Правила интерпретации невербальных сообщений — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Правила интерпретации невербальных сообщений

2021-02-05 177
Правила интерпретации невербальных сообщений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От автора

Эта книга, выходившая до сих под названием "Житейская психология", теперь перекочевала в серию "Бестселлер" и, как в таких случаях водится, поменяла имя – "7 этажей взаимопонимания. Язык тела и образ мысли".

О чем эта книга, если в двух словах? Она действительно о житейской психологии. В ней рассказывается о том, как нам разобраться в собственных чувствах и понять собеседника. Часто проблемы в общении возникают у людей просто потому, что они недостаточно хорошо понимают друг друга. Все мы разные, все мы сложные, а потому и понимание это дается нам с трудом. А оно необходимо, без этого, как говорится, каши не сваришь. Впрочем, мы и о себе-то не все знаем, а главное – не знаем, что о нас думают другие люди, какое впечатление мы производим на них своим поведением. Вот, собственно, об этом и пойдет речь в этой книге – как узнать все о себе и о других?

Быть психотерапевтом – это на самом деле наказание. Как только люди узнают о твоей профессии, сразу норовят спросить: "А вы уже поставили мне диагноз?" и "А что вы обо мне как психолог думаете?" Ну что на это ответишь? Есть, конечно, диагнозы, которые можно, что называется, и с порога поставить, есть и такие, на установку которых уходит значительное время и серьезная работа. Но в целом, разумеется, существуют определенные психологические закономерности, которые многое могут сказать о человеке.

Мне кажется, что владеть навыками адекватной психологической оценки своего собеседника, знакомого или просто близкого человека, – важно. Это позволит вам быстрее найти общий язык, улучшит и эмоциональный фон ваших отношений: ведь, когда тебя понимают, ты чувствуешь себя счастливым и благодарным. А это, надо признать, большая радость – дать своему визави возможность почувствовать себя счастливым!

В простом, даже беспредметном разговоре собеседник рассказывает нам о себе. О том, например, что он думает или чувствует, что его беспокоит, как он относится к той или иной вещи, какое решение собирается принять и почему… С другой стороны, и мы сами рассказываем ему о многом. Причем он может даже и не знать психологических законов дешифровки человеческого поведения, но ощутит это инстинктивно. И тогда он среагирует на нас таким образом, каким бы мы не хотели, чтобы он на нас реагировал.

Короче говоря, как ни крути, эта тема мне кажется важной. Недаром же Аристотель назвал человека "социальным животным". А вот навыкам "социального поведения" нас специально никто не обучал. Я надеюсь, что эта книга поможет тем, кто хочет восполнить этот пробел в своем опыте общения с окружающими. Здесь вы найдете и психологические тесты, позволяющие определить ваши собственные, наиболее важные психологические особенности, и инструкции по распознаванию поведения других людей.

Желаю Вам успехов в этом благородном деле – познания себя и других!

Искренне Ваш,

Андрей Курпатов

Введение
КАК СТАТЬ "ПСИХОЛОГОМ ПО ЖИЗНИ"

Каждый день мы встречаемся с другими людьми. Мы с ними разговариваем, решаем какие-то проблемы, развлекаемся, короче говоря – взаимодействуем. Но что мы знаем о других людях? О том, что они думают, что они чувствуют, чего они хотят и вообще – как они устроены? Иногда кажется, что мы знаем о них даже лишнее, а в других случаях мы испытываем ощущение, что вообще не понимаем, что творится у наших собеседников в головах. В таких обстоятельствах трудно быть успешным человеком, трудно найти с людьми общий язык, трудно сохранить собственное душевное спокойствие.

Впрочем, что уж говорить о других людях, когда мы сами – совершенно аналогичный "клинический случай". Насколько хорошо мы себя понимаем? Насколько адекватно мы себя оцениваем? Насколько, наконец, полно мы используем собственные возможности и психологические особенности? Если ты неадекватно оцениваешь себя и собственное поведение, если ты не используешь "на все 100" свои возможности и не прикрываешь на те же "100" свои тылы, то вряд ли сможешь быть эффективным и благополучным человеком.

