Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-02-05 | 216 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С юности Чайковский страстно любил театр. Театр притягивал и пленял воображение композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и тем самым воздействовать на сердца людей. Неудивительно, что опера стала его любимейшим жанром. Для своих произведений Чайковский стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я».
«Евгений Онегин» – первая вершина оперного творчества Чайковского, итог московского периода. Сочинение оперы было начато в 1877 г., идею обратиться к роману Пушкина подсказала певица Елизавета Лавровская.
В письме к брату, Модесту Ильичу композитор рассказывал: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы... Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».
В составлении либретто принимал участие друг композитора, литератор Константин Шиловский.
В своем романе в стихах Пушкин создал многогранный портрет современной ему эпохи, ее нравов и обычаев; Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Но композитора в первую очередь привлекала лирическая драма героев — и именно она заняла центральное место в опере, которую автор назвал «лирическими сценами».
|
Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, силу любви Татьяны. Сохранив в основном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в облике Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторженность чувств и искренность души. Чайковский подчеркивает душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объединяет общими интонациями. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.
Музыкальный язык оперы тесно связан с характерными особенностями русского лирического романса. Важной чертой оперного стиля Чайковского является диалог голоса и оркестра, состоящий в частых переходах темы из вокальной партии в оркестр, который «досказывает» речь героев. Типичным является и прием «рождения» вокальной мелодии из инструментальной темы.
В исполнении оперы композитор стремился достичь наибольшей искренности и простоты, поэтому постановка «Евгения Онегина» была по желанию автора осуществлена силами студентов Московской консерватории. Премьера состоялась 17 марта 1879 года под руководством Н. Г. Рубинштейна.
В опере семь картин (три действия).
Краткое содержание
I действие. 1 картина. Усадьба Лариных. Сестры Татьяна и Ольга поют дуэт. Слушая пение дочерей, Ларина-мать в беседе с няней вспоминает мечты молодости. Приходят крестьяне поздравить барыню с окончанием уборки урожая. Их песни и пляски привлекают внимание сестер: Ольга посмеивается над мечтательностью Татьяны. Приезжают жених Ольги Ленский и его друг Онегин. Ленский объясняется в любви Ольге, Татьяна беседует с Онегиным.
2 картина. Комната Татьяны. Встревоженная вспыхнувшим чувством, девушка просит няню рассказать ей о своей молодости, о старине. Не в силах справиться с собой, Татьяна прерывает рассказ няни и решается писать Онегину о своей любви.
|
3 картина. Сад Лариных. Слышна песня девушек, которые собирают ягоды. Онегин встречает Татьяну, учтиво и сдержанно отвергает признанья ее письма, наставляет «Учитесь властвовать собой».
II действие. 4 картина. Бал в доме Лариных по случаю именин Татьяны. Гости танцуют и веселяться. Гувернер француз Трике поет поздравительные куплеты. Онегин, раздраженный провинциальной рутиной и сплетнями, назло Ленскому ухаживает за Ольгой. Веселье неожиданно прерывается ссорой Ленского с Онегиным. Ленский вызывает Онегина на дуэль.
5 картина. Зимнее утро. Ленский с секундантом ждут Онегина. Ленский, томимый мрачными предчувствиями, размышляет о своей судьбе, вспоминает о любви. Появляется Онегин. Нелепость ссоры ясна, но друзья не в силах переступить обиду и примириться. На дуэли Онегин, сам того не желая, убивает Ленского.
III действие. 6 картина. Бал в Петербурге. Среди гостей – вернувшийся из путешествия Онегин. Он неожиданно встречает Татьяну, теперь уже – княгиню Гремину, жену знатного и богатого вельможи. В душе Онегина вспыхивает любовь.
7 картина. Дом Греминых. Татьяна читает письмо Онегина с признаниями в любви, грустит, вспоминает прошлое. Внезапно появляется Онегин, пылко говорит ей о своих чувствах, но Татьяна, верная супружескому долгу, отказывается от счастья разделенной любви.
Опера начинается с небольшого оркестрового вступления. Его задумчивая нежная тема, изложенная в виде нисходящей секвенции, является первой музыкальной характеристикой Татьяны, темой ее девичьих грез. Она будет иметь большое значение в музыкальном развитии первой и второй картин, а также появится в заключительной сцене:
Продолжая элегическое настроение вступления, дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы» передает обаяние пушкинской эпохи и написан в характере бытового романса начала XIX века. Его музыка полна задушевной мечтательности:
Затем дуэт переходит в квартет: к голосам девушек присоединяются Ларина и няня, вспоминающие «давно прошедшие года».
