабы вирусной пандемии наибольшие в Европе и в мире, все уже забыли о проекте БОД).

В дополнение к БОД имеется еще вариант поддержки населения с помощью «вертолетных» денег. Это не регулярная раздача определенных сумм денег, а разовое их распределение среди населения. Сейчас в Америке как раз начинается подобное распределение денег: каждый взрослый гражданин США должен получить наличными по 1200 долларов, а каждый ребенок — по 500 долларов. Всего на программу такой раздачи «вертолетных» денег правительство выделило 1 триллион долларов. Эти деньги, с одной стороны, призваны помочь американцам (особенно тем, кто находится ниже черты бедности) в трудный момент их жизни. С другой стороны, они помогут оживить американскую экономику. Увы, в правительстве Российской Федерации варианты помощи населения и экономики с помощью БОД или «вертолетных» денег вообще не обсуждаются.

Другие способы поддержки бизнеса и работников — государственные беспроцентные кредиты, гарантии под кредиты частных банков, субсидии на покрытие процентных платежей по банковским кредитам. Для предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) беспроцентные кредиты власть выделять не собирается. И по другим видам кредитной поддержки МСБ со стороны государства пока также одни разговоры.

Далее спасать российские компании можно и нужно с помощью снятия с них части уже имеющихся обязательств по налогам и кредитам. В частности, путем списания кредитной задолженности. И тут возникает вопрос: кто будет нести бремя этой щедрости? Вариантов три: коммерческий банк; государственный бюджет; Центробанк с его «печатным станком». Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Возможна комбинация трех вариантов. Но власти эти и подобные варианты облегчения бремени уже имеющихся кредитных и налоговых обязательств компаний реального сектора экономики даже не обсуждают.

Далее в списке средств спасения фигурирует такая важная мера, как снижение или полная отмена налогов. По крайней мере, на время действия особого «карантинного» режима. С таким предложением, в частности, в правительство обратился Минпромторг. Это предложение является по сути коллективной петицией целого ряда отраслей. Особенно в петиции Минпромторга говорится об актуальности отмены налога на добавленную стоимость (НДС). На сегодняшний день никаких отмен и послаблений по налогам сделано не было.

Еще более мягкой мерой является введение «каникул» для бизнеса по налогам и кредитам. Как сообщают СМИ, предприятия малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на такую поддержку. В частности, они смогут получить отсрочку по уплате налогов сроком на полгода. Не коснется это только уплаты НДС. Что касается кредитных каникул, то здесь более или менее вопрос проработан по кредитам физическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Сначала власть пообещала достаточно серьезное облегчение «физикам», затем пошла на попятную. Кабмин 6 апреля опубликовал постановление, в котором говорится, что кредитные каникулы будут установлены не на все кредиты «физиков» и индивидуальных предпринимателей (ИП), а только те, которые не превышают установленные «потолки». Так, по ипотеке максимальный долг составит 1,5 млн руб., по автокредитам — 600 тыс. руб., по потребкредитам ИП -300 тыс. руб., по потребкредитам для физлиц — 250 тыс. руб., по картам — 100 тыс. руб.

В сегодняшнем распоряжении правительства отмечается, что на «каникулы» могут уйти граждане, ИП и субъекты МСБ, доход которых за месяц, предшествующий дате обращения, снизился на 30 % и более по сравнению со среднемесячным доходом, полученным за 2019 год. Такая мера поддержки будет действовать до 30 сентября 2020 года. Кредитные каникулы предоставляются на период до шести месяцев. Банк обязан рассмотреть требование заемщика об отсрочке платежей в срок не более 5 календарных дней и после этого сообщить ему о начале льготного периода по кредиту или займу.

Итак, на сегодняшний день из всех возможных форм поддержки граждан, ИП и субъектов МСБ в условиях вирусно-экономического кризиса превалирует лишь последняя — налоговые и кредитные «каникулы». Да и то, эти «каникулы» оказались обставлены кучей разных ограничений и условий. «Каникулы» получаются не полноценными. Как я уже отметил выше, они не распространяются на НДС. Кроме того, реальные размеры кредитов существенно выше тех «потолков», которые определены в постановлении правительства. Так, средняя величина кредитов, по данным ДОМ.РФ, еще в 2019 году составляла 2,24 млн рублей, а с нового года и вовсе 2,4 млн рублей, по автокредитам — 800 тыс. руб., а в Московском регионе — не менее 1 млн рублей.