Сто лет назад перед человечеством стояла задача обучиться грамоте, теперь ситуация изменилась кардинально: умением читать и писать никого не удивишь, нужно большее. Мы живем в цивилизации, которую называют информационной, а потому самое важное – это научиться собирать информацию. Но для того чтобы собрать информацию, нужно знать, что такое информация, где она находится, как ее собирать и, наконец, что с ней делать. Общение между людьми, взаимодействие с ними – это в чистом виде информационный процесс. И здесь задачи сбора информации, ее анализа и использования – самое важное.

Итак, что такое информация? Информация – это то, что вы можете узнать, если будете узнавать. Мы постоянно находимся в гигантском информационном потоке, информация сыпется на нас ежесекундно, со всех сторон и в невообразимом количестве. Однако большинство нормальных людей живет по принципу: в одно ухо влетело, в другое вылетело. Мы просто не замечаем, не отслеживаем, не воспринимаем большую часть информации, с которой нам приходится иметь дело. В результате, окруженные информацией, мы остаемся неинформированными.

Для того чтобы получить информацию, хотя ее и так кругом – пруд пруди, необходимо искать эту информацию, настроить себя на соответствующую волну – и ловить! Иван Петрович Павлов – великий русский ученый и матерый человечище – говаривал: "Если в голове нет идеи, то не увидишь и фактов!" Так что если мы хотим получить информацию, нам нужно заиметь в голове идею о том, какую информацию мы собираемся получить, где она находится и как ее оттуда достать.

Лучшими нашими информаторами являются наши органы чувств и наш мыслительный аппарат. Мы видим других людей – и это гигантский источник информации. Здесь важно все: как человек себя ведет, какие действия совершает, как он одет и т. д. Мы слышим других людей – и это тоже целая бездна информации. Что люди говорят, как они говорят, почему, наконец, они говорят – все это подлежит анализу. Для осуществления анализа нужно думать, причем не пространно, а согласуясь с объективными данными.

Всю информацию о других людях (а потому и о нас самих) можно разделить на три группы. Первая часть информации, которую мы воспринимаем (или можем воспринять, если постараемся сделать это), является "сознательно адресованной нам информацией" (сюда относится то, что нам говорят, то, какие жесты нам демонстрируют и т. п.). Вторая часть информации также адресуется нам, но человек, будучи ее автором, производит данную информацию подсознательно, сам того не замечая (это, прежде всего, его манера держаться, интонации голоса, одежда). Третья часть доступной нам информации получается чисто аналитически при сопоставлении того, что вам "посылают" осознанно, того, что наш визави "производит" подсознательно, и, наконец, наших знаний о человеческой природе, о психических законах.

Вот, собственно, всем этим, а точнее – выработкой навыков не хлопать ушами, а ловить ими (и кое-чем еще) всю необходимую нам информацию – мы и займемся в этой книге. Впрочем, это еще не все. Не следует думать, что жизнь и другие люди готовы выдать нам всю информацию о себе "на белом блюдечке с синей каемочкой". В действительности ни они сами, ни мы сами не имеем достаточно хорошего представления о себе, а тем более желания всю свою "подноготную" демонстрировать.

Бог знает когда, лет, может быть, пятьдесят тому назад, а может и больше, Джозеф Лафт и Гарри Инграм придумали такую штуку, которую они, используя собственные инициалы, назвали "окном Джогари". В соответствии с этой моделью социального поведения человека каждый из нас делится на четыре части: "арену", "видимое", "слепое пятно" и "неизвестное".

"Арена" – это то пространство нашей личности, которое открыто и для нас самих, и для окружающих нас людей. "Видимое" – это то, что мы (каждый из нас) знаем о себе, а другие не знают (мы редко афишируем свои страхи или какие-то иные недостатки, проступки). "Слепое пятно" – это то, что другие знают о нас, а мы не знаем о себе, пребывая в полнейшем неведении (например, немногие из тех, кто всегда перебивает собеседника, знают, что у них есть такая, не лучшая привычка). Наконец, "неизвестное" – это то, что скрыто и от нас самих, и от окружающих (сюда, понятно, включаются скрытые потенциалы и, можно сказать, антипотенциалы личности человека).

