П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин»

2021-02-05 216
П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С юности Чайковский страстно любил театр. Театр при­тягивал и пленял воображение композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и тем самым воздейство­вать на сердца людей. Неудивительно, что опера стала его любимейшим жанром. Для своих произведений Чайков­ский стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я».

«Евгений Онегин» – первая вершина оперного творчества Чайковского, итог московского периода. Сочинение оперы было начато в 1877 г., идею обратиться к роману Пушкина подсказала певица Елизавета Лавровская.

В письме к брату, Модесту Ильичу ком­позитор рассказывал: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разго­вор зашел о сюжетах для оперы... Лизавета Андреевна мол­чала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне ди­кой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда ре­шился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел со­вершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».

В составлении либретто принимал участие друг композитора, ли­тератор Константин Шиловский.

В своем романе в стихах Пушкин создал многогранный портрет современной ему эпохи, ее нравов и обычаев; Бе­линский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией рус­ской жизни». Но композитора в первую очередь привлека­ла лирическая драма героев — и именно она заняла цент­ральное место в опере, которую автор назвал «лирическими сценами».

Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, силу любви Татьяны. Сохранив в ос­новном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в обли­ке Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторжен­ность чувств и искренность души. Чайковский подчеркивает душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объеди­няет общими интонациями. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.

Музыкальный язык оперы тесно связан с характерны­ми особенностями русского лирического романса. Важной чертой оперного стиля Чайковского является диалог голоса и оркестра, состоящий в частых переходах темы из вокальной партии в оркестр, который «досказыва­ет» речь героев. Типичным является и прием «рождения» вокальной мелодии из инструментальной темы.

В исполнении оперы композитор стремился достичь наи­большей искренности и простоты, поэтому постановка «Ев­гения Онегина» была по желанию автора осуществлена си­лами студентов Московской консерватории. Премьера со­стоялась 17 марта 1879 года под руководством Н. Г. Рубин­штейна.

В опере семь картин (три действия).

Краткое содержание

I действие. 1 картина. Усадьба Лариных. Сестры Татьяна и Ольга поют дуэт. Слушая пение дочерей, Ларина-мать в беседе с няней вспоминает мечты молодости. Приходят крестьяне поздравить барыню с окончанием уборки урожая. Их песни и пляски привлекают внимание сестер: Ольга посмеивается над мечтательностью Татьяны. Приезжают жених Ольги Ленский и его друг Онегин. Ленский объясняется в любви Ольге, Татьяна беседует с Онегиным.

2 картина. Комната Татьяны. Встревоженная вспыхнувшим чувством, девушка просит няню рассказать ей о своей молодости, о старине. Не в силах справиться с собой, Татьяна прерывает рассказ няни и решается писать Онегину о своей любви.

3 картина. Сад Лариных. Слышна песня девушек, которые собирают ягоды. Онегин встречает Татьяну, учтиво и сдержанно отвергает признанья ее письма, наставляет «Учитесь властвовать собой».

II действие. 4 картина. Бал в доме Лариных по случаю именин Татьяны. Гости танцуют и веселяться. Гувернер француз Трике поет поздравительные куплеты. Онегин, раздраженный провинциальной рутиной и сплетнями, назло Ленскому ухаживает за Ольгой. Веселье неожиданно прерывается ссорой Ленского с Онегиным. Ленский вызывает Онегина на дуэль.

5 картина. Зимнее утро. Ленский с секундантом ждут Онегина. Ленский, томимый мрачными предчувствиями, размышляет о своей судьбе, вспоминает о любви. Появляется Онегин. Нелепость ссоры ясна, но друзья не в силах переступить обиду и примириться. На дуэли Онегин, сам того не желая, убивает Ленского.

III действие. 6 картина. Бал в Петербурге. Среди гостей – вернувшийся из путешествия Онегин. Он неожиданно встречает Татьяну, теперь уже – княгиню Гремину, жену знатного и богатого вельможи. В душе Онегина вспыхивает любовь.

7 картина. Дом Греминых. Татьяна читает письмо Онегина с признаниями в любви, грустит, вспоминает прошлое. Внезапно появляется Онегин, пылко говорит ей о своих чувствах, но Татьяна, верная супружескому долгу, отказывается от счастья разделенной любви.

 

Опера начинается с небольшого оркест­рового вступления. Его задумчивая нежная тема, изложен­ная в виде нисходящей секвенции, является первой музы­кальной характеристикой Татьяны, темой ее девичьих грез. Она будет иметь большое значение в музыкальном разви­тии первой и второй картин, а также появится в заключи­тельной сцене:

 

Продолжая элегическое настроение вступления, дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы» передает обаяние пушкинской эпохи и написан в характере бытового романса начала XIX века. Его музыка полна заду­шевной мечтательности:

Затем дуэт переходит в квартет: к голосам девушек присоединяются Ларина и няня, вспоминающие «давно про­шедшие года».