Только что эксперты опубликовали экономический прогноз на текущий месяц: в апреле экономика может потерять от 20 % до 45 % месячного ВВП и более 10 миллионов рабочих мест. Для справки: годовой ВВП России в прошлом году в текущих ценах составил 109,4 трлн. руб. В расчете на месяц в среднем получается более 9 трлн. рублей. Стало быть, в апреле потери могут составить где-то от 2 до 4 трлн. рублей. Эти потери надо предотвратить или компенсировать. Для этого нужна поддержка сопоставимая в стоимостном выражении с оцениваемыми потерями в 2–4 трлн. руб. Причем эта помощь не должны быть размазана на несколько месяцев и, тем более, до конца года. Это должна быть «ударная доза», которую экономика и граждане должны получить именно в апреле. Подобно тому, как в Америке выделено было в конце марта 6 триллионов долларов по линии ФРС США и Казначейства США на срок до начала лета. Если российские власти будут «тянуть резину» и ограничиваться копеечной помощью, то кризис будет углубляться.

Сколько еще может продолжаться экономическое падение в России, когда можно ожидать «дна»? Судя по тому, что отток капитала из России продолжается, то до дна еще далеко. Заокеанские инвесторы пристально мониторят экономическую конъюнктуру в России с целью понять, когда российская экономика достигнет «дна». Вот когда «дно» будет близко, тогда заокеанские спекулянты-мародеры рванут сюда, чтобы скупить обесценившиеся активы. Судя по прогнозам западных аналитиков, это может произойти летом (в середине или в конце).

Впрочем, я не исключаю, что «дно» будет нащупано в конце сентября — начале октября. Знаю, что российский бизнес обладает колоссально живучестью (сужу по опыту дефолта 1998 года и кризиса 2008–2009 гг.). Но перенеся невероятные перегрузки лета 2020 года он может не выдержать последнего испытания. А именно: 30 сентября закончатся налоговые и кредитные каникулы. За полгода произойдет накопление очень больших сумм новых обязательств, которые окажутся для многих субъектов МСБ смертельными. Недаром говорят, что затеваемые властью налоговые и кредитные «каникулы» представляют собой отложенное банкротство.

P.S. Приведенные выше рассуждения не касаются крупного бизнеса, значительная часть которого попала в список «системообразующих предприятий». Это список, в который включено 646 компаний и организаций. Это список так называемых «бессмертных». Правительство обнародует официально этот список 10 апреля. Думаю, что на спасение «системообразующих» правительство точно скупиться не будет. Вот для них и приберегают до поры до времени деньги из валютной кубышки «Фонд национального благосостояния», составляющий более 10 % ВВП России.

 

«Подушечные» иллюзии рассеиваются как утренний туман

 

В условиях нарастающего в России вирусно-экономического кризиса ведутся горячие дискуссии по поводу того, как с ним бороться и как смягчать его последствия. Идей и предложений очень много: бюджетные субсидии бизнесу, прямые компенсации заработной платы ушедшим на «каникулы» работникам, снижение или даже отмена налогов компаниям разных отраслей экономики (хотя бы на время кризиса), списание бизнесу ранее возникших (до кризиса) обязательств по кредитам и налогам, введение продуктовых карточек, раздача «вертолетных денег» населению (по примеру США, где сейчас каждому взрослому американцу без каких-либо предварительных условий выдается по 1200 долларов, а детям — по 500 долларов), снижение процентных ставок по кредитам, введение налоговых и кредитных каникул (отсрочка погашения обязательств на время кризиса) и т. п. Но, в конечном счете, все подобные меры должны обеспечиваться за счет так называемой «валютной подушки», которую денежные власти накапливали на протяжении многих лет.