ОКНО ДЖОГАРИ

Таким образом, если вы задались вопросом: "Who is who?" – а по-нашему: "Кто есть кто?" – то вам придется осуществить крайне, надо признать, занимательное путешествие из зоны "арены" в зону "видимого", если речь идет об исследовании другого человека, или зону "слепого пятна", если речь идет о нас самих, а также в обоих случаях – в зону "неизвестного". При достаточной сноровке у нас все должно получиться, ведь, по большому счету, ничего хитрого здесь нет, нужно просто знать и уметь, а для этого нужно изучать "предмет исследования" и тренировать собственные навыки.

Остается еще одно, последнее, вводное замечание. Высшим классом сбора информации является умение провоцировать человека на контакт, умение понуждать другого человека к тому, чтобы он дал нам информацию о себе, о нас, о том, о чем нам хотелось бы знать. Представьте себе, что вы просматриваете пленку, где вас снимали на "скрытую камеру", когда вы находились в полном одиночестве. Теперь представьте себе, что вас снимали на ту же "камеру", но в присутствии других лиц: в одном случае – друзей и знакомых, в другом случае – родителей и наставников (преподавателей, работодателей и т. п.). А теперь представьте себе, что вы даете интервью в программе "Человек недели"… Как вам кажется, информация, которую вы сможете таким образом получить, будет одинаковой во всех случаях или разной? По всей видимости, разной, а ее различие будет продиктовано тем, в каких условиях с вас "снимали" эту информацию. Так вот, умение "снимать" информацию с другого человека – это умение заставить его быть разным, а в совокупности – таким, каковым он является на самом деле. Но все это, как уже было сказано, высший класс, а сейчас мы идем первый раз в первый класс.

Часть первая
ЧЕЛОВЕК – ЭТО "ОТКРЫТАЯ КНИГА"

Начнем изучение "человеческого материала" с "наглядной агитации", с того, что представляется прежде всего нашему взгляду (через него, вообще говоря, мы получаем примерно 80 % всей информации об окружающем нас мире), а также слуху и, в меньшей степени, физическим ощущениям. Мы, конечно, можем проигнорировать предлагаемую нам таким образом информацию, но это крайне неразумно. Куда целесообразней считывать всю информацию, которую нам предлагают считать…

Азы невербального общения

Язык, произносимые нами слова или вербальный язык, – это то, что мы пытаемся (по большей части осознанно) сообщить другому человеку. Но, как выясняется благодаря работам Альберта Меграбяна, только 7 % информации от другого человека передается нам смыслом произносимых им слов, 38 % – тем, как эти слова произносятся (т. е. интонациями, тоном голоса, его громкостью, быстротой, ритмом и т. п.), остальные 55 % информации, которые мы получаем, относятся на счет выражения лица и других поведенческих актов. В предметной беседе соотношение этих констант несколько изменяется, но "коренного перелома" не происходит: менее 35 % информации относится на счет содержания словесного сообщения, а более 65 % – передается невербальным языком.

Таким образом, невербальный язык – это наш основной язык. Выражение лица сильнее всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей, сморщивание лба. Эти элементы мимики позволяют выразить всю гамму эмоций и чувств – от приятного удивления до разочарования. Образованным людям следует знать, что одно из наиболее важных исследований Чарльза Дарвина было посвящено сопоставлению мимики животных (обезьян) и человека. Великий англичанин пришел к выводу, что различия здесь невелики, а бровями в ряде случаев можно выразиться куда убедительнее, нежели словами.

