Специальная серия экспериментов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Специальная серия экспериментов

2021-02-01 82
Специальная серия экспериментов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи творческого типа (возможность нахождения различных решений).

Инструкция – неопределенная, о конкретном количестве решений не упоминалось. Использовался прием подсказок.

Результаты: введение своеобразной мотивации влияет на процесс порождения новых целей.

Т.о. в основе конечной продуктивности деятельности лежит продуктивность самого процесса целеобразования.

 

Один из механизмов повышения продуктивности конечных решений задач – это самостоятельная постановка человеком дополнительных целей относительно числа решений и их особенностей под влиянием значимых мотивов.

 

В других исследованиях Богданова выяснила, что мотивация существенно определяет количественные и качественные особенности процессов целеобразования.

 

13. Мышление и целеобразование.

 

Проблема целеобразования в психологии

Действия – это особые процессы, подчиненные осознанному предвосхищению будущего результата действия, косвенно связанному с мотивом деятельности. Это предвосхищение и есть цель.

1. Цели и результат действия. Действия классифицируются на успешные и неуспешные. В успешном случае имеет место процесс порождения и результатов, не входивших в поставленную и реализованную цель, результат действия всегда содержит в себе новое по отношению к цели.

В действии необходимо выделять не только различные результаты, но и разные цели (иерархия целей).

2. Психическое отражение будущих результатов действия в форме цели. Чаще всего цель описывают как представление будущего результата, но цель не единственная форма отражения будущего результата.

При недостаточности словесного описания цели необходимо различать значение цели операциональный смысл цели – конкретное значение, которое выбирает сам испытуемый из множества возможных значений

3. Цели и мотивы. Сам образ будущего результата еще не образует цели, он становится ею, лишь связываясь с потребностно-мотивационной сферой.

В зависимости от мотивов, с которыми связывается цель, она приобретает личностный смысл. Классификация потребностей может быть использована как одно из оснований для классификации целей, которые могут возникать на основе этих потребностей.

Возможно различное отношение одной и той же цели к разным мотивам в условиях полимотивированной деятельности. В случае разной направленности мотивов имеет место целеобразование в конфликтной ситуации.

Осознание мотивов может иметь двоякие следствия:

· Возникновение мотивов-целей

· Возникновение целей-антимотивов: возможность появления новых целей, направленных против актуальных потребностей, создают иерархические отношения в потребностно-мотивационной сфере.

Отношения цели и установки: установка замещается целью, когда

· Действие установочных механизмов оказывается недостаточным

· Установка определяет избирательность по отношению к возможным целям

· Установка может быть продуктом трансформации целей (образование намерений как результат принятого решения)

4. Цели и осознание. Осознанность целенаправленного действия может быть охарактеризована по нескольким параметрам:

· осознание достигнутого предметного результата

· осознанный характер предвосхощения будущего результата

· дополнительное осознание некоторых побочных последствий

· осознание отношения цели к объективной ситуации

· осознание отношения цели к потребностям

· осознание отношения цели к способностям

· осознание процесса целеобразования

Характеристики целеобразования

1. Предпосылки возникновения новых целей в индивидуальной деятельности. Такими предпосылками являются:

· возникновение новых потребностей и мотивов,

· усвоение новых знаний о возможных целях,

· получение новых требований к действию,

· возникновение новых результатов индивидуальных действий,

· недостижение предвосхищавшихся результатов,

· появление новых неосознаваемых предвосхищений будущих результатов действий.

2. Превращение полученного требования в цель. Это один из распространенных вариантов целеобразования. Все цели когда-то были выработаны индивидами. Общественные цели не являются суммой индивидуальных. Усвоение индивидом неиндивидуальных целей характеризуется избирательностью, определяющейся, в частности, имеющимся личным опытом.

3. Выбор одного из имеющихся требований. Социальный опыт противоречив, поэтому возникают несовпаающие, а иногда и просто несовместимые цели. Избирательность еще более выражена при усвоении целей – требований, чем при усвоении приемов умственной деятельности и понятий.

Условия, определяющие принятие субъектом требований как основы для формирования целей:

Связь с актуальной потребностью

Цель как средство разрешения конфликта двух противоположных потребностей.

Цели возникают только на основе заданий, расположенных в определенной зоне трудности.

4. Произвольное и непроизвольное целеобразование.

· Непроизвольное: пример: возникновение гностичеких целей в проблемной ситуации. Связано с самостоятельным переходом от непроизвольных к произвольным процессам. Выступает как процесс.

· Произвольное: пример: создание целей для других людей в условиях совместной деятельности. Означает дифференциацию 2 уровней:

Ø Подчинение процессов некоторой задаче.

Ø Сознательный отбор и формирование самих задач с образованием иерархии задач.

Целеобразование становится самостоятельной деятельностью, когда задача генерировать цели связывается с самостоятельным мотивом.

Т.о. целеобразование выступает в 3 формах:

Ø Как процесс

Ø Как действие

Ø Как деятельность.

Приемы целеобразования:

· Развертывание гностических процессов осмысливания ситуации

· Оттягивание окончательного приема решения о цели

· Условное принятие цели

· Обращение за советом…

5. Временная динамика целеобразования. Образование цели может носить характер развернутого во времени процесса. Существует предварительная и окончательная постановка цели, которые не всегда совпадают. Существенным параметром временной динамики цели являются изменения последующих целей в зависимости от результатов и целей предыдущих целей.

Процесс целеобразования усложняется с различением реальных и идеальных целей. После достижения идеальной цели часто устанавливается новая идеальная цель, выходящая за предел данной деятельности.

При формировании последовательности целей каждая цель сравнивается с предыдущими целями и предыдущими результатами.

6. Стандартные и нестандартные цели. Различение нужно для внесения уточнения в характеристику продуктивности действия. При достижении нестандартных целей действие имеет двойную продуктивность.

7. Психологические механизмы целеобразования. Кроме уже отмеченных выделяют:

· превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании

· превращение побочных результатов действия в цель через связь с мотивом и осознание результата

· преобразование неосонаваемых результатов в осознанные

· выделение промежуточных целей, обусловленное препятствиями, совестной практической деятельностью, соотнесенностью предмета с несколькими потребностями, частичным удовлетворением потребности ее предметом.

 

Мотивы и целеобразование

Наличие мотива является условием достижения цели.

Личностный смысл – это форма презентации субъекту как самой цели, так и хода ее достижения.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.