Некоторые под «валютной подушкой» понимают международные резервы Российской Федерации, которые находятся на балансе Центробанка. Их еще называют валютными и золотыми активами Банка России. Согласно последним данным Банка России, международные резервы по состоянию на 20 марта составили 551,2 млрд долларов США. Кстати, за неделю до этого было достигнуто пиковое значение — 581,0 млрд. долл. Таким образом, за неделю они сократились на 29,8 млрд долларов США, или на 5,1 %. Эксперты все единодушны в том, что активное «таяние» международных резервов продолжится и даже ускорится.

Но я хотел бы обратить внимание на то, что «валютной подушкой» следует называть не все международные резервы, а те, которые принадлежат Минфину (Банк России лишь управляет резервами Минфина). В последние годы минфиновская часть составляла примерно 20–25 % всех международных резервов (остальные резервы принадлежат Центробанку).

Почти все минфиновские резервы представлены Фондом национального благосостояния (ФНБ). Вот его и следует называть «валютной подушкой». ФНБ родился на свет в 2008 году после того, как произошла реорганизация Стабилизационного фонда. Он был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Напомню, что при учреждении ФНБ было заявлено, что он станет частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Последние годы (особенно в ходе так называемой «реформы» пенсионного обеспечения) власти предпочитали не вспоминать о том, что когда-то они обещали создать для стариков «подушку безопасности» в виде ФНБ. К концу 2017 года произошло полное исчерпание Резервного фонда, который также называли «подушкой», она была предназначена для покрытия дефицитов федерального бюджета. Итак, уже более двух лет Россия живет с единственной «валютной подушкой» под названием ФНБ.

Мы хорошо знаем, что российская экономика в последние годы почти не росла. Росстат и чиновники всячески камуфлировали экономическую стагнацию. В том числе горделиво заявляя о таких «достижениях», как рост международных резервов и ФНБ. Так, на 1 января 2019 года ресурсы ФНБ составили 75,60 млрд. долл. В национальной валюте на тот момент это было эквивалентно 4,97 трлн. руб. По отношению к ВВП эта сумма равнялась 4,8 %. А уже на 1 августа прошлого года эти показатели составили соответственно 124,14 млрд. долл.; 7,87 трлн. руб.; 7,3 % ВВП. Процесс наращивания «валютной кубышки» продолжился. Тогда (с конца лета), кстати, разгорелись дискуссии о том, как тратить деньги из ФНБ. Поскольку правила предусматривали, что «валютную кубышку» Минфина следует накапливать до тех пор, пока не будет достигнута планка в 7 % ВВП. Она была превышена. Примечательно, что в ходе дискуссий почти никто не вспомнил о том, что «кубышка» изначально создавалась для поддержки пенсионеров.

Помню, как еще в прошлом году некоторые чиновники хвастливо заявляли, что с такой «валютной кубышкой» нам никакие мировые финансовые и экономические «штормы» (включая резкое падение цен на нефть) не страшны. Она, мол, позволит нам держаться «на плаву» целое десятилетие. Уже когда премьер-министром стал Михаил Мишустин, он успел выразить свой оптимизм по поводу того, что «валютная подушка» позволит нам держаться «на плаву» от четырех до шести лет.

По теме «валютной кубышки» 12 февраля 2020 года на правительственном совещании по экономическим вопросам высказался президент России Владимир Путин. Он с гордостью сообщил, что международные резервы РФ достигли 560 млрд. долл., а объем средств Фонда национального благосостояния России превысил 125 млрд. долл. Он с удовлетворением заключил: «Запас прочности экономики, финансовой системы страны гарантируют накопленные резервы»[24].

Эйфория в верхних эшелонах власти по поводу нашей защищенности от всяких внешних шоков продолжалась до начала марта. По итогам марта Минфин сообщил, что ликвидная часть ФНБ в виде денежных средств на счетах в Банке России сократилась со 150,1 млрд. долл. до 142,7 млрд. долл., т. е. на 4,9 %. Грубо говоря, за месяц была израсходована одна двадцатая часть Фонда. При таких темпах «таяния» ФНБ исчезнет через 19 месяцев, если отсчитывать от 1 апреля 2020 года. Т. е. от него останется пустое место к концу октября 2021 года.