Взгляд является ключевым составляющим невербальной коммуникации. Именно взглядом мы сообщаем о том, насколько заинтересованы в контакте. Если нам интересно или приятно – то мы смотрим на собеседника, если мы увлечены и возбуждены, так прямо "стреляем глазами". Если мы смотрим в сторону или "бегаем глазами", то нам скучно или же мы приготовились к тому, чтобы взять слово. Впрочем, аналогичным образом наш взгляд ведет себя в ситуации страха или переживаемого нами чувства вины (стыда). Наконец, пристальный взгляд, особенно если он адресован малознакомому человеку, воспринимается как проявление агрессии (обезьяны могут за такой взгляд даже решето из вас сделать). Девушка может так "метнуть взглядом", что молодой человек сразу поймет, что ему, мягко говоря, здесь не очень-то рады.

Следующий пункт невербального языка – это жесты. Указующий палец – это вещь куда более агрессивная, нежели открытая ладонь. Покачивание (кивание) головой или наклон ее чуть вперед и вбок – являются признаками заинтересованности. Движение головы из стороны в сторону обозначает отказ. Если человек пожимает плечами или разводит руки, это свидетельствует: он не знает того, о чем его спрашивают. Если вам показывают большой палец, то, верно, хотят таким образом объявить свое согласие, удовольствие или даже восхищение.

Впрочем, всегда нужно помнить, что невербальный язык, так же как и вербальный (словесный), может быть иностранным. Если иностранец машет вам рукой, то это, скорее всего, означает, что с вами здороваются или прощаются. Однако ситуация меняется кардинально, если речь идет о таком жесте, как сомкнутые в кольцо большой и указательный пальцы. Американец таким образом говорит вам: "О'кей!", т. е. выражает согласие, француз (и иной россиянин) говорит вам: "Ноль!", "Ничего!"; а, например, японец намекает на деньги. Если же этот жест принадлежит какому-нибудь греку или россиянину, который делает этот жест, повернув к вам тыльную сторону ладони, то, возможно, речь идет о сигнале сексуального или даже гомосексуального содержания.

Англичанин сэр Уинстон Черчилль любил демонстрировать публике буковку "V", сложенную из указательного и среднего пальца. Однако если вы хотите, чтобы англичанин подумал о том, что вы сообщаете ему о победе, руку с такой конфигурацией пальцев нужно развернуть к нему тыльной стороной, если же вы повернете к нему ладонь, он вполне может решить, что вы затыкаете ему рот. В России для этих целей в последнее время используют "козу" – большой палец руки отведен, указательный и мизинец торчат вперед, а рука повернута к адресату тылом: "Ша!" Так что помните: в невербальном языке не все однозначно. Впрочем, большинство жестов представителей нашей культуры нам понятны.

Кроме отдельных жестов, надо помнить и обо всем "остальном" теле – т. е. о позе. Если человек заинтересован и открыт контакту, то это, как правило, проявляется соответствующей "открытой" позой – он к вам развернут, его руки распахнуты, голова не упала на грудь и не торчит вверх или на сторону. Если человек "зажат", то, вполне возможно, на его заинтересованность и контактность вам рассчитывать не приходится. Он, скорее всего, боится вас (или ситуации, в которой он оказался), а потому, подобно любому другому животному, находящемуся в ситуации стресса, рефлекторно сжимается, дабы защитить свои внутренние органы от вашего нападения. Он, может быть, напротив, очень на вас зол и подобной "закрытой" позой просто пытается сдержать собственную агрессию, дабы не накинуться на вас с кулаками и батогами.

Обращайте внимание и на прикосновения – это очень важная деталь. Если к вам относятся хорошо, то вас хотят потрогать (при желании вы можете проверить эту особенность поведения на любом другом живом существе или на собственной потуге притрагиваться к "любимому" или "очаровательному"). Если к вам относятся плохо, то вас тоже хотят "потрогать", но теперь уже по-другому – чем-нибудь тяжелым и желательно с размаху. В целом чем чаще к вам притрагиваются, тем менее к вам равнодушны, впрочем иногда прикосновение по тем или иным причинам замирает где-нибудь "на подходе", поэтому если вы хотите быть точными в своих интерпретациях чужого поведения, добавьте к анализу еще и визуальную (зрительную) информацию.