Ярким контрастом звучат сочиненные в народной манере песни и пляска крестьян. Сначала кресть­яне поют медленную, печальную, в характере протяжной «Болят мои скоры ноженьки» (начинается за сценой); она сменяется веселой, удалой плясовой «Уж как по мосту, мо­сточку». Сестры по-разному реагируют на крестьянское пение: если Татьяна любит меч­тать под звуки песен (в оркестре появляется ее тема из вступ­ления), то Ольга от души веселится, повторяя плясовой на­пев.

Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» — музы­кальный портрет, полный детской радости, простодушия и шаловливости, с которой она подшучивает над задумчиво­стью Татьяны и ее романтическими вздохами:

 

Приезд Ленского и Онегина продолжает экспозицию главных действующих лиц оперы. Квартет Татьяны, Ольги, Ленского и Онегина на мгновение останавливает развитие событий и передает душевное состояние каждого из героев, несходство их взглядов и характеров.

Образ юного поэта ярче всего раскрывается в ариозо Ленского «Я люблю вас». Его гибкая взволнован­ная мелодия звучит светло и восторженно, она полна счастливых надежд:

Картина вторая наиболее полно раскрывает образ глав­ной героини. Картина имеет трехчастную композицию: диалоги с няней обрамляют центральный раздел — сцену письма.

Эта сцена, с которой Чайковский начал сочинять оперу, раскрывает всю глубину переживаний героини, тай­ники ее души. Сцена представляет собой монолог, состо­ящий из четырех эпизодов с кодой, и начинается с полнозвучного, страстного оркестро­вого вступления. Первый раздел — небольшое ариозо «Пускай погибну я» выражает решимость Татьяны признаться в своих чувствах:

Во втором разделе сцены («Я к Вам пишу») переплета­ются проникновенная лирическая тема письма у солиру­ющего гобоя и трогательные декламационные интонации вокальной партии:

  

Кульминационный раздел сцены – заключительный, построенный на восторженной теме обращения к Онегину («Кто ты – мой ангел ли хранитель?»):

 

Начиная с третьей картины драматическое развитие сю­жета оперы строится на столкновении, «жизненном поедин­ке» (по определению Б. Асафьева) Татьяны, Ленского и Оне­гина.

Сцена свидания Татьяны и Онегина обрамлена хором «Девицы, красавицы». Нежная пасторальная музыка оттеняет глубину переживаний Татьяны.

Умеренно скоро

 

 

Ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел» — учтивое наставление Татья­не — звучит уверенно и неторопливо.

     

Картина четвертая. Бал открывает веселый без­заботный вальс, на фоне которого слышится хор гостей, радующихся празднику. Провинциально неловкое, но искреннее поздравление героине звучит в куплетах Трике (француза-гувернера). Музыка энергичной мазурки переходит в драматичную сцену первого столкновения Ленского и Онегина. Финал четвертой картины начинается с ариозо Ленско го «В вашем доме» - светлого воспоминания о невозврат­но ушедшем счастье. Чистота и искренность чувства сменяются настроением горького упрека. Ариозо переходит в ансамбль и хор. Вызов на дуэль и все­общее смятение завершают картину.

 

Картина пятая — первая кульминация оперы и тра­гическая развязка драмы Ленского. Оркестровое вступле­ние открывается мрачными, напряженными аккордами, предвосхищающими исход поединка. Наиболее полно красота душевного мира юно­го поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепет­ная любовь к Ольге и предчувствие гибели раскрываются в арии Ленского. Она открывается выразительным речитативом «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?». Основная тема арии «Что день грядущий мне готовит?» - одна из выразительнейших мелодий русской оперы.

 

 

Сцена поединка начинается с дуэта Ленского и Онегина «Враги», который построен в форме канона: мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход.

 

Картина шестая начинается блестящим парадным по­лонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» обрисовывает благородный облик князя и дает нам представление о новом облике Татьяны — приветливо-сдер­жанной и величаво-прекрасной княгини Греминой.

В ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» решительно изме­няется его образ; в его сердце вспыхивает страстная любовь к Татьяне. Его музыкальная речь становится горячей, поры­вистой и строится на теме Татьяны из сцены письма («Пускай погибну я»).

Картина седьмая — вторая драматическая кульмина­ция оперы. В оркестровом вступлении печальная элегиче­ская тема выражает скорбные мысли Татьяны. Во время монолога Татьяны, читающей письмо Онегина, в оркестре, как воспоминание о юности, звучит тема ее девичьих грез. Размышления Татьяны прерывает бурное появление Онеги­на. Их сцена-диалог — последнее объяснение героев, пол­ное эмоциональных контрастов; оно передает сложную борьбу их чувств, стремление к счастью и невозможность его дости­жения. Ариозные эпизоды — высказывания Татьяны и Оне­гина — сменяют друг друга. В музыкальном развитии сце­ны краткой выразительной остановкой становится дуэт-элегия «Счастье было так возможно, так близко», лириче­ская мелодия которого близка темам Татьяны и Ленского.

Последнее обращение Онегина к Татьяне «О, не гони! меня ты любишь!», полное мольбы и страсти, звучит в ми мино­ре (тональность предсмертной арии Ленского), под­черкивая трагическую обреченность чувств и судеб героев.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.