Но такая «арифметика» сегодня уже не работает. Темпы расходования средств Фонда резко увеличиваются по сравнению с прошедшим мартом. Первоначальная программа помощи населению и бизнесу, разработанная в начале прошлого месяца, исчислялась суммой всего в 300 млрд. руб. Затем программа была увеличена до 1,4 трлн. руб. Но и это, как выясняется, крайне мало. Только в апреле месяце эксперты оценивают потери в экономике в размере от 2 до 4 трлн. рублей. Стало быть, масштабы финансовой помощи (для борьбы с кризисом и ликвидации его социальных последствий) должны быть сопоставимы с оцениваемыми потерями. Пусть будет в среднем 3 трлн. руб. Такие масштабы помощи, вероятно, потребуются и в последующие несколько месяцев (рецессия, по мнению большинства экспертов, будет охватывать весь второй квартал). На 1 апреля в рублевом выражении средства ФНБ составили 11,1 трлн. руб. Следовательно, денег из фонда будет достаточно для того, чтобы поддерживать бизнес и население в течение 3–4 месяцев. Т. е. примерно до середины лета. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что денег «валютной кубышки» хватит лишь до начала лета. И я с ними полностью согласен. Ибо в приведенных мною расчетах я абстрагировался от двух важных факторов, от которых, конечно же, абстрагироваться нельзя.

Во-первых, из-за резкого падения цен на «черное золото» выручка Российской Федерации от экспорта нефти стремительно падает. За все годы существования РФ несмотря на всяческие форс-мажоры не было ни одного месяца, чтобы торговый баланс сводился с минусом. У нас всегда было активное сальдо торгового баланса на месячной и тем более годовой основе. Согласно самым свежим данным, по итогам первых двух месяцев 2020 года это сальдо было еще положительным — 22,8 млрд. долл. Данных за март еще нет. Но думаю, что сальдо окажется в районе нуля. А по итогам следующих ближайших месяцев эксперты уверенно говорят, что будет минус. Вот на покрытие этого минуса, т. е. на оплату импорта и будет тратиться валюта из хваленой «подушки безопасности».

Во-вторых, в ближайшие месяцы (а, может быть, до конца года) Россия не сможет прибегать к привлечению новых займов и кредитов на мировом финансовом рынке (по причине того, что вирусно-экономический кризис приобрел мировые масштабы). В то же время выполнять все свои обязательства по международным долгам придется в полном объеме. И это создает очень неприятную для страны ситуацию.

Ранее проблема погашения и обслуживания внешних долгов не стояла остро перед Россией, поскольку можно было обеспечивать выплаты обязательств за счет новых заимствований. Процесс долговых выплат и внешних привлечений был достаточно отработан Минфином и крупными корпоративными структурами финансового и нефинансового секторов экономики. Последние десять лет Россия вроде бы сильно не наращивала свой внешний долг, всем казалось, что здесь у нас царит относительное благополучие. Вот данные по внешнему долгу РФ за отдельные годы (на начало года, млрд. долл.): 2010 г. — 466,29; 2015 г. — 599,90; 2019 г. — 469,30; 2020 г. -490,81.

А теперь я приведу самые свежие данные Банка России о тех выплатах, которые должны сделать российские должники внешним кредиторам и заимодавцам. С 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года (т. е. за год) российские должники должны осуществить выплаты в порядке погашения долга на сумму 70,43 млрд. долл. Плюс к этому выплаты в порядке обслуживания долга (выплата процентов) на сумму 17,66 млрд. долл. Итого суммарные выплаты за годовой период по внешним долговым обязательствам составляют более 88 млрд. долл. Примерно до конца февраля 2020 года они в привычном режиме рефинансировались за счет привлечения новых кредитов и займов на мировом финансовом рынке. С марта месяца этот привычный механизм перестает работать. Рефинансирования за счет привлечения валюты на мировом рынке не будет.

Банк России помесячно расписывает ожидаемые выплаты по внешним долгам. Вот как выглядит помесячный график по погашениям внешних долгов (млрд. долл.): март — 4,99; апрель — 4,97; май — 3,26; июнь — 4,88; июль -3,36; август — 2,22; сентябрь — 6,71. Итого в течение семи самых «горячих» месяцев выплаты по погашению долгов должны составить 30,39 млрд. долл.