КРУГ АЙЗЕНКА

Как вы уже поняли, внешний вид человека, его поведение и жесты определяются тем, в каком психологическом состоянии он находится – в добродушном или агрессивном, сомневается или принимает решение, согласен с вами или же, напротив, категорически вам возражает. Однако точно так же, как психологическое состояние влияет на позу и поведение человека, так и эта поза, жесты, в свою очередь, влияют на его психическое состояние. Если человек принимает агрессивный облик – он злится; если же он движется как зависимый и испуганный субъект, то в скором времени таким и будет себя чувствовать. Поэтому если вы, предпринимая те или иные действия, вынудите человека изменить свою позу, вы таким образом повлияете и на его душевное расположение.

Еще один важный нюанс, связанный с особенностями рукопожатий, – это та дистанция, на которой это рукопожатие совершается. Рукопожатие, как правило, не требует преодоления границ "интимной зоны" личностного пространства. Однако иногда вас буквально втягивают в "интимную зону", что, как и неполное (без полного сцепления рук) или слабое рукопожатие, свидетельствует о неуверенности вашего собеседника. Иногда же, напротив, нас держат на серьезной дистанции, максимально выбрасывая прямую руку в вашу сторону, это может быть признаком агрессивного настроя вашего собеседника. Агрессивный настрой также может проявляться излишне сильным рукопожатием, однако часто даже сам пожимающий таким образом нашу руку человек не осознает своего напряжения и скрытой в нем агрессии.

Последнее, о чем здесь следовало бы сказать, так это о роли большого пальца в невербальном общении. Если человек неосознанно демонстрирует вам свое превосходство, вам придется лицезреть его большой палец: он или застынет на лацкане пиджака, либо будет гуттаперчево красоваться поверх брючных карманов (и передних, и задних). Наконец, указующий жест с использованием большого пальца чаще всего свидетельствует об исключительном пренебрежении, испытываемом его владельцем.

Психологическая хиромантия

Все рассматриваемые нами способы "диагностики" человеческой личности по человеческому поведению достаточно сложны и объемны. Но есть и более простые способы, которые не стоит сбрасывать со счетов. Что ж, займемся психологической хиромантией…

Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой или правой руки? Запишите результат. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один глаз, то другой. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый? Запишите результат. Встаньте в "позу Наполеона", скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Запишите результат. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты". Какая ладонь сверху? Запишите результат.

БЛАНК ИССЛЕДОВАНИЯ

Теперь посмотрим, что у вас получилось:

ПППП – консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический (при общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора).

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность; избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается, как правило, среди женщин; характерны: подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям; в общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения (среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин).

ПЛЛЛ – этот тип, наоборот, более характерен для мужчин; отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространенных типов; он эмоционален, легко контактирует практически со всеми; однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен; требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера: настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению; несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый; внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью; способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость; очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – энергичен, эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи; ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

По мнению авторов этого теста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко. Как вы, наверное, заметили, сочетание ЛЛЛЛ соответствует "художественному типу", а ПППП присуще "мыслителям". Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур.

Узнайте, говорят ли вам правду: "Зачем вы трогаете руками лицо?"

Большинство наших жестов понятны без объяснений, но есть жесты, о которых стоило бы сказать особо, – это жесты, сообщающие о том, что вам солгали. Нам всегда хочется знать – врут нам (привирают) или говорят правду. Зачастую определить это достаточно трудно, особенно если лгун сам верит в собственные россказни. Если же он пытается намеренно ввести нас в заблуждение (возможно даже и без какого-то злого умысла, а так, по доброте своей душевной), то он все-таки неосознанно совершит жест, который выдаст его с головой.

Если вы увидите, что маленький ребенок, сказав вам что-то, закрыл рот руками, можете быть уверенными, он вам солгал. У взрослого человека этот рефлекторный (автоматический) жест остается, но в значительно измененной форме. Солгав, взрослый человек может (иногда спустя несколько секунд) потереть рот или нос или "отереть" рукою лицо, наконец, протереть глаза. Если же одновременно с этим он несколько прикрыл глаза, отвел их в сторону или корпусом чуть-чуть подался в сторону, сместился от вас на пол-оборота, то можете быть уверены – он точно врет. Впрочем, точно такой же жест может быть и у человека, который слушает чью-то ложь (т. е. считает, что сообщаемое ему является ложью).

