История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-02-01 | 91 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Решение одних и тех же задач.
3 ситуации эксперимента:
ü Выполнение нейтральной инструкции (решите предложенную вам задачу)
ü Решение в ситуации соревнования
ü Решение в ситуации «исследования умственных способностей»
Результаты:
Наблюдается закономерное повышение продуктивности решения задач как результат включения их в деятельность, регулируемую высокозначимыми для человека мотивами.
Эксперимент Корниловой
Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них проявляются особенности мотивации мышления.
Задача из книги Де Боно «Нешаблонной мышление» о купце, его дочери и ростовщике (камешки с дорожки).
Чтобы отношения испытуемых к ситуации были разные, варьировались
ü Форма предъявления задачи (текст, схема, рисунок)
ü Инструкция
ü Формулировка вопроса
Отношение к задаче фиксировалось до и после решения задачи.
Результаты:
Оценка задачи как интересной положительно влияет на ее последующее решение и наоборот.
Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отношение к задаче, активность этого отношения.
Отношение к задаче формируется од влиянием:
ü Формы предъявления задачи испытуемому
ü Характер инструкций
ü Характер вопросов
В ходе решения задачи познавательные мотивы не просто взаимодействуют с внешними мотивами, но имеют свою собственную логику развития в ходе решения задачи. Обнаружение несоответствия используемых способов действия условиям задачи, разрыв между условиями и требованиями задачи, противоречие между исходным и искомым, отношения между предыдущими и последующими целями при их последовательном достижении – все это внутренний источник развития мотивации в ходе решения задачи.
Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы.
Решение задачи – это всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.
Мотивы и целеобразование
Наличие мотива является условием достижения цели.
Личностный смысл – это форма презентации субъекту как самой цели, так и хода ее достижения.
Исследование Т.Г.Богдановой.
Гипотеза: существование структурирующей функции мотива.
Материал: мыслительная деятельность, рассматриваемая как единство и взаимодействие процессов смыслообразования и целеобразования.
В деятельности человека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условия ршения задачт. Промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Отсюда замысел исследования: варьируя мотивацию, проследимть структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.
Методика: ситуации 2 типов:
· Ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспериментатора
· Ситуация «исследования умственной одаренности» (условия для формирования мотивации престижного плана)
В соответствии с этим 2 серии экспериментов.
Для изучения процессов порождения промежуточных целей – методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербальной активности испытуемых.
Испытуемых.
Задача: «Четыре квадрата», двухфазная задача.
Т.о. методика создает возможность изучения порождения промежуточных целей, а включение решения в различные мотивационные ситуации поможет выяснить, какие структурные изменения происходят в мыслительной деятельности под влиянием различной мотивации.
Фиксируемые показатели:
Вербально сформулированные промежуточные цели
Словесные оценки испытуемыми этих целей при сопосотавлении с общей целью
Время и количество фиксаций
Время работы глаза с элементами, вошедшими в состав промежуточных целей…
Результаты и их обсуждение:
В деятельности испытуемых имеют место промежуточные цели, которые формируются в процессе решения задачи. Промежуточные цели возникают на разных этапах решения и играют по отношению к общей цели подчиненную роль. Процесс выдвижения промежуточных целей регулируется общей целью, но на определенном этапе решения промежуточная цель имеет самостоятельное значение.
Одно из наиболее существенных различий при решении задач в ситуациях с более или менее значимой мотивацией – это тенденция к большему отражению в речевом плане процесса решения задачи и к формулированию промежуточных целей.
В основе взаимодействия вербализованных и невербализованных компонентов в процессе формирования промежуточных целей лежит постоянная смена их функций. Некоторые результаты действий превращаются в регулирующие факторы последующих действий. В зависимости от включения решения задачи в ситуации с разной мотивацией изменяется и соотношение двух уровней деятельности – при формулировании промежуточных целей в ситуации с более значимой мотивацией требуется больший объем подготовительной невербализованной работы или же необходим анализ преобразований наличной ситуации на двух уровнях.
Работа с элементами, входящими в состав промежуточных целей, начинается задолго до того момента, когда она высказывается в словесной форме.
Введение решения задач в ситуации с различной мотивацией оказывает своеобразное влияние на промежуточные цели и процесс их образования.
Выводы: проведенное исследование подтвердило гипотезу о существовании структурирующей функции мотива. Структурирующее влияние проявляется:
· В продуктивности процесса образования промежуточных целей
· В стратегии невербализованного поиска
· В степени выраженности процесса решения задач в вербальном плане
· В степени критичности по отношению к промежуточным результатам деятельности на основе соотнесения преобразований с общей целью
· В характере процесса порождения промежуточных целей
Т.о. от мотива зависят степень развернутости вербализованной и невербализованной активности испытуемых, соотношение этих уровней, степень выраженности и особенности порождения таких новообразований, какими являются промежуточные цели.
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!