Ярким контрастом звучат сочиненные в народной манере песни и пляска крестьян. Сначала крестьяне поют медленную, печальную, в характере протяжной «Болят мои скоры ноженьки» (начинается за сценой); она сменяется веселой, удалой плясовой «Уж как по мосту, мосточку». Сестры по-разному реагируют на крестьянское пение: если Татьяна любит мечтать под звуки песен (в оркестре появляется ее тема из вступления), то Ольга от души веселится, повторяя плясовой напев.
|
Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» — музыкальный портрет, полный детской радости, простодушия и шаловливости, с которой она подшучивает над задумчивостью Татьяны и ее романтическими вздохами:
Приезд Ленского и Онегина продолжает экспозицию главных действующих лиц оперы. Квартет Татьяны, Ольги, Ленского и Онегина на мгновение останавливает развитие событий и передает душевное состояние каждого из героев, несходство их взглядов и характеров.
Образ юного поэта ярче всего раскрывается в ариозо Ленского «Я люблю вас». Его гибкая взволнованная мелодия звучит светло и восторженно, она полна счастливых надежд:
Картина вторая наиболее полно раскрывает образ главной героини. Картина имеет трехчастную композицию: диалоги с няней обрамляют центральный раздел — сцену письма.
Эта сцена, с которой Чайковский начал сочинять оперу, раскрывает всю глубину переживаний героини, тайники ее души. Сцена представляет собой монолог, состоящий из четырех эпизодов с кодой, и начинается с полнозвучного, страстного оркестрового вступления. Первый раздел — небольшое ариозо «Пускай погибну я» выражает решимость Татьяны признаться в своих чувствах:
Во втором разделе сцены («Я к Вам пишу») переплетаются проникновенная лирическая тема письма у солирующего гобоя и трогательные декламационные интонации вокальной партии:
Кульминационный раздел сцены – заключительный, построенный на восторженной теме обращения к Онегину («Кто ты – мой ангел ли хранитель?»):
Начиная с третьей картины драматическое развитие сюжета оперы строится на столкновении, «жизненном поединке» (по определению Б. Асафьева) Татьяны, Ленского и Онегина.
Сцена свидания Татьяны и Онегина обрамлена хором «Девицы, красавицы». Нежная пасторальная музыка оттеняет глубину переживаний Татьяны.
|
Умеренно скоро
Ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел» — учтивое наставление Татьяне — звучит уверенно и неторопливо.
Картина четвертая. Бал открывает веселый беззаботный вальс, на фоне которого слышится хор гостей, радующихся празднику. Провинциально неловкое, но искреннее поздравление героине звучит в куплетах Трике (француза-гувернера). Музыка энергичной мазурки переходит в драматичную сцену первого столкновения Ленского и Онегина. Финал четвертой картины начинается с ариозо Ленско го «В вашем доме» - светлого воспоминания о невозвратно ушедшем счастье. Чистота и искренность чувства сменяются настроением горького упрека. Ариозо переходит в ансамбль и хор. Вызов на дуэль и всеобщее смятение завершают картину.
Картина пятая — первая кульминация оперы и трагическая развязка драмы Ленского. Оркестровое вступление открывается мрачными, напряженными аккордами, предвосхищающими исход поединка. Наиболее полно красота душевного мира юного поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепетная любовь к Ольге и предчувствие гибели раскрываются в арии Ленского. Она открывается выразительным речитативом «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?». Основная тема арии «Что день грядущий мне готовит?» - одна из выразительнейших мелодий русской оперы.
Сцена поединка начинается с дуэта Ленского и Онегина «Враги», который построен в форме канона: мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход.
Картина шестая начинается блестящим парадным полонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» обрисовывает благородный облик князя и дает нам представление о новом облике Татьяны — приветливо-сдержанной и величаво-прекрасной княгини Греминой.
В ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» решительно изменяется его образ; в его сердце вспыхивает страстная любовь к Татьяне. Его музыкальная речь становится горячей, порывистой и строится на теме Татьяны из сцены письма («Пускай погибну я»).
Картина седьмая — вторая драматическая кульминация оперы. В оркестровом вступлении печальная элегическая тема выражает скорбные мысли Татьяны. Во время монолога Татьяны, читающей письмо Онегина, в оркестре, как воспоминание о юности, звучит тема ее девичьих грез. Размышления Татьяны прерывает бурное появление Онегина. Их сцена-диалог — последнее объяснение героев, полное эмоциональных контрастов; оно передает сложную борьбу их чувств, стремление к счастью и невозможность его достижения. Ариозные эпизоды — высказывания Татьяны и Онегина — сменяют друг друга. В музыкальном развитии сцены краткой выразительной остановкой становится дуэт-элегия «Счастье было так возможно, так близко», лирическая мелодия которого близка темам Татьяны и Ленского.
|
Последнее обращение Онегина к Татьяне «О, не гони! меня ты любишь!», полное мольбы и страсти, звучит в ми миноре (тональность предсмертной арии Ленского), подчеркивая трагическую обреченность чувств и судеб героев.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!