Жесты, свидетельствующие о намеренной лжи вашего собеседника, могут быть самыми разнообразными. Часто человек совершает движение, которое выполняет странную функцию, – то ли служит ему для поддержания головы, то ли для прикрытия рта. Иногда человек, сказавший какую-то неправду, начинает покашливать или невротично смеется. В случаях, когда лгущий человек чувствует, что его обман будет раскрыт, он испытывает легкий зуд в области шеи и пытается поправить воротничок или же просто протирает шею.

Однако когда человек почесывает шею одним пальцем при условии, что говорите вы, чаще всего это свидетельствует о том, что он сомневается в ваших словах. Аналогичным образом интерпретируется поведение человека, слушающего вас и одновременно потирающего, сгибающего свое ухо, потягивающего его мочку. Скорее всего, этот субъект вам не доверяет, или просто не хочет слушать то, что вы ему говорите, или уже наслушался вдоволь и хочет взять слово. Если бы он выразил свое чувство словами, то мы бы услышали, что "слушать это больше нет никакой возможности". Здесь мы имеем дело с рудиментом детской реакции – закрыть уши руками, когда тебя ругают. Если же человек считает, что вы ему врете, он может начать потирать глаза, проводить пальцем под веками, разглаживать брови. Подобные жесты означают примерно следующее: "Я не хочу этого видеть".

В тех случаях, когда вы спрашиваете человека о чем-то, что было предметом вашей договоренности, а он вдруг закидывает руку назад и начинает поглаживать свою шею и затылок, значит, он не сделал того, что следовало, и испытывает по этому поводу сильное смущение. По сути, он пытается наподдать себе подзатыльника или "по шее", так что не сердитесь на него сверх меры, он и сам недоволен собственной неисполнительностью. Если же в подобной ситуации он символически ударяет себя по лбу, вам действительно следует слегка нажать на него, ведь этот жест носит скорее демонстративный характер – данный субъект готов повиниться, но сам-то он вины не испытывает.

Во время разговора мы прикасаемся к своему лицу и со множеством других целей. Например, голова, опирающаяся на ладонь, как правило, принадлежит человеку, испытывающему скуку. Если голова человека, слушающего своего собеседника, опирается на руку, а указательный палец, отведенный кверху, застыл у виска, то можно не сомневаться – этот персонаж сильно сомневается в том, что ему говорят, относится к излагаемой точке зрения критически и думает еще много всякой нелицеприятной всячины о своем собеседнике.

Пожалуй, одна из немногих ситуаций, когда прикосновение вашего собеседника к своему лицу имеет позитивное звучание, состоит в поглаживании им своего подбородка или в прихватывании на нем кожи. Для правильной интерпретации этого жеста необходимо учесть направление взгляда и степень напряженности губ. Если человек смотрит на собеседника, если губы его слегка приоткрыты, значит, он с искренним интересом слушает то, что ему говорят (часто в этих случаях люди, ко всему прочему, склоняют голову чуть-чуть набок). Если же он, напротив, отвел свой взгляд, а его губы сомкнулись, значит, он принимает решение, что, согласитесь, тоже неплохо.

Наконец, иногда можно видеть следующую картину: понурый человек подпирает рукой голову, оттягивая пальцем этой руки нижнюю губу. Чаще всего это свидетельствует о чувстве отчаяния, о состоянии сильного душевного угнетения, ощущении безвыходности. И это тоже из детства: малыши борются с чувством одиночества, с ощущением своей отверженности, посасывая палец, это напоминает им о нежности и опеке матери (сосание груди).

Спросите у игрушек…

Все мы, как известно, родом из детства. Именно в детстве формировались и оттачивались наши психологические черты в процессе игры. Взрослея, человек обретает новые навыки и предпочтения, однако те особенности характера, которые были свойственны ему еще в детстве, находят отражение и в его зрелой личности. Если вы знаете то, какие игрушки в детстве предпочитал тот или иной человек, вы уже многое знаете об этом человеке. Но сначала проверьте силу этого теста на себе… Припомните, каким играм и игрушкам вы в детстве уделяли больше внимания. Психологи считают, что из этого можно сделать вполне определенные выводы о характере взрослого человека.

