Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-02-01 | 82 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Задачи творческого типа (возможность нахождения различных решений).
Инструкция – неопределенная, о конкретном количестве решений не упоминалось. Использовался прием подсказок.
Результаты: введение своеобразной мотивации влияет на процесс порождения новых целей.
Т.о. в основе конечной продуктивности деятельности лежит продуктивность самого процесса целеобразования.
Один из механизмов повышения продуктивности конечных решений задач – это самостоятельная постановка человеком дополнительных целей относительно числа решений и их особенностей под влиянием значимых мотивов.
В других исследованиях Богданова выяснила, что мотивация существенно определяет количественные и качественные особенности процессов целеобразования.
13. Мышление и целеобразование.
Проблема целеобразования в психологии
Действия – это особые процессы, подчиненные осознанному предвосхищению будущего результата действия, косвенно связанному с мотивом деятельности. Это предвосхищение и есть цель.
1. Цели и результат действия. Действия классифицируются на успешные и неуспешные. В успешном случае имеет место процесс порождения и результатов, не входивших в поставленную и реализованную цель, результат действия всегда содержит в себе новое по отношению к цели.
В действии необходимо выделять не только различные результаты, но и разные цели (иерархия целей).
2. Психическое отражение будущих результатов действия в форме цели. Чаще всего цель описывают как представление будущего результата, но цель не единственная форма отражения будущего результата.
При недостаточности словесного описания цели необходимо различать значение цели операциональный смысл цели – конкретное значение, которое выбирает сам испытуемый из множества возможных значений
3. Цели и мотивы. Сам образ будущего результата еще не образует цели, он становится ею, лишь связываясь с потребностно-мотивационной сферой.
В зависимости от мотивов, с которыми связывается цель, она приобретает личностный смысл. Классификация потребностей может быть использована как одно из оснований для классификации целей, которые могут возникать на основе этих потребностей.
Возможно различное отношение одной и той же цели к разным мотивам в условиях полимотивированной деятельности. В случае разной направленности мотивов имеет место целеобразование в конфликтной ситуации.
Осознание мотивов может иметь двоякие следствия:
· Возникновение мотивов-целей
· Возникновение целей-антимотивов: возможность появления новых целей, направленных против актуальных потребностей, создают иерархические отношения в потребностно-мотивационной сфере.
Отношения цели и установки: установка замещается целью, когда
· Действие установочных механизмов оказывается недостаточным
· Установка определяет избирательность по отношению к возможным целям
· Установка может быть продуктом трансформации целей (образование намерений как результат принятого решения)
4. Цели и осознание. Осознанность целенаправленного действия может быть охарактеризована по нескольким параметрам:
· осознание достигнутого предметного результата
· осознанный характер предвосхощения будущего результата
· дополнительное осознание некоторых побочных последствий
· осознание отношения цели к объективной ситуации
· осознание отношения цели к потребностям
· осознание отношения цели к способностям
· осознание процесса целеобразования
Характеристики целеобразования
1. Предпосылки возникновения новых целей в индивидуальной деятельности. Такими предпосылками являются:
· возникновение новых потребностей и мотивов,
· усвоение новых знаний о возможных целях,
· получение новых требований к действию,
· возникновение новых результатов индивидуальных действий,
· недостижение предвосхищавшихся результатов,
· появление новых неосознаваемых предвосхищений будущих результатов действий.
2. Превращение полученного требования в цель. Это один из распространенных вариантов целеобразования. Все цели когда-то были выработаны индивидами. Общественные цели не являются суммой индивидуальных. Усвоение индивидом неиндивидуальных целей характеризуется избирательностью, определяющейся, в частности, имеющимся личным опытом.
3. Выбор одного из имеющихся требований. Социальный опыт противоречив, поэтому возникают несовпаающие, а иногда и просто несовместимые цели. Избирательность еще более выражена при усвоении целей – требований, чем при усвоении приемов умственной деятельности и понятий.
Условия, определяющие принятие субъектом требований как основы для формирования целей:
Связь с актуальной потребностью
Цель как средство разрешения конфликта двух противоположных потребностей.
Цели возникают только на основе заданий, расположенных в определенной зоне трудности.
4. Произвольное и непроизвольное целеобразование.
· Непроизвольное: пример: возникновение гностичеких целей в проблемной ситуации. Связано с самостоятельным переходом от непроизвольных к произвольным процессам. Выступает как процесс.
· Произвольное: пример: создание целей для других людей в условиях совместной деятельности. Означает дифференциацию 2 уровней:
Ø Подчинение процессов некоторой задаче.
Ø Сознательный отбор и формирование самих задач с образованием иерархии задач.
Целеобразование становится самостоятельной деятельностью, когда задача генерировать цели связывается с самостоятельным мотивом.
Т.о. целеобразование выступает в 3 формах:
Ø Как процесс
Ø Как действие
Ø Как деятельность.
Приемы целеобразования:
· Развертывание гностических процессов осмысливания ситуации
· Оттягивание окончательного приема решения о цели
· Условное принятие цели
· Обращение за советом…
5. Временная динамика целеобразования. Образование цели может носить характер развернутого во времени процесса. Существует предварительная и окончательная постановка цели, которые не всегда совпадают. Существенным параметром временной динамики цели являются изменения последующих целей в зависимости от результатов и целей предыдущих целей.
Процесс целеобразования усложняется с различением реальных и идеальных целей. После достижения идеальной цели часто устанавливается новая идеальная цель, выходящая за предел данной деятельности.
При формировании последовательности целей каждая цель сравнивается с предыдущими целями и предыдущими результатами.
6. Стандартные и нестандартные цели. Различение нужно для внесения уточнения в характеристику продуктивности действия. При достижении нестандартных целей действие имеет двойную продуктивность.
7. Психологические механизмы целеобразования. Кроме уже отмеченных выделяют:
· превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании
· превращение побочных результатов действия в цель через связь с мотивом и осознание результата
· преобразование неосонаваемых результатов в осознанные
· выделение промежуточных целей, обусловленное препятствиями, совестной практической деятельностью, соотнесенностью предмета с несколькими потребностями, частичным удовлетворением потребности ее предметом.
Мотивы и целеобразование
Наличие мотива является условием достижения цели.
Личностный смысл – это форма презентации субъекту как самой цели, так и хода ее достижения.
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!