А вот как выглядит помесячный график по обслуживанию внешних долгов (млрд. долл.): март — 1,59; апрель -1,70; май — 1,15; июнь — 1,69; июль — 1,10; август — 1,17; сентябрь — 1,46. Итого в течение семи самых горячих месяцев выплаты по обслуживанию долгов (выплаты процентов) должны составить 9,86 млрд. долл. Если округленно, то за период с марта по сентябрь включительно Россия должна выплатить по внешним долговым обязательствам более 40 миллиардов долларов.

Выплаты будут производиться разными секторами экономики. Давайте посмотрим, как распределялся внешний долг РФ на начало 2020 года. На органы федеральной власти пришлось 43,8 млрд. долл. (немного менее 9 % всего внешнего долга); на Центральный банк — 13,9 млрд. долл. (2,8 %); на банковский сектор -77,0 млрд. долл. (15,7 %); на прочие секторы экономики -330,0 млрд. долл. (67,2 %).

Можно предположить, что для погашения и обслуживания внешнего долга органов федеральной власти (прежде всего, Минфина) будет использоваться валюта из ФНБ. Что касается банковского сектора и прочих секторов экономики, то, логично было бы предположить, что они сами должны изыскивать средства для выполнения своих обязательств по внешним долгам. Но думаю, что опять-таки на помощь им придет Фонд национального благосостояния. Дело в том, что значительная часть банков и корпораций нефинансового сектора экономики являются государственными институтами. Их долги, по сути, также являются государственными, по обязательствам таких банков и корпораций отвечает государство, у которого имеется та самая спасительная «подушка безопасности».

В 2018 году РАНХиГС в своем сентябрьском «Мониторинге экономической ситуации» дал оценку расширенного государственного долга Российской Федерации. В него помимо долгов органов федеральной власти и властей субъектов Российской Федерации были еще включены долги банков и компаний с государственным участием (участием в капитале от 50 до 100 %). Так вот получилось, что в позапрошлом году на госбанки приходилось 72 млрд. долл., или 69 % внешней задолженности банковского сектора. Госкорпорации нефинансового сектора задолжали 107 млрд долларов, что составляло почти треть корпоративного долга перед зарубежными кредиторами. Если спроецировать эти цифры на долги 2020 года, то получается, что долг госбанков в начале текущего года составил 53,1 млрд. долл., а долг госкорпораций нефинансового сектора экономики — 108,8 млрд. долл. Итого расширенный государственный долг (органы федеральной власти + госбанки + госкорпорации) на начало 2020 года можно оценить примерно в 206 млрд. долл. Вот на выполнение обязательств по этому расширенному государственному долгу и будут, в первую очередь, использованы валютные средства «подушки безопасности».

Конечно, если что-то еще останется от «подушки безопасности» после покрытия дефицита торгового баланса и выплат по расширенному государственному долгу, то, наверное, драгоценные остатки будут брошены на спасение тех, кто вошел в список «системообразующих предприятий». Правительство уже составило этот список «бессмертных», включающий 646 компании, половина из которых имеют в своем капитале иностранных инвесторов (названия многих таких «системообразующих предприятий» невозможно выговорить по-русски, ибо названия англоязычные).

Итак, можно резюмировать:

1. «Валютная кубышка» не позволит России благоденствовать в условиях вирусно-экономического кризиса на протяжении десяти лет, как еще недавно нам обещали чиновники из Минфина. Она будет исчерпана к началу лета. При самом оптимистическом сценарии — к началу осени.

2. «Валютная кубышка» будет использована, в первую очередь, на покрытие обязательств по расширенному государственному долгу (Минфин, госбанки, госкорпорации). Кое-что может перепасть счастливцам из списка «системообразующих предприятий». Народу и малому бизнесу не перепадет ничего.

P.S. Еще раз напомню, что при создании 12 лет назад Фонда национального благосостояния было продекларировано, что он предназначен исключительно для поддержки российских пенсионеров.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.