Пластилин. Вы обожаете усовершенствования. Причем, не ограничиваясь фантазиями, вы стараетесь своими руками создать новую реальность. Порой она настолько необычна, что трудно провести грань между вымыслом и реальностью. К сожалению, не все окружающие с энтузиазмом разделяют эту вашу игру. Они неохотно приспосабливаются к вашим потребностям – скорее ждут этого от вас, а вы и сами не любите меняться, хотя не жалеете усилий, чтобы изменить мир.

Конструкторы. Если когда-то, к радости своих родителей, вы часами сидели за этой игрой, то вы, скорее всего, упорны, а порой и упрямы. Задумав что-нибудь, вы не свернете с выбранного пути. Вы немного недоверчивы, стараетесь все проверить сами. Не любите неожиданностей, предпочитаете привычный ход событий. Хотя все новое вас притягивает, вы не спешите окунуться в него с головой. И сами не любите менять что-то в себе.

Книги. Вы неутомимый мечтатель. Любите путешествовать, не выходя из дома. Обладая пытливым умом, вы способны докопаться до самых глубин знаний, однако порой запускаете будничные дела.

Краски. Вы чрезвычайно восприимчивы, способны улавливать тончайшие оттенки отношений. Но реакция на них может быть разной. Если вам не удалось развить свои творческие способности, вы реагируете банальной депрессией или агрессией. Если же вам повезло реализовать свой потенциал, то вы используете все краски своей богатой палитры. Вашему окружению можно позавидовать: вы тонкий, душевный человек, с которым всегда уютно. Вы открыты миру во всех его проявлениях и радуетесь полноте жизни.

Железная дорога. В детстве вас занимала не столько она сама, сколько связанные с ней символы. Вы любите новые города и страны, новые знакомства. Вы любите двигаться по жизни с комфортом, останавливаясь там, где понравится. Но вы нигде не склонны подолгу задерживаться, и поэтому ваша жизнь – череда встреч и расставаний.

Плюшевые игрушки – мишки, собачки, зайчата. Если вы предпочитали их, то вы любите новые ощущения и переживания. Интеллектуальные абстракции – не ваша стихия. Вам нужно все испытать, все прочувствовать. Тяга к играм и забавам заложена в вас от природы. Важно только направить ее в правильное русло, иначе эмоции могут взять верх. Но без свежих впечатлений вы грустнеете и превращаетесь в нытика. Не найдя положительных эмоций, вы вполне можете спровоцировать кого-нибудь на отрицательные.

Куклы. Вам невероятно интересно знакомиться с новыми людьми, с тем чтобы узнать их поближе. Вы затеваете с ними новые игры, которые, однако, недолговечны. Вы словно коллекционируете людей, стремитесь безгранично расширять свой круг общения. Не исключено, что судьбою вам предназначено изучать человеческую природу.

Солдатики. Вам с детства нравилось намечать тактические цели, планировать маневры. Возможно, позднее вы увлеклись шахматами, компьютерными играми. Вы все предварительно обдумаете и спланируете, прежде чем воплотить в жизнь свои намерения. Очень любите соревновательные игры, особенно когда удается кого-то переиграть. Легко усваиваете новую информацию. Но успеха достигаете лишь тогда, когда подкрепляете игру своего интеллекта действием.

Фотоаппарат. Если с юных лет он был вашим любимцем, вы принадлежите к тому типу людей, которые желают удержать все впечатления в памяти. Достаточно малейшего повода, и образы прошлого встают перед вашим внутренним взором. Обычно вам трудно выразить свое душевное состояние. Вы сильно зависите от оценок окружающих, но слишком самолюбивы, чтобы в этом признаться.

Мяч. Вы – человек действия, не склонный к долгим и мучительным размышлениям. Если вы что-то задумали, стремитесь действовать быстро и решительно, и вас трудно удержать. Будучи страстным любителем соревнований, вы предпочитаете не просто наблюдать, но участвовать в них, активно влияя на ситуацию. Вы непритязательны в быту, отсутствие комфорта вас не смущает. Для полного счастья вам нужно общение с близкими по духу людьми, готовыми разделить и оценить вашу активность.

Самый простой способ понять собеседника: "Гляжу я, вам не сидится…"

Как мы уже говорили, сидящий человек может принимать самые разные позы – "открытые" и "закрытые", "агрессивные" (когда человек подается вперед, сжимает подлокотники, поднимает плечи) и "застенчивые" (когда человек сидит на краешке стула, прижав к телу локти, а также с сомкнутыми коленями или сведенными на уровне лодыжек). Так что в целом один этот показатель уже сам по себе весьма информативен, нужно лишь приложить достаточную наблюдательность.

В ряде случаев эффективным средством, обеспечивающим точную интерпретацию чувств и состояния вашего собеседника, является простое подражание его позе. Попробуйте занять положение, которое занял ваш собеседник, попробуйте повторить его позу (если нет такой возможности, то попытайтесь хотя бы представить это), а затем проанализируйте собственное состояние – вы узнаете, что человек должен испытывать, находясь в той или иной позе. Если вы это поймете, то вам будет легче с ним взаимодействовать.

Поэкспериментируйте. Вы знаете, что некоторые люди иногда садятся на стул "верхом", т. е. поворачивают стул со спинкой к себе сиденьем, садятся на него и упираются руками (всей поверхностью предплечий) в торчащую перед ними спинку. Что ж, попробуйте сделать то же самое. Как вы себя ощущаете? Что вы чувствуете? Если вы будете внимательными и сосредоточитесь на собственных ощущениях, то быстро обнаружите, что, во-первых, чувствуете себя под защитой (спинка стула напоминает в этом случае своеобразный щит, не говоря уже о том, что руки оказываются здесь в положении скрещенных на груди), а во-вторых, доминантны и агрессивны.

Теперь проведите другой эксперимент: сядьте в кресло, руки закиньте за голову, а ногу на ногу. Что вы чувствуете?.. Вы, по всей видимости, испытаете чувство превосходства. А какие слова соответствуют этому моменту?.. Наверное, вы могли бы сказать: "Я – супер! Я разбираюсь в этом полностью! Я знаю, что говорю!" Разумеется, подобное состояние весьма естественно для этой позы, ведь вы стали выглядеть "больше" по своим размерам, а потому более значительными. Всякий раз, когда одно животное пытается показать другому свое превосходство, оно пытается создать иллюзию своих "гигантских" размеров – распушает шерсть, оперение и т. п. Здесь вы проделали фактически то же самое, вот и чувствуете себя соответственно.

Можно, конечно, положить жизнь на выяснение и запоминание всех возможных вариантов и форм невербального поведения, однако существует и куда более простой, а главное – эффективный способ понимания невербальных сигналов, исходящих от ваших собеседников. Суть метода проста – сначала научитесь чувствовать собственное тело, сопоставляя его положение и внутреннее самоощущение себя в этот момент, а затем придайте себе соответствующую позу (позу, информационный посыл которой вы хотите узнать) и используйте свой навык. Занимая соответствующую позу или производя соответствующий жест, мы оказываемся в определенном эмоциональном состоянии, которое стремится высказаться вербально. Попытайтесь понять, что бы вы могли сказать в этой позе, какая фраза, реплика естественна для нее. Эмоция, соответствующая этой реплике, и есть невербальное сообщение этого жеста, позы, движения.

Точно так же вы можете экспериментировать на ниве интерпретации. Вы можете заняться постановкой опытов и иного рода, что мы и проиллюстрируем на двух описанных только что примерах. Поразмышляйте, что нужно сделать, чтобы вынудить своего собеседника перестать "скакать" на стуле? Это достаточно просто: во-первых, можно зайти к нему за спину – он будет вынужден развернуться; во-вторых, если вы заведомо знаете, что этот человек любит "<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.